Надкласс Рыбы Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. Звонарёва Т.И., учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Надкласс Рыбы Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания.
Advertisements

1 Тема урока: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»
7
Надкласс Рыбы. Учитель биологии Немирович Н.Н. Город Сергиев Посад. Сш 6.
Программированный опрос 1.Группа животных, главным признаком которых является наличие хорды на какой-либо стадии развития Подтип Позвоночные 2. Представители.
Классы рыб Хрящевые, костные рыбы.. Класс Ланцетники.
Проверка домашнего задания ЗАДАНИЕ 1: 1. К хордовым относят: а) теплокровных животных; б) бесчерепных /ланцетников/; в) многоклеточных животных; г) животных.
Презентация к уроку по естествознанию (7 класс) на тему: Презентация по теме "Внешнее строение рыб"
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
Рыбы – первичноводные позвоночные животные Урок биологии для 8 класса Составитель: Малахова Т.В. Учитель биологии МОУ СОШ 4 Г. Колпашево.
Тема учебного занятия: «Особенности внешнего и внутреннего строения рыбы в связи со средой обитания» Выполнила: учитель биологии ОУ 64 Савченко Ирина Салаватовна.
Выявление особенностей внешнего строения рыб. В связи их образом жизни. Лабораторная работа 3 Ткаченко Леры 7 а.
7 класс. Животные. ТЕМА УРОКА:Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. Учитель биологии:
«Внешнее строение рыбы». Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Подтип Черепные Класс Ланцетники Надкласс Рыбы Класс Хрящевые Класс Костные рыбы рыбы.
Царство Животные Простейшиеживотные Многоклеточные Многоклеточныеживотные.
Выберите из списка общие признаки хордовых животных а. скелет наружный, хитиновый или известковый б. скелет внутренний, хрящевой или костный в. животные.
Тема урока «Классы рыб» Класс Хрящевые Хрящевыерыбы КлассКостные рыбы рыбы.
Общая характеристика Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ»
Путешествие в страну Рыб Тип Хордовые Подтип Позвоночные Надкласс Рыбы.
Тыквенко Наталья Вениаминовна Учитель географии и биологии Гляденской ООШ 11 Красноярский край.
Транксрипт:

Надкласс Рыбы Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. Звонарёва Т.И., учитель биологии МОУ лицей, г. Электрогорск

Если путь твой к познанию Если путь твой к познанию Мира ведёт,- Мира ведёт,- Как бы ни был он долог Как бы ни был он долог И труден – вперёд! И труден – вперёд! Фирдоуси Фирдоуси

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу … Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу … Под хордой расположена … система в виде трубки. Под хордой расположена … система в виде трубки. Для хордовых характерна … симметрия тела. Для хордовых характерна … симметрия тела. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и … В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и … СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ХОРДОВЫЕ Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ХОРДОВЫЕ Под хордой расположена нервная система в виде трубки. Под хордой расположена нервная система в виде трубки. Для хордовых характерна двусторонняя симметрия тела. Для хордовых характерна двусторонняя симметрия тела. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и Черепные или позвоночные В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и Черепные или позвоночные

Взаимопроверка 3, 4, 7, 3, 4, 7,

Какие утверждения верны? а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития. а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития. б) Хорда – это эластичный опорный тяж. б) Хорда – это эластичный опорный тяж. в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела. в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела. г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая. г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая. д) Тип хордовые животные состоит из одной группы. д) Тип хордовые животные состоит из одной группы.

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл. Б В Г

СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО». Великаны мира рыб Китовая и гигантская акулы Китовая и гигантская акулы длина тела более 20 м длина тела более 20 м масса 12 – 15 тонн масса 12 – 15 тонн

Манта Самый крупный скат: 2 т, ширина до 7м, прыгает в воздух до 1,5 м СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».

Сом, длинна 5 м, вес 300 кг Сом, длинна 5 м, вес 300 кг СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО». СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».

СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО». Лилипуты среди рыб Лилипуты среди рыб Бычок люционский мистихтис и карликовая пандака Бычок люционский мистихтис и карликовая пандака Длина 1 см Вес 1,5 г

Рыбы позвоночные животные, обитающие в воде и передвигающиеся в воде при помощи … 8 1 Х Т И

8 1плавников Х Т И

8 1плавников Х Т И головы 5 6 Их тело состоит из Их тело состоит из

8 1плавников Х Т И 4 7 3туловище 2головы 5 6

8 1плавников Х Т И 4хвоста 7 3туловище 2головы 5 6

Кожу покрывает 8 1плавников Х Т И 4хвоста 7 3туловище 2головы 5слизь 6

Кожу покрывает Кожу покрывает 8 1плавников Х Т И 4хвоста 7 3туловище 2головы 5слизь 6чешуя

Только они имеют орган чувств 8ж 1плАвников БХ рТ ыИ 4хвоста 7 3туловище 2головы 5слизь 6чешуя

Кровеносная система в виде одного замкнутого круга кровообращения, сердце двухкамерное. Наука изучающая рыб … Ж ПЛАВНИКОВ БХ РТ ЫИ ХВОСТА ЛИНИЯ ТУЛОВИЩА ГОЛОВЫ СЛИЗЬ ЧЕШУЯ

Лабораторная работа. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы Ход работы. Ход работы. Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде? Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде? Рассмотрите расположение чешуи для жизни рыбы в воде? Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде? Рассмотрите расположение чешуи для жизни рыбы в воде? Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде? Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 31) заполните таблицу 1. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 31) заполните таблицу 1. * Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Для этого стрелочками покажите взаимосвязь фактора среды (4 колонка) и внешнего строения рыбы. * Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Для этого стрелочками покажите взаимосвязь фактора среды (4 колонка) и внешнего строения рыбы. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!» Рыба - еж

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»

Белая акула

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»

Форма тела разнообразная: Форма тела разнообразная: - вытянутая (щука, судак, треска), - вытянутая (щука, судак, треска), - кругообразная (скалярия, рыба- луна), - кругообразная (скалярия, рыба- луна), - торпедообразная (налим, сом), - торпедообразная (налим, сом), - сплюснутая (камбала), - сплюснутая (камбала), - змееоразная (угорь) - змееоразная (угорь)

Задания для знатоков

тип чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться. – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

тип чешуи У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга

тип чешуи У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками).

Рост чешуи и годичные кольца

СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ».

«Расчленяющая» расцветка рыб

СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ».

Органы зрения

Обоняние у акул Способны чувствовать каплю крови за несколько сотен метров

Боковая линия – орган чувств

Органы чувств рыб ПризнакиОрганЗначение Орган зрения Глаза Обеспечивает зрение на близком расстоянии Орган обоняния Ноздри Восприятие запахов растворенных в воде Органы боковой линии Каналы лежащие под чешуей Чувство потоков воды, различение предметов, восприятие электромагнитных полей

Органы передвижения Признак и ОрганЗначение Органы передвиж ения НепарныеСпиннойАнальный Хвостовой ПарныеГрудные Брюшные

ПризнакиОрганЗначение НепарныеСпиннойАнальный Устойчивость при движении Хвостовой Движение вперед ПарныеГрудные Повороты в воде, движение вверх, вниз, в стороны Брюшные Равновесие, удерживают в вертикальном положении

Влияние факторов водной среды Высокая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела Высокая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела

Влияние факторов водной среды Прозрачность – защитную окраску, зрение Прозрачность – защитную окраску, зрение

Влияние факторов водной среды Способность растворять различные вещества – обоняние Способность растворять различные вещества – обоняние Текучесть – органы боковой линии Текучесть – органы боковой линии

Особенности строения Приспособления к жизни в воде 1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. 2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть. 3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения 4. Плавники Г.Осуществляют движение. 5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Взаимопроверка 1 – Д 1 – Д 2 – В 2 – В 3 – А 3 – А 4 – Г 4 – Г 5 - Б 5 - Б

Домашнее задание 31, лабораторная работа 31, лабораторная работа Творческое задание. 1.Сделайте (в виде небольшого иллюстрированного журнала) подборку интересных сообщений о рыбах нашего региона. 2. Исследовательская работа