Практика применения профессиональных стандартов в сфере управления и современное развитие системы использования профстандартов в России ЖИЛЬЦОВ Владимир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт создания региональных/отраслевых систем развития профессиональных квалификаций на базе профессиональных стандартов ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор.
Advertisements

1 Стандартизация этических аспектов деятельности руководителей высшего звена организации как инструмент повышения управляемости компании. (Опыт системы.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Проблемы стандартизации профессиональной деятельности руководителей бизнеса и подходы к их решению Докладчик - ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Формирование системы профессиональных квалификаций в Оренбургской области Трофимов Н.В. Председатель совета директоров Председатель совета директоров Эксперт.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Механизм д ополнения учебных планов модульными программами, разработанных на основе профессионального стандарта ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального.
Транксрипт:

Практика применения профессиональных стандартов в сфере управления и современное развитие системы использования профстандартов в России ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального центра сертификации управляющих канд.психол.наук, доцент м

Профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией» Разработчики: НЦСУ АНД ПКД «Президент» НП «Внешторгклуб» НП «Экспертный клуб» (Мипромторг) И др. В разработке приняло участие более 1500 носителей профессии Прошел публичные обсуждения с июля по февраль 2010 года Утвержден: Организациями – разработчиками Комиссией по профессиональным стандартам РСПП Признан: ТПП РФ РСПП Минобразования РФ УМО в области менеджмента Ассоциацией негосударственных вузов Ассоциацией дополнительного образования Предприятиями – партнерами НЦСУ Организациями – партнерами СДСУ

Структура Профессионального стандарта управляющего Координаты: Х - Квалификационные уровни (4-8, всего 5 уровней квалификации) Y - Циклы (А-Е) На пересечениях функции (управления по каждому квалиф. уровню находятся конкретные функции управления Контекст кв. уровня: Цель деятельности данного кв.уровня Наполнение: – Обобщенные функции кв. уровня (код: 8 А и т.п.) Конкретные функции кв. уровня (код: 8 А.1 и т.п.) – Действия по данной функции – Знания по данной функции – Умения по данной функции

Цель управленческой деятельности ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО Анализ и планированиеорганизация, контроль руководство и мотивация персонала саморазвитие изменения и новации 8 КВАЛИФ.УР. Получить максимальную отдачу в проекте (инвестиций) определение сферы деятельности, постановка целей деятельности Осуществлять владельческий контроль Направлять работу исполнительн ого руководства Проявлять лидерство Обеспечивать инвестиционну ю привлекательн ость и устойчивое развитие организации 7 КВАЛИФ.УР. Обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации разработка стратегии организации управление реализацией стратегии организации побуждение команды менеджеров высшего звена управления Осуществлять руководство и лидерство в команде руководство изменениями в организации 6 КВАЛИФ.УР. Обеспечение стратегического бизнес-планирования для обеспечения стратегических задач (стабильности, хеджирования рисков и увеличения капиталоемкости компании) определение очередности задач, функциональных стратегий, проектирование бизнес-процессов, разработка требований их выполнения управление бизнес- процессом руководить кадровым потенциалом и карьерой ключевого персонала саморазвитие в лидерстве Руководить изменениями в схемах взаимодейств ия, логистики, правовой основы 5 КВАЛИФ.УР. Управление деятельностью для достижения функциональных целей организации планирование производственно- хозяйственной деятельности подразделения управление производственно- хозяйственной деятельностью подразделения управление знаниями Развивать собственные управленческ ие навыки Инициировать изменения в организации работ/техноло гиях 4 КВАЛИФ.УР. Управление оперативной и тактической деятельностью подразделения при эффективной реализации стратегических планов планирование исполнения работ в соответствии с существующими требованиями управление проектами, работами обучение персонала технологии Осуществлять саморазвитие в технологиях руководить изменениями технологии, рационализат орство

1. Анализ и планирование 2.Организация, контроль 3. Руководство и мотивация персонала 5. Изменения и новации 4. Саморазвитие ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ ЦИКЛА УПРАВЛЕНИЯ (на опыте разработки профессионального стандарта управляющего) Зона основного (классического) управления 80% Зона Инновационного управления 20%

Компетентность Соответствие компетенции и компетентности Структура единицы профессионального стандарта: влияние на сертификацию и обучение Трудовые действия знания умения Личностные качества Основание для оценки при сертификации Степень владения действием (результат обучения формального, неформального, спонтанного) Информационная основа обучения Операциональная основа деятельности Социально- психологическая основа деятельности Оцениваются при сертификации дополнительно Оцениваются при сертификации дополнительно Оцениваются при сертификации дополнительно Компетенция Профессиональный стандарт

7 Механизм работы СДСУ «Стандарты первых» Собственники, руководители и топ – менеджеры компаний РУС, ПКД «Президент», НП«Внешторгклуб», НП «Экспертный клуб», АНД и др. АНХ, ГУУ, РУДН, РЭА и др., консалтинговые агентства, НИСКУ, консультанты, тренера (модульные программы под ед. стандарта) Общественное обсуждение стандарта УМО в области менеджмента Образовательный стандарт -ФГОС Сертификация по ПСУ (RU), по NQF (EU-RU) Профессиональный стандарт - ПС Экспертная лига управляющих НСКК (утверждение) Экспертиза ФГОС на соответствие ПС Результат обучения Открытый реестр сертифицированных управляющих СДСУ Обратная связь по качеству - деятельность СДСУ Зарубежные партнеры НСКК – Минтруд- Минобразования эксперты

общие правила регистрации и обсуждения ПС Система сертификации СДСУ (администрирование) Профессиональные сообщества (участие в сертификации и актуализация ПС) Общественная ответственность за стандарт дескриптор на 8 квалификационный уровень дескриптор на 7 квалификационный уровень дескриптор на 6 квалификационный уровень дескриптор на 5 квалификационный уровень дескриптор на 4 квалификационный уровень Ассоциация независимых директоров Профессиональные клубы директоров (Президент, Внешторгклуб и пр.) Отраслевые и межотраслевые союзы (РУС, АМР и т.п.) Отраслевые и профессиональные ассоциации менеджеров Клубы выпускников образовательных учреждений ПО 8 квал.ур. Профстандарта Управл. Профессиональный стандарт управляющего менеджер 7 квал.ур. Профстандарта Управл. 6 квал.ур. Профстандарта Управл. 5 квал.ур. Профстандарта Управл. 4 квал.ур. Профстандарта Управл.

Наш вклад: инструменты профессионального сообщества управленцев 1.Профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией» 2.Система добровольной сертификации управляющих – «Стандарты Первых» 3.Механизм работы Экспертной Лиги управляющих

Предложения по теме: от кадровых резервов к сообществу профессионалов Профессиональное сообщество - это… 1.Самоопределение индивидуальное и коллективное 2.Мониторинг «своих» трудовых функций 3.Открытое позиционирование профессии управленца при разделении и кооперации коллективного труда 4.Проактивная гражданская и экономическая позиция 5.Управленческое проектирование будущего 6.Постоянная забота о смене поколений в профессии и накоплении профессионального опыта 7.Выработка этических правил сообщества

Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций Направление «Молодые профессионалы»

12 Название Проекта Название Проекта Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств развития профессиональных квалификаций и компетенций Суть Проекта Суть Проекта Формирование исполнительных механизмов для рынка профессиональных квалификаций, соответствующих требованиям инновационной экономики России Создание гибкой, самонастраивающейся исполнительной инфраструктуры национальной системы квалификаций и компетенций по территориально – отраслевому принципу на основе государственно –частного партнерства. Создаваемая сеть агентств (центров) является исполнительным звеном Национальной системы квалификаций и компетенций – представляющую интересы работодателей. Результатами функционирования сети агентств (центров) являются: Реестры сертифицированных специалистов, экспертов, аккредитованных программ подготовки по профессиональным стандартам – необходимы и остро востребованы социальными партнерами (собственниками бизнесов, менеджментом бизнес организаций, инвесторами, кредитными и страховыми организациями, провайдерам обучения, властями, профсоюзами). Формирование исполнительных механизмов для рынка профессиональных квалификаций, соответствующих требованиям инновационной экономики России Создание гибкой, самонастраивающейся исполнительной инфраструктуры национальной системы квалификаций и компетенций по территориально – отраслевому принципу на основе государственно –частного партнерства. Создаваемая сеть агентств (центров) является исполнительным звеном Национальной системы квалификаций и компетенций – представляющую интересы работодателей. Результатами функционирования сети агентств (центров) являются: Реестры сертифицированных специалистов, экспертов, аккредитованных программ подготовки по профессиональным стандартам – необходимы и остро востребованы социальными партнерами (собственниками бизнесов, менеджментом бизнес организаций, инвесторами, кредитными и страховыми организациями, провайдерам обучения, властями, профсоюзами). Цель и задачи Проекта Цель и задачи Проекта Цель: Внедрение сетевых механизмов управления профессиональными квалификациями и компетенциями для развития инновационной экономики в России Задачи: 1. По инициативе бизнеса и во взаимодействии с социальными партнерами создание инфраструктуры управления развития квалификаций и компетенций в отрасли/территории 2.Распространении в регионах лучших практик существующих систем сертификации персонала и профессиональных стандартов на мировом уровне 3. Создание единой информационной площадки е-Реестра квалификаций и компетенций 4. Инициация и создание в среде профессиональных сообществ требований (профессиональных стандартов) и систем оценки (сертификации), по ключевым для отрасли/региона видам профессиональной деятельности Цель: Внедрение сетевых механизмов управления профессиональными квалификациями и компетенциями для развития инновационной экономики в России Задачи: 1. По инициативе бизнеса и во взаимодействии с социальными партнерами создание инфраструктуры управления развития квалификаций и компетенций в отрасли/территории 2.Распространении в регионах лучших практик существующих систем сертификации персонала и профессиональных стандартов на мировом уровне 3. Создание единой информационной площадки е-Реестра квалификаций и компетенций 4. Инициация и создание в среде профессиональных сообществ требований (профессиональных стандартов) и систем оценки (сертификации), по ключевым для отрасли/региона видам профессиональной деятельности Инициатор Проекта и Получатель средств Инициатор Проекта и Получатель средств Инициатором и Получателем средств выступает Совет директоров агентств (центров) развития профессиональных квалификаций (отраслевых и территориальных ) в лице базовой организации - АНО «Национальный центр сертификации управляющих» (АНО «НЦСУ») Инициатором и Получателем средств выступает Совет директоров агентств (центров) развития профессиональных квалификаций (отраслевых и территориальных ) в лице базовой организации - АНО «Национальный центр сертификации управляющих» (АНО «НЦСУ») Общие сведения о Проекте Направление «Молодые профессионалы» Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций

Основа Проекта и механизм реализации проекта Основа Проекта и механизм реализации проекта База для реализации проекта: -Созданы профессиональные стандарты (квалификационные требования) и Системы сертификации, программы подготовки по требованиям профессиональных стандартов в 5 отраслях: Управления организацией; Кадрового менеджмента; Офисных работников; Гостеприимства, Сферы услуг -- Функционирует Совет директоров агентств развития профессиональных квалификаций в составе которого представлены 10 территориальных и 5 отраслевых агентств (центров) Подготовительный этапу Проекта ( январь-март 2015 г.): -проведение анализа рынка услуг сертификации, разработка концепции проекта -создание бизнес-плана и устава проекта -внедрение в практику профессиональных стандартов для 5 отраслей - разработку и согласование договорной и нормативной базы, подбор персонала, обучение экспертов - организация и координация управления работой территориальных и отраслевых агентств (центров) и работы проект-офиса -разработку профстандартов, сертифицированных программ обучения и подготовка экспертов Пилотный этап Проекта (апрель-декабрь 2013 г.): - разработка 5 отраслевых профессиональных стандартов, - разработка концепции Национального портала системы квалификации и компетенций (Единого е-Реестра квалификаций и компетенций), разработка программного обеспечения и баз данных - разработка медиаплана и проведение рекламной кампании и мероприятий по продвижению проекта в 10 регионах России - на основе государственно-частного партнерства подготовка к созданию 5 отраслевых и 10 территориальных агентств (центров) - мониторинг ситуации на рынке, проведение научно-исследовательских работ -развитие третьего сегмента сети из 18 территориальных и 4 отраслевых агентств (центров) - разработка 4 отраслевых профстандартов Операционный этап Проекта (с 2014 г.): -выход на ежемесячные объемы сертификации человек в месяц -обеспечение безубыточного функционирования Национальной сети агентств (центров) Этап развития Национальной сети (с 2015 г.): -выход на ежемесячные объемы сертификации человек -Возможно создание Национального фонда профессиональных компетенций (endowment foundation). База для реализации проекта: -Созданы профессиональные стандарты (квалификационные требования) и Системы сертификации, программы подготовки по требованиям профессиональных стандартов в 5 отраслях: Управления организацией; Кадрового менеджмента; Офисных работников; Гостеприимства, Сферы услуг -- Функционирует Совет директоров агентств развития профессиональных квалификаций в составе которого представлены 10 территориальных и 5 отраслевых агентств (центров) Подготовительный этапу Проекта ( январь-март 2015 г.): -проведение анализа рынка услуг сертификации, разработка концепции проекта -создание бизнес-плана и устава проекта -внедрение в практику профессиональных стандартов для 5 отраслей - разработку и согласование договорной и нормативной базы, подбор персонала, обучение экспертов - организация и координация управления работой территориальных и отраслевых агентств (центров) и работы проект-офиса -разработку профстандартов, сертифицированных программ обучения и подготовка экспертов Пилотный этап Проекта (апрель-декабрь 2013 г.): - разработка 5 отраслевых профессиональных стандартов, - разработка концепции Национального портала системы квалификации и компетенций (Единого е-Реестра квалификаций и компетенций), разработка программного обеспечения и баз данных - разработка медиаплана и проведение рекламной кампании и мероприятий по продвижению проекта в 10 регионах России - на основе государственно-частного партнерства подготовка к созданию 5 отраслевых и 10 территориальных агентств (центров) - мониторинг ситуации на рынке, проведение научно-исследовательских работ -развитие третьего сегмента сети из 18 территориальных и 4 отраслевых агентств (центров) - разработка 4 отраслевых профстандартов Операционный этап Проекта (с 2014 г.): -выход на ежемесячные объемы сертификации человек в месяц -обеспечение безубыточного функционирования Национальной сети агентств (центров) Этап развития Национальной сети (с 2015 г.): -выход на ежемесячные объемы сертификации человек -Возможно создание Национального фонда профессиональных компетенций (endowment foundation). 13 Общие сведения о Проекте Направление «Молодые профессионалы » Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций

14 Компания- Инициатор Проекта Компания- Инициатор Проекта АНО «Национальный центр сертификации управляющих» (НЦСУ)- базовая организация Совета директоров АРПК Общая Информация об Инициаторе Инвестиционного Проекта Общая Информация об Инициаторе Инвестиционного Проекта АНО «Национальный центр сертификации управляющих» (АНО «НЦСУ») основана в 2007 г. по инициативе профессионального сообщества. Юридический адрес: РФ, , г. Москва, ул. Никулинская д.5.корп.1 ИНН АНО «Национальный центр сертификации управляющих» (АНО «НЦСУ») основана в 2007 г. по инициативе профессионального сообщества. Юридический адрес: РФ, , г. Москва, ул. Никулинская д.5.корп.1 ИНН Сведения о Лидере-Инициаторе Сведения об управляющей команде Сведения об управляющей команде Руководитель проекта в целом и в области менеджмента– Жильцов В.А., директор АНО «НЦСУ» Методологический центр Проекта - РОО «ЦИППО» - директор Олейникова О.Н. АНО «НЦСУ» (директор - Жильцов В.А.) Базовая организация и инициатор Проекта Центральный орган Системы добровольной сертификации управляющих – «Стандарты Первых» ( РОСС RU.И450.04Е00. от г. ) Экспертный центр в области сертификации менеджеров от базового до корпоративного уровня Центр, осуществляющий исследования и консультирование по разработке профессиональных стандартов, подготовки экспертов, создания региональных и отраслевых систем сертификации персонала Соучредитель ряда агентств (центров) в АРПК в субъектах РФ Руководитель проекта в целом и в области менеджмента– Жильцов В.А., директор АНО «НЦСУ» Методологический центр Проекта - РОО «ЦИППО» - директор Олейникова О.Н. АНО «НЦСУ» (директор - Жильцов В.А.) Базовая организация и инициатор Проекта Центральный орган Системы добровольной сертификации управляющих – «Стандарты Первых» ( РОСС RU.И450.04Е00. от г. ) Экспертный центр в области сертификации менеджеров от базового до корпоративного уровня Центр, осуществляющий исследования и консультирование по разработке профессиональных стандартов, подготовки экспертов, создания региональных и отраслевых систем сертификации персонала Соучредитель ряда агентств (центров) в АРПК в субъектах РФ Соответствие реализации Проекта критериям АСИ Соответствие реализации Проекта критериям АСИ Проект соответствует всем первичным качественным критериям отбора проектов: Наличие лидера и команды, соответствующего критериям АСИ Соответствие миссии АСИ в направлении «Молодые профессионалы» полностью Проект находится в стадии реализации (не является идеей) Проект предполагается реализовывать с привлечением ведущего международного опыта и разработок в области национальных систем квалификаций и компетенций, сертификации и открытого диалога сферы труда и образования Проект соответствует всем первичным качественным критериям отбора проектов: Наличие лидера и команды, соответствующего критериям АСИ Соответствие миссии АСИ в направлении «Молодые профессионалы» полностью Проект находится в стадии реализации (не является идеей) Проект предполагается реализовывать с привлечением ведущего международного опыта и разработок в области национальных систем квалификаций и компетенций, сертификации и открытого диалога сферы труда и образования Направление «Молодые профессионалы» Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций

15 SWOT-анализ Проекта или описание РИСКОВ (и их предотвращения) Сильные стороныСлабые стороны Возможности Угрозы Наличие региональной филиальной сети у главного организатора Проекта Наличие опыта реализации подобных проектов как на федеральном, так и на региональном уровне Использование зарекомендовавших на международном уровне методик, механизмов создания, применения и использование результатов сертификации профессиональных квалификаций Наличие в регионе разработчиков проф.стандартов и экспертов в области развития профессиональных квалификаций Наличие команды Работодатель: Квалифицированный персонал, повышение эффективности рабочего процесса Работник: повышение зарплаты, карьерный рост Неготовность системы образования к реформированию механизмов отношения с бизнес сообществом Недостаточность и нерегулярность финансирования со стороны общественных (профессиональных) организаций) Отсутствие «Закона о профессиях (квалификациях)» и легетимизации понятия «профессиональный стандарт», в отличии от «квалификационных требований», «должностных инструкций», «моделей компетенций» НЕ доверие людей (не сформирован бренд, привычек, необходимость получения профессионального сертификата) Заинтересованность властей и бизнес сообщества, сотрудников Потребность системы образования в четких ориентирах Возможность использования системы социального партнёрства в продвижении проекта. Заинтересованность властей в повышении производительности бизнеса и модернизации Социальные лифты, ориентация в профессии Мобильность рабочей силы Координация действий с реализацией республиканской программы развития профессионального образования Недостаточное количество подготовленных лиц, для ведения проекта, особенно в регионах Опасение работодателей в неэффективном использовании средств, направляемых на систему развития квалификаций, и отсутствия общей координации сна уровне Российской федерации Социальная и экономическая нестабильность Тенденция монополизации со стороны государственных органов власти национальной системы квалификации с помощью механизмов аккредитации систем сертификации, центров сертификации и экспертов по сертификации и разработке профессиональных стандартов Направление «Молодые профессионалы» Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций Угрозы

16 Бизнес – Координационный Совет Власть Агентство развития профессиональных квалификаций Провайдеры образования Направление «Молодые профессионалы» Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций Функции элементов регионального сегмента НСКК (реализуемые в Проекте) 1.Информирование бизнеса, власти и образования о выгодах добровольной сертификации. 2.Информирование о необходимости повышения квалификации персонала с помощью разработки стандартов профессиональной деятельности. 3.Организация взаимодействия бизнеса, власти и образования по продвижению добровольной сертификации и разработки стандартов (круглые столы по кластерам и отраслям). 4.Привлечение к работе организаций образования, которые уже ведут работу в этом направлении. 5.Сбор информации о всей работе в регионе и донесение ее до всех заинтересованных сторон. 6.Разработка программ для ЧГП, привлечение финансирования со стороны гос. управления и со стороны бизнеса. 7.Определение приоритетов развития профессиональных квалификаций в регионе. 1. Организация круглых столов по распространению информации о системах добровольной сертификации, применению стандартов квалификаций и корпоративных стандартов. 2.Работа с бизнес-сообществом (предприятиями региона) по заключению соглашений о применении стандартов разного уровней. 3.Работа с учреждениями образования (дополнительного образования) по заключению соглашений о применении стандартов квалификаций и стандартов управления при разработке обучающих программ. 4.Организация общественно профессиональной аккредитация учебных программ бизнес- сообществом. 5.Распространение информации об образовательных программах и учреждениях среди бизнес-сообщества. 6.Участие в круглых столах по отраслям, помощь в отборе кандидатов в эксперты по отраслям, организация их обучения методике написания стандартов и методики оценки. 1.Предлагать на общественно-профессиональную аккредитацию программы профессионального образования, подготовленные в соответствии с требованиями профессиональных стандартов 2.Проводить обучение по аккредитованными в Отраслевых (профессиональных) советах учебным программам 3.Проводить оценку качества подготовки своих слушателей на основе результатов прохождения ими сертификации. 4.Дорабатывать аккредитованные программы профессионального образования по требованиям отраслевых советов и систем сертификации. 5.Инициировать прогрессивные формы обучения и организации самообучения по требованиям профессиональных стандартов. 6.Участвовать в разработке/доработке профессиональных стандартов 7.Инициировать создание и применение оптимальных траекторий обучения с одного квалификационного уровня на другой. 1. Реализация региональной программы Цель программы - обеспечение Стратегии развития региона квалифицированными кадрами 2. Обеспечение достижения показателей эффективности деятельности власти: Сбалансированности спроса и предложения профессиональных квалификаций (кол-во, профиль) применения и движения профессиональных квалификаций (миграция, безработица) использование человеческого потенциала региона (направление структурных изменений)

Структура регионального сегмента НСКК (создаваемое в Проекте государственно-частное партнерство) Координационный совет - учредитель Региональной Программы Профессиональные сообщества РФ/региона Администрация региона (Минтруд, Минмолодежи, Минобр, Минразвития и др.) Работодатели региона Провайдеры образования региона Органы сертификации Модульные программы обучения на основе ПС Реестр профессиональных стандартов Професси ональный стандарт (ПС) Система оценки при сертификац ии Региональное агентство развития квалификаций (координатор Региональной Программы) Реестры сертифицированных лиц по отраслям Реестры экспертов по профессиям Реестр аккредитованных модульных программ обучения по профессиям Реестры экспертов – разработчиков модульных программ по профессиям Учебные организации ПО Национальные центральные органы систем сертификации квалификаций..

Функции Отраслевых Советов в НСКК 1.Отраслевые (профессиональные) Советы создают/привлекают национальные системы сертификации, международные системы сертификации, а в отсутствии оных 2.Создают нужные системы сертификации, профессиональных квалификаций 3.Совместно с ведомствами и министерствами определяет приоритеты развития квалификаций под задачи отрасли в масштабах РФ 4.Осуществляет моделирование изменений и новых профессий, профессиональных квалификаций. 5.Постоянно поддерживает в актуальном состоянии требования профессиональных стандартов.

Функции Систем сертификации в НСКК 1.Осуществляют координацию деятельности на национальном уровне всех систем сертификации: международных, национальных, отраслевых, а также профессиональных и региональных агентств развития квалификаций. 2.Непосредственно реализовать работу по сертификации, признанию и присвоению квалификаций.

Федеральный уровень национальной квалификационной системы Государственный Регулятор-регистратор (АСИ) Отраслевые (профессиональные) советы по квалификациям Системы сертификации квалификаций Отраслевые сообщества и предприятия Приобретение квалификации Неформальное обучение Формальное обучение Спонтанное обучение Применение квалификации Подтверждение квалификации

21 Структура регионального сегмента НСКК (создаваемая в Проекте) БизнесВласть Агентство развития профессиональных квалификаций Образование Наличие региональной филиальной сети у главного организатора Проекта Наличие опыта реализации подобных проектов как на федеральном, так и на региональном уровне Использование зарекомендовавших на международном уровне методик, механизмов создания, применения и использование результатов сертификации профессиональных квалификаций Наличие в регионе разработчиков проф.стандартов и экспертов в области развития профессиональных квалификаций Наличие команды Работодатель: Квалифицированный персонал, повышение эффективности рабочего процесса Работник: повышение зарплаты, карьерный рост Неготовность системы образования к реформированию механизмов отношения с бизнес сообществом Недостаточность и нерегулярность финансирования со стороны общественных (профессиональных) организаций) Отсутствие «Закона о профессиях (квалификациях)» и легетимизации понятия «профессиональный стандарт», в отличии от «квалификационных требований», «должностных инструкций», «моделей компетенций» НЕ доверие людей (не сформирован бренд, привычек, необходимость получения профессионального сертификата) Заинтересованность властей и бизнес сообщества, сотрудников Потребность системы образования в четких ориентирах Возможность использования системы социального партнёрства в продвижении проекта. Заинтересованность властей в повышении производительности бизнеса и модернизации Социальные лифты, ориентация в профессии Мобильность рабочей силы Координация действий с реализацией республиканской программы развития профессионального образования Недостаточное количество подготовленных лиц, для ведения проекта, особенно в регионах Опасение работодателей в неэффективном использовании средств, направляемых на систему развития квалификаций, и отсутствия общей координации сна уровне Российской федерации Социальная и экономическая нестабильность Тенденция монополизации со стороны государственных органов власти национальной системы квалификации с помощью механизмов аккредитации систем сертификации, центров сертификации и экспертов по сертификации и разработке профессиональных стандартов Направление «Молодые профессионалы» Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций

Механизм работы системы квалификаций Разработка требований по квалификациям (профессиональные стандарты, каталоги по отраслям) Спрос на квалификацию в компаниях, отраслях, регионах (Рейтинги привлекательности, конкретные вакансии) Программы обучения квалификациям в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (Реестры, каталоги программ) Предложение квалификаций подтвержденное соответствие требованиям профессиональных стандартов (Реестры сертифицированных) Система развития профессиональных квалификаций и профориентации человека (ОБЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ с логистикой информации под каждого пользователя )

23 ПРОЕКТ «Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств/центров развития профессиональных квалификаций и компетенций» Молодые Профессионалы Жильцов Владимир Анатольевич Кандидат психологических наук, 2000 г., доцент, член-корр. МАПН, член IVETA (международной академии профобразования), директор Автономной некоммерческой организации «Национальный центр сертификации управляющих», исполнительный секретарь Совета директор Агентств развития профессиональных квалификаций – команды проекта. «Создание Национальной сети отраслевых (профессиональных) и региональных агентств развития профессиональных квалификаций и компетенций» Цель проекта: Внедрение сетевых механизмов управления профессиональными квалификациями для развития инновационной экономики в России – Биржи компетенций и квалификаций Эффект для государства: 1.Развитие сети агентств(центров) развития профессиональных квалификаций (АРПК) в России к концу 3 года проекта: отраслевых с 5 до 14 центров и территориальных от 10 до 38 агентств (центров) развития профессиональных квалификаций. Данная сеть охватит 100% городов с населением более 500 т.чел. или территории субъектов РФ, где трудится 68 % трудоспособного населения РФ. 2. Создание и согласование всех механизмов функционирования независимой сети АРПК - Биржи компетенций и квалификаций. Срок реализации проекта (январь 2013 – декабрь 2015 г). Цели обращения в АСИ - помощь в тиражировании проекта в регионах России, включая следующие действия: - координация взаимодействия с разработчиками систем сертификации в рамках Национальной системы компетенций и квалификаций, - снятие административных барьеров участия предпринимателей в НСКК.