Новые нормативные документы Министерства образования и науки РФ по модернизации высшего и среднего профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Advertisements

Доклад Вялых Валентины Алексеевны, руководителя отдела образования и молодежной политики администрации городского округа – город Нововоронеж.
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его.
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации Проект нового Федерального Закона «Об образовании»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее. Новелла 1. Изменения в системе образования Изменяется система уровней образования (ст.10) СейчасБудет.
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Заместитель начальника Департамента образования О.Г. Антонова Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
«Новое в законодательстве». Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации Законодательства РФ в области образования, направленной на: приведение.
создание правовых условий создание правовых условий комплексную модернизацию законодательства об образовании комплексную модернизацию законодательства.
Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации»: Замысел, Мифы и Реальность.
Транксрипт:

Новые нормативные документы Министерства образования и науки РФ по модернизации высшего и среднего профессионального образования

В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

Доля человеческого капитала в национальном богатстве страны По данным Всемирного банка человеческий капитал составляет в среднем 66,4% национального богатства во всех странах мира. В странах Европейского Союза (ЕС) его доля особенно высока – 78,2%, в России эта величина составляет 50% национального богатства. Увеличение государственных расходов на высшее образование, стимулирование совокупного спроса посредством привлечения инвестиций в данную сферу с мультиплицирующим эффектом воздействует на рост ВВП

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

В Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной модернизации системы образования Модернизация российского образования должна ответить на три системных вызова, произошедшие в России за последние 20 лет: 1)отказ от идеологически определенного типа человека; 2) необходимость адаптации к открытости и конкуренции; 3) информатизация общества Модернизация российского образования началась в 1992 г. с введения в действие Федерального закона «Об образовании», предоставившего вузам юридическую автономию и разрешение оказывать образовательные услуги на платной основе. Два центральных направления модернизации образования: кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Стержневые задачи модернизации повышение доступности, качества и эффективности образования.

Основные нормативные документы Минобрнауки РФ по модернизации высшего и среднего профессионального образования Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) гг., Целью Программы является: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: - модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. Целью реализации Стратегии является - формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Государственная программа «Столичное образование» на гг. (утверждена Правительством Москвы 27 сентября 2011 года) Цель программы: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе. Включает подпрограммы: 1. Дошкольное образование 2. Общее образование 3. Начальное и среднее профессиональное образование 4. Высшее и непрерывное профессиональное образование 5. Управление качеством образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1.Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании образовательной деятельности. 2. Признать утратившими силу: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1661); пункт 49 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076). 3. Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять акты, обеспечивающие реализацию настоящего постановления. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. 2. Государственная аккредитация образовательного учреждения и научной организации, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, выданное до 1 января 2011 г., осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, не ранее чем за 1год до окончания срока действия такого свидетельства о государственной аккредитации. 3. Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки принять акты, обеспечивающие реализацию настоящего постановления. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Введены Федеральные государственные образовательные стандарты с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие: а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций); б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе); в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.

ПРИКАЗ от 17 сентября 2009 г. N 337 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРУПНЕННАЯ ГРУППА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Экономика Менеджмент Бизнес-информатика

УКРУПНЕННАЯ ГРУППА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ Сервис Туризм Торговое дело Товароведение Гостиничное дело

ПРИКАЗ от 28 сентября 2009 г. N 355 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРУПНЕННАЯ ГРУППА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕРВИС ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ ТУРИЗМ ТУРИЗМ ТОРГОВОЕ ДЕЛО ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС

Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Законопроект направлен на: создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан; комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

сейчас предлагается 1)основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4)среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование. 1)дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3)основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка научно- педагогических кадров Изменяется система уровней образования

сейчас предлагается 1 ) общеобразовательные программы: основные общеобразовательные программы: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. дополнительные общеобразовательные программы 1. основные образовательные: - основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Уточняется классификация программ

сейчас предлагается 2) профессиональные программы: основные профессиональные программы: - начального профессионального образования; -среднего профессионального образования; -- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); -послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура) 2) основные профессиональные образовательные программы: образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); -образовательные программы высшего образования - (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры; - программы подготовки научно- педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, Уточняется классификация программ

сейчас предлагается дополнительные профессиональные образовательные программы: -программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации; - программы стажировки. 2) дополнительные образовательные программы: -дополнительные общеобразовательные программы: - общеразвивающие; -предпрофессиональные; дополнительные профессиональные программы: - программы профессиональной переподготовки; программы повышения квалификации. Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программ - программы подготовки научных кадров (докторантура). Уточняется классификация программ

сейчас предлагается 1. образовательные учреждения; 2. научные организации - образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы; 3. иные организации любой организационно-правовой формы – программы профессиональной подготовки; 4. индивидуальные предприниматели. 1 образовательные организации; 2 научные организации (программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения); 3 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения); 4. иные юридические лица любой организационно-правовой формы (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы); 5 индивидуальные предприниматели (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения). Имеют право осуществлять образовательную деятельность

сейчас предлагается Сокращенная продолжительность рабочего времени. Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет; Досрочное назначение трудовой пенсии по старости Статус педагогических работников

Сейчас Предлагается Отсутствуют Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников: Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организаций. Статус педагогических работников

сейчас предлагается Отсутствует Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Статус педагогических работников

сейчас предлагается Законодательно не предусмотрена. Применяется по желанию отдельных вузов. При реализации профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий. Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса

сейчас предлагается Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Совершенствуется регулирование дистанционных образовательных технологий.

сейчас предлагается Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования. Вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. СПО будет включать в себя два вида образовательных программ: - подготовка квалифицированных рабочих; - подготовка специалистов среднего звена. Таким образом, НПО включается в систему профобразования в качестве 1-го уровня среднего профессионального образования. Подготовка рабочих и специалистов среднего звена

сейчас предлагается СПО предоставляется на конкурсной основе. В настоящее время образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки. Закрепляется общедоступность среднего профессионального образования, т.е. без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств). Вводятся две образовательные программы СПО: 1)программы подготовки квалифицированных рабочих; 2) программы подготовки специалистов среднего звена. Среднее профессиональное образование

сейчас предлагается Законом РФ «Об образовании» закреплены следующие уровни высшего профессионального образования: 1)высшее профессиональное образование - бакалавриат; 2) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура. В соответствии с законопроектом система уровней высшего образования выглядит следующим образом: 1. высшее образование – бакалавриат; 2. - высшее образование – подготовка специалиста, магистратура 3. - высшее образование – подготовка научно- педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка. Высшее образование

сейчас предлагается В настоящее время в соответствии с различными законодательными актами различные категории граждан наделены следующими льготами (преимуществами) при приеме в высшие учебные заведения: - без вступительных испытаний; -вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний; -- преимущественное право при приеме (при прочих равных). 1) прием без вступительных испытаний; 2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний; 3) прием на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, для обучения за счет средств соответствующего бюджета в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки; 4) преимущественное право зачисления при прочих равных условиях. Высшее образование

Принципы, используемые в законопроекте: 1) признание приоритетности сферы образования; 2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде; 4) единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека; 7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.