Балет "Щелкунчик" П. И. Чайковский. История создания: Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наполним музыкой сердца П.Чайковский балет «Щелкунчик»
Advertisements

П. ЧАЙКОВСКИЙ БАЛЕТ « ЩЕЛКУНЧИК » Выполнил : Шур Иван 7 А класс.
П.И.Чайковский «Щелкунчик» Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МКОУДОД ДШИ 3 Гущина В.Е.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» муз. П.И Чайковского.
Творческий проект Балет «Щелкунчик». Либретто в балетных образах.
Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.
Прочитайте стихотворение. О каком танце идёт речь? Пускай твердят кому не лень, Что я, мол, косолапый. Да, я медведь, а не олень. Похож на маму с папой.
Проект «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА». Эрнст Теодор Амадей Гофман Добрая Рождественская сказка «Щелкунчик и Мышиный король»
Описание природы. Зима. "И оживают картины природы…"
ГОУ лицей 393 Кировского района Санкт-Петербурга Конкурс «Санкт-Петербург в ХХI веке» Категория «Проект» Тема «Мой Санкт-Петербург» Работа выполнена ученицей.
Выполнила: муз. руководитель Мокшанова С.Н. Мир чудес и волшебства Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки и танца.
Новогодний праздник «Как Снеговик искал свой носик »
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта». Нет повести печаль нее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… У.Шекспир «Ромео и Джульетта» - трагедия гениального.
Урок русского языка в 5 классе «Синонимы». Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий! Вы, проворные ткачи – Вихри.
Оловянный солдатик Художник Сергий Елена Г.Х. Андерсен.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова
Конкурс «Наша дошкольная жизнь» «Дошкольники в мире творчества» Зайцева М.Л. методист отдела начального и дошкольного образования высшей квалификационной.
Каким языком говорит музыка? Исследовательский проект. Щербакова Инна Викторовна, музыкальный руководитель и дети старшей группы: Никифорова Ирина, Силантьев.
«Сказочные герои в произведениях П.И. Чайковского» Презентация для открытого on-line-конкурса «Мой Чайковский» Организаторы: ГБУК РО «Донская государственная.
Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика ёлочных.
Транксрипт:

Балет "Щелкунчик" П. И. Чайковский

История создания: Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.

Действие 1. Картина 1. Увертюра. Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза*) такова лаконичная форма увертюры**, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика». *Реприза - раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. **Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления

Действие 1. Картина 1. Украшение и зажигание елки Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета. Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.

Действие 1. Картина 1. Марш Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы.

Действие 1. Картина 1. Появление Дроссельмейстера В зале появляется новый гость советник Дроссельмейер. Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты это подарок Кларе, из другой большой пирог, это для Фрица. И дети и взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога солдат. Ожившие игрушки танцуют.

Действие 1. Картина 1. Сцена и танец Гросфатер Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку Щелкунчика: этим играть можно. Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и старается утешить его.

Действие 1. Картина 1. Сражение Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик- часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение.

Действие 1. Картина 2. Еловый лес зимой Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.

Действие 2. Картина 3. Вальс снежных хлопьев Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Действие 2. Картина 3. Дворец Конфитеринбург Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.

В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчи­ка вместе с его избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из са­харного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

Действие 2. Картина 3. Прибытие Маши и Щелкунчика. Дивертисмент По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй.

В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Клара и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».

Действие 2. Картина 3: Шоколад: Испанский танец Кофе: Арабский танец Чай: Китайский таней Трепак: Русский танец Танец пастушков Мамаша гигонь и паяцы

Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Действие 2. Картина 3. Вальс цветов Па-де-де

Вальс начинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения пышной и торжественной праздничности, эта тема служит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических красот, которую воздвигает здесь фантазия композитора.

Конец. Презентацию сделала Лячина Ольга