ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Материалы для курсов переподготовки военнослужащих и членов их семей Виноградов Е.Ю. НИИ г. Буде, Норвегия, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Advertisements

Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Финансовые информационные системы Дьяконова Людмила Павловна кафедра информационных технологий.
Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Как написать бизнес план?. При создании собственного дела бизнес-план предприятия должен содержать следующие разделы: 1. Общая характеристика организации.
Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика" Разработка бизнес- плана Интернет- компании ТЕМА 9.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. ПРОЕКТ Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов услуг или результатов ЦЕЛЬ Имеет конечный результат.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Предпринимательская идея. Бизнес-план Урок технологии 10 класс.
1 Алматы, 2006 «КАЗАХСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ» Информационно-аналитический сборник, посвященный 15-летию независимости Республики Казахстан.
Менеджмент и менеджер
Выступление директора по экономике и финансам ОАО «ЭЛАРА» Дружининой Т.М. Тема: Финансовые инструменты корпоративного управления в открытом акционерном.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Организация питания школьников города Иванова в учебном году. Проблемы и пути решения.
Транксрипт:

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Материалы для курсов переподготовки военнослужащих и членов их семей Виноградов Е.Ю. НИИ г. Буде, Норвегия, 2012 г.

2 Понятийный аппарат Признаки предпринимателя (Херберт и Линк, 1988): 1. Предприниматель оценивает риски связанные с неопределенностью 2. Вложение финансового капитала 3. Инновационная деятельность 4. Принятие решений 5. Лидерство 6. Руководитель 7. Организатор и координатор 8. Владелец фирмы 9. Привлекает необходимые факторы производства 10. Действует как подрядчик 11. Разрешает конфликтные ситуации 12. Перераспределяет ресурсы Кассон (2003): Предприниматель – это личность которая специализируется на принятии решений относительно использования ограниченных ресурсов. Карланд (1984): Предприниматель - это личность которая учреждает предприятие и руководит им с целью получения прибыли и обеспечения роста предприятия.

Определение в законодательных актах Закон України Про підприємництво. // Відомості Верховної Ради України Підприємництво - це безпосередня самостійна, систематична, на власний ризик діяльність по виробництву продукції, виконанню робіт, наданню послуг з метою отримання прибутку, яка здійснюється фізичними та юридичними особами, зареєстрованими як суб'єкти підприємницької діяльності у порядку, встановленому законодавством. Створення (заснування) суб'єкта підприємницької діяльності - юридичної особи, а також володіння корпоративними правами не є підприємницькою діяльністю, крім випадків, передбачених законодавством. ( Стаття 1 в редакції Закону N 1481-ІІІ ( ) від ) Закон РФ от «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. 3

4 Классические школы Шумпетер (Schumpeter) ( ) «Теория Экономического развития» 1934: Предприниматель нарушает равновесие представляя инновации на рынок – новые продукты, методы производства, рынки, инвестиции или организуя новые производства/фирмы. Инновации происходят не плавно во времени, а рывками. Пример предпринимателей заставляет и прочих участников рынка следовать их примеру. Кирзнер (Kirzner) Конкуренция и Предпринимательство (1973) Рыночная система несовершенна, и предприниматель пытается найти неиспользованные возможности и использует их, он обладает более полной информацией и возможностью координировать ресурсы. Тем самым предприниматель создаёт равновесие.

5 Роль предпринимателя в экономике Комбинация средств производства, труда и капитала Создание рабочих мест Инновационная деятельность Empowerment

Малый и средний бизнес в Украине 6 Количество малых предприятий на 10 тыс. человек наличного населения, единиц Среднегодовая численность работающих 3 на малых предприятиях, тыс. человек Среднегодово е количество наёмных 4 работников на малых предприятиях, тыс. человек Удельный вес малых предприятий к общим показателям по предприятиям- субъектам предприниматель ской деятельности по численности занятых, процентов Удельный вес малых предприятий к общим показателям по предприятиям- субъектам предпринимательской деятельности по объемам реализованной продукции работ, услуг, процентов ,41709,815,18, ,71807,617,17, ,11918,518,96, ,22034,220,96, ,81928,020,25, ,41834,219,65, ,32158,523,518, ,52154,323,718, ,32156,724,316,3 1 Данные приведены без банков, фермерских хозяйств и бюджетных учреждений.

7 Малый и средний бизнес, Украина 2008 Количество наёмных работников на малых предприятиях, тыс. человек Среднемесячная заработная плата наёмных работников, гривен Объем реализованной продукции (работ, услуг), млн.грн. Всего 2156,71047, ,3 в том числе Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 146,2747, ,3 Промышленность 383,9960, ,7 Строительство 273,41068, ,5 Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления 553,0997, ,4 торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 51,7924, ,1 оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле 364,21077, ,5 розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного употребления 137,1810, ,8 Деятельность отелей и ресторанов 70,6705,863245,0 Деятельность транспорта и связи 125,81051, ,3 Финансовая деятельность 25,32370, ,2 Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставления услуг предпринимателям 450,81290, ,6 Образование 15,21059,51610,7 Здравоохранение и предоставления социальной помощи 33,0796,481246,5 Предоставления коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта 74,9912,223675,4

8 Предпринимательство в РФ и за рубежом: Глобальное исследование предпринимательства в 2006 г. 10 млн. Россиян пытаются или уже заняты предпринимательством 6,4 млн. Основали предприятия за последние 3,5 года. Способствуют предпринимательству в РФ: Общий экономический рост Высокий уровень образования Доступность ресурсов (кроме финансовых) Препятствуют предпринимательству в РФ: Отсутствие скоординированной политики поддержки предпринимательства Недостаток гос. и частного финансирования Налоговая система Административные барьеры лоббируемые крупным бизнесом Общая юридическая незащищенность

9 Элементы необходимые для возникновения и развития бизнеса. Возможность для ведения бизнеса Открытие возможности Организация бизнеса Выбор стратегии Привлечение ресурсов Решение использовать возможность Результаты

10 Предпринимательство как процесс. 1. Возможность для ведения бизнеса 2. Открытие возможности 6. Организация бизнеса 5. Выбор стратегии 4. Привлечение ресурсов 3. Решение использовать возможность 7. Результаты

11 Возможности для бизнеса: источники возможностей Шумпетер против Кирзнера Объективизм против субъективизма Источники новых возможностей для бизнеса: Развитие технологий Политические и законодательные изменения Урбанизация Динамика популяции Структура образования

12 Возможности для бизнеса: виды новых возможностей Новые товары и услуги Новые рынки сбыта Новые материалы Новые производственные технологии Новые методы организации бизнеса

13 Открытие новых возможностей Почему одни видят выгодные возможности, а другие нет? Доступ к информации Жизненный опыт: Опыт работы в определенной области Опыт различной работы Систематический поиск возможностей Социальные связи Знание рынка и способов работы на этом рынке Когнитивный процесс: IQ Восприимчивость Креативность Неспособность видеть риск

14 Решение использовать возможность для бизнеса Почему одни решаются начать бизнес, а другие нет? Не-психологические детерминанты Альтернативные затраты Образование Опыт предпринимательства Опыт работы Возраст Социальное положение Психологические детерминанты Экстравертность Целеустремленность Склонность к риску Стремление к независимости Локус контроля Способствуют принятию решения об организации бизнеса: не адекватные самоуверенность, способность обобщать и интуиция.

15 Предпринимательство и внешняя среда Экономические факторы: налоги Экономический рост Накопленное богатство Доступность капитала Политическая обстановка Культура и социальная среда Отношение к предпринимателям со стороны общества Герои для подражания Национальная культура

16 Привлечение ресурсов Достаточное финансирование позволяет: Приобрести необходимые ресурсы Смягчить неблагоприятные влияния среды Вызвать доверие со стороны контрагентов Организовать бизнес эффективно Источники средств: Самофинансирование Поставщики и подрядчики Заемные средства Баки Другие кредитные институты Неофициальные источники

17 Стратегии предпринимательства Стратегия предпринимательства – план действий направленных на долгосрочное получение прибыли. Как справляться с угрозой конкуренции? Сохранить свои ноу-хау в секрете Создать препятствия для конкурентов Контроль над ресурсами Законодательные и административные ограничения Масштаб Репутация Инновации

18 Стратегии предпринимательства (2) Как сплавляться с неопределенностью? Три вида неопределенности: техническая, рыночная и конкурентная. Скромное начало Приобретение уже работающего бизнеса Специализация в узком сегменте Гибкость Долгосрочное партнерство Демонстрация легитимности Сертификация

19 Организация бизнеса Приобретение сырья и оборудования Организация производственного процесса Учреждение предприятия Методы использования возможности для бизнеса: Обнаружение возможности Част. ЛицоЧлен организации Част. Лицо Использование возможности Член организации Независимая фирма Spin-off Продажа/ лицензирование Корпоративный венчуринг

20 Результаты Прибыль Выживание Рост

21 Бизнес-план Бизнес-план (БП) это всестороннее описание бизнеса и среды в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Бизнес-план составляется на 1-3 года и может периодически корректироваться

22 Кому и зачем нужен бизнес план? БП дает возможность инвесторам оценить проект и предпринимателя. Предприниматель составляет БП для внешнего и внутреннего использования: Внешнее использование: Представление проекта в выгодном свете для инвесторов и др. заинтересованных лиц. Внутреннее использование: Выявление целей бизнеса Структурирование и планирование предпринимательской деятельности Определение рынков сбыта Определение потребности в ресурсах Оценка рисков Содействие в выработке стратегии и тактики Создание системы измерения результатов деятельности Выявление сильных и слабых сторон бизнеса и альтернативных стратегий выживания Возможна продажа бизнес-плана

23 Этапы в разработке бизнес-плана 1. Определение цели БП и круга читателей 2. Сбор информации 3. Непосредственное написание текста БП

24 Разделы бизнес-плана 1. Краткое описание проекта (резюме) 2. Описание предприятия 3. Описание продукции/услуг 4. Анализ рынка 5. Производство и эксплуатация 6. План сбыта (маркетинг) 7. Управление и организационный план 8. Финансовый план 9. Анализ рисков 10. Приложения

25 Бизнес-идея Примеры бизнес-идей Производство и продвижение на рынке рабочей одежды защищающей от суровых погодных условий предназначенной специально для моряков. Создание сети торговых автоматов по продаже горячих напитков. Удовлетворение потребителей большим ассортиментом высококачественных горячих напитков. Создание копировального центра предоставляющего услуги печати из файла, ксерокопирования и ризографии.

26 П.1. Краткое описание проекта (резюме) наименование и цели проекта Описание предприятия Описание рынка и отрасли Преимущества продукции и услуг Собственные ресурсы Потребность в инвестициях Тактический план Ключевые экономические показатели и риски Сведения о лицензиях, сертификатах итп. Сведения о предпринимателе и владельцах

27 П.2. Описание предприятия Краткосрочные и долгосрочные цели Перечень владельцев и их роль Стратегия бизнеса Описание продукции и услуг Общее описание рынка

28 П.3. Описание продукции/услуг Назначение продукции Примеры использования продукции Стоимость продукции Технологичность Соответствие стандартам Уникальность продукции, сравнение с конкурирующей продукцией Цена и качество Стадия разработки продукта Требования к контролю качества Требования к подготовке пользователей Требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию Перспективы дальнейшего развития продукта Патентно-лицензионная защита

29 П.4. Анализ рынка Анализ рынка сбыта Описание конечных потребителей и их нужд Определение патентной ситуации Анализ конкурентов Анализ ССВУ

30 П.5. Производство и эксплуатация Технологический процесс: Потребность в сырье, оборудовании, энергии. Их приобретение. Потребность в земле, зданиях, сооружениях. Требования к квалификации персонала, условия труда.

31 П.6. План сбыта (маркетинг) 4Р (product, price, place, promotion) 1. Продукт 2. Цена 3. Место/распределение 4. Продвижение продукта

32 П.7. Управление и организационный план Организационная структура: Директор Иванов И.И. Зам. по продажам Региональные представители Зам. по производству Глав. бух. Бухгалтер

33 П.7. Управление и организационный план (2) Календарный план

34 П.8. Финансовый план Необходимые предпосылки: Себестоимость Прогноз продаж Накладные расходы Прогноз движения наличности Прогнозирование инвестиций

35 Финансовый план (2) Основные документы: Прогноз объемов реализации План доходов и расходов План движения денежных средств (Cash Flow) Баланс

36 Прогноз объемов реализации Показатели Год 1-й год 2-й год3-й год Янв.Фев.…Дек. Объем продаж в нат. ед. Цена за ед. Поступления от продаж

План доходов и расходов Показатели Год 1-й год 2-й год3-й год Янв.Фев.…Дек. Доходы от продаж Другие доходы Суммарный доход (А) Переменные затраты (В) Сырье, материалы Налоги с продаж Др. переменные затраты Валовая прибыль (С=А-В) Постоянные затраты (D) Амортизация Персонал Аренда Реклама Коммунальные услуги Прочие налоги и сборы Др. постоянные затраты Чистая прибыль до уплаты процентов по займам и налогов (E=C-D) Проценты по займам (F) Чистая прибыль до уплаты налогов (G=E-F) Налог на прибыль (H) Чистая прибыль после уплаты налогов (I=G-H)

38 План движения денежных средств Показатели Год 1-й год 2-й год3-й год Янв.Фев.…Дек. Поступления от продаж Собственный капитал Займы Всего поступление наличности (А) Платежи (В) Сырье, материалы Оборудование Персонал Аренда Реклама Коммунальные услуги Др. платежи Прирост денежной наличности (А-В) Остаток на начало периода Остаток на конец периода

39 Баланс Показатели Активы Наличность Дебиторская задолженность Запасы Оборудование Пассивы Собственный капитал Краткосрочные обязательства Долгосрочные обязательства

40 Финансовый план (3) Показатели эффективности: NPV - Чистый дисконтированный доход PI – Индекс доходности IRR – Внутренняя норма доходности PBP – Дисконтированный срок окупаемости

41 П.9. Анализ рисков Технические риски Финансовые риски : анализ чувствительности и безубыточности

42 Источники информации Печатные источники Лапуста, М.Г. Предпринимательство.- М.: Инфра-М, Горфинкель, В.Я. Предпринимательство.- М.: Юнити, Shane, S. (2004). A general theory of entrepreneurship : the individual- opportunity nexus. Cheltenham: Edward Elgar. Примеры бизнес-планов и рекомендации по их составлению:

Предпринимательская активность и ВНП на душу населения, 2006

Предпринимательская активность, 2006

Доля населения в возрасте лет владеющего бизнесом, 2006

Мотивы предпринимательской деятельности: необходимость или использование возможности?

47 Учредители новых предприятий: основные характеристики. Всего опрошено предпринимателей720 Из них:(%) Женщины20 С высшим образованием40 Иммигранты5 С опытом управления или владения предприятием 41 С опытом инд. предпринимательства19 Родители - предприниматели45 Возраст:(%) Моложе 200, , , , ,3 Старше 592,0 Источник: опрос 1996 в У. Спиллинг (1996).

48 Достижение различных стадий предпринимательского процесса женщинами и мужчинами (Г. Алсос, 2000) Намерение Попытка Учреждение Устойчивый (% от населения) (% от населения) (% от тех, кто пытался) бизнес (процент от тех, кто учредил) Женщины 18,7 % Мужчины 30,4 % Женщины 1,6 % Мужчины 5,3 % Женщины 72,7 % Мужчины 72,3 % Женщины 56,3 % Мужчины 56,5 %

Значение различных мотивов для учреждения предприятия Доля данных ответов Вопрос: какое значение имел для Вас названный мотив? Никакого значения Некоторое значение Большое значение Положение на рынке труда - потребность в заработке24,236,139,6 - безработица63,112,824,1 - недовольство прежней работой68,414,816,8 Самореализация - Хотел реализовать собственные возможности или ресурсы 10,724,265,1 - Хотел быть себе хозяином19,820,160,1 - Видел рыночный потенциал11,935,252,9 - хотел опробовать интересную идею34,925,639,5 Факторы внешней среды - Хотел жить в данном регионе34,91649,1 - Поддержка друзей и семьи33,723,942,2 - Хотел способствовать развитию региона56,424,119,5 - Вдохновляющая среда69,119,211,7 - Хорошая государственная поддержка76,21310,8 - Хорошие местные законы и правила72,616,610,8 Источник: опрос 1996 в У. Спиллинг (1996).

50 Относительная важность мотивов для учреждения предприятия Источник: опрос 1996 в У. Спиллинг (1996).

51 Учредители новых предприятий: род занятий непосредственно перед учреждением предприятия Всего опрошено предпринимателей720 Из них:(%) Наемный работник65,9 Частный предприниматель18,9 Студент/школьник4,6 Домохозяйка/хозяин2,4 Безработный7,1 Другое1,1 Источник: опрос 1996 в У. Спиллинг (1996).

52 Ресурсный подход Признаки долгосрочного конкурентного преимущества: Ценность Редкость Незаменимость Практическая доступность

53 Г. Хофстеде: Межкультурные различия Страна Дистанция Власти (PDI) Индивиду- ализм (IDV) Маскулин- ность (MAS) Степень Избегания неопределен- ности (UAI) Долгосрочная Ориентация (LTO) Польша Канада Китай Германия Япония Норвегия Россия США Западная Африка

Пример: копировальный центр

55 Пример: LEGO

Пример: PROOF

Пример: Древнейший бизнес

Пример: Корректор

Пример: бизнес среди снега и льда

Пример: розовое такси

62 Доля инновационных предприятий среди вновь учрежденных фирм. Тип инновации (%) Совершенно новый продукт/услуга25,5 Улучшение существующих продуктов/услуг 40,5 Всего инноваций66,0 Без инноваций34,0 Источник: Осло/Акерхус опрос в У. Спиллинг (1996).

63 Организационные формы предприятий в гг. Норвегия. Организационнаф форма (%) Частный предприниматель70,0 Акционерное общество25,0 Прочие5,0 Источник: У. Спиллинг (2004).

64 Предпринимательская активность среди мужчин и женщин Норвегии в гг. МужчиныЖенщиныВсего Индекс предпринимательской активности 10,94,47,6 Пытаются заняться бизнесом (%) 9,74,27,0 Владеют бизнесом (%)18,79,013,9 Собираются начать бизнес (%)10,84,47,6 Видят возможности для бизнеса (%) 36,727,232,0 Имеют достаточные знания (%)39,422,230,9 Являются неформальными инвесторами (%) 6,22,64,4 Источник: ГЕМ Норвегия 2006.

65 Предпринимательская активность в различных секторах экономики. Предпринимательская активность М. (%) Ж. (%) Всего (%) Сельское хоз-во6,510,67,6 Промышленность и транспорт29,017,926,0 Торговля: корпоративный рынок37,017,931,9 Торговля: потребительский рынок27,553,734,5 Источник: ГЕМ Норвегия 2006.