МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Составитель Юденко И.Э. Доцент кафедры МБОФК СурГУ, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подвижные игры Инструктор по физической культуре: Ермакова А. Г. В игре детей есть часто смысл глубокий И.Ф.Шиллер.
Advertisements

В игре детей есть часто смысл глубокий И.Ф.Шиллер.
Мышеловка Ход игры. Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей.
Подвижная игра в жизни ребенка
Для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Обучение детей подвижной игре в старшей группе. Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют.
Итоги работы кружка подвижные игры «Здоровячек» Дети 3- 4 лет Хмелькова Ольга Викторовна Инструктор по физ.воспитанию.
«Что такое подвижная игра ?» Консультация для родителей Подготовила: Инструктор по физической культуре – Галкина И.В.
Обеспечение двигательной активности дошкольников на прогулке «Не надо обучать детей, а надо жить с детьми интересной общей жизнью».
Движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Формирование физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости) в интеграции с образовательной областью «Здоровье».
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на.
Работаем по станциям Уроки баскетбола в 7-9 классах.
Внеурочное занятие Подвижные игры Разработчик Жигало Н.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ 12» Г. Анжеро-Судженска.
Внеклассное мероприятие «В стране единой, в семье многонациональной».
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
В игре детей есть часто смысл глубокий И.Ф.Шиллер Подготовила :воспитатель МАДОУ 4 г. Балаково Саратовской области Королева Ирина Викторовна.
Использование современных информационных технологий в распространении педагогического опыта Конспект урока по спортивным играм в 5 классе «Баскетбол-шоу»
Методика обучения подвижным играм. Подвижные игры одно из самых любимых занятий детей физической культурой. Они являются комплексным средством физического.
ТЕМА: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ. БАСКЕТБОЛ Выполнил : учитель физкультуры Мифтяхутдинов И.З.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Составитель Юденко И.Э. Доцент кафедры МБОФК СурГУ, к.п.н.

Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми. Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

С помощью подвижных игр (ПИ) обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность основных систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Все это положительно сказывается на совершенствовании психического развития и моторных навыков.

Умственное развитие ПИ эффективно влияют на умственное развитие ребенка, помогают ему уточнить представления об окружающем мире, о различных явлениях природы, расширяют кругозор. Выполняя разнообразные роли, имитируя действия животных, птиц, насекомых, дети на практике применяют приобретенные знания об их жизни, поведении, способах передвижения и т. д. В процессе игры они обдумывают, как им лучше выполнить то или иное действие (игровое задание), разговаривают между собой, ведут подсчет попаданий в цель, пойманных игроков. Все это способствует развитию речи, быстроты мышления, творчества и сообразительности.

ПИ состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. ПИ состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С их помощью развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Они положительно влияют на развитие и совершенствование физических качеств ребенка. С их помощью развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Они положительно влияют на развитие и совершенствование физических качеств ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией Физическое развитие

Четкое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, красочные пособия формируют эстетические чувства, приучают видеть красоту движений. В игре зарождается интерес к труду, развивается уважение к нему, умение быстро входить в нужный темп и ритм работы, четко выполнять разнообразные игровые задания. Н. К. Крупская, подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, отмечала, что «…для ребенка игра - это учение, труд и одновременно серьезная форма воспитания». Не случайно дошкольный возраст называют «игровым возрастом». Эстетическое воспитание

8 Виды игр 1) дидактические, 2) дидактические с элементами движения, 3) сюжетно-ролевые, 4) подвижные, 5) психологические, 6) музыкальные, 7) хороводные, 8) игры-драматизации, 9) игры на прогулке, 10) подвижные игры имитационного характера

Наибольшее распространение у младших дошкольников получили два вида подвижных игр - сюжетные игры и игровые задания (упражнения). А дошкольники 5-7 лет часто проводят игры в виде соревнований между двумя или несколькими участ- никами (командами).

Сюжетные игры В основу игр положен жизненный опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц и т. д.). Из рассказов взрослых, чтения, телепередач, из наблюдений окружающей жизни дошкольники узнают о поведении животных и птиц (как ходит лошадка и лисичка, прячется от волка зайчик, бегает мышка, клюет зернышко воробышек и др.). Затем во время игры они воспроизводят движения, характерные для того или иного образа. Правила этих игр тесно связаны с их сюжетом. Например, «зайцы» бегут, а «волк» догоняет, «пчелки» садятся на «цветочки», «летают», «жужжат» и т. д. Большинство сюжетных игр коллективные, и ребенок приучается в них согласовывать свои действия с действиями партнеров, вести себя организованно, в соответствии с требованиями правил.

Игровые задания (упражнения) Для них характерна конкретность двигательных заданий в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовленностью детей. Во время игровых заданий (упражнений) дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения. Поэтому игровые упражнения применяются в основном для закрепления и совершенствования у детей определенных движений. Игры можно проводить с одним или нес- колькими дошкольниками. Дозирование движений в игровых заданиях (упражнениях) определяется более конкретно, чем в сюжетных, что также является одной из их положительных сторон.

Методический подход к подбору игры Прежде чем подобрать игру, устанавливают конкретное педагогическое задание, учитывают возрастные особенности ребенка, его интересы и физическую подготовленность, место и время проведения, а также погодные условия В зависимости от подготовленности дошкольников правила ПИ можно упростить или несколько усложнить Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка: - - на прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка. - - перед дневным и ночным сном игры большой подвижности, во избежание перевозбуждения детей, не проводятся.

Содержание игр Содержание игр зависит от места их проведения. Если играют в помещении (комнате), то они должны содержать движения, которые не требуют большого простора («Кто летает?», «Допрыгни до мяча», «Ба- бочка» и др.). На свежем воздухе (двор, площадка, парк) или в спортивном зале, могут проводиться игры любой подвижности с бегом врассыпную, с метанием мячей на дальность и в цель, с прыжками. В теплое время года широко используют природные условия. Например, на прогулке в лесу или парке при проведении игры «Дети и волк» играющие прячутся за деревья и кусты, подлезают под низкие ветки; в игре «Ловишка, ноги от земли» поднимаются на бревно или пеньки, а затем спрыгивают с них.

Правила игры Прежде чем провести игру, желательно заинтересовать ребенка, что будет способствовать лучшему усвоению ее правил. Например, можно во время прогулки обратить внимание ребенка на птичек, которые прыгают по земле и клюют зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают и т. д. Объясняя правила игры, детей размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру. Не рекомендуется перед объяснением правил игры расставлять детей лицом к солнцу или к другим источникам света, так как им будет плохо видно и внимание их рассредоточивается.

Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В дальнейшем в ходе ее можно более глубоко выяснить отдельные детали. Для того, чтобы лучше освоить игру (особенно с участием младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные моменты объяснить жестом или показом некоторых движений. Перед этим желательно напомнить детям, как нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д. Иногда основное движение можно выполнить несколько раз до начала игры. Правила объясняют подробно лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При повторении ее только запоминают основное содержание. В том случае, когда известную детям игру усложняют, разъясняют дополнительные правила и способы выполнения. Затем, задав несколько вопросов в отношении содержания и правил игры, выясняют, все ли дети разобрались в ее содержании.

Организация игры Важным моментом в организации игры является выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д. Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной подготовленности. Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из них. Можно назначить водящего с помощью короткой считалки.

Считалки В организации подвижных игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру. В организации подвижных игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру. Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при каждом слове указывает по очереди на участников игры, стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний слог считалки. Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при каждом слове указывает по очереди на участников игры, стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний слог считалки. Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не выйдут из круга. Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не выйдут из круга. Возможен и такой способ определения водящего, при котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно будет водящим. Возможен и такой способ определения водящего, при котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно будет водящим. Если в игре нужно выбрать двух водящих, дети могут сделать это тоже с помощью считалки: выбрать сначала первого, а затем второго. Если в игре нужно выбрать двух водящих, дети могут сделать это тоже с помощью считалки: выбрать сначала первого, а затем второго.

Катилась торба С высокого горба В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь 1. Катилась торба С высокого горба В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. 2. Я вчера летал в ракете, На далекой был планете, Там обедал в синеве, А под вечер был в Москве. Из ракеты той, друзья, Самым первым вышел я. 3. Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай наших людей. – Пять! Раз, два, три, Четыре, пять. (Пятый выходит.)

«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть; Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, ловить будешь ты!» 5. Над горою солнце встало, С неба яблоко упало, По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! В речку с мостика свалилось Кто увидел – не дремли, Поскорей его лови! 6. Заяц белый, Куда бегал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду, Под пенек, Под передний уголок. 7. Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто ее возьмет Тот и вон пойдет.

Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. 9. Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.

Объяснив правила игры, выбрав водящего и соответственно расставив детей (если игра коллективная), приступают к ее проведению. Если по условиям игры соревнуются между собой 2 или несколько играющих, можно разыграть право ее начала в форме отгадывания. Например: в «какой руке камешек?». Каждую ПИ начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места. В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из двух частей: «Внимание! Марш!». Все это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.

Игры сюжетного характера, где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд для их начала. Нужно спокойно сказать: «Игру начнем!» или предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три», и внимательно следить за ходом игры и поведением детей. Тем из них, кто допускает ошибки или нарушает правила, делают соответствующие замечания. Их по возможности высказывают так, чтобы не мешать другим играющим. И только в том случае, когда дети до-пускают грубые ошибки, игру останавливают.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С детьми 3-4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с 1-2 основными движениями. Как их выполнять, показывает взрослый, который принимает непосредственное участие в игре. Учитывая неустойчивость поведения и быструю возбудимость дошкольников, желательно проводить игру весело. Это положительно влияет на ребенка, повышает интерес к игре. Длительность игры средней и большой подвижности не должна превышать 6-8 мин.

«Беги ко мне!» Цель: совершенствовать умение выполнять движение по сигналу и бег по прямой. Дети стоят в шеренге в 8-10 м от взрослого. На его слова: «Дети, бегите ко мне!» они бегут, а взрослый встречает их с разведенными в стороны руками и говорит: «Прибежали!» «Принеси игрушку!» Цель: совершенствовать ходьбу и бег. Взрослый предлагает ребенку принести игрушку, которая находится от него на расстоянии 4-5 м. Малыш бежит или идет за игрушкой и приносит ее. Ребенка благодарят, вместе с ним рассматривают игрушку и просят отнести ее на место. Эту игру можно усложнить, добавив дополнительное задание, - дойти до игрушки по «дорожке» шириной см (из 2-х лент или шнуров) и длиной 3-4 м. Повторить 4-5 раз. «Найди свой домик». Цель: совершенствовать умение выполнять движе- ния по сигналу, быстро находить свое место. На одной стороне площадки дети чертят на земле небольшие кружочки (диаметр см) - «домик». На слова взрослого: «Дети по лесочку гуляют, ходят, бегают, цветочки собирают» они (в течение с) расходятся по площадке, бегают, ходят, наклоняются или приседают, чтобы «сорвать цветочек». После слов: «А ну-ка, дети, не зевайте, как услышите гудок - убегайте!» Взрослый подает сигнал: «У-у-у». Дети быстро убегают в свои «домики». Повторить 4-5 раз.

«Мыши и кот». Цель: совершенствовать бег и умение быстро находить свое место. Все дети изображают мышей, один из них - «кот». «Мыши» живут в норке (круг сбоку площадки). «Кот» располагается на противоположной ее стороне. Когда «кот» засыпает, «мышки» выбегают из норки и начинают искать себе еду. «Кот» просыпается и «ловит» мышей, а они быстро убегают в свою норку. Повторить 4-5 раз (после каждого повторения поменять водящего). «Прокати мяч». Цель: совершенствовать умение в прокатывании и ловле мяча. Один ребенок или несколько детей приседают на корточки (полукругом) в 3 м от взрослого. Он прокатывает мяч каждому из детей (по очереди), а они ловят его и возвращают в обратном направлении. Длительность игры 4-5 мин. «Лови мяч». Цель: совершенствовать умение бросать и ловить мяч. Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом в руках (диаметром см) стоит в середине круга и со словами «Петя: лови мяч» бросает его мальчику. Тот ловит мяч и бросает в обратном направлении. Длительность игры 5-6 мин.

Дети 5 лет, в сравнении с предыдущими возрастной группой, проявляют большее желание к играм с динамичными движениями - бег, прыжки, ФУ в лазании, равновесии и т. д. Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через препятствие. Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать ПИ с разнообразными видами основных движений: с метанием, прыжками, бегом и др. Но, не рекомендуется проводить ПИ со сложными видами движений (прыжки, лазанье) до тех пор, пока дети не овладели ими. Значительная подвижность детей, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослых внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры (чередования движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза (1 мин), дает возможность ребенку восстановить свои силы. Общая длительность подвижной игры для дошкольников этой возрастной группы в пределах 8-10 мин.

«Найди предмет». Цель: воспитывать выдержку и наблюдательность. Два предмета прячут на площадке (полянке в лесу). Ребенок ходит или бегает по площадке. Возле спрятанной вещи (предмета) взрослый вы- полняет хлопок в ладони или громче поет. Ребенок останавливается и начинает искать спрятанную вещь. Если не находит, продолжает ходить и бегать по площадке. На хлопок или громкое пение снова останавливается возле спрятанной вещи и ищет ее. Если находит, поднимает флажки вверх и идет с ними за взрослым. Повто- рить 2-3 раза. «Мы - веселые ребята». Цель: совершенствовать бег и ловкость. Дети становятся в круг, один из них идет в середину круга - ведущий. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят: «Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть, А ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови!» На слова «Лови!» дети разбегаются по площадке, а ведущий их догоняет. После того как будет поймано двое детей, выбирают нового ведущего. Повторить 3-4 раза.

«Целься лучше». Цель: совершенствовать метание в цель. Дети стоят на расстоянии 3 м от дерева или обруча, лежащего на земле, и по очереди метают мяч, стараясь попасть в дерево (обруч). При обучении метанию в цель во время прогулок можно также использовать камешки, шишки, бросая их в канавку, ямку и т. д. Метать правой и левой рукой по 8-10 раз. «Кто дальше бросит?» Цель: совершенствование броска мяча на дальность. Дети стоят в шеренге, вдоль линии, начерченной на земле. Они по очереди бросают мяч (шишки) на дальность. Взрослый отмечает, кто метнул предмет дальше всех. Бросить мяч правой и левой рукой не менее 8-10 раз. «Попади в ворота». Цель: совершенствовать прокатывание и ловлю мяча. Ребенок прокатывает мяч своему партнеру или взрослому через ворота (между ножками стула или двумя кубиками на расстоянии 30 см друг от друга). После того, как мяч возвращается от партнера, ловит его обеими руками. По- вторить раз.

Хорошая двигательная подготовленность детей 6-7 лет дает возможность шире использовать в ПИ разнообразные сложные движения - броски и ловля мяча, колец, прыжки с разбега через «ров» и т. д. В этом возрасте большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками, палочками. Они нравятся конкретностью и наглядностью оценки игровых действий: поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил обруч до определенного места и т. д. Постепенно игровые задания усложняют: суметь убежать от ловца, попасть мячом в подвижную цель и пр. Правила четко обусловливают объем их действий, предусматривают несколько водящих (в коллективных играх). Важным моментом руководства игрой является дози- рование движений. Особенно это относится к таким видам, как бег с максимальной скоростью, прыжки, лазание. Время непрерывного бега со скоростью выше средней для детей этой возрастной группы составляет с за одно повторение игры. Общая продолжительность мин.

Характерной особенностью игр у детей данного возраста является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразных пособий, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка - к прыжкам, мяч - к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию, ведению и т. д. Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания: что должны делать играющие, в какой последовательности, что запрещено. Например, после условного сигнала бежать или быстро занять свое место, после второго - присесть, после третьего сигнала остановиться или бросить мяч своему партнеру. Время непрерывного бега в подвижных играх увеличивается до с за одно ее повторение. Общая продолжительность игры составляет мин.

«Не давай мяч». Цель: развивать быстроту и ловкость. Дети становятся в круг и прокатывают мяч друг другу. Водящий бегает в круге, стараясь перехватить мяч. Если он сумел это сделать, в круг идет ребенок, который перед этим прокатывал мяч. Побеждают те, кто ни разу не был водящим. Игра длится 6-8 мин. «Охотники и зайцы». Цель: совершенствовать метание мяча в подвижную цель, бег и прыжки на обеих ногах. Выбирают «охотника». Он становится с одной стороны площадки, остальные «зайчики» - с другой стороны площадки становятся в свои «норки» (кружки, начерченные на земле). На слова взрослого: «Зайчик прыг, зайчик скок, во зеленый, во лесок». «Зайчики» выходят на площадку и прыгают на обеих ногах. На слово «Охотник!» они убегают в свои «норки». «Охотник» в это время бросает в них мячом (в ноги). Тот, в кого он попадает, становится «охотником». Повторить 4-5 раз.

«Пятнашки, ноги от земли». Цель: совершенствовать бег и ловкость. В этой игре нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-нибудь предмет, бревно, скамейку, пенек и т. д. Нужно заранее договориться, до какой границы площадки (поляны) дети могут бегать. Игра продолжается 4-6 мин. «Кто летает?» Цель: развивать внимание. Дети становятся в круг, взрослый называет предметы, птиц, животных, которые летают и не летают. Называя их, воспитатель поднимает руки вверх. Например, он говорит: «Воробей летает, печка летает, самолет летает и т.д.» Дети поднимают руки вверх и произносят слово «летает» только в том случае, если назван действительно летающий предмет. Игра длится 4-5 мин.

«Ладонь в ладонь» Это упражнение делается в парах. Один ребенок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. Это могут быть стул или стол, а также другие движущиеся пары. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает. Это упражнение делается в парах. Один ребенок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. Это могут быть стул или стол, а также другие движущиеся пары. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает. Более сложный вариант этого упражнения – движение пары с зажатым между лбами листком бумаги, который полностью закрывает лица. Двигаться нужно так, чтобы зажатый листок не упал. Более сложный вариант этого упражнения – движение пары с зажатым между лбами листком бумаги, который полностью закрывает лица. Двигаться нужно так, чтобы зажатый листок не упал.

Литература 1) Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. Киев.: Здоров'я, с. (Библ. для родителей и детей). 2) Доскин, В. А., Голубева, Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, с.