« Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики». « Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Advertisements

Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Реализация преемственности при введении ФГОС ООО.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
МОУ «Усть-Карская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Тарасова Е.Л., учитель биологии.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Обобщение опыта Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения качества.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Транксрипт:

« Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики». « Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики». Автор проекта: Мухоморкина Татьяна Петровна, учитель математики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 4

недостаточна или отсутствует мотивация к изучению предмета пассивность в ходе учебных занятий учащиеся не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия, мышления действующие учебники по математике не содержат проблемных ситуаций неудовлетворенность организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником Проблемы

ПРОТИВОРЕЧИЯ: между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Актуальная значимость данной темы педагогического проекта заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится технология проблемного обучения.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению математики.

Объект исследования: процесс обучения математики учащихся основной школы; Предмет исследования: проблемное обучение на уроках математики.

ГИПОТЕЗА: если на уроках математики применять проблемное обучение, то это будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению математики.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: изучить и проанализировать состояние проблемы использования технологии проблемного обучения в педагогической теории и практике; отобрать оптимальные методы и приемы, формы и средства организации учебного процесса с применением технологии проблемного обучения; используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся; выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики с помощью технологии проблемного обучения; проверить эффективность предложенных средств в реальной практике; провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА СОСТАВИЛИ: теория мышления в интеллектуальном развитии (С.Л. Рубинштейн); проблемное и развивающее обучение (Н.А. Менгинская, Г.Я. Гальперин, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.); самостоятельная исследовательская деятельность (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег); проблемное обучение (В. Оконь, Ч. Куписевич, И. Петков, М. Марков).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ психологической, математической и методической литературы по теме исследования; анализ документов по вопросам образования (школьных программ, учебных и учебно- методических пособий); наблюдение, анкетирование, опрос, беседы с преподавателями, учащимися и их родителями; педагогический эксперимент по определению эффективности предложенной технологии проектного обучения; статистическая обработка результатов опытно- экспериментальной работы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

НОВИЗНА ОПЫТА: объединение возможностей технологии проблемного обучения с возможностями традиционных с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: устойчивая мотивация к изучению математики; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности; развитие социального опыта учащихся.

постановка проблемы подводящий к теме диалог «яркое пятно» в форме шуточного стихотворения игровые моменты исторические экскурсы жизненные факты противоречия между необходи- мостью выполнить определенное задание и невоз- можностью его осуществить специальное домашнее задание занимательные задачи научно- популярные рассказы

АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИ Постановка проблемы «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения -Сегодня мы познакомимся с решением уравнения, которое вы составите по задаче, представленной в стихотворной форме: «Обезьянок резвая стая Всласть, поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая… Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?» Слушают. -Кто догадался, какое нужно составить уравнение. Отвечают. -Как называются такие уравнения? -Квадратные. -Все ли квадратные уравнения мы умеем решать? -Нет. Тема -Значит, тема нашего урока? (Фиксирую тему на доске) -Решение квадратных уравнений.

Критерии эффективности педагогического проекта Рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях Распространение опыта Устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики Результаты Г(И)А И ЕГЭ Сохранение качества обученности

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

РОСТ КОЛИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ ВО ВНЕКЛАССНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

РЕЗУЛЬТАТЫ Г(И)А

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ В уч. году - три выпускника окончили гимназию с золотой медалью, два – с серебряной. Результаты тестовых работ, проведённых Окружной службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры: в уч. году средний процентный балл составил 86,3 %

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА». Средний балл ЕГЭ в учебном году составил 59,53 (2 место в рейтинге школ города по показателю «Средний тестовый балл ЕГЭ по математике» и по показателю «Доля выпускников, набравших среднегородской балл и выше»)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА. Опыт работы по данной теме был представлен: на гимназическом уровне: 2009 год – кафедра естественно-математического образования; 2010 год – III фестиваль профессионального мастерства (открытый урок). на муниципальном уровне: 2012 год – курсы повышения квалификации по теме «Использование современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС» год – семинар «Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании курса математики» год – международная научно – практическая конференция «Перспектива: инновационные методы в психологии и педагогике».

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА. Опыт работы публиковался: 1.«Методические поиски педагогов гимназии. Из опыта проведения уроков» Екатеринбург, ИД «Гриф», «Методические поиски педагогов гимназии. Из опыта проведения уроков» Екатеринбург, ИД «Гриф», 2011.

ВЫВОДЫ. Таким образом, применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся: уметь работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность; повысить уровень мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений; уметь применять полученные знания в практической деятельности; развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

данный опыт адаптировать для обучающихся до 11 класса описать опыт и выступить на городском методическом объединении учителей математики систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал разместить методические рекомендации для учителей к проведению уроков с применением технологии проблемного обучения Перспективы дальнейшего развития

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. 1.Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О. Е. Баксанский // Наука и школа. – ;С Беспалько, В.П. Образование – это не бизнес, это хобби [Текст] / Беспалько В.П. // Школьные технологии 3, 2011, с Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / Беспалько, В.П. // Народное образование 2, Выготский, Л.С. [Текст] / Выготский Л.С. // Собр.соч. т.4. – М., 1983, с Государственная политика в области образования [Текст] // Российская Федерация. Законы. Об образовании: официальный текст. – М. : Ось-89, – С. 3. – (Актуальный закон). 6.Государственные образовательные стандарты [Текст] // Российская Федерация. Законы. Об образовании: официальный текст. – М. : Ось-89, – С. 6. – (Актуальный закон). 7.Занков, Л. В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л. В. Занков. – М., Ильин, Г. Л. Взаимное обучение и взаимное образование [Текст] / Г. Л. Ильин // Школьные технологии С.25 – Ильин, Г. Л. Концепция учителя современной общеобразовательной школы. Требования к качеству образования [Текст] / Г. Л. Ильин // Школьные технологии. – – С. 9.