Mmantsetsa Marope (PhD) Director Division for Basic Learning and Skills Development Moscow: Russian Federation January 23-25, 2013 ОТВЕЧАЯ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

Институт статистики ЮНЕСКО Роль статистики, сбора и анализа данных Хендрик ван дер Поль Директор.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ДЖАФАРОВ С. Ф. ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ.
1 Особенности Общереспубликанского тестирования для поступления в вузы Кыргызстана Директор Центра оценки в образовании и методов обучения к.п.н, И. П.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ОГЛАВЛЕНИЕ Почему проводится анализ ситуации? Что необходимо сделать? Этапы проведения анализа ситуации Определение обычных целей Некоторые.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Стратегия Всемирного банка в сфере развития образования Тигран Шмис, Всемирный банк, Московский офис.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Диагностическое тестирование в модели мониторинга качества математического образования в учреждении. С.В. Гридасова, учитель математики, директор МАОУ.
9ая Международная профсоюзная женская школа Содействие достижению гендерного равенства и достойной занятости для женщин Турин, октября 2008 г. ЕВРОПЕЙСКАЯ.
Обсуждение хода и перспектив развития проекта по изучению особенностей читательской грамотности учащихся в связи с анализом результатов международных сравнительных.
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Обеспечение гендерной чувствительности политик и программ в области образования в соответствии с международными стандартами А. Н Ниязова – эксперт ООН.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Транксрипт:

Mmantsetsa Marope (PhD) Director Division for Basic Learning and Skills Development Moscow: Russian Federation January 23-25, 2013 ОТВЕЧАЯ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 1

Основная Миссия Образования для Всех Реализовать право всех учащихся (детей, молодежи, взрослых) на их неотъемлемое право на качественное образование благодаря: Убедится, что все учащиеся имеют доступ к качественно организованному базовому образованию и их потребности удовлетворены Базовое образование может быть интерпретировано различными способами. Начальное образование (в терминологии Целей развития Тысячелетия) начальный минимум UPE, FPE Базовое образование, понимаемое как уровень, необходимый для эффективного функционирования в информационном обществе /инновационной экономике {от воспитание и образование детей младшего возраста (ECCE) до полного среднего образования} базовое образование понимаемое как основа для дальнейшего образования в течение всей жизни Какова бы ни была интерпретация, Образование для Всех достигло неоспоримого, хоть и недостаточного, прогресса в достижении целей доступа к «базовому образованию» 2

Десятилетие достижения « Образования для Всех » ( ) 52 миллиона детей были зачислены в начальные школы На 39 миллионов сократилось количество детей школьного возраста, не имеющих доступ к образованию. Более 80% данного успеха было достигнуто в регионах Тропической Африки, Южной и Западной Азии Северная Америка и Западная Европа, Восточная Азия и страны тихоокеанского бассейна, Латинская Америка и страны Карибского бассейна могут достичь цель к 2015 Средняя Азия и Центральная и Восточная Европа находятся на близкой дистанции к достижению цели (более 90% согласно национальным отчетам 2008) Для многих стран достижима цель по гендерному равенству в начальному образовании к 2015 году 200 миллионов молодежи и взрослых стали грамотными по сравнению с уровнем 1990 года** 3

Вторая цель 4

Но цель по доступу к образованию все еще предстоит достигнуть к 2015 году На международном уровне только 44% детей имеют доступ к дошкольному образованию, но значительно меньше имеют доступ к всестороннему воспитанию и образованию детей младшего возраста*** 67.5 миллионов детей все еще не ходят в начальную школу Тропическая Африка и Южная и Западная Азия ответственны за 69% этого числа Страны с низки уровнем дохода отвечают за более, чем треть этого числа Ежегодный средний уровень снижения числа детей вне школы упал с 6% между 1999 и 2009 до уровня 3% с 2004 по 2009 Если настоящий тренд сохранится, то предположительно 72 миллиона детей не будут посещать школу к 2015 году 793 миллиона молодежи и взрослых неграмотные Две трети из них – женщины, и их доля не менялась с 1990 В Великобритании 1.7 миллионов (5%) людей от 16 до 65 лет показывают результаты хуже, чем семилетние школьники при национальном тестировании В Голландии 1,5 миллионов взрослых могут быть классифицированы как люди, не обладающие способностями обработать базовую информацию Во Франции 9% работающих взрослых оцениваются как неграмотные В Германии 7,5 миллионов взрослых не обладают знаниями и умениями, позволяющими им эффективно участвовать в жизни общества 74 миллиона подростков не ходят в школу, из них 54% девушки Несмотря на такой уровень спроса, неформальные формы образования все еще остаются достаточно слабыми*** 5

Достижение цели Образования для Всех 6 все еще проблематично Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение высокого качества для всех так, чтобы признанные и измеряемые результаты обучения были достигнуты всеми, особенно в таких областях как грамотность, математическая грамотность и основные жизненные навыки 6

Реалии проблемы качества образования Очень высокий процент учащихся, которые получают образование низкого качества Образовательные системы неэффективны при обеспечении качества образования Для большой доли учащихся образовательные достижения не означают успех Проблема качества наиболее остро стоит в развивающихся странах Однако эта проблема не исключительна для развивающихся стран и важна также для развитых стран Качества образования очень неравномерно и зависит от следующих показателей : Уровень развития страны Бедность Обеспеченность семьи, происхождение Проживание в деревне / в городе Принадлежность к меньшинству : лингвистическому, этническому, культурному, иммигранты … Большинство с ущемленными правами 7

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Международные мониторинги : Согласно данным PISA за 2006 год в Бразилии, Индонезии, Мексике и Тайланде более 40% школьников не владеют навыками чтения на первом уровне Согласно данным TIMSS за 2007 год в 18 странах со среднем уровнем дохода, включая Ботсвану, Египет, Саудовскую Аравию, Колумбию, средние показатели успеваемости школьников были ниже международного критерия (benchmark) В Гане только 17% школьников 16 лет показали результаты выше международного критерия (benchmark) Среднестатистические школьники в Эль Сальвадор, Гане, Индонезии и Марокко показали результаты, равные результатам самых слабых школьников (10%) в странах с высокими результатами ( Великобритания, Южная Корея, и так далее ) 8

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Международные мониторинги: По данным PIRLS 2006 большинство четвероклассников: в развитых странах показали результаты выше международного критерия (benchmark) В участвующих странах Африки – Южная Африка и Марокко – и даже в богатых Арабских странах, показали результаты, свидетельствующие об отсутствии базовых навыков чтения Третий мониторинг SACMEQ (2007) показал что: После 5-6 лет обучения более трети школьников в Малави и Замбии не овладели базовыми навыками чтения 9

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Международные мониторинги: 2009 PISA: Только меньшая часть школьников в странах ОЭСР достигли второго уровня развития навыков чтения В 18 странах-участниках второй уровень был обычно самым высоким уровнем. Который достигали школьники включая некоторые страны ОЭСР, Мексика и Чили (33%) и Турция (32%) В Колумбии, Уругвае, Аргентине, Румынии, России и Болгарии наибольшая доля школьников показала результат второго уровня (Vol 1 p 54) 10

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Качество образования неравномерно между странами и внутри страны: Исследование в Латинской Америке показало, что уровня 3 и 4 достигли 30% школьников в Чили и только 13% в Эль Сальвадор 10% третьеклассников в Аргентине показали результаты хуже уровня 1 по шкале математической грамотности, столько же школьников показали наивысшие (UNESCO-OREALC, 2008). Более 50% третьеклассников на Кубе показали результаты 4ого уровня. Это в три раза больше чем в Аргентине и Чили По результатам PISA 2009 разрыв между самыми лучшими и худшими результатами среди стран ОЭСР был равен разнице в два года обучения Разрыв между странами с наилучшими и наихудшими показателями был равен разнице в шесть лет школьного образования 11

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Качество образования неравномерно между странами и внутри страны: Национальные мониторинги школьников начальных классов Индии показали, что в период с 2006 по 2009 доля пятиклассников, способных читать текст уровня второго класса увеличилась с 44% до 64% в штате Пенджаб, но снизилась с 65% до 46% в Западной Бенгалии (Pratham Resource Centre, 2010). Доля детей в штате Керала в пять раз превосходила долю детей в Тамил Наду, которые могли читать текст на своем родном языке В Бангладеш более 80% пятиклассников хорошо сдают тест для выпускников начальной школы Однако в области Вазирпур в регионе Баризал почти все школьники сдают этот экзамен, так как в районе Джамалгани в регионе Сулхит только менее половины школьников справляются с экзаменом 12

Что различные показатели говорят нам о качестве образования ? Качество образования неравномерно между странами и внутри страны: В Кении 17% третьеклассников в Северо-Восточной провинции могут читать текст на суахили. Однако в прибрежной провинции таких школьников в два раза больше (Uwezo, 2010). В Кении половина беднейших детей в третьем классе может прочитать текст уровня второго класса на суахили в то время, как среди обеспеченных детей таких три четверти Дети из богатейших семей Южной Африки в среднем сдают тест на чтение в 10 раз лучше, чем дети из беднейших семей Разница в доходе в Южной Африке в два раза выше подобной разницы в доходах в Намибии 13

Влияние плохого качества образования на развитие На уровне человека : Школьники часто остаются на второй год, менее заинтересованы участвовать в процессе. Низкий уровень уверенности в себе, исключение из школы Низкий уровень развития компетенций и умений Ограниченный список возможностей трудоустройства, низкие шансы на продуктивную работу Низкие шансы на получение достойной заработной платы ( с учетом того, что зарплата зависит от образования ) Высокая вероятность социальных отклонений и их последствий Продолжение цикла бедности между поколениями, в особенности учитывая что для бедных работа это единственный актив Низкое качество жизни … 14

Влияние плохого качества образования на развитие На уровне страны : Нехватка ресурсов как результат низкой эффективности образовательной системы и дорогостоящих и неэффективных мер коррекции ситуации Неэффективность ресурсов как результат непрямых расходов, вызванных низким качеством образования, низким качеством здоровья, социальными отклонениями, лишением свободы, высокой стоимостью систем социальной поддержки Неиспользованный человеческий капитал Нехватка квалифицированной рабочей силы, как следствие низкая продуктивность, низкий рост и низкая конкурентноспособность Потерянная возможность воспользоваться результатами качественного образования Непрерывное воспроизводство социального неравенства и связанный с этим риск социальной нестабильности 15

Влияние плохого качества образования на развитие На международном уровне : Непрерывное воспроизведение глобального неравенства и связанные с этим издержки как для богатых, так и для бедных стран Отсутствие толерантности и невозможность мирного сосуществования Хрупкость международного мира Низкое качество экологического менеджмента и связанные с этим последствия 16

Основные отправные позиции Страны участники ЮНЕСКО полностью понимают двойную проблему низкого и неравного качества образования и неэффективного обучения Страны участники ЮНЕСКО полностью понимают последствия этого для развития Все страны участники ЮНЕСКО считают своим долгом предоставлять высокое качество образования и опыт эффективного обучения всем учащимся (детям, подросткам, взрослым) Их политика и реформы направлены на выполнение этого обязательства В большинстве стран есть достаточные знания и технические возможности для стимулирования предоставления качественного образования 17

Тогда почему эта проблема остается? Неадекватные технические инструменты для « перевода » обязательств в действия Концентрация на симптомах, а не на причинах низкого качества и неэффективного обучения Ответы на симптомы заточены в основном на вложениях в систему Неадекватный анализ первопричин Знанию самой страны уделяется мало внимания, но международная экспертиза считается престижной, что ведет к слабой контекстуализации мер по улучшению качества Нетерпеливость в отношении усиления национального потенциала и управления для того, чтобы диагностировать систему, расставить приоритеты, и отслеживать прогресс по улучшению качества Недооценивается важность понимания контекста, и существует тенденция чересчур обобщать решения Тенденция обращаться к решению проблем, которые были заранее сформулированы 18

Тогда почему эта проблема остается? Вместо того, чтобы полноценный анализ предшествовал действиям, принимаются разрозненные меры, которые наиболее популярны в этот момент времени Отсутствие гибкости при принятии мер, основанных на фрагментарном анализе Фрагментарные меры, которые игнорируют взаимосвязи частей образовательной системы, а следовательно меры улучшения в отношении только части системы Нетерпеливость в отношении усиления системы образования Техническое лидерство по диагностики качества в руках « помощника » вместо « владельца » Слабые местные корни мер по улучшению качества образования 19

Тогда почему эта проблема остается? Низкий абсолютный заданный критерий ( бенчмарк ) и нехватка терпения в приверженности курсу Слабая документация и распространение перспективных практик, слабое функционирование посредника Неэффективное, нецелесообразное и недостаточное выделение ресурсов Исходные первоначальные затраты на системное и систематическое улучшение качества, особенно в сложной экономической ситуации 20

ОТВЕТ ЮНЕСКО Разработанный вместе со страной- участницей инструмент, который может способствовать переводу политических решений и заявлений к желаемому результату : предоставлению качественного образования и эффективного обучения для всех Концепция диагностики качества общего образования ЮНЕСКО (КДКОО) 21

Исходные условия для КДКОО Справедливое предоставление качественного образования и эффективного обучения требует надежной и хорошо функционирующей системы образования Ответственность предоставления качественного образования и эффективного содействия обучению лежит на всех уровнях и во всех аспектах системы общего образования, работающих интерактивно и итеративно в целях оптимизации взаимодополняемости и воздействия Значимость каждого аспекта зависит от конкретного контекста 22

Что такое качественная образовательная система? КДКОО описывает качественную систему общего образования следующим образом: «Целесообразная, устойчиво релевантная или отвечающая требованиям целостного развития, справедливая и всеобъемлющая, ресурсосберегающая и предоставляющая реальный, а не символический доступ к образованию и обучению». 23

Свойства Концепции Системная и комплексная Допускает рассмотрение подсистем Аналитический/Диагностический инструмент, не являющийся критерием (бенчмарк) Поднимает соответствующие вопросы о системе Гибкая и контекстуально реагирующая Принимает запросы в качестве отправной точки Допускает многочисленные точки входа в зависимости от контекста Признаёт связанность подсистем Интегрированная, итеративная и интерактивная 24

Цели КДКОО Усилить потенциал страны-участницы чтобы: анализировать/диагностировать и выявить ограничения, которые удерживают систему от реализации и поддержания желаемого уровня качества образования и эффективности обучения выявить приоритетные ограничения и разработать меры реагирования управлять анализом главных ограничений и разрабатывать меры реагирования Упорядочить и институционализировать анализ качества образования и эффективности обучения: Улучшить целевые меры реагирования Улучшить сроки и своевременность мер реагирования 25

Структура и применение Концепции Диагностики Качества Общего Образования ЮНЕСКО (КДКОО) 26

Open_this_file.html 27

Где мы сейчас? Аналитические инструменты и ресурсный банк были разработаны и валидизированы контрольным комитетом Были разработаны инструкции по пилотному применению и пилотные инструменты Интерактивная Веб-платформа на стадии разработки Первая фаза применения в направлении покрытия всех географических регионов ЮНЕСКО 28

Большое спасибо за Ваше внимание! 29