МКДОУ 38 « Детский сад комбинированного вида г. Никольское» Тосненский район МАТЕРИАЛЫ К «ЯРМАРКЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ-2012». Воспитатель : Хворова Ольга Владимировна Старший воспитатель: Соловьёва Марина Александровна 2012 г.
Гипотеза. Надо идти не от заучивания текста произведения к дальнейшей его постановке, а от эмоционального его восприятия и работы на социально – личностном, психологическом и эмоциональном уровнях – к проигрыванию сказки под чтение педагога – далее к постепенному заучиванию текста и постановке сказки.
Цель: пробудить в ребенке артиста!
Подбор сказок в стихах для театрализации. Требования к сказке: Динамичный сюжет; Большое количество героев и диалогов между ними; Яркие и понятные ребенку образы героев; Большая гамма эмоциональных состояний героев и их проявлений. В результате были отобраны: сказки в стихах Ирины Гуриной («Морковкина сказка», «Лесная сказка», «Пряничная сказка») и сказка К.И. Чуковского « Тараканище».
Морковкина сказка. Критерии отбораПодтверждение отбора сказки 1Динамичный сюжет. Яркие и понятные ребенку образы героев и возможность передать их в действиях. Огород – Небо – огород. Полежала, отдохнула, огляделась и вздохнула, зажужжала, побежала, полетела, понеслась (МУХА). 2Большое количество героев и диалогов между ними. Муха, тетя тыква, горох, морковка, помидор, кабачок, баклажаны, огурец, капуста, лук, сельдерей, хрен, петрушка, салат, патиссоны, укроп, свекла, брюква, перец, репа, картошка, туча, ветер, дождь, ЖАРА, комар, молния, капли дождя. 3Большая гамма эмоциональных состояний героев и их проявлений. Скука, тоска, плач, шипение, злость, спор, удивление, радость.
Методика работы со сказкой. Первый этап работы. Цель: первичное знакомство с произведением и формирование умения передачи образа героев в мимике и пантомимике, художественном творчестве. 1.Первое чтение сказки педагогом с минимальным разнообразием эмоционального фона. 2.Беседа о содержании сказки, а так же о первом представлении об образе героев ( Какие они? Кто добрый? Кто злой?) 3.Повторное чтение сказки педагогом с максимальным разнообразием эмоционального фона, отражающим образ каждого героя и изменение его эмоционального состояния. 4.Беседа об индивидуальности образа каждого героя и его эмоциональных состояниях. 5. Мимические упражнения и этюды на различные эмоции.
6. Рисование и лепка « Каким я вижу…» (образы героев) 7. Изображение героев (образ героя в конкретной сцене, без произнесения текста, передача движений и эмоций, т.е. мимики и пантомимики) под чтение текста сказки педагогом.
Второй этап работы. Цель: формирование интонационной выразительности образов героев и способности ее передавать. 8. Постепенный переход к озвучиванию героев ( от действий и мимики к художественному слову). Приемы: дети сначала произносят текст вместе с педагогом, только те места, которые уже хорошо помнят, постепенно педагог переходит только на частичное суфлирование текста, затем педагог совсем молчит в диалогах, читая только слова автора. 9. Упражнения на интонационную выразительность. 10. Отработка произнесения одних и тех же диалогов героев с разными интонациями. Выбор наиболее удачных вариантов прочтения.
11. Рисование и лепка героев с разными эмоциональными состояниями ( под влиянием ЖАРЫ и после ее ухода). 12. Рисование разных сцен из сказки.
Третий этап работы. Цель: дальнейшее раскрепощение детей через работу со страхами и формированием позитивного настроя. 13. Беседа о Жаре. Более глубокая отработка образа Жары. 14. Рисование, лепка, аппликация « Какая она Жара?». 15. Жара – это страшно для овощей. Беседа « Чего боитесь Вы?» 16. Рисование, лепка « Мой страх». 17. Беседа « Что такое счастье?» ( для героев и детей) 18. Рисование « Каким я вижу свое счастье?» и « Счастливые овощи!»
«Жара»
Страх. Двуязычная пасть. « Страх»
«Счастье» Счастливые овощи! Каким я вижу счастье?
Четвертый этап работы. Цель: отработка умения видеть сюжетную линию произведения и композицию каждой сцены сказки, правильно ее передавать. 19. Повторное чтение сказки педагогом и выстраивание цепочки событий ( сюжетной линии). 20. Беседа – дискуссия «Юные декораторы. Какими должны быть декорации к сказке?» 21. Беседа – дискуссия « Юные модельеры. Какими должны быть костюмы героев?»
Пятый этап работы. Цель: появление итогового продукта. 22. Распределение ролей между детьми. 23. Первичное проигрывание сказки целиком. 24. Проигрывание с постоянной сменой ролей у детей. 25. Изготовление театра « Морковкина сказка.»
26. Иллюстрирование книги « Морковкина сказка». 27. Прощание с книгой « Морковкина сказка» и самой сказкой.
«Пряничная сказка» Рисование и лепка « Пряничный домик»
Рисование и лепка образов героев.
Аппликация « Образы героев» в разных техниках. Домашнее задание для семьи « Мой любимый герой».
Иллюстрации к сказке.
Самооценка « А, какой я?» ( тест) Беседа « Доброта и вера в человека». Беседа « Надо уметь прощать!». Беседа о дружбе.
Рисование « Хорошее и плохое настроение» и « Я радостный!». Беседы о разных эмоциях и мимические упражнения.
Рисование « Наши мечты» и « Мечты сбываются!»
Фея из детских ладошек.
«Тараканище»
Образ « Таракана» и его подруги «Таракашечки».
Сказка « Волк и семеро козлят».
Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека. Мария Николаевна Ермолова
Результативность. Проведение работы со сказкой в стихах по данной методике эффективно, поскольку: Способствует сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей) Позволяет решать многие задачи социально – эмоционального и художественно – творческого развития всех участников образовательного процесса. Способствует развитию интереса у детей к театрализации и их артистических способностей. Дети становятся более эмоциональные, раскрепощенные, увлеченные театрализацией.