Социо-культурные условия и основные направления в развитии современного образовательного процесса в высшей школе Светлана Александровна Курносова, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Advertisements

Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Транксрипт:

Социо-культурные условия и основные направления в развитии современного образовательного процесса в высшей школе Светлана Александровна Курносова, кандидат пед.наук, доцент

Основные противоречия кризисного состояния мировых образовательных систем Большой разрыв между числом людей, желающих получить качественное образование и имеющих возможность его получить Образование в содержательном плане не успевает следовать за быстро меняющимися технологиями, научными открытиями. Системы образования консервативны. Инертность образовательных систем приводит к тому, что они слишком медленно меняют свой внутренний уклад Существует острый недостаток финансовых средств Инертность самих граждан и общества в целом является грузом установившихся традиций

Социокультурные трансформации - техногенные и социогенные катастрофы привели к императиву выживания; - новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта. Человеческие качества – самый важный ресурс развития, и умения ими пользоваться – задача всех сфер жизни и науки, педагогики в том числе; требования; - демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования); - плюрализм политический, идеологический культурологический, религиозный, педагогический; - возвращение религиозности, церковности;

Основные проблемы, которые необходимо решить, чтобы образование стало решающим фактором прогресса Разрешить противоречие между невиданным развитием знаний, в том числе в таких областях как познание самого себя, средства обеспечения физического, психического и нравственного здоровья и возможностью их усвоения Обеспечить обучение, ориентированное на познание и сохранение окружающей среды

Педагогическая некомпетентность научный нигилизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, в лучшем случае – предметно; -эмпиризм большинства учителей, недостаточная востребованность научных достижений – психологии, социологии, педагогики.

Проблемы и пути их решения Качество обучения не соответствует современным требованиям Прагматическая ориентация обучения в ущерб развитию личности Недостаточная доступность качественного образования для широких масс населения Новая философия опережающего образования (фундаментализация образования; интеграция естественно-научного и гуманитарного образования; инновационное обучение (ядро образования должно лежать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики») Развивающее образование (гуманистическая ориентация; обучение на основе активных технологий; креативные информационные технологии) Информационная поддержка образования ( дистанционное обучение; доступные базы данных ;телекоммуникационные технологии)

Современная дидактическая концепция. Структура процесса обучения.

Дидактика – теория процесса обучения Научно-теоретическая функция дидактики – выявление структурных и содержательных элементов ПО, исследование закономерностей их развития. Нормативно-прикладная функция дидактики – дать рекомендации для решения практических проблем.

Задачи дидактики высшей школы Выявление закономерностей обучения и на их основе выделение принципов обучения в высшей школе; Обоснование специфических целей высшего образования; Обоснование социальных функций образования; Разработка содержания высшего профессионального образования, нормативных документов, определяющих его (стандарты); Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе; Модернизация существующих, разработка и внедрение новых образовательных технологий.

Основу современной дидактической концепции составляют Личностно-ориентированная стратегия обучения и воспитания Деятельностный подход к обучению и воспитанию Системный подход к проектированию процесса обучения

Личностно-ориентированное обучение это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание студента основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования - в общем виде это: развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления субъектного опыта студента, его направленного развития в процессе обучения.

В соответствии с концепцией личностно-ориентированного обучения образовательный процесс выполняет Воспитательную функцию Образовательную функцию Социальную функцию Развивающую функцию Здоровьесберегающую функцию Функцию социальной защиты Функцию трансляции культуры

Категория «обучение» Обучение – это специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и студентов с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков, т.е. общей ориентировочной основы деятельности, формирования мировоззрения и развития личностных качеств. (Ю.К.Бабанский) Обучение – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.(П. и пс. В.Ш./под ред.С.И. Самыгина)

Структура процесса обучения Деятельность преподавателя Деятельность студента Содержание образования (элементы социального опыта)

Структура ПО (с позиций системного подхода) Цель преподавателя Цель студента Мотивация Содержание образования Методы обучения Средства обучения Организацион. Формы обучения Контроль и оценка результатов учебной деятельности

Репродуктивный вариант обучения 1.Понимание: постановка учебной задачи (преподавателем) и осознание ее студентами. Сообщение учебного материала преподавателем и восприятие его студентами. Осмысление учебного материала (установление связей с прошлым материалом, выделение главного) 2.Усвоение: запоминание, воспроизведение 3.Овладение: применение по образцу, применение самостоятельно в стандартной ситуации, творческое применение?

Продуктивный вариант обучения 1.Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи. 2.Анализ условия задачи. 3.Воспроизведение, актуализация уже имеющихся или восполнение недостающих знаний, необходимых для решения задачи. 4.Прогнозирование процесса и результатов, формулирование гипотезы. 5.Составление плана, проекта, программы действий. Ориентировочный этап 1.Попытки решения задачи на основе известных способов. 2.Переконструирование плана решения, нахождение нового способа действий Исполнительский этап 1.Решение задачи новыми способами. 2.Проверка решения. 3.Введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему. 4.Выход на новые проблемы. Контрольно- систематизирующий этап.

Технологичный подход к обучению: сущность, теоретико-методологические основы

Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (это определение к научной области) Ведущие категориальные понятия: «педагогическая технология», «педагогическое проектирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема».

Педагогическая технология как прикладная наука Технические науки: системотехника эргономика сетевое планирование техническая эстетика «Техника - человек» Гуманитарные науки: педагогика Психология «Человек - человек»

Технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно новых задач. Необходимость технологизации педагогической деятельности обоснована в работах В.П. Беспалько. Он пишет: «любая деятельность может либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала»

Истоки технологизации обучения Технологии в обучении Технизация обучающей среды Информационно- коммуникационные технологии Технология обучения Программированное обучение (идея управляемости обучением) Технологичный процесс обучения

Технологичный процесс обучения главная признак – гарантированное получение результатов обучения посредством управления учебной деятельностью обучаемых (блок-схема) Обобщенные цели ПО – социальный заказ Конкретные цели обучения в пед. системе Организация процесса обучения Контроль и оценка результатов обучения

Особенность технологичного подхода к образовательному процессу Самая главная особенность – обращается внимание на постановку конкретных учебных целей, их уточнение, требование к цели – она должна быть диагностичной. Процесс обучения подразумевает подготовку учебных (обучающих) материалов, доступных студентам, организацию учебной деятельности студентов, подбор форм, методов и средств достижения целей. Подбор критериев оценки результатов, эти критерии должны быть заложены в самой цели обучения, оценка текущих результатов учебной деятельности. Оперативная обратная связь – весь ход обучения подчинен целям, они оперативно корректируются на каждом шаге обучения.

Понятие «педагогическая технология» Педагогическая технология систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (определение, зафиксированное в документах Юнеско). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А.Чошанов). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студентов. (В.М.Монахов).

Отличие понятий «методика» и «технология» 1.Организованное, целенаправленное педагогическое влияние на процесс обучения. 2.Описание процесса достижения планируемых результатов обучения. т.е. целей обучения. 3.Процесс обучения, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы 4.Методологическая основа методики 5.Процессуальный, динамичный характер обучения с учетом особенностей студентов, условий обучения. 6.Ориентация на обучающихся.

Понятие «педагогическая технология» функционирует на трех уровнях Общепедагогический (обобщенные дидактические технологии) – характеризует педагогический процесс в целом на определенной ступени образования; Частнометодический- характеризует специфику методов, средств обучения для конкретной учебной дисциплины; Локальный – характеризует специфику решения конкретной педагогической задачи.

Педагогическая система Цели обучения и Организационные воспитания формы, методы, средства обучения Учащиеся Мотивация педагоги Содержание обучения Учебные помещения и воспитания условия, учебно-научная база Цели обучения и Организационные формы Воспитания обучения, методы и средства обучения Учащиеся Мотивация педагоги Содержание Учебные помещения, мате- обучения и воспитания риал. база, учебно-мет.об. абитуриенты выпускники Дидактическая задача Дидактическая технология

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление Педагогический процесс – системный объект: Имеет сложную структуру, Все элементы функционируют, подчиняясь единым закономерностям, Между элементами существует иерархия.

Системообразующим элементом выступает цель обучения ЦО= К + Кр+ Ид + Из + Оц цель конкретна: максимально конкретно описано, что должно получиться в результате обучения; цель критериальна: существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели ; цель идентифицируема: признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает); цель измеряема: признаки, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению; цель можно оценить: результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки.

Кластер элементов учебного материала Термины. Слова или фразы, употребляемые в специальном значении Факты- сведения описательной информации Понятия-это категории, через которые устанавливаются определенные закономерные связи Принципы, правила, законы, основные положения теорий (все обобщенные соотношения) - основные идеи, схемы, формулы. Принципы низшего порядка связывают друг с другом два или несколько понятий, высшего – содержат в себе несколько принципов. Процедуры - совокупность действий, которые необходимо совершить, работая с учебным материалом для выполнения практических заданий. решения задач, расчетов. (Могут быть другие элементы: процессы, структуры)

Основная организационная форма занятий в вузе - лекция Основу организации учебного процесса в вузе составляет связка лекция - семинар (практическое занятие) - индивидуальная работа студента - зачет (экзамен) Вопросы и проблемы: Какие педагогические цели преследует лекция? Как включить студентов в работу? Как «состыковать» лекцию с семинаром? Обязательна ли лекция для посещения студентов? Каковы критерии ее эффективности? А м.б. совсем отказаться?

Великие русские ученые Михаил Васильевич Остроградский (математик), Тимофей Николаевич Грановский (историк), Василий Осипович Ключевский (историк), Николай Иванович Пирогов (хирург, анатом), Дмитрий Иванович Менделеев (химик), Александр Алексеевич Лебедев (физик)- преподаватели российских вузов придавали лекции большое значение: Лекция должна оказывать нравственное воздействие на слушателей; Лекция может читаться в том случае, если лектор владеет новым научным материалом и обладает выдающимся даром слова; Лекция – это живое слово преподавателя. По своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой (1896 г. II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию)

Какой должна быть лекция XXI века Проблема совершенствования лекции связана с ответом на вопрос: В чем главный акцент лекции – обучение профессии или развитие способностей к мышлению, к самостоятельной творческой деятельности, совместимы ли эти задачи?

Лекция: «против» 1.Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем подробнее передает лекция учебный материал (лекция – дубликат учебного пособия), тем эта вероятность больше. 2.Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям. 3. Одни студенты успевают осмыслить, другие только механически записать слова лектора. Типичные реплики студентов: "Очень интересная лекция, только непонятно о чем" или "Очень умная лекция, но мы ничего не поняли" 4.В содержание лекции все труднее»затолкнуть» необходимый объем учебного материала, а он неуклонно возрастает; 5.Слаба обратная связь «преподаватель-студент», малы возможности оперативного контроля

Когда лекция необходима? Отсутствие учебных пособий по новым курсам; Новый учебный материал не нашел отражения в существующих пособиях; некоторые разделы пособий устарели; Отдельные темы курса особенно трудны для самостоятельного изучения студентами, они требуют методической переработки преподавателем; По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции, лекция необходима для их объективного освещения; Лекция незаменима, если важно личное эмоциональное влияние преподавателя с целью повлиять на формирование взглядов, мотивов, установок студентов

Лекция: «за» быстрый, экономный наиболее быстрый, экономный способ передачи комплекса знаний группе участников большой группой наиболее простой способ работы с большой группой участников при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации; новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели; отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором ;

Требования к современной лекции нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение новых терминов, использование техн. средств, дидакт. матер.

Критерии эффективности вузовской лекции Научно-содержательный критерий; Научно-методический критерий; Организационный критерий; Критерий дидактического мастерства преподавателя; Эмоционально-мотивационный критерий.

Показатели научно-содержательного критерия Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете; Содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики ее развития на ближайшие годы; Критический анализ различных точек зрения, демонстрируется борьба гипотез, научных направлений Показ различных концепций, их обсуждение; Освещает историю вопроса; Освещается связь теории и практики; Дается указание на источники информации; Реализуется принцип профессиональной направленности.

Показатели научно-методического критерия Лекция имеет четкую структуру и логику изложения, студенты знакомы с планом изучения темы; Лекция и учебник: 1. учебник пересказывается или 2. излагается материал, отсутствующий в учебнике, разъясняются особо трудные вопросы учебного материала, даются задания для самостоятельного изучения какойто части по учебнику; Устанавливается связь предыдущего и последующего материала (межтемные, межпредмет-ные связи); Изучаемый материал обобщается, выделяется главное; Используются систематизирующие таблицы, схемы; Техническое оснащение лекционного занятия; Через весь курс «красной нитью» проходит основополагающая идея. Число крупных блоков учебного материала 7+2

Организационный критерий Учет времени на лекции; Требование вести записи на лекции, обучение студентов ведению конспекта; Помощь в ведении конспекта: изменение темпа изложения материала, наличие смысловых пауз, повтор при необходимости ; Используются приемы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, экскурсов в историю;

Показатели дидактического мастерства Знание своего предмета; Умение объяснять материал; Использование проблемных ситуаций; Использование элементов эвристической беседы; Ораторское мастерство лектора, культура речи; Умение установить контакт со слушателями.

Эмоционально-мотивационный критерий Воспитательный аспект лекции: приоритет общечеловеческих ценностей, факты из жизни великих ученых, Нравственные моменты лекции: манера обращения к студентам, внешний вид преподавателя, первая фраза; Проявление педагогического такта, отсутствие агрессивности; Убежденность речи, доказательность; Эмоциональный фон лекции: шутки, иллюстрация яркими примерами, опора на жизненный опыт студентов.

Развитие вузовской лекции Проблемная лекция Лекция визуализация Лекция вдвоем Лекция с запланированными ошибками Лекция пресс-конференция

Контрольный компонент педагогического процесса в вузе

Контроль в учебном процессе – это проверка хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала. Цели контроля как компонента процесса обучения: с точки зрения преподавателя – установление внешней связи между достигнутым результатом и целью, проверка качественных и количественных параметров знаний и умений, установление уровня усвоения учебного материала А с точки зрения студента?

Оценка – это следствие контроля, результат контроля. Основная функция оценки – установление степени соответствия оцениваемого объекта выбранному эталону. Оценка и отметка?

Эталон – это мерило, образец, мера, служащая для хранения и передачи какой-либо единицы величины. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка.

Педагогический контроль и оценка – это последовательность действий преподавателя, включающая в себя: постановку ; разработку в соответствии с заданным уровнем усвоения учебного материала; организацию и проведение контроля; анализ результатов учебной деятельности …...; оценивание результатов в …..; ???

Виды контроля Входной Текущий Рубежный Итоговый Отсроченный Входной Текущий Рубежный Итоговый Отсроченный Выбор технологии: содержание контрольных заданий; методы контроля; средства контроля; формы контроля Выбор технологии: содержание контрольных заданий; методы контроля; средства контроля; формы контроля

Функции контроля Диагностическая; Обучающая??? Воспитывающая; Развивающая ???; Стимулирующая; Аналитико-коррекционная.

Методы контроля 1.Методы устного контроля: индивидуальное собеседование, устный опрос (фронтальный или индивидуальный), объяснение, чтение текста, сообщение и др. 2. Методы письменного контроля: письменная к/р, сочинение, эссе, реферат, написание тезисов, статей и т.д. 3.Методы практического контроля: воспроизведение опытов, тренировочные и вариативные упражнения, эксперименты. 4. Дидактическое тестирование. 5. Наблюдение.

Важнейшие задачи подготовки преподавателя вуза 1) формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса; 2) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего строить картину учебно- воспитательной ситуации в динамике всех ее переменных; 3) формирование нового диалогического стиля коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ (и их реорганизацию в ходе осуществления) и обеспечивающих функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательной ситуации.

Учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении

Средства учебно-методического обеспечения (СУМО) образовательного процесса: учебно-методический комплекс (УМК) учебно-материальная база (УМБ)

Учебно-методический комплекс- совокупность нормативных, учебно- методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно- воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Он задает структуру педагогической системы.

Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): образовательный стандарт; учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий; дидактические материалы; учебные пособия, учебники: книги и первоисточники; график самостоятельной работы студентов; методические указания и задания для межсессионного и экзаменационного контроля знаний студентов; перечень специализированных аудиторий; карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Дополнительные к УМКД элементы учебно-методического комплекса специальности (УМКС): квалификационная характеристика специальности; учебный план подготовки специалиста; сборник учебных программ по дисциплинам; методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов; методические указания по стажировке (практике); график утверждения и пересмотра УМКС.

Критерии авторской программы: новаторство; актуальность; перспективность; применимость; оптимальность затрат.

Виды методических рекомендаций: по всем основным формам занятий; по освоению научной литературы; по подготовке диплома; по подготовке к ГЭК; по самостоятельной работе студентов; по практике; по научно-исследовательской работе студентов; по отдельным блокам, модулям,темам учебных дисциплин. Общее в содержании любых методических пособий - проектирование соответствующего процесса обучения: определение цели, форм и средств, психолого-педагогических приемов достижения цели, описание планируемых результатов и критериев качества достигнутых результатов.

Виды дидактических материалов по содержанию: по функциям: информационные; пояснительные; контрольные; справочные; нормативные; атласы. ориентирующие; дополняющие; дублирующие (иллюстрирующие); синтезирующие; побуждающие.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно-информационного, контрольно-диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно-диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: структурирование; моделирование; сжатие; отбор и др.

Виды наглядных средств обучения : предметы материальной культуры(макеты, предметы); изобразительные наглядные средства; условно-графические средства; мультимедийные средства.

Виды учебных пособий: опорный конспект; учебное пособие по блоку, модулю,теме дисциплины; лабораторный практикум; учебное пособие по первоисточникам; учебное пособие по истории изучения предметной научной области.

Список рекомендуемой литературы: Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, с. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.:Педагогическое сообщество России с. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, с. Словарь-справочник по педагогике/Под общей ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, – 448 с. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: ТЦ Сфера, с. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с.