Кафедра философии и социально-гуманитарных наук. Посвящены 170-летию Петра Алексеевича Кропоткина, философа, анархиста, писателя, ученого- энциклопедиста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Специфика морали» Дмитриева Н.П. 3 курс ЭПО Проверил: Ермолаева Л.К.
Advertisements

Понятие анархизма Понятие анархизма Цели Цели 5 базовых принципов анархизма 5 базовых принципов анархизма Бакунин М.А. Бакунин М.А. Анархистская теория.
Выполнила : учитель химии МАОУ СШ д. Ореховно Бабанова С. Н год.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Урок 2. Что такое светская этика. Проверка домашнего задания 1)Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. 2)Проведи интервью с членами.
P. в Бостоне ( шт. Массачусетс ), Гарвардский колледж либеральный священник Новой Англии 1832 г. оставил приход из - за пробуждения « веры в душу » 1833.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
Правила для всех МОУ средняя общеобразовательная школа 114 Заместитель директора по ВР Половинкина Татьяна Викторовна Учитель информатики Комарова Ольга.
Тема урока: Что такое светская этика Урок составлен учителем начальных классов МОУ «Гимназия 1» г. Чебоксары Шакмаковой Е.Л.
Проблема общественного прогресса Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 15 Г.И. Непершина.
Менделеев
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
гг.. Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось.
12 марта 1863 г. в Петербурге у Вернадских рождается сын Владимир. В 1868 г. в связи с болезнью Ивана Васильевича семья переехала в Харьков. В 1881 г,
2012 Пётр Аркадьевич Столыпин Родился в Дрездене (Германия) 2(14) апреля Скончался 5(18) сентября 1911 в Киеве. Пётр Аркадьевич Столы́пин государственный.
Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Транксрипт:

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Посвящены 170-летию Петра Алексеевича Кропоткина, философа, анархиста, писателя, ученого- энциклопедиста.

Петр Алексеевич Кропоткин 9 декабря 1842 – 8 февраля 1921

Среднее образование получил в 1-й Московской гимназии 1862 – окончил с отличием Пажеский корпус, был произведён в офицеры

– служба в Амурском казачьем войске

1866 – присуждение Малой золотой медали РГО за путешествие в Маньчжурию

1874 – арест, заключение в Петропавловскую крепость 1876 – побег, эмиграция 1867 – переезд в Петербург, поступление на математическое отделение физико- математического факультета Петербургского университета

1878 – женитьба Кропоткина на Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович

1879 – издание газеты «LeRevolte» («Бунтарь») 1881 – переезд во Францию

1883 – работа над статьями для Британской энциклопедии и журнала «The Nineteenth» («Девятнадцатый век»). Чтение общеобразовательных лекций для заключенных – появление первых статей по биологии и биосоциологии – избрание членом Британской ассоциации содействия науки – поездка в США для чтения лекций в Бостоне по истории русской литературы.

1912 – Петру Алексеевичу исполнилось 70 лет. Юбилей Кропоткина торжественно отмечался во многих городах Западной Европы и Америки

8 февраля 1921 года Кропоткин умер от воспаления легких

Газета "Беднота" орган ЦК РКП поместила портрет Кропоткина, а под ним слова из его книги "Поля, фабрики и мастерские": "... Для того, чтобы каждый житель страны мог существовать продуктами своей земли, нужно сделать землю общей собственностью, служащей на благо всем".

Речи бунтовщика( 1885 ) В русских и французских тюрьмах ( 1887 ) "Хлеб и воля ( 1892 ) Современная наука и анархия ( 1901 ) Взаимная помощь как фактор эволюции( 1902 ) Записки революционера( 1902 ) Великая французская революция ( 1909 ) Современная наука и анархия ( 1913 ) Этика ( 1920 )

Читает Дробноскок Юлия (201 мед. киб.)

Этот рост симпатий к природе есть на самом деле возврат в неизмеримо более совершенной форме к тому чувству, печатью которого отмечены все ступени развития человечества.

Этический урок природы ( 1905 ) Творчество Дарвина не ограничено одной биологией. Уже в 1837 году, когда он создал в основных чертах свою теорию происхождения видов, он занес в записную книжку эти знаменитые слова: Моя теория приведет к новой философии. Общественный инстинкт является, таким образом, по мнению Дарвина, общей основой, на которой сформировалась нравственность. Дарвин, который знал природу, осмелился дерзко заявить, что из двух инстинктов – общественного и индивидуалистического – первый, который сильнее, более устойчив, и более постоянен. И он был прав.

Читает Гриневич Алина (202 леч.)

Анархизм представляет собой творческую, созидательную силу самого народа, выработававшего учреждения обычного права, чтобы лучше защититься от господствовавшего над ним меньшинства. Анархизм родился из того же протеста, критического и революционного, из которого родился весь социализм вообще. Анархия представляет собой известный общественный идеал, существенно отличающийся от всего того,что до сих пор восхвалялось большинством философов.

Читает Рединская Мария (201 мед. киб.)

«Очень ошибочно отождествлять анархизм с анархией. Анархизм расположен не по порядку, ладу, гармонии, а власти, насилию, царству кесаря. Анархия есть хаос и дисгармония, т.е. уродство. Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада, т.е. победа Царства Божьего над царством кесаря». Н.А.Бердяев

Читают Логинова Ольга ( 225 леч. ) Кабыш Сергей (225 леч.) Ахмедова Шабнам (202 леч.)

Успехи науки и философии за последние сто лет. Прогресс современной техники. Возможность создания этики, основанной на естественных науках. Теории нравственности нового времени. Коренной недостаток современных Этических систем. Теория борьбы за существование; ее неправильное толкование. Взаимопомощь в природе. Природа не аморальна. Первые уроки морали человек получает из наблюдения природы.

Современная наука достигла, таким образом, двойной цели. С одной стороны, она дала человеку очень ценный урок скромности. Она учит его считать себя лишь бесконечно малою частичкою вселенной. Она выбила его из узкой эгоистической обособленности и рассеяла его самомнение, в силу которого он считал себя центром мироздания и предметом особой заботливости Создателя. Она учит его понимать, что без великого целого наше «Я» ничто; что «Я» не может даже определить себя без некоторого «Ты». И в то же время наука показала, как могуче человечество в своем прогрессивном развитии, если оно умело пользуется безграничною энергией природы.

Что мешает прогрессу нравственности. Развитие инстинкта общительности. Вдохновляющая сила эволюционной этики. Идеи и нравственные понятия. Чувство долга. Два рода нравственных поступков.- Значение самодеятельности. Потребность личного творчества. Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность как основы научной этики.

Недостаточное развитие личности (ведущее к стадности) и недостаток личной творческой силы и почина бесспорно составляют один из главных недостатков нашего времени. Нравственный прогресс необходим, но без нравственного мужества он невозможен. Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность – таковы последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека.

Гл. третья. Гл. третья. Нравственное начало в природе. Теория Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека. Зачатки нравственных чувств у животных. Происхождение чувства долга у человека. Взаимная помощь как источник зарождения этических чувств у человека. Общительность в мире животных. Общение дикарей с животными. Зарождение понятия справедливости у первобытных племен.

В 1837 году Дарвин только набросал общий очерк своей теории происхождения видов. Внеся идею развития в изучение органической жизни, он этим открыл новую эру в философии. Он объясняет происхождение нравственного чувства из чувств общительности. Истинную основу всех нравственных чувств Дарвин видел в общественных инстинктах, в силу которых животное находит удовольствие в обществе сотоварищей. Дарвин пришел, таким образом, к заключению, что общественный инстинкт представляет общий источник, из которого развились все нравственные начала, а естественный отбор способствовал его развитию ради него самого.

Дарвин, знавший природу, имел смелость сказать, что из двух инстинктов – общественного и личного – общественный сильнее, настойчивее и более постоянно присущий инстинкт. В великой борьбе за существование те виды имеют наибольшие шансы выжить, которые последовательнее держатся взаимной поддержки, тогда как те виды, которые этого не делают, вымирают. Природа может поэтому быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека.

Читает Дмитриева Виолетта (226 леч.)

Не склоняйся ни перед каким авторитетом, как бы уважаем он ни был; не принимай на веру никакого утверждения, если оно не установлено разумом. «Мы постоянно чувствуем потребность помочь другим, подпереть плечом повозку, которую с таким трудом тащит человечество, или, по крайней мере, хоть пожужжать вокруг» Марк Гюйо.

Читает Михайлова Ксения (202 леч.)

Одним из наиболее поражающих в системе карательных учреждений обстоятельств является то, что, раз человек побывал в тюрьме, имеется три шанса против одного, что он вскоре после освобождения опять попадет в нее. Уроки, получаемые заключенными в тюрьме, нисколько не хуже, чем те, которые он получает из внешнего мира. Люди, изобретавшие тюремную систему, постарались с утонченной жестокостью обрезать все нити, так или иначе связывающие арестанта с обществом. Не должно удивляться, что люди, приученные быть машинами, не в силах приспособиться к жизни в обществе.

Арестант не должен быть человеком – таков дух тюремных правил. Тюремное образование научит его рассматривать общество как врага; теперь он обладает своеобразной философией.

Читает Никитина Маргарита (202 леч.)

Раз вы вступили в брак, не относитесь легкомысленно к любовным приключениям и ко всякого рода флирту. Во время появления романа слово "обломовщина" употреблялось всеми для характеристики положения в России. Вся русская жизнь, вся русская история носят на себе следы этой болезни – той лености ума и сердца. И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю свою жизнь",– говорит старуха Изергиль в рассказе под тем же названием. И когда обворуют себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу.

Руководитель чтений: Комова Надежда Викторовна, кандидат философских наук, доцент КрасГМУ. Ведущая: Каменева Ирина 201 мед. киб. Дробноскок Юлия 201 мед. киб. Гриневич Алина 202 леч. Рединская Мария 201 мед. киб. Логинова Ольга 225 леч. Кабыш Сергей 225 леч. Дмитриева Виолетта 226 леч. Никитина Маргарита 202 леч. Михайлова Ксения 202 леч. Ахмедова Шабнам 202 леч. Техническое сопровождение: Вязьмин Вадим 202 мед. киб.

44