Правовые основы деятельности Управляющего совета образовательной организации Преподаватель – д.п.н. Болотова Елена Леонидовна МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Advertisements

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ: ПУТЬ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ШКОЛЫ МОУ «Средняя школа 2»
30 января 2013 года ОКРУЖНОЙ ВЕБИНАР «Система работы Управляющих советов образовательных учреждений» Методист ГБОУ МЦ ЮЗОУО ДОгМ Болгова Ирина Владимировна.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Состояние и развитие государственно- общественного управления образованием в 2011 году А.А. Седельников ведущий научный сотрудник Красноярского краевого.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Название организации Рабочая тетрадь члена Управляющего совета образовательной организации ______________________________ ______________________________.
Президент РФ Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой.
Государственно-общественное управление в ДОУ Государственное управление Общественное управление - государство определяет условия функционирования ОУ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования.
Семинар – встреча представителей школьных управляющих советов «Управление процессами в школе»
1 Управляющий совет школы. «... активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные.
Правовые основы государственно- общественного управления в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Особенности работы школьных управляющих Открытость. Толерантность. «Дружелюбный критик».
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Доцент кафедры Савченко М.Ю.
Эмблема Управляющий совет: расширение общественного участия в управлении школой Управляющий совет: расширение общественного участия в управлении школой.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утв. распоряжением Правительства РФ 1756-р от г. Важнейшая задача.
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» Г. КЕМЕРОВО.
Транксрипт:

Правовые основы деятельности Управляющего совета образовательной организации Преподаватель – д.п.н. Болотова Елена Леонидовна МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра управления образовательными системами

Образовательная политика 1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от р 2.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от р 3.Федеральная целевая программа развития образования на годы, утв. Постановлением Правительства РФ от Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Распоряжением Правительства РФ от N 1507-р 5.Модернизация региональных систем общего образования, утв. Постановление Правительства РФ от N Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (проект)// принят на заседании Правительства РФ в сентябре 2012 года

«Концепция долгосрочного социально –экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации» «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» «…будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. К 2012 году управляющие советы должны будут действовать во всех учреждениях общего образования. В общеобразовательных организациях должна быть внедрена система публичной отчетности, сформированы механизмы общественно- профессиональной экспертизы образовательных программ»

Федеральная целевая программа развития образования на годы Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» … создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования доля работников дошкольного и общего образования, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием должна вырасти с 15% в 2011 году до 60% к 2015 году

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ статья 2 демократический, государственно- общественный характер управления образованием автономность образовательных учреждений статья 35 единоначалие самоуправление закон РФ «Об образовании»

Формы самоуправления (п. 2 ст. 35 закон РФ «Об образовании») совет образовательного учреждения попечительский совет общее собрание педагогический совет и другие Порядок выборов и компетенция форм (органов) самоуправления определяются уставом образовательного учреждения Например, Управляющий совет

Права участников образовательного процесса на участие в управлении организацией Закон РФ «Об образовании» «Родители…имеют право …принимать участие в управлении образовательным учреждением» (п. 1 ст. 52) «Обучающиеся имеют право …на участие в управлении образовательным учреждением» (п. 4. ст. 50) «Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением…» (п. 1 ст. 55)

Некоторые особенности органов самоуправления Разграничение полномочий между любым советом созданным в организации и ее руководителем определяется уставом Отличие Попечительского совета от Управляющего совета в том, что он участвует только в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организации (отдельный сегмент управления) Отличие Совета школы от Управляющего совета в преимущественно переговорном, совещательном характере деятельности (массовая практика) Управляющий совет берет на себя часть полномочий директора организации по некоторым компетенциям организации (имеет право на принятие решений) Инициатива создания Управляющего совета принадлежит: родителям учеников (воспитанников), педагогам, руководителю организации. Решение о его создании может принять только учредитель

Основные документы об Управляющем совете 1.Письмо Минобразования РФ от /13 «О Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений» 2.Письмо Минобрнауки РФ от «О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений» 3.Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» 4.Письмо Минобрнауки РФ от «О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования» 5.Письмо Минобрнауки РФ от «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» 6.Письмо Минобрнауки России от АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект) Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 9 ) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией; Статья 26. Управление образовательной организацией Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления. 3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией. 4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления. К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. К органам самоуправления образовательной организации относятся советы обучающихся (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Создание Управляющего совета Этапы 1.ОУ согласовывает с учредителем вопрос о создании Совета 2.ОУ готовит изменения в Устав, определяющие: состав и структуру совета; порядок формирования и компетенцию совета; порядок организации деятельности совета. Разрабатывает Положение о Совете, Положение «О порядке выборов и формирования управляющего совета». 3.ОУ принимает изменения в устав и направляет их учредителю 4.Учредитель принимает дополнения и изменения в устав и осуществляет их государственную регистрацию 5.ОУ организует выборы в совет согласно утвержденном в ОУ Положению о совете 6.На первом заседании Совет в составе избранных членов проводит кооптацию членов совета из числа заинтересованных лиц, проводит выборы председателя Совета 7.Совет в полном составе, включая кооптированных членов принимает регламент и план работы, при необходимости создает рабочие группы и комиссии для подготовки проектов решений совета по вопросам его компетенции

Примерный количественный состав Управляющего совета В школе до 1000 чел. Состав совета может быть - 11 человек – директор школы – 1 – представитель учредителя – 1 – от старшеклассников – 2 (избираются учащимися школы) – от родителей – 4 (избираются родителями) – от работников школы, учителей – 2 (избираются работниками школы) – кооптируемых членов – 1 В школе 1000 и более учащихся Состав совета может быть - 21 человек – директор – 1 – представитель учредителя – 1 – от старшеклассников – 2 – от родителей - 8 – от работников школы - 5 (в том числе 3 или 4 учителя) – кооптируемых членов – 4

Выборы в Управляющий совет В приказе руководителя организации определяются сроки выборов и назначается избирательная комиссия по организации их проведения. Создается Избирательная комиссия, в состав которой входят представители от всех групп избирателей – работники школы, учителя, учащиеся и родители Избирательная комиссия обязана работать гласно, постоянно предоставляя информацию всем желающим по организации выборов – через специальный информационный стенд, школьную газету, школьный сайт в локальной сети или Интернете и т.п. Выборы могут проходить 1) с выдвижением кандидатов и их регистрацией, ведением предвыборной агитации кандидатами и их доверенными лицами на предвыборных собраниях, в дебатах кандидатов по предлагаемым программам развития школы и т.п. 2) через собрания классов, параллелей, ступеней, собрание (конференцию) школы Голосование по каждой категории избираемых членов может быть : 1) открытым 2) тайным (бюллетень) Принцип голосования! Одна семья – один голос, независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в школе В входе выборов важно сформировать резерв на замещение всех категорий избираемых членов управляющего совета, выбывающих из его состава по тем или иным причинам до окончания срока полномочий. Это позволит не проводить промежуточных выборов на освобождающиеся места.

ПРИМЕР

Кооптация в Управляющий совет Кооптация - принятие решения о приглашении в состав Управляющего совета лиц, имеющих профессиональные знания и интерес в развитии школы, тех, кто может как-то повлиять своими знаниями, ресурсами, деятельным участием на улучшение жизни в школе (юристы, экономисты, представители СМИ, некоммерческих организаций и общественных объединений, работодателей, выпускников школ и т.п. Решение о кооптации принимают члены совета Кандидатуры для кооптации могут предлагать члены совета, учредитель, руководитель организации, родители, учащиеся Число кооптируемых членов должно быть не более 1/4 или 1/3 от списочного состава совета

Принципы деятельности Управляющего совета Законность Гласность Коллективность Свободное обсуждение и решение вопросов Подотчетность

Задачи Управляющего совета сформулировать общие ориентиры, нормы и руководства для предпринимаемых действий и принимаемых решений, а также разработать необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития организации способствовать эффективному распределению ресурсов организации для достижения целей программы развития (разработка и принятие сметы бюджетного финансирования и распределение средств, полученных из внебюджетных источников)

Оперативное управление Оперативное управление работой Управляющего совета осуществляется председателем и секретарем совета, а также руководителями комиссий, избранных для рассмотрения ключевых вопросов.

Структура Управляющего совета Для подготовки материалов к заседаниям Совета и выработки проектов решений могут создаваться постоянные и временные комиссии Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета, прописанным в Уставе образовательного учреждения. Временные комиссии создаются для проработки отдельных вопросов, входящих в компетенцию Совета

Постоянные комиссии УС Стратегическая Учебно-педагогическая Финансово-хозяйственная Организационно-правовая Комиссия по работе с родителями и общественностью

Временные комиссии УС Комиссия по определению стимулирующих надбавок работникам за качество и эффективность работы Комиссия по приему учащихся в школу Комиссия по урегулированию разногласий Комиссия по подготовке отчета для родителей Комиссия по определению содержания школьного компонента и выбору профиля Комиссия по выбору учебников к использованию в образовательном процессе

Права Управляющего совета Давать согласие на утверждение локального акта о введение в организации Электронного журнала Определять долю стимулирующей части фонда оплаты труда, направляемую на выплату директору учреждения и его заместителям Давать согласие на утверждение сметы расходов организации при подушевом финансировании дошкольного учреждения Участвовать в выдвижении организации на конкурсы общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы Утверждать программы развития организации Проводить общественную экспертизу локальных нормативных актов организации и др.

Обязанности Управляющего совета Соблюдать законодательство РФ Формировать план работы совета с учетом плана работы образовательной организации Проводить заседания в соответствии с положением об УС Формировать и организовывать работу комиссий УС Вести необходимую документацию деятельности УС и его комиссий Информировать о своей деятельности всех участников образовательного процесса

Ответственность управляющего совета Остается актуальной с позиции применения юридических норм (аналогия права с ответственностью руководителя) Ответственность Управляющего совета может выражаться в следующих предписаниях 1.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим советом своих обязанностей по управлению общеобразовательным учреждением учредитель имеет закрепленное в уставе образовательного учреждения право распустить данный состав УС и в предусмотренный уставом срок назначить и провести процедуры формирования нового состава управляющего совета. 2.Если Управляющий совет принимает решение противоречащее действующему законодательству, то такое решение является ничтожным, не имеющим юридической силы изначально 3.В случае принятия решений Управляющим советом или совершения членами совета деяний, наказуемых в соответствии с законодательством РФ, лица входящие в состав Управляющего совета, при доказательстве их вины за принятие указанных решений или организацию указанных деяний, несут ответственность в установленном законом порядке 4.Член управляющего совета индивидуально несет моральную ответственность перед всеми участниками образовательного процесса, рискуя своей деловой репутацией ПРИМЕР

Регламентация деятельности Управляющего совета (УС) Основная форма работы УС – заседания Процедура уведомления членов УС о проведении заседания Уведомление о заседании УС направляется секретарем совета персонально каждому его члену в письменной форме в срок, не позднее чем за 10 дней до даты заседания Уведомление о заседании УС должно содержать: – указание на инициатора созыва заседания, если заседание внеочередное; – дату, время, место проведения заседания; – форму проведения заседания; – проект повестки заседания; – предложенные членами УС проекты решений по вопросам повестки заседания (если имеются) К уведомлению прилагаются все документы, для принятия решений на заседании совета

Регламент процедуры проведения заседаний Председатель – объявляет проект повестки заседания и, при необходимости, инициаторов включения вопросов в повестку заседания; – предлагает членам УС внести свои предложения, дополнения и изменения в проект повестки; – проводит обсуждение поступивших предложений; – предлагает утвердить путем голосования предложенную повестку с учетом принятых к голосованию предложений; – объявляет принятую повестку заседания; – проводит обсуждение вопросов, вынесенных в повестку, и организует принятие по ним решений в следующем порядке: выступление члена управляющего совета или приглашенного лица с докладом (сообщением) по данному вопросу повестки; обсуждение членами УС вопроса повестки; предложения по формулировке проекта решения по вопросу повестки; голосование по вопросу повестки; подсчет голосов и подведение итогов голосования; оглашение итогов голосования и окончательной редакции решения, принятого по вопросу повестки заседания. – После рассмотрения в указанном порядке всех вопросов повестки заседания председатель объявляет заседание управляющего совета закрытым В протоколе заседания управляющего совета указываются : – место и время его проведения – фамилия, имя, отчество присутствующих на заседании – повестка дня заседания – вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним – принятые решения

Планирование и мониторинг деятельности Управляющего совета Планирование осуществляется на основе годичных планов работы совета и повесток заседания совета Мониторинг осуществляется на основе публикуемых документов, принятых советом, а также отчетов образовательных организаций, утвержденных советом

Делопроизводство Управляющего совета Устав и иные, необходимые для работы управляющего совета локальные акты школы Положения «Об управляющем совете», «О выборах в управляющий совет», «О регламенте управляющего совета» и т.п. Список членов управляющего совета с указанием их обязанностей Список комиссий управляющего совета и содержание их деятельности План работы и график очередных заседаний управляющего совета на текущий учебный год Протоколы (полные или в их постановляющей части) заседаний управляющего совета Планы работы и графики заседаний комиссий и других рабочих групп Протоколы заседаний комиссий и других рабочих групп Годовые отчеты о деятельности управляющего совета, его комиссий и других рабочих групп Деловая переписка (входящие и исходящие документы) Утвержденный отчет о всей деятельности школы за прошлый учебный год

Полномочия руководителя ОУ директор вправе приостановить решение Совета в случае его противоречия законодательству РФ и города Москвы директор вправе самостоятельно принимать решения в случае отсутствия решения Совета в установленный срок ПРИМЕР

Полномочия учредителя ОУ Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течении полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Инициировать формирование нового Совета по установленной процедуре ПРИМЕР

Риски внедрения УС и их минимизация неготовность директора школы и общественности к осуществлению коллегиальных управленческих действий формальный подход к деятельности УС конфликты при распределении стимулирующей части ФОТ субъективизм и волюнтаризм по отношению к учителям, предметам, учебному плану искаженные представления о современном качестве образования принятие популистских решений

Минимизация рисков Продуманная нормативная база Предварительная подготовка коллектива школы, родительской общественности Тщательный подбор состава УС Обучение членов УС Обобщение и распространение положительного опыта

Литература по теме лекции Болотова Е.Л. Попечительский и управляющий советы: форма и орган самоуправления // Администратор образования, С Этапы создания Попечительского совета в муниципальном общеобразовательном учреждении.// Справочник руководителя образовательного учреждения, С Седельников А.А. Управляющий совет – гражданское участие в управлении образованием.//Управление школой, Седельников А.А. Примерный регламент управляющего совета ОУ // Управление школой,