Институциональный Грант Москвы 2010 «Разработка концепции и макета профессионального стандарта практического психолога» Координатор проекта: проф. В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Advertisements

МГППУ. Москва, май Минобразования России Институциональный Грант Минтруда России Московский городской психолого-педагогический университет Федерация.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
Транксрипт:

Институциональный Грант Москвы 2010 «Разработка концепции и макета профессионального стандарта практического психолога» Координатор проекта: проф. В.В. Рубцов, Отв. исполнители: проф. Ю.М. Забродин, И.А. Волошина, Работа выполнена авторским коллективом сотрудников МГППУ, ФИРО НАРК при РСПП 1

Основная задача проекта На основании анализа отечественного и зарубежного опыта среди первоочередных мер в направлении развития комплексной психологической службы следует назвать создание организационной, нормативной и технологической базы практической психологии образования, в том числе, базы общественно - государственной системы сертификации и аттестации технологий работы практического психолога, а также системы сертификации и аттестации профессионального персонала. 2

Концепция и макет профессионального стандарта практического психолога сферы образования Разработка Концепции включает анализ основ компетентностного подхода: описания категории компетенции и ее содержания. Принятая нами целостная модель профессиональной компетентности включает пять наборов связанных компетенций, и, соответственно, пять измерений: когнитивные компетенции, включающие не только официальные знания, но также и неофициальные – основанные на опыте знания (знают – что), подкрепленные пониманием (знают – почему), отличаются от компетенций; функциональную компетентность (навыки или «ноу-хау»), которая включает, что человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать и способен продемонстрировать; 3

Концепция и макет профессионального стандарта практического психолога сферы образования личностные компетенции (поведенческие компетенции, «знают, как вести себя»), определяются как относительно устойчивые характеристики личности причинно связанные с эффективным выполнением работы; этическую компетентность, личное мнение, оценки и профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения; мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой. 4

Структурная модель компетенций Согласно модели, компетенции, связанные с индивидуальной эффективностью, включают концептуальные (мета-компетенции, включающие «learning to learn») и операционные (социальные компетенции, поведение и отношения). Общие компетенции, необходимые для кокретной эффективной работы, включают в себя личностные (когнитивные, знания и понимание) и профессиональные (функциональный, психомоторный и прикладной навык) компетенции. 5

Структурная модель компетенций 6

Графическая модель компетенций Практические компетенции расположены на сторонах четырёхгранника, комбинируя элементы измерений компетенций в различных пропорциях. На рисунке 1 целостная модель компетенций представлена как тетраэдр (четырёхгранник). 7

Модель профессиональной подготовки Для психолога образования, например, в соответствии с нормами ЕС («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т.е. бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное последипломное образование (3 года) в условиях супервизии. При этом содержание компетенций при разработке образовательного стандарта определяется в следующем порядке: от видов деятельности к задачам деятельности к компетенциям 8

Связь Образовательного и Профессионального стандарта В соответствии со сказанным выше, при разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование» была реализована следующая схема: 9

Задачи профессиональной деятельности Так, например, задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования включают, в частности: проведение (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды. Отсюда, в соответствии с логикой применения профессионального стандарта, вытекают требования к структуре профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) и содержанию учебного плана. 10

Квалификационные справочники Квалификационные справочники были призваны выполнять множество важнейших функций в области организации, нормирования и оплаты труда, подготовки кадров всех отраслей народного хозяйства независимо от ве­ домственной подчиненности. Они включают Квалификационные характеристики должностей, которые предназначены для правильного подбора работников, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей и квалификационных требований, а также для принятия решений о соответствии работников занимаемым должностям при проведении аттестации.Квалификационные характеристики должностейработниковдолжностных обязанностейаттестации Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации». Отнесение служащих к одной из категорий (руководители, специалисты, служащие и др.) осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно- технические). 11

Сотрудничество бизнеса и профессионального образования В целях обеспечения более тесного и эффективного сотрудничества бизнеса и системы профессионального образования в 2010 году РСПП и Министерством образования и науки РФ утверждены "Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования" и "Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах". 12

Профессиональные задачи практического психолога На основании анализа имеющейся литературы и опираясь на задачный подход, выделены профессиональные задачи деятельности специалиста по "человеческому фактору" из сферы образования. Эксперты-оценщики сформировали девять классов таких задач: 1. Информационные. 2. Развивающие. 3. Исследовательские. 4. Коммуникативные. 5. Конструктивные. 6. Организационно-методические. 7. Диагностические. 8. Ориентационные (консультационные). 9. Коррекционные. Выделенные в результате анализа этих задач комплексы ПВК являются необходимыми и достаточными предпосылками для реализации различных видов деятельности психолога образования. 13

Содержание профессионального стандарта Содержание профессионального стандарта основывается на компетентностном подходе, предусматривающем определение требований к системе ПВК (к знаниям, умениям и навыкам) работника, позволяющих ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию. Структура ПС включает в себя элементы, требуемые в соответствии с процедурами создания и утверждения профессиональных стандартов, разработанными Российским союзом промышленников и предпринимателей РФ и принятыми НАРК России 14

Этапы формирования профессионального стандарта в соответствии с принятым макетом Определение области профессиональной деятельности (ОПД) в рамках ВЭД Выделение в ОПД видов и основных задач трудовой деятельности ТД Составление перечня трудовых функций ТФ для каждого вида и задач ТД Распределение трудовых функций по квалификационным уровням Отбор наиболее значимых трудовых функций Описание трудовых функций ТФ Привязка ТФ к соответствующему перечню необходимых компетенций Определение иных требований в разрезе квалификационных уровней Уточнение наименований должностей для каждого квалификационного уровня 15

Функциональная карта деятельности В соответствии с данным подходом и на основании результатов исследования профессиональной деятельности психолога сферы образования разработана функциональная карта, содержащая основные сведения о деятельности специалиста. Функциональную карту можно рассматривать как макет и исходный материал для разработки конкретной версии профессионального стандарта основных видов деятельности практического психолога, позволяющий в оперативном режиме корректировать содержание функциональной карты. После проведения дополнительных исследований функциональная карта может быть преобразована в конкретный профессиональный стандарт в соответствии с предложенным макетом. 16

Структура профессиональных стандартов (ПС) Согласно принятым в РСПП документам, профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области ПД) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников. Основным структурным элементом ПС – единицей профессионального стандарта - является трудовая функция. Структура ПС включает следующие элементы: 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3.Карточка вида трудовой деятельности 4. Описание единиц профессионального стандарта 5. Виды сертификатов, выдаваемых на основе настоящего профессионального стандарта 6. Список разработчиков профессионального стандарта 7. Лист согласований 8. Экспертиза и регистрация профессионального стандарта 17

Трудовые функции В качестве критериев отнесения трудовых функций к тому или иному квалификационному уровню можно использовать дескрипторы НРК РФ - тех умений, знаний и общих компетенций, которыми должен обладать работник соответствующего квалификационного уровня, что отвечает логике Европейской рамки квалификаций. Показатель «Широта полномочий и ответственность» в соответствии с НРК РФ определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства. Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности. 18

Разрыв профессионального труда и профессионального образования Даже разработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС профессионального образования могут отставать от быстро меняющихся требований рынка труда, а следом за ними – основные и дополнительные профессиональные образовательные программы. Проблема может быть преодолена путем постоянного обновления профессиональных образовательных программ, а также создания нового поколения ООП с использованием профессиональных стандартов и/или результатов изучения потребностей рынка труда. 19

Связь профессионального труда и профессионального образования Обеспечивается процедурой создания и утверждения профессиональных стандартов, реализуемой РСПП: разработку профессиональных стандартов проводят соответствующие объединения работодателей и крупные организации; при необходимости им оказывается организационно-методическая поддержка; обсуждение и экспертиза проектов профессиональных стандартов являются открытыми, к их проведению привлекаются все заинтересованные стороны, что обеспечивает объективность результатов; профессиональные стандарты, разработанные работодателями (бизнес сообществом) и прошедшие апробацию в отрасли, доказавшие свою эффективность и качество, и утвержденные Комиссией РСПП, передаются в Министерство образования и науки и рекомендуются к использованию учреждениями профессионального образования при разработке проектов образовательных стандартов и программ. 20

Состав профессионального стандарта Опирающийся на изложенные положения макет профессионального стандарта включает: Общие положения; Область применения профессионального стандарта; Термины, определения и используемые сокращения; Паспорт профессионального стандарта; Карточки видов трудовой деятельности; Описание трудовых функций; Виды сертификатов, выдаваемые на основе данного стандарта ПД. 21

Использование профессиональных стандартов при формировании программ профессионального образования Использование ПС при создании программ профессионального образования и подготовки требует от разработчиков понимания логики построения ПС, знания его структуры, содержания, основных понятий и их корреляции с терминологией документов, регламентирующих процесс профессионального образования. Разработчикам ООП необходимо учитывать, что: создание документов, регламентирующих процесс профессионального образования – ФГОС, ООП – является одним из направлений использования ПС, поэтому формат и содержание ПС не может точно и полно соответствовать ООП; существует рассогласование понятийного аппарата сферы труда и сферы образования; перечни профессий, специальностей и направлений, по которым разрабатываются документы, регламентирующие профессиональное образование, не совпадают с перечнем областей профессиональной деятельности (и/или ВЭД), по которым разрабатываются ПС. 22

Учет требований работодателей Эффективный учет требований работодателей на основе профессиональных стандартов в дополнение того, что должно быть сделано при создании ФГОС, возможен при составлении следующих разделов ООП: Виды профессиональной деятельности выпускника (виды профессиональной деятельности указываются в соответствии с ФГОС ВПО и уточняются вузом совместно с заинтересованными работодателями). Задачи профессиональной деятельности выпускника (задачи профессиональной деятельности указываются на основе ФГОС ВПО и ООП и уточняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей). Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО (определяются на основе ФГОС ВПО). 23

ПС как система параметров диагностического инструментария для квалификационного экзамена. Профессиональные стандарты легли в основу разработки контрольно- измерительных материалов КИМ для оценки индивидуальных образовательных достижений. В данном документе представлен перечень трудовых функций, составляющих обобщенные трудовые функции, которые предъявляются к оценке. Спецификация пакетов КИМ по профессии, по сути, является интерфейсом, задающим переход от ПС к диагностическому инструментарию квалификационного экзамена. Спецификации нужны для того, чтобы стандартизовать процессы оценки, унифицировать условия проведения диагностических процедур. Спецификация КИМ по профессии задает параметры диагностического инструментария для квалификационного экзамена. 24

Пользователи ПС Основными пользователями профессиональных стандартов являются руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций, специалисты в области сертификации персонала, специалисты, разрабатывающие государственные образовательные стандарты и профессиональные – основные и дополнительные – образовательные программы, а также психологи и профконсультанты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры. 25

Целевая функция ПС Профессиональные стандарты, в соответствии с мировой практикой, являются многофункциональными документами, предназначенными для: проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, а также для разработки учебно- методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках конкретного вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей и пр.). 26

Социальный и экономический эффект ПС Разработка профессионального стандарта психолога сферы образования позволит: совершенствовать образовательные программы и учебно-методические материалы по специальности с учетом потребностей работодателей, разработать объективные средства оценки индивидуальных достижений студентов и выпускников; проводить профориентационную работу с абитуриентами с опорой на учет требований реальной профессиональной деятельности специалистов- психологов; проводить оценку квалификации и сертификацию психологов. Разработка и продвижение профессионального стандарта психолога образования направлены на привлечение абитуриентов и повышение их заинтересованности в получении специальности, обеспечение процесса адаптации и закрепления выпускников в системе образования и, как следствие, на повышение общественного рейтинга университета. 27

Более подробную информацию смотрите на сайтах