Классный час Тема: «Конфликты». Конфликт в организации есть социально-психологический феномен. Конфликт - это то, что стимулирует организацию к развитию,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Advertisements

Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Презентация по психологии по теме: Воля
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
РОЛЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Выбираем профессию Типичные ошибки при выборе профессии.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МОСКОВСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ Социально-психологический сектор г. Москва, ул. Маломосковская, д. 10
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Транксрипт:

Классный час Тема: «Конфликты»

Конфликт в организации есть социально-психологический феномен. Конфликт - это то, что стимулирует организацию к развитию, к творческим действиям и предприятиям, двигает организацию к взятию высот в виде материальной и символической прибыли. Конфликт в организации есть социально-психологический феномен. Конфликт - это то, что стимулирует организацию к развитию, к творческим действиям и предприятиям, двигает организацию к взятию высот в виде материальной и символической прибыли.

Сравните себя с самим собой в некоторых ситуациях, - в частности, тех, которые мы называем «конфликтными». Сравните себя с самим собой в некоторых ситуациях, - в частности, тех, которые мы называем «конфликтными». Ты помнишь случаи агрессивного поведения вследствие определенного конфликта? А ведь такое поведение – это не столько характеристика личности, сколько незнание способов конструктивного разрешения конфликтов. Ты помнишь случаи агрессивного поведения вследствие определенного конфликта? А ведь такое поведение – это не столько характеристика личности, сколько незнание способов конструктивного разрешения конфликтов.

Существование проблемы агрессии подтверждают статистические данные: обследование школьников разных школ (около 160 чел.) показало, что 28% старшеклассников продемонстрировали низкие знания о конфликте и возможных тактиках его разрешения, 46,7% учеников обладают определенным набором знаний о ведении конфликта и его разрешении, однако данные знания хаотичны, и только у 18,3% подростков знания по теории конфликта носят систематический характер. Существование проблемы агрессии подтверждают статистические данные: обследование школьников разных школ (около 160 чел.) показало, что 28% старшеклассников продемонстрировали низкие знания о конфликте и возможных тактиках его разрешения, 46,7% учеников обладают определенным набором знаний о ведении конфликта и его разрешении, однако данные знания хаотичны, и только у 18,3% подростков знания по теории конфликта носят систематический характер.

Конфликтологическая культура заключается в стремлении (потребность, желание) и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. В решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической культурой играет решающую роль. заключается в стремлении (потребность, желание) и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. В решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической культурой играет решающую роль.

Конфликтологическая компетентность способ деятельности в конфликтной ситуации, умения найти верный выход из конфликта. способ деятельности в конфликтной ситуации, умения найти верный выход из конфликта.

Конфликтологическая компетенция совокупность конфликтологических знаний о конфликте и связанных с ним явлений, фактов. совокупность конфликтологических знаний о конфликте и связанных с ним явлений, фактов. показатели сформированности конфликтологической компетенции - два критерия: показатели сформированности конфликтологической компетенции - два критерия: 1) адекватно понятый конфликт 1) адекватно понятый конфликт 2) отсутствие ошибок в определении трудной ситуации взаимодействия как конфликтной на основе системы знаний о конфликте. 2) отсутствие ошибок в определении трудной ситуации взаимодействия как конфликтной на основе системы знаний о конфликте.

Значение конфликтологической компетенции в индивидуально- личностном развитии человека, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в ее функциях: Значение конфликтологической компетенции в индивидуально- личностном развитии человека, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в ее функциях:

мобилизационной, понимаемой как способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой составляющей нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия; мобилизационной, понимаемой как способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой составляющей нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия;

информативной, определяемой как способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видению перспектив его разрешения. Содержание данной функции включает выделение позитивных черт конфликта и трезвую оценку имеющегося: фактов, информации, знаний или представлений о реальности; информативной, определяемой как способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видению перспектив его разрешения. Содержание данной функции включает выделение позитивных черт конфликта и трезвую оценку имеющегося: фактов, информации, знаний или представлений о реальности;

прогностической, представленной как способность применять различные техники для минимизации форм конфликта и перевода их в позитивное русло; прогностической, представленной как способность применять различные техники для минимизации форм конфликта и перевода их в позитивное русло;

регулятивной, понимаемой как способность осуществлять деятельность посредника или медиатора. Выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта; регулятивной, понимаемой как способность осуществлять деятельность посредника или медиатора. Выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта;

ценностной, что позволяет изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности; ценностной, что позволяет изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности;

рефлексивной, которая используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. рефлексивной, которая используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин.

интегративной, которая является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер. интегративной, которая является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер.

Степень сформированности функций конфликтологической компетенции внутренне обусловила ее структуру как совокупность следующих компонентов: Степень сформированности функций конфликтологической компетенции внутренне обусловила ее структуру как совокупность следующих компонентов:

мотивационный, включающий систему побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте; мотивационный, включающий систему побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте;

когнитивный, реализующийся через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров; когнитивный, реализующийся через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров;

поведенческий, включающий основное умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное; поведенческий, включающий основное умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное;

ценностно-смысловой, представляющий отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; отношение к насилию и ненасилию как способу отстаивания собственной точки зрения; разрешение конфликта, в котором обе стороны достигают свои цели, что становится возможным при взаимной направленности; ценностно-смысловой, представляющий отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; отношение к насилию и ненасилию как способу отстаивания собственной точки зрения; разрешение конфликта, в котором обе стороны достигают свои цели, что становится возможным при взаимной направленности;

эмоционально-волевой саморегуляцией, проявляющейся в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, особенно гневом, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности. эмоционально-волевой саморегуляцией, проявляющейся в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, особенно гневом, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности.

Поведение в конфликтной ситуации Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию общего дела, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию общего дела, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого».

Поведение в конфликтной ситуации Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. По сути, это взаимная уступка. Два варианта ее проявления: Два варианта ее проявления: когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Поведение в конфликтной ситуации Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Стратегия уступки оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Стратегия уступки оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Поведение в конфликтной ситуации Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

Поведение в конфликтной ситуации Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Пять типов конфликтных личностей Конфликтная личность демонстративный тип: Конфликтная личность демонстративный тип: хочет быть в центре внимания; хочет быть в центре внимания; любит хорошо выглядеть в глазах других; любит хорошо выглядеть в глазах других; его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся; его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся; ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью; ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное; рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь; кропотливой систематической работы избегает; кропотливой систематической работы избегает; не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым. часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Пять типов конфликтных личностей Конфликтная личность ригидный тип: Конфликтная личность ригидный тип: подозрителен; подозрителен; обладает завышенной самооценкой; обладает завышенной самооценкой; нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости; нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости; часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств; часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств; прямолинеен и негибок; прямолинеен и негибок; с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением; с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением; выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду; выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду; малокритичен по отношению к своим поступкам; малокритичен по отношению к своим поступкам; болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости. болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Пять типов конфликтных личностей Конфликтная личность неуправляемый тип: Конфликтная личность неуправляемый тип: импульсивен, недостаточно контролирует себя; импульсивен, недостаточно контролирует себя; поведение трудно предсказуемо; поведение трудно предсказуемо; ведет себя вызывающе, агрессивно; ведет себя вызывающе, агрессивно; часто в запале нарушает общепринятые нормы; часто в запале нарушает общепринятые нормы; обычно имеет высокий уровень притязаний; обычно имеет высокий уровень притязаний; несамокритичен; несамокритичен; во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других; во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других; не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь; не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь; недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы. из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Пять типов конфликтных личностей Конфликтная личность сверхточный тип: Конфликтная личность сверхточный тип: скрупулезно относится к работе; скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе; предъявляет повышенные требования к себе; предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки; предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки; обладает повышенной тревожностью; обладает повышенной тревожностью; чрезмерно чувствителен к деталям; чрезмерно чувствителен к деталям; склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.); страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.); сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях; сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях; не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Пять типов конфликтных личностей Конфликтная личность бесконфликтный тип: Конфликтная личность бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях; неустойчив в оценках и мнениях; обладает легкой внушаемостью; обладает легкой внушаемостью; внутренне противоречив; внутренне противоречив; для него характерна некоторая непоследовательность поведения; для него характерна некоторая непоследовательность поведения; ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях; ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях; недостаточно хорошо видит перспективу; недостаточно хорошо видит перспективу; зависит от мнения окружающих, особенно лидеров; зависит от мнения окружающих, особенно лидеров; излишне стремится к компромиссу; излишне стремится к компромиссу; не обладает достаточной силой воли; не обладает достаточной силой воли; не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Обрати внимание: Эти типичные особенности, описанные выше, - конфликтность, ставшая свойством личности. Её трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. Эти типичные особенности, описанные выше, - конфликтность, ставшая свойством личности. Её трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. Реальную помощь в таком случае может оказать специалист практический психолог. Реальную помощь в таком случае может оказать специалист практический психолог.

Чувство обиды одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» исторически произошло от словосочетания «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим гораздо в большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся. Чувство обиды одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» исторически произошло от словосочетания «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим гораздо в большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся. Прощение не приходит само по себе. Прощение награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того! Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде. Прощение не приходит само по себе. Прощение награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того! Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде. Но «высший пилотаж» искренняя благодарность к обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье. Но «высший пилотаж» искренняя благодарность к обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

Важно уметь правильно общаться и знать: Важно уметь правильно общаться и знать: что сказать (содержание); что сказать (содержание); как сказать (эмоциональное сопровождение); как сказать (эмоциональное сопровождение); когда сказать (время и место); когда сказать (время и место); при ком сказать при ком сказать и зачем сказать (уверенность в ситуации). и зачем сказать (уверенность в ситуации).

Проблемы, ведущие к внутреннему конфликту м конфликту с окружающими Кто ты? Кто ты? Какой ты? Какой ты? Чего хочешь и к чему стремишься? Чего хочешь и к чему стремишься? Что за проблемы тебя тревожат и можем ли мы – педагоги, родители, просто взрослые – помочь тебе хоть в чем-то?.. Что за проблемы тебя тревожат и можем ли мы – педагоги, родители, просто взрослые – помочь тебе хоть в чем-то?..

Наиболее распространенной трудностью оказывается проблема распределения времени. С нехватку времени связаны стрессы, утомляемость. А ведь отношения человека с временем, своего рода «компетентность» во времени – одна из основных характеристик уровня зрелой личности. Наиболее распространенной трудностью оказывается проблема распределения времени. С нехватку времени связаны стрессы, утомляемость. А ведь отношения человека с временем, своего рода «компетентность» во времени – одна из основных характеристик уровня зрелой личности. «Компетентность во времени» может быть рассмотрена и как определенный навык, который можно тренировать самыми разными способами, например, составляя хронометраж одного дня или бланк учета затрат времени, строя собственную ленту времени на определенный период. «Компетентность во времени» может быть рассмотрена и как определенный навык, который можно тренировать самыми разными способами, например, составляя хронометраж одного дня или бланк учета затрат времени, строя собственную ленту времени на определенный период.

Следующая по частоте называния проблема – состояние апатии, тревожащее, а порой и пугающее многих старшеклассников. Следующая по частоте называния проблема – состояние апатии, тревожащее, а порой и пугающее многих старшеклассников. Безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к окружающему и незнание, чем себя занять, могут быть вызваны разными причинами. Это и страх перед будущим, и неуверенность в себе, и длительный стресс (когда требования ситуации: «Я должен, потому что от меня этого ждут другие» – значительно превышают возможности личности, и постепенно возникает ощущение истощения). Возможны и другие причины, например, острое переживание своей персональной ответственности за все происходящее, спровоцированное множеством ситуаций, требующих принятия решения («Это моя жизнь, и кроме меня за нее никто не отвечает»). Безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к окружающему и незнание, чем себя занять, могут быть вызваны разными причинами. Это и страх перед будущим, и неуверенность в себе, и длительный стресс (когда требования ситуации: «Я должен, потому что от меня этого ждут другие» – значительно превышают возможности личности, и постепенно возникает ощущение истощения). Возможны и другие причины, например, острое переживание своей персональной ответственности за все происходящее, спровоцированное множеством ситуаций, требующих принятия решения («Это моя жизнь, и кроме меня за нее никто не отвечает»).

Не менее популярным среди старшеклассников оказывается конфликт между «хочу» и «надо», за которым стоят и проблемы самоконтроля и волевой регуляции, и меняющаяся мотивация учения, становлению которой теперь способствует потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, обращенность планов в будущее и осмысление с этих позиций настоящего. Развитие познавательной деятельности стимулируется личностным смыслом и превращается в самообразование. Следовательно, повышение самоконтроля может осуществляться за счет изменения смысла действия. Например: «Эту конкретную тему я не прохожу, а ищу в ней ответ на такой-то вопрос, который мне важен потому-то и потому-то…», «Если я хочу в будущем… сейчас мне нужно заниматься (изучать, тренировать…)». Не менее популярным среди старшеклассников оказывается конфликт между «хочу» и «надо», за которым стоят и проблемы самоконтроля и волевой регуляции, и меняющаяся мотивация учения, становлению которой теперь способствует потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, обращенность планов в будущее и осмысление с этих позиций настоящего. Развитие познавательной деятельности стимулируется личностным смыслом и превращается в самообразование. Следовательно, повышение самоконтроля может осуществляться за счет изменения смысла действия. Например: «Эту конкретную тему я не прохожу, а ищу в ней ответ на такой-то вопрос, который мне важен потому-то и потому-то…», «Если я хочу в будущем… сейчас мне нужно заниматься (изучать, тренировать…)».

Одной из самых глубоких и самых сложных является проблема выбора «правильного» поведения или решения. Одной из самых глубоких и самых сложных является проблема выбора «правильного» поведения или решения. «Как определить: какой из возможных вариантов правильный?» «Как определить: какой из возможных вариантов правильный?» «Что такое «правильно» для меня? «Что такое «правильно» для меня? «Это когда я нахожу компромисс между своими желаниями, потребностями и внешними требованиями», «Я знаю, что это неправильно, но все равно поступлю именно так» – вот лишь некоторые варианты высказываний по этому поводу. «Это когда я нахожу компромисс между своими желаниями, потребностями и внешними требованиями», «Я знаю, что это неправильно, но все равно поступлю именно так» – вот лишь некоторые варианты высказываний по этому поводу. Задачи развития личности – создавать необходимость «замедления», осмысления собственных ценностей и приоритетов и попытки опереться на них при осуществлении выбора. Задачи развития личности – создавать необходимость «замедления», осмысления собственных ценностей и приоритетов и попытки опереться на них при осуществлении выбора.

Самой болезненной для очень многих старшеклассников оказывается проблема уверенности в себе, которая подогревается и страхом перед ЕГЭ, и культивируемой в обществе потребностью быть конкурентоспособным (таковы законы рынка). Самой болезненной для очень многих старшеклассников оказывается проблема уверенности в себе, которая подогревается и страхом перед ЕГЭ, и культивируемой в обществе потребностью быть конкурентоспособным (таковы законы рынка). Что же с этим делать? Во-первых, осознать, что быть самим собой, самостоятельно регулировать собственное поведение и брать на себя ответственность за его последствия, делать ошибки и отвечать за них, не зависеть от того, как к вам относятся другие, – неотъемлемые права вашей личности. Во-вторых, нужно эти права использовать, реализовать в повседневной жизни. Что же с этим делать? Во-первых, осознать, что быть самим собой, самостоятельно регулировать собственное поведение и брать на себя ответственность за его последствия, делать ошибки и отвечать за них, не зависеть от того, как к вам относятся другие, – неотъемлемые права вашей личности. Во-вторых, нужно эти права использовать, реализовать в повседневной жизни. Уверенность в себе – это и умение сказать «нет», и адекватная самооценка, и коммуникативная компетентность. Уверенность в себе – это и умение сказать «нет», и адекватная самооценка, и коммуникативная компетентность.

Озвученная некоторыми старшеклассниками еще одна проблема, в основе которой для них лежит конфликт определенных ценностей, звучит так: «11 класс – это время, когда необходимо работать на аттестат и поступление, я признаю это и конечно же хочу получить хороший аттестат и поступить в вуз. Однако я понимаю, что все это достаточно формальные вещи, при этом есть нечто действительно важное для меня, но не работающее на поступление впрямую. Что же мне с этим делать?». Озвученная некоторыми старшеклассниками еще одна проблема, в основе которой для них лежит конфликт определенных ценностей, звучит так: «11 класс – это время, когда необходимо работать на аттестат и поступление, я признаю это и конечно же хочу получить хороший аттестат и поступить в вуз. Однако я понимаю, что все это достаточно формальные вещи, при этом есть нечто действительно важное для меня, но не работающее на поступление впрямую. Что же мне с этим делать?». Описываемая ситуация выглядит конфликтной, так как сталкивает две равнозначные ценности, однако конфликтность ее можно снизить и даже снять. Описываемая ситуация выглядит конфликтной, так как сталкивает две равнозначные ценности, однако конфликтность ее можно снизить и даже снять. Первым вариантом решения может быть работа по расстановке приоритетов, выявлению иерархичных отношений между называемыми ценностями с последующим распределением времени между ними. Первым вариантом решения может быть работа по расстановке приоритетов, выявлению иерархичных отношений между называемыми ценностями с последующим распределением времени между ними. В данном случае «необязательная» деятельность (то есть не имеющая прямого отношения к подготовке в вуз) может рассматриваться как ресурсная по отношению к подготовительной. В данном случае «необязательная» деятельность (то есть не имеющая прямого отношения к подготовке в вуз) может рассматриваться как ресурсная по отношению к подготовительной.

Проблема «А если я не поступлю?..» Проблема «А если я не поступлю?..» Надо помнить, что твоя ценность как личности нисколько не понизится при любых результатах, что поступление в вуз не самоцель, а лишь средство достижения чего-то большего. Надо помнить, что твоя ценность как личности нисколько не понизится при любых результатах, что поступление в вуз не самоцель, а лишь средство достижения чего-то большего. Прояснение этой цели – чего я хочу? к чему стремлюсь? почему для меня это важно и чего я рассчитываю достичь в результате? – есть основная задача следующего, последнего учебного года в школе Прояснение этой цели – чего я хочу? к чему стремлюсь? почему для меня это важно и чего я рассчитываю достичь в результате? – есть основная задача следующего, последнего учебного года в школе

Вопрос: Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов? Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?

1. Выполнение- невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося 1. Выполнение- невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося Пропуски занятий, опоздания Пропуски занятий, опоздания Мое поведение в школе Мое поведение в школе Моя успеваемость Моя успеваемость

2. Отношение к учителям, их профессиональны м действиям и свойствам личности 2. Отношение к учителям, их профессиональны м действиям и свойствам личности Несправедливо ставят оценки Несправедливо ставят оценки Скучные уроки Скучные уроки Мне не нравятся некоторые предметы Мне не нравятся некоторые предметы Непонятно объясняют материал Непонятно объясняют материал Несовременные взгляды учителей Несовременные взгляды учителей

3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей 3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей Мой характер Мой характер Курение и тому подобное Курение и тому подобное Мой внешний вид: прическа, одежда и др. Мой внешний вид: прическа, одежда и др. Несправедливость к моим друзьям Несправедливость к моим друзьям

Выводы: Все в твоих руках: Все в твоих руках: Повышение собственной компетентности в сфере разрешения конфликтов Повышение собственной компетентности в сфере разрешения конфликтов Понимание значимости своего «Я», вместе с тем, - уважения мнения окружающих; Понимание значимости своего «Я», вместе с тем, - уважения мнения окружающих; Поиск стратегии сотрудничества в конфликте. Поиск стратегии сотрудничества в конфликте.