У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Смирнова Е.А., руководитель ШМО учителей иностранного языка ГБОУ СОШ 339 им.Шумилова М.С., учитель английского языка высшей квалификационной категории.
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
У НИВЕРСАЛЬНОСТЬ УД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
О СНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД
Обеспечить учащегося возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; компетентности «научить учиться»; толерантности в поликультурном обществе;
Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков компетентностей в любой предметной области познания
В ИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ : Личностные; Познавательные; Коммуникативные; Регулятивные;
Л ИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : личностное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
ЛИЧНОСТНОЕ, ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Общеучебные Логические учебные действия,
О БЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
О БЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
У МЕНИЕ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, У МЕНИЕ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ПРОСЛУШАННЫХ ТЕКСТОВ
П ОИСК И ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
П РИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНФОРМАТИВНОГО ПОИСКА
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
П ОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ
П ОДВЕДЕНИЕ ПОД ПОНЯТИЕ
У СТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
А НАЛИЗ ОБЪЕКТОВ С ЦЕЛЬЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ
СИНТЕЗ
С РАВНЕНИЕ
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов ; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
У МЕНИЕ СЛУШАТЬ И ВЕСТИ ДИАЛОГ
У МЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция ; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Ц ЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
К ОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ
Ф ОРМИРОВАНИЕ УДД НА УРОКЕ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПОЗИЦИЯМ :
постановка учебной задачи (целеполагание); содержательная линия урока; организация учебной деятельности; формы организации учебного сотрудничества; работа в группе (позиция учеников, позиция учителя) коммуникативная компетентность
морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества; вербальные и невербальные способы взаимодействия; характеристики сотрудничества; эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
И СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. Ф УНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.В. К ОЗЛОВА, А.М. К ОНДАКОВА М ОСКВА П РОСВЕЩЕНИЕ 2011 Г. 2. «E NJOY E NGLISH 3» Б ИБОЛЕТОВА М.З. Т РУБАНЕВА Н.Н. И ЗДАТЕЛЬСТВО «Т ИТУЛ » 2010 Г. 3. Р АБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «E NJOY E NGLISH 3» Б ИБОЛЕТОВА М.З. Т РУБАНЕВА Н.Н. И ЗДАТЕЛЬСТВО «Т ИТУЛ » 2010 Г.