ЖИВОПИСЕЦ-ИСТОРИК К 165-летию со дня рождения В.И. Сурикова, русского художника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Крестился 13 января во Всесвятской церкви. Великий русский живописец, мастер масштабных.
Advertisements

Василий Иванович Суриков ( ).
Суриков Василий Иванович ( ),,. Родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора,
«»»»»»»»» »»» « «» Я исчезаю...»»»» »»»»»»»»» » ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848 – 1916) великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Классный час «Творчество Сурикова Василия Ивановича»
Василий Иванович Суриков. Васи́лий Ива́нович Су́риков(24 января 1848, Красн оярск 19 марта 1916, Мос ква) русский живописе ц, мастер масштабных истор.
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона,
Творчество Василия Ивановича Сурикова
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Василий Суриков
Родился [12 (24) января 1848, Красноярск Умер - 6 (19) марта 1916, Москва]
Исторические темы в творчестве В.И.Сурикова Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей 9» г. Новосибирска Михайлюк Елена Владимировна.
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Творчеству Василия Ивановича Сурикова посвящается.
Суриков Василий Иванович Художник Красноярского края.
Василий Иванович Суриков. Выполнила работу Ученица 7Б класса Елагина Анастасия.
Суриков Василий Иванович. Биография Васи́лий Ива́нович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск 6 (19) марта 1916, Москва) русский живописец, мастер.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ ( ). Автопортрет.
ТЕМА УРОКА «Картины Сурикова полны прелести, смысла и драматизма»
Великий сибиряк (к 165-летию русского художника В.И. Сурикова) ( ) Суриков В.И. Автопортрет
Транксрипт:

ЖИВОПИСЕЦ-ИСТОРИК К 165-летию со дня рождения В.И. Сурикова, русского художника

В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей Красноярска. «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый», писал Суриков. Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске.

Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчик часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она мастерски вышивала по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.

С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. 4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.

«Утро стрелецкой казни» В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. К 1881 году картина предстала перед публикой, Суриков был молод, полон творческих планов, счастливо женат и имел двух дочерей. С выставки «Стрельцы» были приобретены Третьяковым. Полученные деньги обеспечили художнику возможность творить на излюбленные темы, избавили его от необходимости искать заказной работы.

делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп. Надо, впрочем, сказать, что мысль написать картину стрелецкой казни была у меня и раньше. Я думал об этом еще в Красноярске. Никогда только не рисовалась мне эта картина в такой композиции, так ярко и так жутко». Вот, что сам художник говорил о зарождении «Стрельцов»: «…недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все

«Меншиков в Березове» Картина «Меншиков в Березове» была задумана мастером в деревне, куда семья художника выехала на лето. «Меншиков в Берёзове» единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых. Не сразу и не всеми «Меншиков в Березове» был оценен по достоинству. Известный московский меценат Павел Третьяков первым увидел и «шекспировскую трагичность» картины, и ее необычайное колористическое совершенство. Он приобрел картину за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку.

«Боярыня Морозова» В 1884 году начал работать над картиной. В «Боярыне Морозовой» вновь поднимает тему выбора Россией своего исторического пути. Петр I завершил то, что начал его отец царь Алексей Михайлович. Именно при нем произошло событие, позволившее в дальнейшем Петру повернуть Россию на европейский путь развития. Это нововведение патриарха Никона, вызвавшее раскол Русской церкви и отчаянное сопротивление народа, увидевшего в происходящем посягательство на истинную веру.

Образ боярыни, высоко поднявшей тонкую белую руку, сложенную в двуперстном крестном знамении символе исконной веры, потрясает своей силой и выразительностью. Он целиком отвечает характеристике, данной ей протопопом Аввакумом: «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. Эта тема жила в душе художника уже давно. Мальчиком слышал он от своей крестной О.М. Дурандиной рассказ о неистовой раскольнице, которая, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, за что была подвергнута страшным мучениям и заточена в земляную тюрьму в Боровске.

«Взятие снежного городка» Живя зимой 1889/90 года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать Взятие снежного городка, изобразив излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности. Сам Суриков так рассказывал о своей картине: «В Снежном городке я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи».

Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Это единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в Морозовой, в Городке звучит жизнерадостным перезвоном. Картина путешествовала с выставкой по всей России, потом была куплена коллекционером В.В. фон Мекком, от которого и приобретена в Русский музей в Петербурге. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

«Покорение Сибири Ермаком» В Москве Суриков начал новую картину «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей). В «Ермаке» Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Суриков не только показал борьбу двух стихий: он раскрыл их характер, правдиво и с предельной ясностью представил суть и значение исторического события. Зритель перед картиной стоит пораженный не только тем, что перед ним кипит страшная битва, но и тем, что воочию перед ним происходит столкновение исторических сил, совершается великое событие, предопределенное всем ходом русской истории и в свою очередь определившее дальнейший ее путь. В «Ермаке» черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия.

Удивительно строен и совершенен колорит картины. Истоки его искал Суриков в сибирской природе. Пейзажные этюды сопутствовали всей работе над картиной. Но колористический строй ее решался еще эскизами. В немногих красках Суриков синтезировал свои бесчисленные наблюдения. Число красок ограничено, они суровы и мужественны. Их могучая гармония пронизывает всю картину.

Переход Суворова через Альпы» «Переход Суворова через Альпы» В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Это изображение русского воинства, но не перед лицом противника, а в условиях природы, почти непреодолимых. После героев «Ермака» Сурикова увлекли суворовские богатыри, по зову полководца бесстрашно низвергающиеся в пропасть. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

«Степан Разин» Работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов художника. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранично верит в его духовные силы, страдает вместе с ним. «Степан Разин» последнее большое историческое полотно Сурикова.

«Посещение царевной женского монастыря» После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря»(Третьяковская галерея). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

В центральном образе Суриков вновь воплотил идеал русской красоты, еще не тронутой жизнью, преисполненной искренней веры и нравственной чистоты. Расступившиеся перед ней и склонившиеся в глубоком поклоне монахини, измученные житейским, страдающие или сумевшие умертвить в себе человеческие чувства, образуют сильный контраст с обликом царевны. «Женское царство» в последний раз стало предметом живописных образов. Суриков работал над картиной особенно усердно, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая, подобная творчеству С. Иванова и А. Рябушкина.

Лето 1915 года Василий Иванович провел на юге, в Крыму. Он много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей- усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея.

О жизненном пути и творчестве нашего великого земляка вы можете прочитать в следующих книгах: Великие художники / авт. текста М. Гордеева ; гл. ред. А. Баграмян. – М. : Директ-Медиа, – Т. 26 : Василий Иванович Суриков – – – 48 с. : ил. Зотов, А. И. Русское искусство с древних времён до начала XX века / А. И. Зотов. – М. : Искусство, – 363 с. : ил. Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М. : Высш. Шк., – 407 с. : ил. Ионина, Н. А. 100 великих картин / Н. А. Ионина. – М. : Вече, – 512 с. Кеменов, В. С. Василий Суриков / В. С. Кеменов. – Л. : Аврора – 310 с. Красноярск: этапы исторического пути / под ред. П. И. Пимашкова. – Красноярск 6 Буква, – 559 с. Островский, Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – М. : Изобраз. Искусство, – 360 с. : ил. Самин, Д. К. 100 великих художников / Д. К. Самин. – М. : Вече, – 480 с. Суриков и Сибирь / авт. текста Е. Ю. Безызвестных. – Красноярск : КОА «Русская энциклопедия», – 128 с. : ил. Шедевры русской живописи / гл. ред. Н. Астахова. – М. : Белый город, – 567 с. : ил.