Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
План 1. Понятия « экология », « экологическое образование » и « экологическое воспитание ». 2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников. 3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека 4. Санитарно - гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении 5. Нравственно - психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе 6. Формы и методы валеологического воспитания школьников.
Термин « экология » впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов « ойкос » ( дом, жилище ) и « логос » ( мысль ).
экология наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой
Экологические проблемы: 1) проблема продовольствия ; 2) проблема энергии ; 3) проблема ресурсов ; 4) проблема демографии ; 5) проблема генофонда ; 6) проблема биосферы ; 7) проблема здоровья человека.
Экологическое воспитание целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды
Цель экологического воспитания формирование у школьников экологической культуры
Экологическая культура Экологическое сознание Экологическая деятельность Экологическое мышление
Экологическое сознание включает O экологические знания ; O эстетические чувства ; O экологическую ответственность.
O Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней. O Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.
Задачи экологического воспитания O формирование у учащихся интереса к изучению законов природы ; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека ; O развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих ; O формирование у учащихся нравственно - эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства ; O стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.
Пути экологического воспитания O учебный процесс ; O внеклассная воспитательная работа.
Формы воспитательной работы систематические периодические
систематические O деятельность экологических клубов (« Родная природа », « Наш край », « Зеленый дом » и т. д.); O разработка экологической тропы ; O деятельность туристско - краеведческих кружков и секций ; O работа отрядов « Зеленый патруль », осуществляющих санитарную охрану окружающей среды.
периодические O беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику (« Природа и фантазия », « Читаем Красную книгу », « Зеленая аптека », « Необыкновенные звери », « Человек и природа », « Экологическая газета » и др.); O трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории и жилого района ; O дискуссии и диспуты (« Будущее планеты в наших руках », « Человек и природа : трагедия или гармония » и др.); O литературно - музыкальные композиции и тематические вечера (« Мир природы – мир красоты », « Тема природы в произведениях художников и поэтов » и др.); O встречи и беседы со специалистами ( экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т. д.); O экскурсии на природу с выполнением различных ; O читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы.
Принципы экологического воспитания O междисциплинарный подход в формировании экологической культуры ; O систематичность и непрерывность изучения экологического материала ; O единство интеллектуального и эмоционально - волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды ; O взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Показатели экологической воспитанности: O понимание экологических проблем ; O сознание ответственности ; O активная природоохранительная деятельность ; O развитое чувство любви к природе ( умение видеть и наслаждаться ).
Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия
Здоровье зависит от следующих факторов: O 50 %- образа жизни, O 20%- наследственности, O 20 %- экологической обстановки, O 10 % - здравоохранения
Причины, приведшие к нарушению здоровья детей O ухудшение экологического состояния окружающей среды ; O завышенные учебные нагрузки школьников, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость ; O малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома ; O нерегулярность и несбалансированность питания детей ; O неблагоприятный психологический климат и периодически возникающие стрессы в ходе учебно - воспитательного процесса и др.
В 1980 г. И. И. Брехман ввел термин валеология ( от лат. valeo- здравствовать, быть здоровым ), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека
Главный закон валеологии – закон меры
Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении O Необходимо планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой недели и учебной четверти с учетом биоритмов развивающейся личности ; O Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся ; O Соблюдение гигиенических норм.
Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе O создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников ; O рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности ; O создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей ; O организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т. д.; O устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.
Валеологическая служба выполняет следующие функции O диагностическую O профилактическую O корректирующую O консультативную
Пути валеологического воспитания
Средства