«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. «Памяти павших будем достойны» « Всякая благородная личность глубоко.
Advertisements

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в условиях образовательного пространства школы Педагогический совет.
Я - гражданин. Я – патриот. Программа для учащихся начальных классов.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование гражданско- патриотических качеств личности.
Основы православной культуры Подготовила учитель начальных классов Юшина Т. А.
Школьный музей МОУ СОШ 18 МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ «ВТОРОЙ УДАРНОЙ АРМИИ»
История Отечества, краеведение, обществознание, музыка, литература, внеклассная работа, классные часы Учащиеся классов, родители, учителя Формирование.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Патриотическое воспитание в профессиональных образовательных организациях: трансформация опыта Скобелева Татьяна Михайловна, старший научный сотрудник.
МОУ СОШ с.п.п.Звездный Проект Разработка Шумиловой М.В. 2010г.
Социальный проект «Поклон и память поколений» Автор проекта: Алёхина Елена Алексеевна, учитель РЯиЛ, руководитель кружка «Эхо войны» МБОУ «Лицей 2» Левобережного.
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 29 г. Брянска имени Героя Советского Союза П. В. Кучерова» пос. Белые Берега.
Программа « Я и моя Родина» © Составители: Чистова Т.В., Воронович А.Я., Неделько Г.Н. Вощажниковская СОШ 2006.
МБУ Елнатская средняя общеобразовательная школа Соловьёва Марина Юрьевна Учитель начальных классов 1 категория.
Транксрипт:

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования»

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества. Идеологической и методологической основой построения ФГОС второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности «Мы не выделяем духовно-нравственное воспитание как отдельное направление деятельности образовательного учреждения. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России – это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения» А.М. Кондаков Идеологической и методологической основой построения ФГОС второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности «Мы не выделяем духовно-нравственное воспитание как отдельное направление деятельности образовательного учреждения. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России – это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения» А.М. Кондаков

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Цель Структура Особенности Методические рекомендации

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Целью Информационно-методического пособия является помощь в организации урочных и внеурочных занятий в общеобразовательных учреждениях (планирование тематики классных часов, включение краеведческого материала в изучение основного предметного материала) Предназначено для Педагоги - библиотекари Классные руководители Учителя начальных классов Учителя-предметники Преподаватели, ведущие курсы «Краеведение», «Основы Православной культуры», «ОРКСЭ» Педагоги дополнительного образования Целью Информационно-методического пособия является помощь в организации урочных и внеурочных занятий в общеобразовательных учреждениях (планирование тематики классных часов, включение краеведческого материала в изучение основного предметного материала) Предназначено для Педагоги - библиотекари Классные руководители Учителя начальных классов Учителя-предметники Преподаватели, ведущие курсы «Краеведение», «Основы Православной культуры», «ОРКСЭ» Педагоги дополнительного образования

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Структура Данное пособие состоит из введения и двух разделов: Раздел I. «Музеи и картинные галереи» Раздел II. «Храмы и монастыри» Каждый раздел включает в себя: информационную часть (адрес объекта, телефоны, режим работы, интернет- сайт, данные о музее и его экспозициях) и методические рекомендации по отдельным предметам, темы классных часов Структура Данное пособие состоит из введения и двух разделов: Раздел I. «Музеи и картинные галереи» Раздел II. «Храмы и монастыри» Каждый раздел включает в себя: информационную часть (адрес объекта, телефоны, режим работы, интернет- сайт, данные о музее и его экспозициях) и методические рекомендации по отдельным предметам, темы классных часов

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Музей командующего 33-й Армией Героя России генерал-лейтенанта М.Г.Ефремова Адрес: Калужская область, Юхновский район, с. Климов Завод, СКД, ул. Генерала М.Г. Ефремова, д.45 Контактные телефоны: (48436) Директор: Давыдова Любовь Константиновна Режим работы: с 9.00 – 17.00, выходные дни – понедельник, воскресенье Музей, посвящённый памяти генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и воинов 33-й армии Западного Фронта был открыт в помещении Дома культуры села Климов Завод Юхновского района Калужской области. Удивительна история жизни генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова (род. 11 марта 1897 года в г. Тарусе). Он был участником трёх войн: I мировой, гражданской и Великой Отечественной войны. В ноябре 1915 года Михаил Ефремов был призван в русскую армию. Во время октябрьской революции вступил в Красную Армию (1918г.). В Гражданскую войну командовал ротой, батальоном, железнодорожным полком при обороне Астрахани, стрелковой дивизией на Южном и Кавказском фронтах. После Гражданской войны – командир стрелковой дивизии, корпуса. В 1927 году – военный советник в Китае. В 1928 году М.Г.Ефремов окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава, в 1930 году – Военно-политическую академию, в 1933 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе. С ноября 1935 года Ефремову М.Г. присвоено персональное военное звание «комдив». С мая 1937 года он уже командующий войсками Приволжского военного округа. Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 года Ефремову М.Г. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». В начале Великой Отечественной войны генерал-лейтенант М.Г.Ефремов командовал 21-й (июль-август 1941г.), затем 10-й армией, был заместителем командующего войсками Брянского фронта (август- октябрь 1941г.), а с октября 1941г. – командующим 33-й армией Западного фронта. Принимал активное участие в Московской битве и в Вяземской операции 1942 года. Оказавшись с частью сил 33-й армии в окружении, генерал-лейтенант М.Г. Ефремов умело руководил её боевыми действиями в тылу врага и выходом из окружения. 19 апреля 1942 года, в бою около деревни Жары Вяземского района Смоленской области он был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился... Мужественный советский командарм был похоронен немцами с воинскими почестями в селе Слободка, а после освобождения этих мест советскими войсками его прах был торжественно перезахоронен в г. Вязьме, где ему был поставлен памятник работы Е.В.Вучетича. Имя М.Г. Ефремова носит одна из улиц в центре города Наро-Фоминска, там же ему установлен мемориальный знак. Именем генерал-лейтенанта Ефремова М.Г. названа улица в областном центре Белоруссии - городе Гомеле. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 года 1792 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне годов» генерал-лейтенанту Ефремову Михаилу Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Разделы экспозиции: События Великой Отечественной войны на Юхновской земле М.Г.Ефремов – легендарный генерал-лейтенант Боевые действия Западной группировки 33-й армии в Юхновском районе Форма, оружие, снаряжение времен Великой Отечественной войны Наиболее ценные (уникальные) коллекции: – Личные вещи и документы генерал-лейтенанта М.Г.Ефремова – Фотографии военных времён – Оружие и снаряды времён Великой Отечественной войны Основные темы экскурсий: – Жизнь и смерть легендарного командующего 33-й армии М.Г.Ефремова – Боевые действия Западной группировки 33-й армии в марте-апреле 1942 года Музей командующего 33-й Армией Героя России генерал-лейтенанта М.Г.Ефремова Адрес: Калужская область, Юхновский район, с. Климов Завод, СКД, ул. Генерала М.Г. Ефремова, д.45 Контактные телефоны: (48436) Директор: Давыдова Любовь Константиновна Режим работы: с 9.00 – 17.00, выходные дни – понедельник, воскресенье Музей, посвящённый памяти генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и воинов 33-й армии Западного Фронта был открыт в помещении Дома культуры села Климов Завод Юхновского района Калужской области. Удивительна история жизни генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова (род. 11 марта 1897 года в г. Тарусе). Он был участником трёх войн: I мировой, гражданской и Великой Отечественной войны. В ноябре 1915 года Михаил Ефремов был призван в русскую армию. Во время октябрьской революции вступил в Красную Армию (1918г.). В Гражданскую войну командовал ротой, батальоном, железнодорожным полком при обороне Астрахани, стрелковой дивизией на Южном и Кавказском фронтах. После Гражданской войны – командир стрелковой дивизии, корпуса. В 1927 году – военный советник в Китае. В 1928 году М.Г.Ефремов окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава, в 1930 году – Военно-политическую академию, в 1933 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе. С ноября 1935 года Ефремову М.Г. присвоено персональное военное звание «комдив». С мая 1937 года он уже командующий войсками Приволжского военного округа. Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 года Ефремову М.Г. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». В начале Великой Отечественной войны генерал-лейтенант М.Г.Ефремов командовал 21-й (июль-август 1941г.), затем 10-й армией, был заместителем командующего войсками Брянского фронта (август- октябрь 1941г.), а с октября 1941г. – командующим 33-й армией Западного фронта. Принимал активное участие в Московской битве и в Вяземской операции 1942 года. Оказавшись с частью сил 33-й армии в окружении, генерал-лейтенант М.Г. Ефремов умело руководил её боевыми действиями в тылу врага и выходом из окружения. 19 апреля 1942 года, в бою около деревни Жары Вяземского района Смоленской области он был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился... Мужественный советский командарм был похоронен немцами с воинскими почестями в селе Слободка, а после освобождения этих мест советскими войсками его прах был торжественно перезахоронен в г. Вязьме, где ему был поставлен памятник работы Е.В.Вучетича. Имя М.Г. Ефремова носит одна из улиц в центре города Наро-Фоминска, там же ему установлен мемориальный знак. Именем генерал-лейтенанта Ефремова М.Г. названа улица в областном центре Белоруссии - городе Гомеле. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 года 1792 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне годов» генерал-лейтенанту Ефремову Михаилу Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Разделы экспозиции: События Великой Отечественной войны на Юхновской земле М.Г.Ефремов – легендарный генерал-лейтенант Боевые действия Западной группировки 33-й армии в Юхновском районе Форма, оружие, снаряжение времен Великой Отечественной войны Наиболее ценные (уникальные) коллекции: – Личные вещи и документы генерал-лейтенанта М.Г.Ефремова – Фотографии военных времён – Оружие и снаряды времён Великой Отечественной войны Основные темы экскурсий: – Жизнь и смерть легендарного командующего 33-й армии М.Г.Ефремова – Боевые действия Западной группировки 33-й армии в марте-апреле 1942 года Методические рекомендации: История России, Краеведение Рекомендуются экскурсии при изучении новейшей истории России по теме «Великая Отечественная война» как региональный компонент в 9,11 классах. Возможно посещение музея как один из пунктов маршрута похода с учащимися по боевым местам в Юхновском районе. Литература Темы «Ради жизни на Земле…» (стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны); «Война и дети» (обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне) в 5-6 классах. Темы «На дорогах войны» (героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны); «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», «Роль личности в истории» (Индивидуальный героизм – путь к Великой Победе) в 7-8 классах. Темы «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов», «Проза о войне» в 11 классе. Основы православной культуры Раздел: «Духовные ценности и нравственные идеалы человека и общества». Темы «Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему». Раздел: «Духовные традиции многонационального народа России». Темы «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России». Тематические классные часы Рекомендуемые темы по духовно-нравственному и военно- патриотическому воспитанию учащихся: «Отечественная война - война народная» (тема о защите своего отечества) «Мой след на земле» (тема жизни человека: его идеалов, поступков и памяти о нём в потомках); «Никто не забыт, ничто не забыто» (тема о необходимости помнить героев войны) «Поэты и писатели о войне» (тема о художественных произведениях, посвящённых войне) «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит» (слова Героя Советского Союза Мусы Джалиля)» (тема о Родине, о необходимости её защиты от врагов) «Судьба человека» (тема о героизме, вопрос о том, почему человек жертвует своею жизнью) Методические рекомендации: История России, Краеведение Рекомендуются экскурсии при изучении новейшей истории России по теме «Великая Отечественная война» как региональный компонент в 9,11 классах. Возможно посещение музея как один из пунктов маршрута похода с учащимися по боевым местам в Юхновском районе. Литература Темы «Ради жизни на Земле…» (стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны); «Война и дети» (обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне) в 5-6 классах. Темы «На дорогах войны» (героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны); «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», «Роль личности в истории» (Индивидуальный героизм – путь к Великой Победе) в 7-8 классах. Темы «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов», «Проза о войне» в 11 классе. Основы православной культуры Раздел: «Духовные ценности и нравственные идеалы человека и общества». Темы «Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему». Раздел: «Духовные традиции многонационального народа России». Темы «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России». Тематические классные часы Рекомендуемые темы по духовно-нравственному и военно- патриотическому воспитанию учащихся: «Отечественная война - война народная» (тема о защите своего отечества) «Мой след на земле» (тема жизни человека: его идеалов, поступков и памяти о нём в потомках); «Никто не забыт, ничто не забыто» (тема о необходимости помнить героев войны) «Поэты и писатели о войне» (тема о художественных произведениях, посвящённых войне) «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит» (слова Героя Советского Союза Мусы Джалиля)» (тема о Родине, о необходимости её защиты от врагов) «Судьба человека» (тема о героизме, вопрос о том, почему человек жертвует своею жизнью)

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Введенский ставропигальный мужской монастырь Оптина Пустынь Адрес: Калужская область, г. Козельск, монастырь «Оптина пустынь» Контактные телефоны: вахта/коммутатор: (48442) (для звонка по внутреннему монастырскому номеру дождаться автоответчика) канцелярия Наместника монастыря, архимандрита Венедикта (48442) (раб./факс) экскурсионная служба (48442) , (920) (моб.) дом паломника (48442) Интернет: Оптина Пустынь – один из знаменитейших монастырей России. Расположен недалеко от г. Козельска. Монастырь был основан в XV веке. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта (Оптия). Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 году, когда её посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в её судьбе. Святость ушедших времён вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования – старчества. Духовный расцвет Оптиной пустыни связан с именами её великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретённый, через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители – та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. В начале ХХ века в Оптиной пустыни было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю её историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное влияние на свой народ. За духовной помощью к святым отцам Оптиной пустыни приходили Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.А.Жуковский, И.С.Тургенев и другие выдающиеся люди русской земли. Драматическое время для монастыря наступило после 1917 года. В феврале 1918 года монастырь будет закрыт, а его имущество будет передано Козельскому исполкому. В следующем году монастырь превратят в музей. Одной из попыток сохранения монашеской жизни в отобранном монастыре будет создание сельхозартели, просуществовавшей до 1923 года. В 1931 году в монастыре будет открыт Дом отдыха им. М.Горького. А с ноября 1939г. до апреля 1941 г. на территории монастыря будет располагаться лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны ( ) здесь будет действовать эвакуационный госпиталь. С 1949г. по 1959г. В обители будет располагаться специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959г. по 1988г. Здесь будет размещён СПТУ по подготовке механизаторов. 17 ноября 1987 года Оптина пустынь была передана Русской Православной церкви. Первая Божественная Литургия будет отслужена 3 июня 1988 года. Мы являемся свидетелями возрождения обители. Вновь действуют Введенский и Казанский соборы, храм Иоанна Предтечи в скиту, возродилась издательская деятельность монастыря. Освящены два святых источника: прп. Амвросия у скита и прп. Пафнутия, недалеко от обители. И, как прежде, все идет нескончаемый поток паломников. Люди приходят за исцелением духовным, за помощью в бедах к великому старцу Амвросию, ко всем старцам Оптинским и уносят в своих сердцах благодатный образ Оптиной и благословение св. подвижников в ней просиявших. Методические рекомендации: Для слушателей ОПК (4,5, 6 классы) Тема: «Калужские святые – преподобный Амвросий Оптинский» В процессе экскурсии рекомендуется посетить Введенский собор, где есть возможность приложиться к мощам прп. Амвросия Оптинского, там же находятся: икона Божией Матери «Спорительница хлебов», которая была явлена старцу; икона самого преподобного и витрина с личными вещами старца. По возможности посетите келью старца Амвросия в скиту. Рассказывая о старце, обращаем внимание младших школьников на те дары старца, которыми наделил его Господь: прозорливость, рассуждение, исцеление, огромная любовь к людям. Рекомендуется посетить Шамординский женский монастырь – детище прп. Старца и место его кончины. Тема: «Что такое монастырь» Рекомендуется начать тему с рассказа о возникновении монастырей на Руси и на территории Калужского края. О внешнем устройстве монастыря, объясняя для ребят понятия «монастырь», «монах», «старец». Далее рассказать об истории Оптиной пустыни и кто такие Оптинские старцы, упоминая о значении этой обители для России. Введенский ставропигальный мужской монастырь Оптина Пустынь Адрес: Калужская область, г. Козельск, монастырь «Оптина пустынь» Контактные телефоны: вахта/коммутатор: (48442) (для звонка по внутреннему монастырскому номеру дождаться автоответчика) канцелярия Наместника монастыря, архимандрита Венедикта (48442) (раб./факс) экскурсионная служба (48442) , (920) (моб.) дом паломника (48442) Интернет: Оптина Пустынь – один из знаменитейших монастырей России. Расположен недалеко от г. Козельска. Монастырь был основан в XV веке. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта (Оптия). Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 году, когда её посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в её судьбе. Святость ушедших времён вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования – старчества. Духовный расцвет Оптиной пустыни связан с именами её великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретённый, через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители – та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. В начале ХХ века в Оптиной пустыни было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю её историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное влияние на свой народ. За духовной помощью к святым отцам Оптиной пустыни приходили Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.А.Жуковский, И.С.Тургенев и другие выдающиеся люди русской земли. Драматическое время для монастыря наступило после 1917 года. В феврале 1918 года монастырь будет закрыт, а его имущество будет передано Козельскому исполкому. В следующем году монастырь превратят в музей. Одной из попыток сохранения монашеской жизни в отобранном монастыре будет создание сельхозартели, просуществовавшей до 1923 года. В 1931 году в монастыре будет открыт Дом отдыха им. М.Горького. А с ноября 1939г. до апреля 1941 г. на территории монастыря будет располагаться лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны ( ) здесь будет действовать эвакуационный госпиталь. С 1949г. по 1959г. В обители будет располагаться специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959г. по 1988г. Здесь будет размещён СПТУ по подготовке механизаторов. 17 ноября 1987 года Оптина пустынь была передана Русской Православной церкви. Первая Божественная Литургия будет отслужена 3 июня 1988 года. Мы являемся свидетелями возрождения обители. Вновь действуют Введенский и Казанский соборы, храм Иоанна Предтечи в скиту, возродилась издательская деятельность монастыря. Освящены два святых источника: прп. Амвросия у скита и прп. Пафнутия, недалеко от обители. И, как прежде, все идет нескончаемый поток паломников. Люди приходят за исцелением духовным, за помощью в бедах к великому старцу Амвросию, ко всем старцам Оптинским и уносят в своих сердцах благодатный образ Оптиной и благословение св. подвижников в ней просиявших. Методические рекомендации: Для слушателей ОПК (4,5, 6 классы) Тема: «Калужские святые – преподобный Амвросий Оптинский» В процессе экскурсии рекомендуется посетить Введенский собор, где есть возможность приложиться к мощам прп. Амвросия Оптинского, там же находятся: икона Божией Матери «Спорительница хлебов», которая была явлена старцу; икона самого преподобного и витрина с личными вещами старца. По возможности посетите келью старца Амвросия в скиту. Рассказывая о старце, обращаем внимание младших школьников на те дары старца, которыми наделил его Господь: прозорливость, рассуждение, исцеление, огромная любовь к людям. Рекомендуется посетить Шамординский женский монастырь – детище прп. Старца и место его кончины. Тема: «Что такое монастырь» Рекомендуется начать тему с рассказа о возникновении монастырей на Руси и на территории Калужского края. О внешнем устройстве монастыря, объясняя для ребят понятия «монастырь», «монах», «старец». Далее рассказать об истории Оптиной пустыни и кто такие Оптинские старцы, упоминая о значении этой обители для России. Для слушателей ОПК (7-11 классы) Тема: «Старцы Оптинские: от Льва до Рафаила» Рекомендуется рассказать о четырнадцати оптинских старцах. Тема: «От египетской пустыни до Оптиной пустыни» Рекомендуется рассказать о возникновении монашества и старчества в Египте и на Руси, упомянуть о киево-печерских старцах, о Паисии Величковском и об оптинских старцах. Тема: «Преподобный Макарий Оптинский – от калужского мальчика до оптинского старца» Рекомендуется начать повествование на территории Лаврентьевского монастыря города Калуги, так как маленький Миша Иванов с родителями были прихожанами монастырского храма, а затем продолжить рассказ на территории Оптиной пустыни. Есть возможность приложиться к мощам преподобного старца и, по возможности, посетить келью старца Макария (она же келья старца Амвросия), которая была и его редакторским кабинетом. Желательно показать место первоначального захоронения старца на монастырском кладбище. Экскурсия для учащихся 9-11 классов ( к уроку истории, литературы) Тема: «Оптинские новомученики - путь на Голгофу» Рекомендуется начать тему с рассказа о мучениках и новомучениках Российских. Обратить внимание ребят на калужских новомучениках начала ХХ столетия, рассказывая им о возрождении Оптиной пустыни, о Пасхе 1993 года и мученической кончине иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Рассказать о пути каждого к Богу, к Оптиной, к подвигу. Рекомендуется посетить звонницу – место гибели инока Ферапонта и инока Трофима, место гибели иеромонаха Василия, часовню, где они погребены. Беседы и экскурсии для учащихся 9-11 классов (к уроку истории и литературы) Тема: «Славянофилы и западники» Рекомендуется начать тему рассказом о возникновении двух течений, о конфликте между ними. Основные герои рассказа братья Киреевские и Константин Леонтьев, писатель Аксаков и другие. Обратить внимание на связь этих людей с Оптиной, с Калужской землёй. Показать могилы братьев Киреевских. Продолжить тему рассказом о Макарии Оптинском, о начале книгоиздания в обители, о связи К. Леонтьева и Амвросия Оптинского, который постриг русского философа в монахи с именем Климент, и об отце Клименте Зидергольме – духовном наставнике К. Леонтьева. Темы: «Л.Н.Толстой – великий писатель и великий ересиарх» «Л.Н.Толстой и Оптина пустынь – история взаимоотношений» Рекомендуется начать тему с посещения могилы тёти Льва Николаевича Толстого на монастырском кладбище. С её похоронами связано первое посещение мальчиком Лёвой Оптиной пустыни. Рассказать об изменении отношения Толстого к монастырю и к церкви, о его встречах с преподобным Амвросием Оптинским, о конфликте с ним. Обратить внимание ребят на фразу старца Амвросия о Толстом: «Горд очень». Рассказать о старце Иосифе Оптинском, общавшимся с писателем незадолго до его смерти, о старце Варсонофии Оптинском и о его оценке, данной Толстому – христианину. Рекомендуется посещение Шамординского монастыря, где подвизалась родная сестра Льва Николаевича, Мария Николаевна. Темы: «Фёдор Михайлович Достоевский и Оптина пустынь» «Этот из кающихся» Начать тему рекомендуется с рассказа о творчестве Достоевского, в частности о его работе над романом «Братья Карамазовы». Рассказать о посещении Достоевским обители, обратить внимание на его состояние в тот момент, на его общение с преподобным Амвросием Оптинским и остановиться на образе старца Зосимы в романе. Желательно дать сравнительный анализ реального человека и литературного образа. Рекомендуется посещение Козельского краеведческого музея, где находится экспозиция, посвящённая пребыванию Достоевского и Толстого в Оптиной пустыни. Темы: «Николай Васильевич Гоголь и Оптина пустынь» «Ради Самого Христа молитесь обо мне» Рекомендуется начать тему в Калуге, в парке Циолковского у памятника писателю. Рассказать о посещении Гоголем нашего города по приглашению Смирновой-Россет, о его работе над «Мёртвыми душами», о его пути поиска Бога, который привёл его в Оптину пустынь. О его понимании великой ответственности писателя перед Богом за своё творчество, о его взаимоотношениях со старцем Макарием Оптинским, о его желании стать монахом. Делая выводы по каждой из этих тем можно сказать об огромном влиянии Оптинских старцев и монастыря в целом на сердца и умы русской интеллигенции XIX столетия. «Оптина пустынь – это драгоценная чаша, куда Господь влил лучшее духовное вино, и оно, выливаясь, пропитывало собой всю Россию». Для слушателей ОПК (7-11 классы) Тема: «Старцы Оптинские: от Льва до Рафаила» Рекомендуется рассказать о четырнадцати оптинских старцах. Тема: «От египетской пустыни до Оптиной пустыни» Рекомендуется рассказать о возникновении монашества и старчества в Египте и на Руси, упомянуть о киево-печерских старцах, о Паисии Величковском и об оптинских старцах. Тема: «Преподобный Макарий Оптинский – от калужского мальчика до оптинского старца» Рекомендуется начать повествование на территории Лаврентьевского монастыря города Калуги, так как маленький Миша Иванов с родителями были прихожанами монастырского храма, а затем продолжить рассказ на территории Оптиной пустыни. Есть возможность приложиться к мощам преподобного старца и, по возможности, посетить келью старца Макария (она же келья старца Амвросия), которая была и его редакторским кабинетом. Желательно показать место первоначального захоронения старца на монастырском кладбище. Экскурсия для учащихся 9-11 классов ( к уроку истории, литературы) Тема: «Оптинские новомученики - путь на Голгофу» Рекомендуется начать тему с рассказа о мучениках и новомучениках Российских. Обратить внимание ребят на калужских новомучениках начала ХХ столетия, рассказывая им о возрождении Оптиной пустыни, о Пасхе 1993 года и мученической кончине иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Рассказать о пути каждого к Богу, к Оптиной, к подвигу. Рекомендуется посетить звонницу – место гибели инока Ферапонта и инока Трофима, место гибели иеромонаха Василия, часовню, где они погребены. Беседы и экскурсии для учащихся 9-11 классов (к уроку истории и литературы) Тема: «Славянофилы и западники» Рекомендуется начать тему рассказом о возникновении двух течений, о конфликте между ними. Основные герои рассказа братья Киреевские и Константин Леонтьев, писатель Аксаков и другие. Обратить внимание на связь этих людей с Оптиной, с Калужской землёй. Показать могилы братьев Киреевских. Продолжить тему рассказом о Макарии Оптинском, о начале книгоиздания в обители, о связи К. Леонтьева и Амвросия Оптинского, который постриг русского философа в монахи с именем Климент, и об отце Клименте Зидергольме – духовном наставнике К. Леонтьева. Темы: «Л.Н.Толстой – великий писатель и великий ересиарх» «Л.Н.Толстой и Оптина пустынь – история взаимоотношений» Рекомендуется начать тему с посещения могилы тёти Льва Николаевича Толстого на монастырском кладбище. С её похоронами связано первое посещение мальчиком Лёвой Оптиной пустыни. Рассказать об изменении отношения Толстого к монастырю и к церкви, о его встречах с преподобным Амвросием Оптинским, о конфликте с ним. Обратить внимание ребят на фразу старца Амвросия о Толстом: «Горд очень». Рассказать о старце Иосифе Оптинском, общавшимся с писателем незадолго до его смерти, о старце Варсонофии Оптинском и о его оценке, данной Толстому – христианину. Рекомендуется посещение Шамординского монастыря, где подвизалась родная сестра Льва Николаевича, Мария Николаевна. Темы: «Фёдор Михайлович Достоевский и Оптина пустынь» «Этот из кающихся» Начать тему рекомендуется с рассказа о творчестве Достоевского, в частности о его работе над романом «Братья Карамазовы». Рассказать о посещении Достоевским обители, обратить внимание на его состояние в тот момент, на его общение с преподобным Амвросием Оптинским и остановиться на образе старца Зосимы в романе. Желательно дать сравнительный анализ реального человека и литературного образа. Рекомендуется посещение Козельского краеведческого музея, где находится экспозиция, посвящённая пребыванию Достоевского и Толстого в Оптиной пустыни. Темы: «Николай Васильевич Гоголь и Оптина пустынь» «Ради Самого Христа молитесь обо мне» Рекомендуется начать тему в Калуге, в парке Циолковского у памятника писателю. Рассказать о посещении Гоголем нашего города по приглашению Смирновой-Россет, о его работе над «Мёртвыми душами», о его пути поиска Бога, который привёл его в Оптину пустынь. О его понимании великой ответственности писателя перед Богом за своё творчество, о его взаимоотношениях со старцем Макарием Оптинским, о его желании стать монахом. Делая выводы по каждой из этих тем можно сказать об огромном влиянии Оптинских старцев и монастыря в целом на сердца и умы русской интеллигенции XIX столетия. «Оптина пустынь – это драгоценная чаша, куда Господь влил лучшее духовное вино, и оно, выливаясь, пропитывало собой всю Россию».

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Особенности Культурная значимость и многоплановость предлагаемых объектов посещения на территории Калужской области, что позволяет педагогу со своими детьми проводить экскурсии не только в Калуге, но и в районах области Раздел, посвящённый каждому культурному объекту, не ограничивается его описательными характеристиками, а снабжён методическими рекомендациями, позволяющими педагогу планировать тематику классных часов, включать краеведческий материал в изучение основного предметного материала Особенности Культурная значимость и многоплановость предлагаемых объектов посещения на территории Калужской области, что позволяет педагогу со своими детьми проводить экскурсии не только в Калуге, но и в районах области Раздел, посвящённый каждому культурному объекту, не ограничивается его описательными характеристиками, а снабжён методическими рекомендациями, позволяющими педагогу планировать тематику классных часов, включать краеведческий материал в изучение основного предметного материала

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Особенности Методические рекомендации не регламентируют деятельность педагога, оставляя возможности к самостоятельному поиску и сотрудничеству с обучающимися при знакомстве с тем или иным культурным объектом или монастырем Калужского края Информационно-методическое пособие является актуальным для современной школы. В нём систематизирована информация об основных культурных объектах Калужского края, обладающих колоссальным образовательным потенциалом Особенности Методические рекомендации не регламентируют деятельность педагога, оставляя возможности к самостоятельному поиску и сотрудничеству с обучающимися при знакомстве с тем или иным культурным объектом или монастырем Калужского края Информационно-методическое пособие является актуальным для современной школы. В нём систематизирована информация об основных культурных объектах Калужского края, обладающих колоссальным образовательным потенциалом

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Основные формы организации внеклассной работы: Лектории (по отдельным вопросам науки, техники, истории, литературы, искусства и т.д.) Предметные олимпиады Туристическая и краеведческая работа (инновационные технологии в преподавании спец. дисциплин) Экскурсии (воспитательное и образовательное значение с изучением очередных тем и разделов отдельных предметов) Школьные музеи (проектное обучение с использованием инфотехнологий, межпредметных связей и элементов музейной педагогики) Школьные тематические журналы Предметные недели Факультатив Кружок Основные формы организации внеклассной работы: Лектории (по отдельным вопросам науки, техники, истории, литературы, искусства и т.д.) Предметные олимпиады Туристическая и краеведческая работа (инновационные технологии в преподавании спец. дисциплин) Экскурсии (воспитательное и образовательное значение с изучением очередных тем и разделов отдельных предметов) Школьные музеи (проектное обучение с использованием инфотехнологий, межпредметных связей и элементов музейной педагогики) Школьные тематические журналы Предметные недели Факультатив Кружок

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Методические рекомендации Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, архив, выставка) и представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира. Методические рекомендации Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, архив, выставка) и представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Методические рекомендации Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями: тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др. Методические рекомендации Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями: тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Методические рекомендации Процесс восприятия объектов школьников-экскурсантов подчинен задаче раскрытия определённой темы. Учитель передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Педагогу должно быть небезразлично, что увидит учащийся, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит учащегося к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. Методические рекомендации Процесс восприятия объектов школьников-экскурсантов подчинен задаче раскрытия определённой темы. Учитель передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Педагогу должно быть небезразлично, что увидит учащийся, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит учащегося к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе В ХОДЕ ЭКСКУРСИОННОГО ПРОЦЕССА ЭКСКУРСОВОД-УЧИТЕЛЬ ПОМОГАЕТ ЭКСКУРСАНТАМ- ШКОЛЬНИКАМ: 1 задача – увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема 2 задача - услышать об этих объектах необходимую информацию 3 задача – ощутить величие подвига, значение исторического события или культурного наследия 4 задача – овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Методические рекомендации При планировании экскурсии подготовьте немного, но достаточно информации для рассказа учащимся, чтобы заинтересовать их предстоящей экскурсией. Не нужно перегружать учащихся большим количеством фактов, дат, сведений. Осветите лишь самое необходимое. Монолог не должен превышать 20 минут. Объясните учащимся правила поведения во время экскурсии (особенно по монастырю). Выбирайте экспозиции для показа, согласно возраста и интересов учащихся, а также изучаемых тем дисциплин.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Методические рекомендации При изучении определённой темы по учебному предмету показывайте учащимся «не всё подряд» в музее, а только то, что относится к изучаемой теме, с её целью и задачами. При возвращении в учебную аудиторию обсудите с учащимися итоги экскурсии. В своей дальнейшей учебной и внеучебной работе с учащимися используйте материалы музейных экспозиций, продолжая преемственность обучения и воспитания учащихся.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Экскурсии (которые часто являются внеаудиторной формой работы) играют незаменимую роль в образовании. Они позволяют учащимся получить целостное представление и впечатление о предмете изучения через зрение, слух, осязание, обоняние, а иногда и вкус, а главное через прочувствование атмосферы того или иного места. Впечатления, полученные учащимися от посещения различных организаций, помогут осветить суть изучаемой темы, оставить след на всю жизнь и повлиять на выбор профессии, на жизненные цели, мечты и устремления. Непосредственного взаимодействия с «предметом» изучения не могут заменить ни лекции, ни фотографии, ни даже имитации и ролевые игры в учебной аудитории.

«Образовательные маршруты Калужского края»: методика организации и проведения экскурсий в школе Увиденное в музее воздействует на эмоциональную сферу человека, заставляет его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека. Увиденное в музее воздействует на эмоциональную сферу человека, заставляет его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

Составители информационно-методического пособия «Образовательные маршруты Калужского края» Евченко Инна Александровна Методист Отдела духовно-нравственного развития и воспитания ГОАУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» Леонтьева Галина Николаевна Педагог дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 17 г.Калуги» Евченко Инна Александровна Методист Отдела духовно-нравственного развития и воспитания ГОАУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» Леонтьева Галина Николаевна Педагог дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 17 г.Калуги»