КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕТНИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия Разработка учебного плана на компетентностной основе _________________________________________.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕТНИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – это система учебно-методических документов, регламентирующих – это система учебно-методических документов, регламентирующих -цели, -ожидаемые результаты, -содержание, -условия, -технологии реализации образовательного процесса, -системы оценки качества подготовки выпускника

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Возможная структура компетенции Знания Знания Умения Умения Навыки Навыки Ценностные отношения Ценностные отношения Личностные характеристики Личностные характеристики

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ -Усвоенные знания, умения и навыки и освоенные компетенции. -формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом.

МОДУЛЬ - часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования - часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально- технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования

ч. 2 Проектирование ООП 3-го поколения

Структурные элементы ООП 1.Общие положения 2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников ООП 3.Требования к результатам освоения ОПП (компетенции выпускника) 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 5. Требования к условиям реализации ООП 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально- личностных) компетенций выпускника 7. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

1.Общие положения Основная образовательная программа (определение) Нормативные документы для разработки ООП Общая характеристика ООП Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников ООП область профессиональной деятельности выпускника объекты профессиональной деятельности выпускника виды профессиональной деятельности выпускника задачи профессиональной деятельности выпускника

Компетенции ОбщекультурныеПрофессиональные

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 1.Календарный учебный план 2.Учебный план 3.Учебные программы дисциплин/модулей 4.Программы практик 5.Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

5. Требования в ООП (бакалавр, магистр, специалист) Требования к условиям реализации ООП Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП

Требования к условиям реализации ООП Кадровое обеспечение Финансовое Учебно- методическое и информационное обеспечение Материально- техническое обеспечение

Требования к результатам освоения ООП 1. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися; 2. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; 3. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП (Положения и др.)

ч.4. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА КАК КОМПОНЕНТА ООП

Структура учебного плана

Матрица соотнесения компетенций Индекс компете нции Б1-ГСЭБЧБ1-ГСЭВЧ Б2- МЕН БЧ ВЧБ3-ПБЧБ3-ПВЧ Б4- ФИЗ-РА ДИСЦИПЛИ НЫ ОК-1+ ОК ОК-3++ ОК-18 ПК-1+ ПК-N +

Матрица соотнесения компетенций (ПРОДОЛЖЕНИЕ) РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Б1-ГСЭБЧБ1-ГСЭВЧ Б2- МЕН БЧ ВЧБ3-ПБЧБ3-ПВЧ ВИДЫ АТ- ЦИИ ФОРМЫ ОЦЕНОЧ- НЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИ НЫ ТЕКУЩАЯ АТТЕСТА ЦИЯ (ПО ДИСЦ) ПРОМЕЖ УТОЧНАЯ (ПО ДИСЦ) РУБЕЖНА Я (ПО МОДУЛЮ) КР, ПР ИГА ГЭ, ВКР

КОд Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников, учебных пособий Код формируемой компетенции С.3 Профессиональный цикл Базовая ( общепрофессиональная часть ) В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать-Уметь-Владеть- Вариативная часть. В результате изучения вариативной части цикла студент должен: Знать-Уметь-Владеть-

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Указываются общие для данной ООП методы и средства организации и проведения образовательного процесса

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Проблемное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий © Борисова Н.В.

5. Рекомендации по использованию образовательных технологий 5. Рекомендации по использованию образовательных технологий 5.1. Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех профилизаций основной образовательной программы бакалавра) Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех профилизаций основной образовательной программы бакалавра). а) формы, направленные на теоретическую подготовку: а) формы, направленные на теоретическую подготовку: – лекция; – лекция; – семинар; – семинар; – лабораторная работа; – лабораторная работа; – самостоятельная аудиторная работа; – самостоятельная аудиторная работа; – самостоятельная внеаудиторная работа; – самостоятельная внеаудиторная работа; – консультация; – консультация; б) формы, направленные на практическую подготовку: б) формы, направленные на практическую подготовку: – практическое занятие; – практическое занятие; –экскурсия; –экскурсия; – учебная и производственная практика; – учебная и производственная практика; – курсовая работа; – курсовая работа; – выпускная работа. – выпускная работа.

5.2. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку. Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы). Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы). Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения. Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.

Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно- социально-экономического, математико- естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины). Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно- социально-экономического, математико- естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины).

Лабораторная работа (Практикум) Лабораторная работа (Практикум) должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых дисциплин, овладению техникой эксперимента, освоению основных методов работы в области профилизации должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых дисциплин, овладению техникой эксперимента, освоению основных методов работы в области профилизации Рекомендуется разработка и внедрение инновационных образовательных технологий: деловых игр, эссе, диспутов и др., направленных на формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций. Рекомендуется разработка и внедрение инновационных образовательных технологий: деловых игр, эссе, диспутов и др., направленных на формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателей. Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателей. Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением. Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.

5.3. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку. Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла. Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла. экскурсия. Форма обучения, позволяющая познакомить студента с объектами, сведения о которых он получил в теоретической части курса. экскурсия. Форма обучения, позволяющая познакомить студента с объектами, сведения о которых он получил в теоретической части курса.

При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или выпускной работы, а также формировать инновационные оценочные средства на основе компетентностного подхода.

Курсовая работа. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему освоить один из разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется использовать курсовые работы при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП бакалавра Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему освоить один из разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется использовать курсовые работы при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП бакалавра

Выпускная работа бакалавра является учебно-квалификационной работой. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин (с учетом профилизации). Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, как правило, на материалах, полученных в период прохождения производственной практики является учебно-квалификационной работой. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин (с учетом профилизации). Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, как правило, на материалах, полученных в период прохождения производственной практики

Структура программ учебных дисциплин

Темы, разделы дисциплины Количество часов/ Количество ЗЕ компетенции …Σ Общее количес тво компете нций Раздел 1 (модуль) Тема 1 Тема 2 и т.д. ИТОГОЧасов Зачетных единиц

Структура и содержание учебной практики Общая трудоемкость учебной практики составляет _____ зачетных единиц, _______ часов. п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля (Указываются разделы (этапы) учебной прак­тики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов). 1 2