Стандартизированные формы оценки качества учебных достижений учащихся Автор: Кандидат исторических наук, доцент Кишенкова Ольга Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Advertisements

Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
1 Термины и определения Муратова Елена Анатольевна.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Тест ( в переводе с английского испытание, проба, исследование) это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках.
Изменение экзаменационной модели ЕГЭ по химии в 2016 году и итоги апробации новых экзаменационных моделей Заседание Ученого совета ФГБНУ «Федеральный институт.
Транксрипт:

Стандартизированные формы оценки качества учебных достижений учащихся Автор: Кандидат исторических наук, доцент Кишенкова Ольга Викторовна

Условия повышения объективности оценки качества образования Становление принципиально новой образовательной системы, задающей необходимость пересмотра всей системы образования Формирование национальной системы обеспечения качества образования; Разработка и совершенствование государственных образовательных стандартов; Реализация в штатном режиме Единого государственного экзамена; Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий

Актуальность разработки стандартизированных КИМ по курсам духовно-нравственной направленности, ОРКСЭ формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. необходимость сохранения единого образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализацией.

Актуальность применения стандартизированных КИМ (контрольно-измерительных материалов) Позволяют объективно оценивать результаты; Разрабатываюся единые для всех, что обеспечивает унифицированные требования; Соответствуют компетентностным методам преподавания учебных дисциплин. Тест становится не только механизмом контроля, но и способом освоения предметных умений, знаний, навыков, освоения опыта самостоятельного решения познавательных и практических задач, позволяет педагогу организовать совместную с учащимися познавательную деятельность, не давая знания в готовом виде, а отыскивая их вместе в учениками, процессе решения обучающих заданий.

Система курсов духовно-нравственного цикла Основы религиозных культур и светской этики (4-5 классы) в составе модулей: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддистской культуры; Основы иудаистской культуры; Основы светской этики; Курсы в основной и старшей школе по выбору (элективы): Религиоведение, История мировых религий, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы мировых религий и т.д.

Основы понятийного аппарата предметной тестологии Тест – набор заданий, составленный с целью проверки определенных знаний, умений и навыков. Прежде чем составить тест, нужно четко определить объект проверки, что именно хочет проверить учитель. Пример: Проверить знание учащимися священных мест основных мировых религий:

Примеры заданий В каком из арабских городов находится главное культовое сооружение мусульман – Кааба? 1) Медина; 2) Шарджа; 3) Мекка; 4) Агадир. Главная святыня христиан – Гроб господень находится в 1)Назарете; 2) Вифлееме; 3) Натании; 4) Иерусалиме. В каком из городов древней Иудеи, по преданию, родился Иисус Христос? 1)Вифлееме; 2) Назарете; 3) Иерусалиме; 4) Галате. Укажите священное место, где Моисею были явлены священные заповеди иудеев. 1) Синай; 2) Фаюм; 3) Сидон; 4) Вавилон.

Классификация тестов по целям: Входные (стартовая диагностика); Формирующие (в системе текущей диагностики и освоения предметных знаний и умений); Рубежные диагностические; Итоговые.

Специфика стартовой диагностики по ОРКСЭ Отсутствует предыдущий этап обучения, можно опираться только на знания и умения школьников, полученные в ходе семейного воспитания и образования, приобщения их к духовным традициям своего народа; Носит мониторинговый характер и призвана выявить первичные знания, представления учащихся по курсу; Оценивание имеет качественный характер, тестовые баллы не переводится на пятибалльную систему оценок

Примеры заданий для стартовой диагностики Какую религию исповедует большинство жителей России? 1)христианство; 2) ислам; 3) буддизм; 4) иудаизм. В какой исторический период начинается утверждение ислама на территории Северного Кавказа? 1)VII-VIII вв. 2) X-XI вв. 3) XIII-XIV вв. 4) XIX в. Как называется священный для мусульман месяц, в течение которого правоверные не должны принимать пищу и воду в дневное время? 1)Рамадан; 2) Умма; 3) Никях; 4) Джихад. Культовое сооружение для мусульман, в котором совершается богослужение называется 1) Дацан; 2) Минарет; 3) Мечеть; 4) Церковь

Примеры заданий для стартовой диагностики Что из названного запрещено для правоверных мусульман? 1)употреблять спиртное; 2) курить кальян; 3)заниматься спортом; 4) употреблять в пищу птицу. Как называется посещение мусульманами священных мест в арабских городах Мекка и Медина? 1)Сура; 2) Фатиха; 3) Хадж; 4) Кааба. Священная для мусульман книга, содержащая основы вероучения – это 1)Библия; 2) Коран; 3) Евангелие; 4) Пятикнижие. Основателем ислама, пророком, открывшим правоверным Священный Коран был 1) Али; 2) Мухаммед; 3) Муса; 4) Иса.

Особенности текущего, формирующего тестирования Текущее, формирующее тестирование может применяться на каждом уроке. Способы применения: в начале урока в качестве мотивации, введения в тему; в течение урока в ходе совместного решения с учениками познавательной задачи; в конце урока в целях проведения первичного закрепления, рефлексии изученного; в качестве домашнего задания для школьников, в том числе задания по самостоятельной формулировке тестовых заданий по изученной теме самими учащимися.

Пример формирующего задания Прочитайте фрагмент текста, каждое предложение которого обозначено буквой: (А) Что означает слово «Бог» в русском языке и в других языках славянского происхождения? (Б) Слово «Бог» родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas «достояние», «счастье». (В) Слово «богатство» тоже родственно слову «Бог». (Г) В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри божества, но изливаются на мир, на людей, на всё живое. (Д) Бог, согласно религии, одаряет, наделяет нас своей полнотой, своим богатством.

Задания к тексту Какое предложение отражает основную мысль фрагмента? Укажите цифру, под которой отмечено буквенное обозначение этого предложения. 1)А; 2) Г ; 3) Б; 4) В. Укажите религиозную истину, в которой содержится осмысление взаимосвязи, взаимозависимости между Богом и человеком. 1 ) признание Бога в качестве творца, создателя всего сущего в этом мире 2) убеждение в том, что человек способен к общению с Богом и вступает с Ним в личностные отношения посредством этого общения 3) восприятие Бога как неизменного идеала добра, истины, красоты 4) признание постулата о совершенной, вечной жизни, отрицание конечности человеческого существования

Пример формирующего задания Важным элементом любой религии является вера. Сущность ее заключается в том, что: 1) религиозные истины обязательно нуждаются в системе рационально подобранных доказательств 2) необходимо постоянно подтверждать достоверность религиозных истин экспериментами 3) существует уверенность в том, что не дано видеть и познавать непосредственно, предполагается свободное согласие человека с основами религиозных истин 4) вера непосредственно основывается на обобщении и осмыслении практического жизненного опыта

Пример формирующего задания Многие религии исходят из постулата о том, что человек – вершина божественного творения, принципиально отличающаяся от других существ и форм жизни. Так сказано об этом в Библии (Ветхом Завете): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

Задание к тексту: В чем заключается главный смысл библейского толкования духовной сущности человека? 1) Человек по своей природе относится к миру живых существ, а посему подчиняется действию тех же закономерностей, что и животные. 2) Человек сотворен по образу и подобию Божию, в нем содержится божественная искра. 3) Человек не одинок в этом мире, его всюду окружает одушевленное, с которым он генетически связан. 4) Человеческая сущность временна, он всего лишь часть процесса вечного перерождения, характерного для мироздания.

Особенности рубежной диагностики Рубежная диагностика проводится по мере изучения блока предметных тем, к примеру, один раз полугодие; В тест включаются элементы содержания, вызывающие наибольшие проблемы у школьников; Целесообразно включение заданий, плохо выполненных учащимися в прошлые годы, для выявления динамики трудностей; Треть включаемых в тест заданий разрабатываются на повышенный уровень сложности, рассчитанный на выполнение не менее 50% учащихся; Тест является важным инструментом для определения уровня качества знаний, то есть группы детей, успевающих по предмету на «хорошо» и «отлично»; При анализе результатов тестирования важно выявить характер различий между уровнями подготовки учеников, какие именно элементы содержания, какие умения и в каком объеме осваиваются этими группами учащихся.

Разновидности тестов для итогового контроля нормативно-ориентированные (предназначенные для дифференциации обучаемых по уровню учебных достижений); критериально-ориентированные (предназначенные для определения уровня учебных достижений относительно некоторого критерия)

Классификация тестов по содержанию проверяемого материала Гомогенные тесты (предназначены для контроля знаний по одной учебной дисциплине); Гетерогенные тесты (создаются по комплексу учебных дисциплин, как метапредметные, для отработки общих учебных умений и навыков)

Объекты проверки в системе тестового контроля и диагностики Традиционное понимание того что проверяется: Знания. Умения. Навыки. Однако в предметной тестологии эти понятия конкретизируются в набор требований. требования: усвоение понятийного аппарата изучаемой дисциплины; знание специфических фактов, событий, явлений; умение объяснять, обобщать, сравнивать, систематизировать изученный материал; умение работать с информацией, помещенной на разных носителях и т.д.

Этапы организации тестового контроля формулирование цели тестового контроля; определение объема проверяемого содержания и планирование содержания работы; определение структуры теста (числа заданий, формы заданий, уровня сложности заданий); отбор или разработка тестовых заданий, их экспертная оценка; составление вариантов тестовой работы; определение оценочной шкалы; составление таблицы ответов и критериев оценивания.

Основные требования к качеству тестов по ОРКСЭ соответствие содержанию программе курса; охват требований, предъявляемых к учащимся основной школы, заложенных в ФГОС; соответствие задачам формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, принципам толерантности, поликонфессиональности, гражданской идентичности; выделение в первую очередь общекультурных аспектов, связей религиозных традиций с укоренившимися в укладе жизни народа обыкновениями, праздниками, бытом; соответствие заданий возрастным особенностям учащихся; отображение подходов и принципов, заложенных в компетентостной парадигме образования.

Основной инструментарий для создания предметного теста Спецификация Особый документ, который составляется для проведения каждого теста. Структура спецификации: характеристика целей и задач проводимого тестирования; указание учебных программ, учебно-методических комплектов, на основе которых разрабатывается тест; подробное описание структуры и содержания теста, количества включенных заданий, типа заданий, уровня сложности; указание времени выполнения теста

Пример составления целей тестирования для стартовой диагностики Выявление уровня остаточных знаний по предмету за предшествующий год /этап обучения; Проведение первичной диагностики класса в начале учебного года; Выявление характерных проблем и трудностей в усвоении общеучебных и предметных умений учащихся; Выявление пробелов в уровне освоения основных предметных тем с последующей корректировкой тематического учебного плана; Ознакомление учащихся с форматами заданий, использующихся во внешних независимых обследованиях (при аттестации и аккредитации ОУ, в процессе проведения внешних мониторингов и т.д.).

Кодификатор как элемент формирования теста кодификатор – перечень проверяемых знаний, умений и навыков. Кодификатор 1 содержит перечень КЭС (контролируемых элементов содержания), структурированных по тематическим разделам, блокам. Составляется на основе перечня дидактических единиц, содержащихся в документах Федерального образовательного стандарта (2004 г.) или примерных программах (ФГОС). Кодификатор 2 формируется на основе обязательных требований к подготовке выпускников, перечня сформулированных в них познавательных умений.

Кодификатор КЭС для модуля «Основы мировых религиозных культур» Контролируемый элемент содержания (КЭС) 1.Основы религиоведения 1.1Духовные традиции и ценности российского народа. 1.2Религия как форма культуры 1.3Связь религии и искусства 2.Исторические этапы развития религий 2.1Возникновение религий. Древнейшие религиозные верования. 2.2Становление мировых религий. Буддизм, христианство, ислам. 3.Духовные основы религий 3.1Священные книги. Веды, Авеста, Трипитака. 3.2Священные книги: Библия, Тора, Евангелие, Коран

Кодификатор КЭС (продолжение) Контролируемые элементы содержания 3.3Особенности конфессиональной организации у христиан, мусульман и буддистов. Церковь. Умма. Сангха. 3.4Человек в системе ценностей мировых религий 3.5Культовые сооружения и их особенности в различных религиях 3.6Изобразительное искусство в мировых религиозных культурах 3.7Нравственные категории и религиозные ценности. Моральный кодекс мировых религий. 3.3Особенности конфессиональной организации у христиан, мусульман и буддистов. Церковь. Умма. Сангха. 3.4Человек в системе ценностей мировых религий 3.5Культовые сооружения и их особенности в различных религиях 3.6Изобразительное искусство в мировых религиозных культурах

Кодификатор КЭС (продолжение) Контролируемые элементы содержания 4.Формирование конфессионального мира России 4.1Христианизация Руси. Формирование Русской православной церкви. 4.2Распространение ислама в России 4.3Буддизм в России 4.4Иудаизм в России 5.Особенности религиозного культа традиционных конфессий России 5.1Религиозные ритуалы, обычаи, обряды. 5.2Паломничества и святыни. 5.3Религиозные праздники и календари

Пример 1 Найдите причину, согласно которой в буддистском календаре установился 12-ти летний «цикл животных». 1) Буддистские верования основаны на совпадении циклов годов и количества месяцев в году. 2) Согласно буддистскому вероучению, только 12 животных пришли проститься с Буддой перед его уходом и нирвану, и им было даровано управление годами. 3) «12» - священное число у буддистов, по их мнению, именно за этот период происходит качественное перерождение человека. 4) Колесо Перерождений (Сансара) содержит, согласно буддистской традиции, 12 сегментов. Согласно составленному нами кодификатору, данное задание соответсвует позиции 5.3, а проверяемое умение можно определить как «распознавание характерных черт, признаков изучаемых явлений».

Пример 2 Главная святыня для мусульман, священный черный камень Кааба, располагается в арабском городе 1) Мекка 2) Багдад 3) Медина 4) Агадир Согласно составленному нами кодификатору, данное задание соответсвует позиции 5.2, а проверяемое умение можно определить как «распознавание характерных черт, признаков изучаемых явлений».

Пример 3 Каким термином мусульмане называют важнейшее для них паломничество в Мекку, для поклонения расположенным там святыням ислама? 1) суфия 2) умма 3) рамадан 4) хадж Согласно составленному нами кодификатору, данное задание соответсвует позиции 5.2, а проверяемое умение можно определить как «распознавание смысла основных понятий, операции с понятиями».

Основные типы и виды заданий, применяемые в тестовой диагностике Задания образуют три больших группы: – с выбором ответа (часть 1); – с кратким ответом (часть 2); – с развернутым ответом (часть 3).

Характеристика заданий с выбором ответа Задания могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста учащимся предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения: найти, распознать и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий курса; определить сходные и различные позиции между близкими понятиями, явлениями; выявить ведущие, характерные черты и признаки изучаемых фактов, понятий и явлений; обобщить приведенный ряд объектов; конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие положения и т.д.

Достоинства заданий с выбором ответа 1) Проверка максимального широкого спектра контролируемых элементов содержания; 2) Проверка понимания учебного материала на уровне узнавания, выбора, контекстного распознавания, что позволяет охватить максимальное количество учеников класса; 3) Большая степень объективности и точности, так как большинство подобных заданий исключают элемент разночтений, их формулировки, как правило, максимально точны и понятны ученикам; 4) Валидность и надежность обеспечивается на этапе разработки задания и апробации; 5) Возможность независимой от педагога компьютерной обработки результатов тестирования.

Трудности при разработке заданий с выбором ответа Необходима точная, четкая и лаконичная формулировка задания: Все позиции ответов (дистракторов) должны быть подобраны по одному логическому основанию; Недопустимы совпадения слов в формулировке задания и дистракторах; Дистракторы должны быть примерно одной длины, недопустимо, чтобы правильный ответ был длиннее или короче остальных и т.д.; Необходимо отбраковывать задания, выполняемые на пороге угадывания (25-30%)

Пример 1 Первичная проповедь христианства на Руси, согласно религиозной традиции, связана с подвижнической деятельностью 1) братьев Кирилла и Мефодия 2) апостола Андрея Первозванного 3) митрополита Иллариона 4) отца Иоанна Златоуста

Пример 2 В черте еврейской оседлости действовали выборные органы местного самоуправления, главы которых, также как и раввины, утверждались губернатором. Этот орган именовался 1) хедер 2) иешив 3) кагал 4) сход

Пример 3 Три мировых религии, в той или иной степени опирающиеся на Библию, различает отношение к личности Иисуса Христа, ее трактовка. Так, в исламе 1) предусматривается установление вечного царствия Христа после второго пришествия 2) исповедуется Иисус Христос в качестве сына Божия, распятого за грехи всего человечества, воскресшего и грядущего во втором пришествии своем судить живых и мертвых 3) Иисус (Иса) воспринимается в качестве одного из великих пророков, спасение же верующего заключается в следовании основам своей веры 4) ожидается пришествие Христа как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида, связанного с ним избавления и спасения иудейского народа и наступления всеобщего мира

Характеристика заданий с кратким ответом Задания с кратким ответом (часть 2) обычно представлены в тестах в различных формах: сравнение ряда явлений, изучаемых объектов, выявление общих и различных признаков; исключение лишнего термина из логического ряда терминов, имеющих отношение к определенному явлению, процессу; установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах; выбор нескольких правильных ответов из списка; распознавание фактов и оценочных суждений, фактов и мнений, суждений и аргументов; работа с информацией, представленной в виде статистической таблицы или диаграммы с выбором нескольких правильных ответов из списка.

Достоинства заданий с кратким ответом: 1) Возможность использования данной модели заданий не только для воспроизведения готовых знаний, но и для их применения в измененных условиях; 2) Способность данных заданий выявить степень того, насколько ученик осмыслил и понимает изученный им материал; 3) Возможность с помощью данных заданий не только проверять, но и формировать широкий спектр практических и познавательных умений учащихся; 4) Осуществление вклада в развитие приемов логического мышления; 5) Значительно снижается вероятность угадывания и подсказки.

Недостатки заданий с кратким ответом: 1) Для их выполнения требуется значительное время, обычно не менее 3-5 минут; 2) С помощью таких заданий невозможно проверить большое колическо элементов содержания.

Общие правила формирования теста Первые позиции в тесте должны занимать наиболее легкие задания, сложное задание может снизить готовность ребенка решить тест; Задания должны различаться между собой по стилю, формату, проверяемому содержанию и умениям, чем разнообразнее подбор заданий, тем интереснее ребенку будет выполнять тест; Степень сложности заданий должна возрастать к концу теста, самые сложные задания – последние; Формируя задания, проследите, чтобы в тесте не было на них подсказок в других заданиях; Инструкции к выполнению тестовых заданий должны быть предельно точны, корректны, понятны для ребенка; Задания теста должны быть адекватны познавательным возможностям учащихся, объему и характеру содержания учебной дисциплины, не выходить за рамки основных учебно-методических комплектов, работающих в школе.

Правила составления отдельных заданий Текст задания должен быть сформулирован четко, лаконично, без лишних слов; В случае необходимости, допускаются отдельные пояснения и дополнения в текст задания для расширения поля анализа для ребенка; Все ответы в задание с выбором одного ответа из четырех должны строиться по одному логическому основанию; Ответы неверные (дистракторы) не могут различаться по длине с верным ответом; Дистракторы не могут содержать взаимоискючающую информацию; Дистракторы должны быть однозначно неверны, но правдоподобны, чтобы исключить возможность угадывания ребенком верного ответа; В тексте ответов не должно быть прямых ссылок и аналогий с текстом задания.

Основные показатели качества тестовых заданий Валидность, т.е. соответствие содержания, характера учебной деятельности учащегося, формы задания требованиям стандарта, которые проверяются этим заданием. Тип задания определяется требованиями к уровню подготовки выпускников. Текст задания исключает двусмысленность, неясность формулировки. Используемые в тексте термины должны быть теми же, что и в школьном курсе. Уровень трудности задания, статистические характеристики заданий должны соответствовать принятым нормам: базовый уровень трудности – выше 60-65%, повышенный уровень – 40-60%, высокий уровень – ниже 40%.