Подготовила:Подготовила: Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ ВСШ 2Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Advertisements

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи.
Современный урок – новые возможности, новые требования. МБОУ «Пилюгинская СОШ» Позерук Н.А.
Презентацию подготовила учитель физики и математики Рязанова Наталья Игнатьевна МБОУСОШ 8 Г. Волжский. Волгоградская область.
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Методология проектирования современного учебного и внеучебного занятия на основе ФГОС Т. В. Целуковская,
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский.
Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.
Критерии эффективности проведения современного урокаКритерии эффективности проведения современного урока 28 ноября 2013 г. Козлова Марина Константиновна.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Требования к современному уроку в аспекте ФГОС и реализации системно-деятельностного подхода в обучении Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского.
Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС Межрегиональный научно- практический семинар
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Транксрипт:

Подготовила:Подготовила: Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ ВСШ 2Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ ВСШ 2 г.Советская Гаваньг.Советская Гавань

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Скаткин М. Скаткин М.

ТрадиционноеТрадиционное ИнновационноеИнновационное ШоковоеШоковое – отвечающий на вызовы времени

ОбучающийОбучающий Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира ВоспитывающийВоспитывающий Высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность РазвивающийРазвивающий Деятельность, мышление, рефлексию

Место в образовательном процессеМесто в образовательном процессе СтруктураСтруктура СодержаниеСодержание Организационные формыОрганизационные формы МетодикаМетодика средствасредства

Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Организационный моментОрганизационный момент Проверка домашнего заданияПроверка домашнего задания Объяснение нового материалаОбъяснение нового материала ЗакреплениеЗакрепление

Современная дидактическая структура основана на логике познания: Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная)Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная) Изучение нового материалаИзучение нового материала ПрименениеПрименение Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура): Завязка (интрига, проблема)Завязка (интрига, проблема) КульминацияКульминация РазвязкаРазвязка

Компоненты содержания: Предметный;Предметный; Технологический;Технологический; Субъективный;Субъективный; Мировоззренческий;Мировоззренческий; Культурологический и т.д.Культурологический и т.д. Структура и логика содержания: Теория в практике (а не от теории к практике)Теория в практике (а не от теории к практике) Общее в частном (а не от частного к общему)Общее в частном (а не от частного к общему) Целое в части (а не от частей к целому)Целое в части (а не от частей к целому) От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)

Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование) Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.) Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)

Задачный подход;Задачный подход; Проблемное обучение;Проблемное обучение; Исследовательское обучение;Исследовательское обучение; Проектное обучение;Проектное обучение; Развивающее обучение;Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение;Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение;Рефлексивное обучение; Мыследеятельное обучение;Мыследеятельное обучение; Продуктивные технологииПродуктивные технологии

коммуникативные технологии;коммуникативные технологии; Информационно-коммуникационные технологии;Информационно-коммуникационные технологии; Технология КТД;Технология КТД; технологии дифференциации;технологии дифференциации; Технологии индивидуализацииТехнологии индивидуализации методика виртуальной субъективности:методика виртуальной субъективности: Позиция субъекта Позиция субъекта Выбор (самоопределение) Выбор (самоопределение) Позиция эксперта Позиция эксперта Позиция лидера (принятие на себя ответственности) Позиция лидера (принятие на себя ответственности) Сверхнормативная активность … Сверхнормативная активность …

Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.пСовременные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п

КомпетентностьКомпетентность Целостная картина мираЦелостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету)Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышлениеРазвитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельностиВладение полной структурой деятельности

ЭТАПЫ УРОКА 1. Организационный. 1. Организационный. 2. Проверка домашнего задания. 2. Проверка домашнего задания. 3 Актуализация субъектного опыта обучающихся. 3 Актуализация субъектного опыта обучающихся. 4. Изучение новых знаний и способов деятельности. 4. Изучение новых знаний и способов деятельности. 5. Первичная проверка понимания. 5. Первичная проверка понимания. 6. Закрепление изученного. 6. Закрепление изученного. 7. Применение ЗУН и способов деятельности. 7. Применение ЗУН и способов деятельности. 8. Обобщение и систематизация. 8. Обобщение и систематизация. 9. Контроль и самоконтроль ЗУН. 9. Контроль и самоконтроль ЗУН. 10. Коррекция ЗУН. 10. Коррекция ЗУН. 11. Информация о домашнем задании. 11. Информация о домашнем задании. 12. Подведение итогов. 12. Подведение итогов. 13. Рефлексия. 13. Рефлексия.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Техники, методы, приемы: -слова приветствия; -проверка отсутствующих; -проверка, готовности к уроку; -организация внимания учащихся; -спокойная, уверенная манера ведения урока; -отсутствие многословия, «гигиена речи»; -разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций; -преемственность и последовательность требований; -создание эмоционального делового настроя.

Проверка домашнего задания Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: тестовые задания;тестовые задания; выполнение заданий, подобных домашним;выполнение заданий, подобных домашним; постановка вопросов учителем и учащимися;постановка вопросов учителем и учащимися; озвучивание таблицы, ОСК;озвучивание таблицы, ОСК; диалог с просьбой продолжить мысль…;диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; сверка с ключом;сверка с ключом; сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконторля.сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконторля.

Актуализация субъектного опыта Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала;повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала; выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся;выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся; построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?)построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?) проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм;проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм;

Целеполагание. Мотивация Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения. развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги);подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги); привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации;привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации; сотрудничество с учащимися в постановке задач урока;сотрудничество с учащимися в постановке задач урока; постановка уровневых целей; постановка уровневых целей; постановка привлекательной цели; постановка привлекательной цели; постановка целей через показ конечных результатов занятия; постановка целей через показ конечных результатов занятия; дополнение реальной ситуации фантастикой.дополнение реальной ситуации фантастикой.

Изучение нового материала Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии. Техники, методы и приемы обучения: активные действия учащихся с объектом изучения;активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности;максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности; работа с определением понятий;работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); работа с учебником;работа с учебником; составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы;составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы; изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение);изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение); изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение);изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение); изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО).изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО).

Первичная проверка знаний и способов деятельности Технологии:. развивающего обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), КСО, модульного обучения, компьютерного обучения Методы и приемы обучения: задания на определение зон актуального и ближайшего развития;задания на определение зон актуального и ближайшего развития; уровень обратной связи со всеми учащимися класса;уровень обратной связи со всеми учащимися класса; использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов;использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов; само-, взаимопроверка заданий по ключу;само-, взаимопроверка заданий по ключу; «опрос экспертов»;«опрос экспертов»; проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.

Закрепление новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: взаимообмен заданиями и вопросами;взаимообмен заданиями и вопросами; вопросно-ответное обобщение;вопросно-ответное обобщение; использование алгоритма рассуждений;использование алгоритма рассуждений; обращение к субъектному опыту;обращение к субъектному опыту; перенос знаний в частично измененную ситуацию;перенос знаний в частично измененную ситуацию; придумывание заданий, вопросов, задач;придумывание заданий, вопросов, задач; «опрос эксперта»;«опрос эксперта»; интеллектуальный марафон;интеллектуальный марафон; использование заданий, повышающих интеллектуальную активность;использование заданий, повышающих интеллектуальную активность; выдвижение гипотез, предложений.выдвижение гипотез, предложений.

Применение новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневая самостоятельная работа;разноуровневая самостоятельная работа; деловая игра;деловая игра; групповая работа по методикам КСО;групповая работа по методикам КСО; дебаты «за» и «против»;дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»;задание «по кругу»; лабиринт действий;лабиринт действий; рынок возможностей;рынок возможностей; ученые станции;ученые станции; задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач;задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач; моделирование;моделирование; конструирование;конструирование; сочинение и др.сочинение и др.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом);техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом); составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…);составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…); моделирование;моделирование; построение «дерева» темы;построение «дерева» темы; мозговой штурм в устной и письменной формах;мозговой штурм в устной и письменной формах; техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками);техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками); учебные ситуации и игры;учебные ситуации и игры; обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК.обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК.

Контроль и самоконтроль Технологии: уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;разноуровневые контрольные и самостоятельные работы; тестовые задания (открытые и закрытые);тестовые задания (открытые и закрытые); задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом;задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом; задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания;задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания; использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний;использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний; рейтинговые задания;рейтинговые задания; задания с противоречивыми данными.задания с противоречивыми данными.

КоррекцияТехнологии: развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, компьютерного обучения развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, компьютерного обучения Методы и приемы обучения: использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья;использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья; тестовые задания;тестовые задания; задания с пропусками;задания с пропусками; структурно-логические схемы с пропусками;структурно-логические схемы с пропусками; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.

Информация о домашнем задании Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения Методы и приемы обучения: трехуровневые домашние задания;трехуровневые домашние задания; постановка интересных учебных проблем ипостановка интересных учебных проблем и заданий с поиском их решений; заданий с поиском их решений; творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.)творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.) техника особых заданий;техника особых заданий; групповые задания творческого характера.групповые задания творческого характера.

Подведение итогов учебного занятия Методы и приемы обучения: соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока;соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока; краткость и емкость анализа;краткость и емкость анализа; определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется;определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется; планирование работы на следующее занятие;планирование работы на следующее занятие; «лист обратной связи»;«лист обратной связи»; «незаконченные предложения;«незаконченные предложения; «письмо учителю»;«письмо учителю»; взаимная благодарность за сотрудничество.взаимная благодарность за сотрудничество.

Рефлексия Методы и приемы обучения: оценка (самооценка) своей деятельности на уроке:оценка (самооценка) своей деятельности на уроке: «письмо самому себе»;«письмо самому себе»; «телеграмма»; «телеграмма»; «барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»);«барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»); «пейзаж – зеркало настроения»;«пейзаж – зеркало настроения»; «птичий двор - зеркало настроения»;«птичий двор - зеркало настроения»; «координаты»;«координаты»; «торт предложений»«торт предложений» лист обратной связи и другие. лист обратной связи и другие.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения. – М.,1994.Кларин М.В. Инновационные модели обучения. – М.,1994. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.,1989.Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.,1989. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград,1995.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград,1995. Педагогические технологии/Под редакцией Т.И.Шамовой – М., 1994.Педагогические технологии/Под редакцией Т.И.Шамовой – М., Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – 1997.Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Третьяков П.И. Технология модульного обучения. – М., 1997.Третьяков П.И. Технология модульного обучения. – М., Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Юдин В.В. Педагогическая технология. – Ярославль, 1997.Юдин В.В. Педагогическая технология. – Ярославль, Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.