Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Окружающий мир» Авторы курса Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Advertisements

ЛИЧНОСТНО- КОММУНИКАТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
учебник; хрестоматию; тетрадь для самостоятельной работы; методическое пособие(для учителя).
Комплект по русскому языку Тетрадь для самостоятельных работ 1,2 Учебник в 3-х частях.
Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники действительно представляют собой КОМПЛЕКТ по целому.
« Наш дом- природа » Программа экологического образования дошкольников.
Руководитель мастерской :Харькова Ольга Ивановна.
Реализация требований ФГОС в УМК «Начальная инновационная школа»
УМК «Перспективная начальная школа» Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Концептуальные основы учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
Реферат Экологическое воспитание детей дошкольного возраста -формирование системы экологических знаний и представлений - развитие эстетических чувств -
Экологическое воспитание в практике начальной школы.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: цели и перспективы. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ: 1. Учесть характеристики реального школьника начала XXI века. 2. Учесть.
МОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа 1» Подготовила презентацию учитель начальных классов Сухова Ольга Ивановна Ноябрь 2009 года.
СПРАВОЧНИКИ СЛОВАРИ ТЕТРАДИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ ХРЕСТОМАТИИ ТЕСТЫ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ УЧЕБНИК.
Биология 5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов.
5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов В.М.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа Руководитель проекта: Чуракова Р. Г. Учитель 1 а : Флегантова Светлана Георгиевна высшая квалификационная.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Надпредметная программа Формирование экологической культуры учащихся.
Транксрипт:

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Окружающий мир» Авторы курса Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и новому Базисному образовательному плану Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, худ.труд) В курс «Окружающий мир» интегрированы образовательные области: «Естествознание», «Обществознание» и дисциплин география, астрономия, математика, ОБЖ Цель обучения. Формирование у младших школьников целостной картины окружающей его природы, социальной среды и его места в этой среде

Учебно-воспитательные задачи выстроены в соответствии с направлениями Федерального компонента государственого стандарта начального общего образования: Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: -опыта сельской жизни-с естественно-природным ритмом жизни; опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации. Формирование у младших школьников общеучебных умений, основанных на способности наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерения: изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества. Воспитание у младших школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни. Формирование навыков экологической культуры: формирование навыков нравственного поведения в природе, быту и обществе.

В учебниках «Окружающий мир» выделяются сюжетные линии: Ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные). Ознакомление с изменениями природы (начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут дети). Вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контакте с незнакомыми людьми и т.д.).

При работе с учебником и хрестоматией по окружающему миру Отрабатываются: Специальные приемы, цель которых формирование умений читать язык условных обозначений: это структурные и функциональные пиктограммы, цветовое и шрифтовое маркирование, указание страниц и т.д. Структурные пиктограммы сообщают учителю, какие элементы содержит каждый параграф: - - «Материал для любознательных»; - - «Трудные задачи»; - - «Вспомни, что ты уже знаешь»; - - «Задания для самостоятельной работы»; - - А здесь ты просто улыбнешься»; - -Это происходило давным - давно»

Функциональные пиктограммы обращены к ученику Их цель- обратить внимание детей на смену видов деятельности и призвать уч-ся к выполнению тех или иных учебных действий: - «Работа в парах»; - «Выскажи предположение»; - «Будь осторожен»; - «Повтори пройденное»; - «Проведи опыт»; - «Проведи наблюдение»; - «Напиши нам письмо»; - «Загляни в словарик в конце учебника»; - «Загляни в толковый словарь»; - «Воспользуйся лупой»; - «Загляни в картинную галерею»; - «Загляни в Интернет»

Учтены психолого-возрастные особенности младших школьников Во всех учебниках «живут» герои Маша и Миша Ивановы, как впрочем и вся их семья: папа-механизатор, мама-врач, дедушка участковый, дядя –агроном,

- вводят смысловое маркирование значимых фрагментов текста

В курсе «Окружающий мир» формируются универсальные учебные действия 1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями 2. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения 3. Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов 4. Умение работать с учебником, словарями и др. источниками информации 5. Умение делового общения (работа в парах, группах, высказывание мнений, слушание мнений)

Все учебники комплекта опираются на традиционный принцип прочности, который обеспечивается: - системой многократных возвращений к уже изученному; - созданием условий для применения полученных знаний; - развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенным в самом учебнике;

Типология уроков: Урок первичного предъявления новых знаний или способа учебных действий; Урок формирования первоначальных навыков; Урок обобщения и систематизации знаний; Комбинированный урок; Контрольный урок; Урок – практикум (заседание клуба «Мы и окружающий мир»); «Мы и окружающий мир»);Экскурсии;

« Окружающий мир » УМК « Перспективная начальная школа » 1 класс узнают об изменениях в природе; убеждаются в необходимости охраны природы; вовлекаются в посильную природоохранную деятельность; составляют планы ответов, схемы, алгоритмы; учатся использовать выражения: «таким образом», «следовательно», «делаем вывод»; раскрывают противоречия между обществом и природой, пути их разрешения; знакомятся с термином «Экология»

Условия экологического воспитания в курсе «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» - использование местного краеведческого материала -активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране природных ресурсов (внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и др.)

Формирование экологического сознания строится: - на отношении школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; - на нравственном воспитании в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности

2 класс Входящие в состав УМК учебники действительно представляют собой КОМПЛЕКТ по целому ряду оснований: 1.Общие теоретические позиции 2.Система взаимных ссылок 3.Общие цели каждого года обучения 4.Единая внешняя интрига 5.Единое коммуникативное пространство 6.Общие сквозные герои

« Окружающий мир » УМК « Перспективная начальная школа » 2 класс - обобщение, систематизация и расширение имеющихся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека; - установление связей между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными); - Изучение экологических связей (знакомство с разделами Красной книги РФ; составление Красной книги своей местности; выяснение местонахождения ближайших заповедников, национальных парков, экологических центров; выяснение источников загрязнения школьного двора; изготовление условных знаков к правилам поведения в природе) Основной способ познания окружающего мира экскурсии, выполнение практических работ, самостоятельный сбор информации из учебника-хрестоматии и других источников

2 класс Формирование начальных представлений о причине сезонных изменений(движение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси).Условия жизни на планете Земля: воздух, вода, свет, тепло. Формирование начальных представлений о причине сезонных изменений(движение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси).Условия жизни на планете Земля: воздух, вода, свет, тепло. Вода – источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды(прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода – растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. Вода – источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды(прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода – растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.

Практические работы, экскурсии Обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельных работ из учебного комплекта по окружающему миру ; Обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельных работ из учебного комплекта по окружающему миру ; Экскурсия в школьную библиотеку – Экскурсия в школьную библиотеку – «Книги – наши друзья» ; «Книги – наши друзья» ; Обнаружение и изучение свойств воздуха и воды ; Обнаружение и изучение свойств воздуха и воды ; Фильтрование воды в быту. Фильтрование воды в быту.

Проведение экскурсий Подготовительная работа для учителя 1.Составление плана- маршрута Подготовительная работа для учащихся 1.Знакомство с планом маршрутом; 2. Знакомство с оставшимися материалами: дневниками, гербариями; 3. Повторение правил поведения в природе (не шуметь, не поджигать траву, не ломать ветки)

Клуб «Мы и окружающий мир»

Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир» Проводятся с целью: обучать младших школьников деловому общению, передавая обучающие функции учителя- классу Участники: - председатель младшего научного общества «Мы и окружающий мир»; - докладчики ( не менее трех); - Микрогруппы школьников (написание объявления, пригласительных билетов );

Клуб «Мы и окружающий мир» создан при издательстве «Академ /книга» специально для младшего школьника Участие детей в клубной работе, способствует восстановлению почти утраченной культуры переписки (освоение формул вежливости, воспитание потребности поздравлять адресата с наступающими праздниками); является дополнительным источником предметной информации на каждую пройденную тему и способом контроля за ходом её освоения; Помогает использовать дополнительную информацию в собственных окладах и сообщениях. Интеграция клубной работы в учебную деятельность позволяет сочетать учебный и игровой мотивы, решать учебные и практические задачи.

Тематика заседаний клуба 1 класс 1 класс Различение свойств объектов с помощью органов чувств; Различение свойств объектов с помощью органов чувств; Наблюдение за прорастанием семян, способами распростра6нения растений на новые места; Наблюдение за прорастанием семян, способами распростра6нения растений на новые места; Свойства льда. Свойства льда. 2класс 2класс Св – ва воды и воздуха; Св – ва воды и воздуха; Питание и дыхание растений; Питание и дыхание растений; Комнатные растения; Комнатные растения; Режим дня; Режим дня; Безопасный маршрут в школу. Безопасный маршрут в школу.

Тематика заседаний клуба 3класс Работа с физической и контурной картами России, полушарий, планом; Работа с компасом; Погодные явления; Свойства воды, воздуха, полезных ископаемых; Состав почвы; Экологическая деятельность; Работа с исторической картой. 4 класс Работа с гербарием; Экологическая деятельность; Работа с картой мира; Режим дня; Первая помощь при легких травмах; Работа с исторической картой.

2 класс Введение понятий «государство», «гражданин», «права и обязанности». Формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, о Конституции России, как о ее главном законе. Углубление начальных представлений о государственной символике (флаг, герб, гимн) Введение понятий «государство», «гражданин», «права и обязанности». Формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, о Конституции России, как о ее главном законе. Углубление начальных представлений о государственной символике (флаг, герб, гимн) Формирование навыков культуры жизнедеятельности (правила гигиены; правила подведения на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.) Формирование навыков культуры жизнедеятельности (правила гигиены; правила подведения на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.)

3класс Введение понятий «природные сообщества» (луг, лес, водоем). Цепь питания и создание условий для их использования в процессе обучения. Дальнейшее формирование навыков культуры жизнедеятельности Введение понятий «природные сообщества» (луг, лес, водоем). Цепь питания и создание условий для их использования в процессе обучения. Дальнейшее формирование навыков культуры жизнедеятельности

3класс Первоначальные географические представления о родной стране, ее столице, о разных странах мира, и нашей планете в целом. Первоначальные географические представления о родной стране, ее столице, о разных странах мира, и нашей планете в целом. Формирование представлений о теле и веществе, рассмотрение взаимосвязей неживой и живой природы, свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, на основе использования новых понятий «тело» и «вещество» Формирование представлений о теле и веществе, рассмотрение взаимосвязей неживой и живой природы, свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, на основе использования новых понятий «тело» и «вещество»

« Окружающий мир » УМК « Перспективная начальная школа » 3 класс Решение реальных экологических проблемах: - защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; - сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ; - охрана природы - Основной способ познания окружающего мира: – экскурсии, выполнение практических работ; -самостоятельный сбор информации из учебника- хрестоматии и других источников; переписка с клубом «Мы и окружающий мир»

Практические работы, экскурсии Опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растения. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников

Экскурсии по родному городу (селу, поселку) ; по родному городу (селу, поселку) ; по родному городу (селу, поселку) ; встреча с ветеранами труда и Вов своей местности

Содержательные линии 4 класс Формирование представлений о природных зонах и природных сообществах Земли. Углубление представлений о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле, как планете Солнечной системы на основ знаний о природных зонах и природных сообществах Земли Формирование представлений о природных зонах и природных сообществах Земли. Углубление представлений о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле, как планете Солнечной системы на основ знаний о природных зонах и природных сообществах Земли

4 класс Начальные представления об организме человека и способах охраны его здоровья. Организация практических занятий, формирующих культуру жизнедеятельности(по гигиене нервной системы и органов чувств, по пропедевтике вредных привычек, по оказанию первой помощи при легких травмах

4 класс Формирование начальных представлений по истории Отечества. Введение понятий: Древняя Русь (Александр Невский); Московская Русь (Дмитрий Донской), столица Руси – Москва; Российская империя (Петр 1, новая столица России - Санкт - Петербург). Знакомство со знаменательными событиями из истории отечества: Отечественная война 1812года, Бородинское сражение(Михаил Кутузов). Россия 1917 – 1945 годы: Гражданская война, ВОВ. Россия сегодня

Практические работы общение с родителями и родственниками, как способ получения информации для составления генеологического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и обратно общение с родителями и родственниками, как способ получения информации для составления генеологического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и обратно

Контрольно – оценочная деятельность Основная цель контроля в курсе «Окружающий мир» - проверка знания фактов учебного материала, умение детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания Основная цель контроля в курсе «Окружающий мир» - проверка знания фактов учебного материала, умение детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания

Виды контроля Индивидуальная устная проверка (рассказ – описание и рассказ – рассуждение) Фронтальная устная проверка (беседа); (беседа); Письменные работы (тесты, индивидуальные карточки - задания, графические работы ); Самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием