В.В.Маяковский(1893-1930): судьба и творчество. Дооктябрьская лирика. « Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если отстоялось.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маяковский и футуризм. Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие,
Advertisements

19 июля 1893 – Грузия «Отец: Владимир Константинович Мама: Александра Алексеевна Сестры: Люда, Оля Других Маяковских, по- видимому, не имеется». (Автобиография.
«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский.
«Боюсь, что несмотря на народные похороны, на весь почёт ему, на весь плач по нём Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока: Новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. Учитель: Балмаева Г.И.
Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Цели работы Познакомиться с личностью, жизнью и творчеством В.В.Маяковского Познакомиться с личностью, жизнью и творчеством.
Жизнь и творчество В.В. Маяковского Выполнил ученик 11М класса Шустов Евгений учитель русского языка и литературы Фукс Ирина Петровна.
Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Подготовила: Учитель русского языка и литература МОУ СОШ 16 Макарова Наталья Михайловна.
Презентация Жизнь и творчество В.В.Маяковского
июля 1893года - родился В. В. Маяковский (с. Багдади, недалеко от Кутаиси) Село Багдади Дом-музей В.Маяковского в Багдади.
Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными осознанными целями,
19 октября 1913 год Москва. Мамонтовский переулок. Кабаре «Розовый фонарь»
Я хочу Быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь! (В.В.Маяковский)
Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим. Мать поэта, Александра.
В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» Исследовать своеобразие раннего творчества В. Маяковского Цель :
Владимир Владимирович Маяковский © Уваров Николай.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Облако в штанах" Маяковского
Урок литературы в 7 классе. Учитель Сибирцева Елизавета Анатольевна МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского района Ярославской области Владимир Владимирович Маяковский.
«Я сам расскажу о времени и о себе»… Судьба Владимира Маяковского Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель МОУ «Павловская СОШ» Павловского.
Глашатай революции Жизнь и творчество В.В.Маяковского © Гайнетдинов Ринат, ученик 9 класса «А» ГОУ СОШ 464.
Транксрипт:

В.В.Маяковский( ): судьба и творчество. Дооктябрьская лирика. « Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если отстоялось словом.» В.Маяковский «Я сам»

Отношение читателей и критиков к творчеству Маяковского никогда не было одномерным и статичным. В двадцатые годы он многим казался непонятным. Был чужд из-за крайних эстетических оценок, из-за нигилисти- ческого отношения к классике, из-за слишком прагматического понимания места и роли искусства в обществе: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…»

В то же время поэт имел и активных сторонников, тех, кого объединяла с ним одна вера в грядущую «коммуну во весь горизонт». Их было много. И чтобы теперь ни говорили по поводу социальных эксперимен- тов Ленина и горстки большевиков, его соратников, людей, готовых вслед за Маяковским сказать «Моя революция!..», было много. Не случайно признание И.Одоевцевой: «Я испытывала чувство оскорбления и обиды. Ведь ничего подобного не происходило на «наших» выступлениях. Ни Блоку, ни Гумилеву, ни Кузмину не устраивали таких неистовых, сумасшедших оваций».

«Что он сделал, кто он и откуда…?» Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади близ города Кутаиси в семье лесничего. Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в ХІХ веке писателя Г.П.Данилевского, имевшего общие корни в родословной Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. Мать – Александра Алексеевна –урожденная Павленко.

1905 год Семья Маяковских. Семья Маяковских. Отец Владимир Константинович. Мать Александра Алексеевна. Дети – Людмила, Оля, Володя год

В 1906 году после внезапной смерти отца семья переезжает в Москву. Маяковский поступает в гимназию, но участие в социал- демократическом кружке, чтение марксистской литературы оттеснили учебу. В 1908 году вступает в социал- демократическую партию больше- виков. Трижды был арестован в 1098 г. и два раза в 1909 г.

Началом литературной деятельности Маяковский считал 1909 год, когда, будучи заключенным в Бутырскую тюрьму, он написал тетрадь стихов, отобранную при освобождении надзирателями. В 1910 году он решает прервать партийную работу, продолжить учебу и посвятить себя искусству. В 1911 году Маяковский принят в Училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Давидом Бурлюком, организатором группы русских футуристов.

Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни, пугали «жирного буржуа» народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуаз- ного обывателя. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности.

В 1912 году к группе футуристов (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Крученых) примкнул Маяковский. Появилась скандаль ная декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу». Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претен - довали на то, чтобы быть выразителями улицы.

Таковы ранние стихотворения Маяковского. Чего стоят только одни названия его стихотворений «Из улицы в улицу», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер» и др. Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. («Ночь»)

Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот.

Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ мещанской толпы. Очевиден социальный обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.

Человеческая природа – это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, считал Маяковский, эти начала разъединены, нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.п. Лирический герой Маяковского – носитель гармонии, часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания («Ничего не понимают», «Надоело!», «Вам!», «Вот как я сделался собакой», «Дешевая распродажа»…Этот лирический герой может спросить: «А вы ноктюрн сыграть/ смогли бы /на флейте водосточных труб?» или «Ведь, если звезды зажигают – /значит – это кому-нибудь нужно?» Задание: прочитайте стихотворение «Послушайте!». Как в этом стихотворении трактуются вечные образы?

Трагедия «Владимир Маяковский»

Трагедия «Владимир Маяковский» должна была разрешить основные противоречия раннего творчества поэта – отрицание капитализма и утверждение «красоты» его индустриальной мощи, презрение к «стоглавой вше» толпы и тоску по человеку. В прологе трагедии декларируется выход из этих противоречий – ее герой – Поэт Владимир Маяковский – намерен принести себя в искупительную жертву людям, силой своего искусства, избавив их от страданий.

Своеобразие лирической природы трагедии в свое время очень точно определили современники поэта, в частности Б.Пастернак: «Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица, обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания».

В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). В них сильно влияние образности и стилистики поэтов-«сатириконцев» (Саша Черный и др.), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах Маяковского советского периода.

В «Гимнах», опубликованных в 1915 году в «Новом Сатириконе», маяковский издевается над всеми основными «столпами» современного мира. Сатирический пафос «Гимна судье», «Гимна ученому», «Гимна здоровью», «Гимна обеду», «Гимна взятке», «Гимна критику» предполагал переход этой художественной доминанты от гневной иронии до грустного юмора и горькой шутки автора над самим собой в стихотворениях «Теплое слово кое- каким порокам», «Себе, любимому…» и др.

Трагикомическая тональность этих стихотворений связана с тем, что их лирический герой, романтически прекрасный и в то же время беззащитный и одинокий, ощущает свою огромность и неприкаянность в этом мире, преждевременность и мучительность своего бытия: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, Весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.

Марина Цветаева, остро ощущая биение в Маяковском принципиально нового начала, не свойственного ей и многим талантливым современникам, писала: «Эта вакансия: первого в мире поэта масс – так скоро-то не заполнится… Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать».

В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л.Ю. и О.М. Бриков. О.М. Брик финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов «Взял», а Л. Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.

Но сама Л.Брик предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие. Задание: прочитайте стихотворе- ние «Лиличка!» Как решается в нем любовная тема?

Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир Маяковский пишет ряд «антивоенных» произведений, крупнейшим из которых является поэма «Облако в штанах» ( ), первоначальное название «Тринадцатый апостол»). В предисловии ко 2-му изданию в 1918 (первому без цензурных изъятий) автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».

Поэмы Маяковского 1910-х («Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» ( ), «Человек» ( ) продолжают трактовку любви как знамени и знамения нового мира и человека. Февральская революция, а впоследствии октябрьская революция первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил. Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление всей тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства.

В это период Маяковский создает стихотворения, отражающие революцию: «Революция. Поэтохроника», «Сказка о Красной Шапочке», «К ответу!» и другие

Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в (2-я редакция 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором. В ней вновь используются библейские сюжеты и образность, довольно прозрачно соотнесенные с современными событиями (Всемирный потоп - революция, Земля обетованная осуществленный коммунизм).

Вместо послесловия Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!.. Мир огро'мив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний.