Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы с текстом на уроках русского языка на основе речеведческих понятий в 7-9 классах.
Advertisements

Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Александр Сергеевич Пушкин Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» Зима!.. Крестьянин торжествуя…
Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
А. С. Пушкин Отрывок из романа «Евгений Онегин». Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;
Анализ современного урока В помощь учителю
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Формирование исследовательской культуры школьников В поисках ответа наталкиваешься на вопросы Йозеф Чапек – чешский писатель Подготовила Гордеева А.Н.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся

Инновационная работа школы Изучение, апробирование различных личностно – ориентированных систем обучения, позволяющих создать условия для «выполнения учебных программ каждым учащимся, предупреждения неуспеваемости, формирование общеучебных умений и навыков улучшения учебной мотивации и развития познавательных интересов, воспитание личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества» (Селевко Г.К.).

Затруднения в вопросах коммуникативной культуры Коммуникативные умения

Противоречия в формировании коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся Необходимость учёта и развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика Одинаковые условия обучения для всех Организация деятельности ученика с опорой на зону ближайшего развития Фронтальные методы работы, при которых учитель, формируя вопросы и задания, вынужден ориентироваться на среднего ученика Ухудшение физического, психического состояния здоровья учеников Всё увеличивающийся объём информации, темп обучения

ЦЕЛЬ Создание условий для формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся посредством организации работы с текстом

Задачи Разработать систему занятий по применению текстов в процессе обучения, способствующих развитию коммуникативной и лингвистической культуры учащихся. Активизировать речемыслительную деятельность. Повысить интерес школьников к изучению предмета русского языка, создать положительную мотивацию в обучении. Формировать не только практическую грамотность, но и любовь к интеллектуальной деятельности, нравственно- эстетической культуры. Воспитывать толерантную личность, способную принимать решения и отвечать за свой выбор

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной и лингвистической компетенции

Предмет исследования Организационно – педагогические условия процесса формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся

Методологическая основа Философские, социологические и педагогические утверждения, рассматривающие личность как продукт общественного развития и субъект личностных отношений Ведущая идея Личностно – деятельностный подход, согласно которому личность приобретает опыт социальных взаимодействий через активную деятельность, близкую для неё по сущности и привлекательную по значимости Личностно – деятельностный подход, согласно которому личность приобретает опыт социальных взаимодействий через активную деятельность, близкую для неё по сущности и привлекательную по значимости

Личностно – ориентированный подход в обучении (Е.В.Бондаревская ) Диалогичность Деятельностно – творческий характер Поддержка индивидуального развития ребёнка Предоставление свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов обучения

Методика обучения русскому языку средствами субъективизации (Г.А. Бакулина) Прямое и непосредственн ое участие учащихся в планировании и проведении всех структурных этапов урока. Прямое и непосредственн ое участие учащихся в планировании и проведении всех структурных этапов урока.

Основу методики составляют интеллектуальные процессы Логическое мышление Речевая активность Антиципация (предвидение, предопределение)

Система специально разработанных текстовых заданий речь внимание память мышление наблюдательность

Основные элементы методики Индукция создание такой проблемной ситуации, которая заинтриговала бы ученика, положила начало его творческой деятельности Работа с материалом Данный этап осуществляется в разных Режимах. Кульминация – момент «разрыва», когда старое знание не способно удовлетворить возникшей новой потребности Рефлексия Анализ движения собственной мысли, чувства, ощущений Проводится В устной или Письменной форме. Учитель Участвует в Процессе наравне С учениками

философия Литературо- ведение История и др. психология лингвистика Текст

Компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивает владение языком совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивает владение языком

Языковая личность Человеческий фактор в языке Коммуникация

Коммуникативная компетенция Способность понимания чужих и порождение собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения Знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте

Текст – обязательная дидактическая единица организации учебного материала

Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются коммуникативные умения; чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности… Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются коммуникативные умения; чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности… Н.А. Ипполитова Н.А. Ипполитова

Ситуативные и коммуникативные упражнения Коммуникативно – ориентированное преподавание Формирование навыков общения

Методы обучения Частично – поисковый Исследовательский

Ни прозванье, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? В.И. Даль

задания ? Что, по мнению Даля, не может служить критерием принадлежности человека к той или иной национальности? ? А что может быть? ? Ответьте на вопрос Даля. Начните так: «определить принадлежность духа можно… ? Что значит думать по-русски?

Думать по-русски – это значит размышлять о любви и дружбе, о жизни и смерти, о свободе, воле, необъятных российских просторах… Думать по-русски – это значит уметь пользоваться богатствами родного языка для выражения своих мыслей, это значит уметь подобрать меткое, выразительное, «живое» слово, трогающее душу твоего собеседника. В.И. Даль собрал в словаре «живые русские слова»

5-8 классы Беседа с элементами диспута, дискуссии 9-11 классы дискуссия

лингвистическая дискурсивная социолингвистическая социокультурная страноведческая К к О о М м М п У е Н т И е К н А ц Т и И я ВНАЯ

Лингвистическая компетенция Основы науки о языке фонема графема морфема Цели Научного изучения языка Этапы развития языка Сведения о выдающихся учёных Предложение словосочетание

Лингвистическая компетенция Изучение основ науки о языке Изучение основ науки о языке Обогащение речи учащихся языковыми средствами Обогащение речи учащихся языковыми средствами Развитие и совершенствование умений и навыков связной речи Развитие и совершенствование умений и навыков связной речи Изучение норм русского литературного языка Изучение норм русского литературного языка Изучение русского правописания Изучение русского правописания Воспитание языкового эстетического идеала Воспитание языкового эстетического идеала

Комплексный анализ текста Лингвистический Лингвистический Лингвостилистический Лингвостилистический литературоведческий литературоведческий

Комплексный анализ текста При повторении и обобщении При повторении и обобщении При корректировочной работе При корректировочной работе При сообщении и закреплении новых знаний При сообщении и закреплении новых знаний При отработке языковых и речевых умений и навыков При отработке языковых и речевых умений и навыков При текущем и итоговом контроле При текущем и итоговом контроле

Зима !... Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь ; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как - нибудь ; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая ; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив …

Жеманный кот, на печке сидя, Мурлыча, лапкой рыльце мыл: То несомненный знак ей был, Что едут гости…

От дуги до радуги – только слог, От дуги до радуги – только вздох, От дуги до радуги – семь цветов, От дуги до радуги – сладость снов. Дотянуться хочется до тебя, Прикоснуться к поясу, теребя Разноцветье кисточек золотых. Солнышко лучистое, покажи мне их.

Мониторинги обученности учащихся

Мои достижения в 2003 году на городской научно-практической конференции «Новой России – новое образование» выступала с докладом «Мониторинг как средство обратной связи на уроках русского языка» и за методическое мастерство награждена грамотой управления образования; в 2003 году на городской научно-практической конференции «Новой России – новое образование» выступала с докладом «Мониторинг как средство обратной связи на уроках русского языка» и за методическое мастерство награждена грамотой управления образования; в 2003 году за творческий труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения награждена почетной грамотой управления образования; в 2003 году за творческий труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения награждена почетной грамотой управления образования; в 2005 году за подготовку участников городского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги» награждена грамотой управления образования; в 2005 году за подготовку участников городского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги» награждена грамотой управления образования; в 2005 году за добросовестный труд награждена ещё одной грамотой управления образования. в 2005 году за добросовестный труд награждена ещё одной грамотой управления образования.

Достижения моих учеников в 2005 году моя ученица стала призером городского конкурса проектных работ «Первые шаги»; в 2005 году моя ученица стала призером городского конкурса проектных работ «Первые шаги»; в 2005 году моя ученица стала призером областного конкурса сочинений «Экономический портрет моей семьи»; в 2005 году моя ученица стала призером областного конкурса сочинений «Экономический портрет моей семьи»; творческая работа учащихся, посвященная 60- летию Победы в Великой Отечественной войне, опубликована в книге «Подвиг на все времена»; творческая работа учащихся, посвященная 60- летию Победы в Великой Отечественной войне, опубликована в книге «Подвиг на все времена»; ученики награждены грамотой и благодарственным письмом за участие в областном конкурсе писем «Я вам пишу…», посвященном 60-ой годовщине Победы; ученики награждены грамотой и благодарственным письмом за участие в областном конкурсе писем «Я вам пишу…», посвященном 60-ой годовщине Победы; в 2005 году подготовлено пять серебряных медалистов школы по предмету. в 2005 году подготовлено пять серебряных медалистов школы по предмету.