ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Для магистрантов направления 230400 – Информационные системы и технологии С.А.Пиявский 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для магистрантов направления – Информационные системы и технологии С.А.Пиявский 2011 год.
Advertisements

Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Основные подходы при разработке проекта образовательного стандарта по направлению «Документоведение и ДОУ» А.В.Ермолаева зав.кафедрой ДОУ ПАГС.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Транксрипт:

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Для магистрантов направления – Информационные системы и технологии С.А.Пиявский 2011 год

Маги́стр (от лат. magister наставник, учитель) академическая степень, квалификация (в некоторых странах начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).лат. академическая степеньквалификацияучёная степеньстудентом Магистрату́ра ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.бакалавриата В средневековом университете существовали следующие степени: бакалавр, лиценциат и магистр. В 1240 году магистры получили право избирать ректора.университетебакалаврлиценциат1240 годуректора Кто такие магистры?

Класс Чины гражданские (статские) высокопревосходительство I Действительный тайный советник 1-го класса, IIДействительный тайный советник превосходительство IIIТайный советник, IV Действительный статский советник, потомственное дворянство ^ высокородие VСтатский советник высокоблагородие VIКоллежский советник, VIIНадворный советник VIIIКоллежский асессор = ДОКТОР благородие IXТитулярный советник = МАГИСТР,ПРОФЕССОР личное дворянство ^, XКоллежский секретарь =КАНДИДАТ УНИВЕРСИТЕТА ( окончил с отличием ) XIКорабельный секретарь XIIГубернский секретарь = ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ( окончил университет ) XIIIПровинциальный секретарь XIVКоллежский регистратор ТАБЕЛЬ О РАНГАХ утверждена в 1722 году Петром Первым, отменена в 1917 году

Класс Чины гражданские (статские) ЧиныЧины военные Чины придворные IX Титулярный советник КапитанКапитан в пехоте Штабс-капитанШтабс-капитан в пехоте ПоручикПоручик гвардии РотмистрРотмистр в кавалерии Штабс-ротмистрШтабс-ротмистр в кавалерии ЕсаулЕсаул у казаков ПодъесаулПодъесаул у казаков Капитан-поручикКапитан-поручик на флоте Капитан-лейтенантКапитан-лейтенант на флоте ЛейтенантЛейтенант на флоте Старший лейтенантСтарший лейтенант на флоте Камер-юнкер Камер-юнкер (до 1800) Гоф-фурьер ТАБЕЛЬ О РАНГАХ утверждена в 1722 году Петром Первым, отменена в 1917 году чины IX класса

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Информационные системы и технологии квалификация (степень) "магистр") виды профессиональной деятельности бакалавров: проектно-конструкторская проектно- технологическая производственно- технологическая организационно- управленческая научно-исследовательская инновационная монтажно-наладочная сервисно-эксплуатационная виды профессиональной деятельности магистров: проектно-конструкторская организационно- управленческая научно-исследовательская научно-педагогическая инновационная сервисно-эксплуатационная Примечание: не совпадают

ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: разработка стратегии проектирования, определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости; концептуальное проектирование информационных систем и технологий; подготовка заданий на проектирование компонентов информационных систем и технологий на основе методологии системной инженерии; выбор и внедрение в практику средств автоматизированного проектирования; унификация и типизация проектных решений; ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений; нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений; Примечание: связаны с наукой

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях: разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов; моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований; постановка и проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов; анализ результатов проведения экспериментов, подготовка и составление обзоров, отчетов и научных публикаций; прогнозирование развития информационных систем и технологий.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: выполнение педагогической работы в образовательных учреждениях различного уровня по дисциплинам направления; разработка лабораторных и исследовательских комплексов; методическая поддержка учебного процесса; ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: формирование новых конкурентоспособных идей; разработка методов решения нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач; воспроизводство знаний для практической реализации новшеств; СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: подготовка и обучение персонала. Примечание: связаны с наукой

Знания, умения, навыки магистра, напрямую связанные с наукой В результате изучения базовой части общенаучного цикла Основной образовательной программы магистратуры студент должен: знать: основные логические методы и приемы научного исследования, методологические теории и принципы современной науки; уметь: осуществлять методологическое обоснование научного исследования; применять современные методы научных исследований для формирования суждений и выводов по проблемам информационных технологий и систем; владеть: навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов; методами научного поиска и интеллектуального анализа научной информации при решении новых задач;

Логика науки, в специальном смысле дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной логики к анализу систем научного знания. Термин "Л. н." часто употребляется также для обозначения законов развития науки (логика научного развития), правил и процедур научного исследования (логика исследования), учения о психологических и методологических предпосылках научных открытий (логика научного открытия). БСЭ Методология науки, в традиционном понимании, это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки. Википедия Основные понятия

Проблематика Основные понятия и структуризации науки. Структура и развитие научного знания Философия науки в истории идей (Сократ, Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель, Поппер, Кун, Лакатос, Вернадский, Моисеев, Франк) Методы эмпирического исследования Методы теоретического познания Наука как социальный институт Наука как основа прогресса Философия интеллектуальной собственности Философские проблемы естествознания и информатики Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Основная литература 1.Философия науки, под ред. С.А.Лебедева, М., Альма Матер, 2007 – 731 с. 2.История и философия науки: учебной пособие/Е.Ю. Бельская и др. под ред. Ю.В.Крянева, Л.Е.Моториной: Альфа –М: ИНФРА-М, – 416 с. 3.История и философия науки под ред. А.С.Мамзина, СПб, ПИТЕР, 2008 – 304 с.

Основные понятия и структуризации науки. Структура и развитие научного знания Наука - систематическое объединение и изложение объективно достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо области знания, в более общем смысле объективно достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка. Брокгауз и Ефрон, Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение ОБЪЕКТИВНЫХ, СИСТЕМНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ И ОБОСНОВАННЫХ знаний о природе, обществе и мышлении. Википедия, 2011 Наука это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная НА ПОЗНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. А.Г.Спиркин

2 способа философского осмысления науки Аналитический (кантианский) какие когнитивные средства используются Обобщающий (контианский) эмпирически наблюдать и осмысливать 3 главные проблемы философии науки Понятие наукиДинамика научного знания Диахронный аспект Структура научного знания Синхронный аспект В Древней Греции (Аристотель 4 в. до н.э.) Наука (эпистемэ, само себе) Искусство (технэ, пользе общества) Ремесло (низменно, как скоты). Науки Теоретические (созерцательные: метафизика, физика, математики) Практические (решать, выбирать: этика, политика) Творческие (придумывать) Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука ХХI век Логико-математические Фундаментальная Естественные Прикладная Инженерно-технические ОКР и технологические Социально-гуманитарные Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука Как категория сознания Как специфичный вид знания Как особый вид деятельности Как особый социальный институт 3 главные проблемы философии науки Понятие наукиДинамика научного знания Диахронный аспект Структура научного знания Синхронный аспект В Древней Греции (Аристотель 4 в. до н.э.) Наука (эпистемэ, само себе) Искусство (технэ, пользе общества) Ремесло (низменно, как скоты). Науки Теоретические (созерцательные: метафизика, физика, математики) Практические (решать, выбирать: этика, политика) Творческие (придумывать) Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука ХХI век Логико-математические Фундаментальная Естественные Прикладная Инженерно-технические ОКР и технологические Социально-гуманитарные Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука Как категория сознания Как специфичный вид знания Как особый вид деятельности Как особый социальный институт 3 главные проблемы философии науки Понятие наукиДинамика научного знания Диахронный аспект Структура научного знания Синхронный аспект В Древней Греции (Аристотель 4 в. до н.э.) Наука (эпистемэ, само себе) Искусство (технэ, пользе общества) Ремесло (низменно, как скоты). Науки Теоретические (созерцательные: метафизика, физика, математики) Практические (решать, выбирать: этика, политика) Творческие (придумывать) Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука ХХI век (познавательная и инновационная) Логико-математическая Фундаментальная Естественная Прикладная Инженерно-техническая Полезная модель и технологическая ОКР Социально-гуманитарная Инновации Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука Как категория сознания Как специфичный вид знания Как особый вид деятельности Как особый социальный институт

3 главные проблемы философии науки Понятие науки Динамика научного знания Диахронный аспект Структура научного знания Синхронный аспект Как категория сознания Как специфичный вид знания Как особый вид деятельности Как особый социальный институт Научное сообщество, его члены, его связь с обществом, государством и наукой регулируются системой и внутренних ценностей (научным этосом). В научном этосе (середина ХХ в.) 6 императивов: Универсализм, Коллективизм, Бескорыстность, Организованный скептицизм, Рационализм, Эмоциональная нейтральность. Это лишь идеал, к нему желательно стремиться. Научное сообщество – не едино целое, а гранулированная конкурентная среда 1) Рациональная (а не чувственная или иррациональная) сфера сознания 2) Объектный тип сознания (опирается, в основном, на внешний опыт) 3) Как познавательная, так и оценочная сфера сознания В отличие от религиозного, обыденного знания, знания искусства, научное знание отвечает 9 критериальным признакам: 1) предметность, 2) однозначность, 3) определенность, 4) точность, 5) системность, 6) логическая доказательность, 7) проверяемость, 8) теоретическая или эмпирическая обоснованность, 9) полезность. Это лишь идеал, к нему желательно стремиться. Цель: получение нового научного знания Предмет: имеющаяся и возможная информация Средства: методы анализа и коммуникаций Технология: эмпиризм, теоретизм, проблематизм Эмпиризм (индукционизм, Бэкон, Гершель и др.) 1) Эмпирические данные о предмете исследования, 2) Выдвижение ряда эмпирических гипотез 3) Отбор гипотезы, наиболее отвечающей эмпирическим данным Отвергнута: например, не годится для математики Проблематизм (наука- углубляющееся решение проблем, Поппер) 1) Р1 – исходная проблема 2) Н1, Н2, …,Рn – гипотезы о возможном ее решении 3) Е1, Е2, …, Ет – элиминации (отбраковка) ошибочных гипотез 4) Р2 – новая научная проблема Теоретизм (натурфилософия Гегель, де Шарден,маркс. диалектика) 1) Выдвижение общей идеи в рамках научного мышления (например, детерминизма, теории хаоса и т.п.) 2) Развертывание общей идеи на основе конкретного эмпирического опыта

3 главные проблемы философии науки Понятие науки Динамика научного знания Диахронный аспект Структура научного знания Синхронный аспект Древняя Восточная преднаука Античная наука Средневековая европейская наука Классическая наука Неклассическая наука Постклассическая наука 1)Подчиненность практическим потребностям 2)Рецептурность «научного» знания 3)Эмпирический характер его происхождения и обоснования 4)Кастовость и закрытость «научного сообщества» 1)Теоретичность 2)Логическая доказательность 3)Независимость от практики и противопоставление ей 4)Открытость критике, демократизм 1)Теологизм 2)Обслуживание потребностей религиозного общества 3)Схоластика 4)Догматизм 1)Светский характер 5) Детерминизм 2)Объективная истинность 6) Механицизм 3)Практическая полезность 7) Мат. модель объекта 4)Критический дух 8) Дедуктивно-аксиоматический метод 1)Светский характер 5) Релятивизм, индетерминизм 2)Объективная истинность 6) Статистический характер теорий 3)Практическая полезность 7) Системная сложность объектов 4)Критический дух 8) Эволюционность объектов Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Принципы: системность, структурность, нелинейный (многовариантный) эволюционизм, телеологизм, антропологизм

Великие ученые 1.Пифагор Захаров 2.Сократ 3.Платон 4.Аристотель Давыдов 5.Паскаль 6.Ньютон Галимов 7.Лейбниц Алякрицкий 8.Бэббидж Байских 9.Винер Шарапов 10.Нейман Ворончук 11.Гейтс Мигунов 12.Джобс Фардеев

ПИФАГОР ФАЛЕС