«О реализации курса «ОРКиСЭ» (предварительные итоги)»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание МБОУ Увельской СОШ 2 22 марта 2012 г.
Advertisements

Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
ВВЕДЕНИЕ КУРСА «ОРКСЭ» В 4 – ых КЛАССАХ С 1 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Обеспечение условий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на территории Еврейской автономной области.
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Опыт работы по преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: недостатки и перспективы.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Курс « Основы религиозных культур и светской этики » С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ»; - Приказ Минобрнауки РФ от
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
ВВЕДЕНИЕ комплексного учебного курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Подготовила заместитель директора по УВР Т.Ю.Каминская.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание.
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования Новосибирской области.
Транксрипт:

«О реализации курса «ОРКиСЭ» (предварительные итоги)»

Цель комплексного учебного курса: Цель комплексного учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи комплексного учебного курса: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основные задачи комплексного учебного курса:

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: -понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; -формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; -знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; -укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Нормативно-правовое обеспечение введения курса «ОРКиСЭ» Школьный уровень Приказ МБОУ ООШ 7 от «О введении ОРКСЭ в учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ» Приказ МБОУ ООШ 7 от «О создании рабочей группы по подготовке к введению с учебного года комплексного учебного курса ОРКСЭ» Приказ МБОУ ООШ 7 от «Об утверждении плана по подготовке введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»» Приказ МБОУ ООШ 7 от «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к введению с учебного года в учебный план МБОУ ООШ 7 комплексного учебного курса ОРКСЭ» Приказ МБОУ ООШ 7 от «Об утверждении учебного плана на учебный год» Приказ МБОУ ООШ 7 от «Об утверждении планов по внедрению курса ОРКСЭ» (План информирования родителей о ходе подготовки и внедрения ОРКСЭ. План методической работы по сопровождению педагогов при внедрении курса ОРКСЭ.) Внесены изменения в должностные инструкции учителей. Внесены изменения в Устав. Внесены изменения в Учебный план ОУ на уч. год. Внесение изменения в Положения.

Механизмы выбора модуля обучающимися беседа с обучающимися, классный час на тему «Как делать выбор?»; анкетирование обучающихся на предмет интереса к содержанию определённого модуля; обсуждение данного вопроса в домашних условиях (родители – дети). Механизмы выбора модуля родителями. родительские собрания четвероклассников, где были рассмотрены вопросы преподавания курса, его структуры, особенностей и выбора модулей родителями (законными представителями); была проведена информационно – просветительская деятельность о наделении родителей правом выбора образовательной программы консультации для родителей Результат выбора: Основы мировых религиозных культур – 11чел.(45%), Основы светской этики – 13 чел. (55%). Механизмы выбора модуля обучающимися и работа с родителями.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ значимая роль школы в формировании духовно-нравственных ценностей и основ религиозной культуры обучающихся 44% изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа. 36% хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами 32% хотят видеть более образованным 42% будут терпимыми к людям различных вероисповеданий и этносов 19,5% будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание» 18% улучшит обстановку в молодежной среде (будет меньше криминальных проявлений, наркомании, алкоголизма), помогут воспитанию толерантности в обществе. 41% ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ преподавание курса основ религиозных культур будут перегружать учебную программу и утомлять детей 15% опрошенных высказали опасения, что неграмотно организованные занятия могут разжигать межрелигиозную и межэтническую рознь 8%

Ф.И.О. педагога предметКвалификацион ная категория модульКурсовая подготовка 1Евтушенко Елена Николаевна математикаперваяОсновы светской этики КРИПКиПРО, 2012г., Теория и практика духовно- нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС общего образования, 144 часа. 2Король Ирина Геннадьевна русский язык и литература перваяОсновы мировых религиозных культур КРИПКиПРО, 2012г., Теория и практика духовно- нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС общего образования, 144 часа. Организационно-педагогические условия введения курса:

Участие педагогов в работе базовой площадки по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях в учебном году на базе гимназии 6 : - региональный семинар в рамках городского методического объединения «Содержание, формы и методы реализации программы курса ОРКиСЭ» (знакомство с методическими рекомендациями, октябрь); -региональный семинар «Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников» (ноябрь).

п/п Наименование учебникаиздательствоЗаказ (кол-во экз.) 1Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Просвещение16 2Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Просвещение3 3Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Просвещение3 4Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Просвещение3 5Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Просвещение16 6Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики Просвещение20 Учебно-методический комплекс для реализации комплексного учебного курса для реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование учебно-методической литературы для учителя 1А.Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Просвещение1 2Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Просвещение1 Интернет ресурсы:

МТБ в ОУ для преподавания курса «ОРКиСЭ» МТБ в ОУ для преподавания курса «ОРКиСЭ» Для успешной реализации курса, демонстрации презентаций занятия проводятся либо в специально оборудованных необходимыми техническими средствами обучения учебных кабинетах, либо по предварительным заявкам – в компьютерном классе и учебных кабинетах, оснащенных интерактивным оборудованием и мультимедийной техникой. Педагоги и обучающиеся имеют возможность в ходе занятий использовать Интернет-ресурсы.

Информационное сопровождение хода введения курса «ОРКиСЭ» Знакомство с учителями, преподающими курс. Родительские собрания. Консультации для родителей Анкетирование обучающихся и педагогов. Подведены промежуточные итоги введения курса, Информация об итогах курса размещена на сайте ОУ

Мониторинг процесса введения курса по итогам 1 полугодия учебного года 1 полугодия учебного года Формы мониторинга: беседы, написание эссе, мини-сочинений; этические беседы на морально-нравственные темы, выполнение тренинговых заданий, собеседование; контроль администрацией образовательного учреждения занятий по курсу ОРКСЭ в рамках внутришкольного контроля. Промежуточный контроль: входной и итоговый срезы знаний, творческие работы учащихся «Как я понимаю православие», «Моё отношение к людям», «С чего начинается Родина?», «Мой дед- защитник Родины» и др. Мониторинг родительской общественности: анкетирование, представление результатов обучения: выставки творческих работ, проведение тематических родительских собраний, оформление информационных стендов для родителей.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ оценивают введение курса положительно87% курс формирует уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям 46% воспитывает культуру межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов 39% возлагают надежды на духовное и культурное развитие своих детей средствами курса 44% повышение нравственности33% курс способствует расширению кругозора обучающихся 59% ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ дополнительная нагрузка18% другие причины3% Анкетирование по итогам 1 полугодия (родители обучающихся 4 класса)

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ курс понятен77% интересен94% обсуждают дома с родителями изученные в школе темы, получают помощь в выполнении домашних заданий. 79% ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ испытывали затруднения в понимании текстов учебников и новых понятий 23% неинтересно6% Анкетирование по итогам 1 полугодия ( обучающиеся 4 класса) ( обучающиеся 4 класса)

Информация о положительном опыте введения курса реализации курса «ОРКиСЭ»

п.п Мероприятия I 1. Уровень воспитанности по Ю.П.Васильеву 2. Исследование ценностных ориентаций учащихся в процессе формирования пространства духовно- нравственной культуры (ДНК) и гражданского становления личности (ГСЛ) 3.В.А.Караковского (общечеловеческие ценности); 4.Н.Е.Щурковой (деятельностный подход); 5. Создание банка данных методик по диагностике воспитанности школьников. 6. Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания. Работа педагогического коллектива

II Заседания педсоветов и МО: 1. Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося». 2. Обсуждение и утверждение программы по духовно-нравственному воспитанию. 3.Совместная работа школы, семьи и общественности по формированию обучающихся православной культуры. III Создание банка данных по духовно-нравственному воспитанию: Библиографии; Каталога публикаций и статей периодической печати; Педагогических идей

Наименование мероприятия 1.День Открытых дверей. 2.Родительское собрание: -по духовно-нравственному воспитанию; -по здоровому образу жизни. 3Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. 4.Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы): «Папа, мама и я– спортивная семья», «Семейные традиции». 5.Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей: «Бабушка, мама я!»,«Новый год!» 2. Работа с родителями обучающихся

Направление работы IДуховно – образовательное (занятия, беседы) 1.Уроки по ДНВ; 3. Классные часы по вопросам духовно- нравственного воспитания; 4.Организация работы кружков по декоративно- прикладному искусству. 2Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) 1.Акция «Милосердие» ко дню пожилых людей; 2.Акция «День Матери»; 3.Выставка рисунков и творческих работ учащихся; 4. «Мастерская Деда Мороза» 3. Работа с обучающимися 3. Работа с обучающимися

Исследование ценностных ориентаций учащихся школы в процессе формирования пространства духовно- нравственной культуры (ДНК) и гражданского становления личности (ГСЛ) Количество учащихся Распределение учащихся по количеству названных ответов мальчики (6%) 04(22%) девочки (6%)0 09(50%) Всего (11%)1(6%)2(11%)013(72%)

Уровень воспитанности по Ю.П.Васильеву Уровень воспитанности по Ю.П.Васильеву

Уровень воспитанности по Ю.П.Васильеву 4 класс в сравнении

Мастерская Деда Мороза Мастерская Деда Мороза.

Сценки о добре и зле на уроках. Спортивные состязания Спортивные состязания.

День Матери.

Уроки на базе школьного музея.

Конкурсы рисунков и поделок.

Информация о трудностях, которые возникают в процессе реализации курса «ОРКиСЭ» Отсутствие у обучающихся психологической готовности к открытому обсуждению предлагаемых тем, вопросов. обучающиеся испытывают затруднения в понимании текстов учебников; содержание учебников, понятийный ряд не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников. Не в полной мере реализована одна из основных идей курса, предполагающая взаимодействие с родителями. Система воспитательной работы ОУ не учитывает проблематику курса «ОРКиСЭ» (нет связи). Отсутствует разработанный мониторинг личностных, метапредметных результатов курса.