Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое сопровождение программ последипломного образования (АСПИРАНТУРА) Зав. УМО НОУ ВПО СМИ РЕАВИЗ К.м.н., доцент Е.Ю. Сырцова.
Advertisements

30 сентября 2015 г. Москва Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФОГС БОТВИНКИН А.Д., КИМ В.А. (МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ Г., ИГМУ)
Основные правила обучения в аспирантуре и институте соискателей Организационное собрание аспирантов и соискателей УрГЭУ 5 октября 2011 г.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
Регламент подготовки аспирантов в МЭСИ. Общие положения.
КРИТЕРИИ АТТЕСТАЦИИ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 СЕМЕСТР 2 СЕМЕСТР Очная форма обученияЗаочная форма обучения 1)утверждена тема научно- исследовательской работы 2)заполнены.
Спирантура и докторантура A спирантура и докторантура осковского государственного университета экономики, статистики и информатики M осковского государственного.
О подготовке к государственной аккредитации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования Декан ФППО, д.соц.н. М.Д. Ковалева.
Собрание с аспирантами ноября 2012 г. Декан факультета ППО Г.В. Лукьянова.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» «Выбор темы исследования» Автор: Н.А. Червинская,
ЭТАПЫ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Докладчик научный руководитель, профессор Романов.
ОУ СОШ 4 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ в учебном году государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов.
Собрание с аспирантами 14 ноября 2011 г.. Повестка дня: 1. Индивидуальный план и утверждение темы 2. Учебный процесс 3. Аттестация и перевод на следующий.
Методический семинар «Организация и проведение практики студентов» 02 апреля 2010 г. Методическое управление Отдел методического сопровождения учебного.
Аттестация аспирантов, докторантов, соискателей 2013.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Транксрипт:

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Харитонова Светлана Брониславовна начальник отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров

Аспирант – (от лат. aspirants – стремящийся к чему-либо) в РФ лицо, обучающееся в аспирантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.

В Российской Федерации единый порядок подготовки научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования регламентируется следующими документами: Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года 125-ФЗ; Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров системе послевузовкого профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Министерством общего и профессионального образования в РФ (приказ 814 от г.); Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» марта 2011 г. 1365

Положения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура, соискательство) в ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о кафедрах, ответственных за организацию учебного процесса в аспирантуре в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о предварительной экспертизе диссертаций в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о научном руководителе и научном консультанте в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение об интернатуре в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о клинической ординатуре в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о кандидатских экзаменах ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Положение о деятельности советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Послевузовское образование в ЧГУ им И.Н. Ульянова Аспирантура - 50 специальностей; Докторантура - 16 специальностей; Интернатура – 8 специальностей; Клиническая ординатура – 22 специальности. Проректор по научно- инновационной работе Афанасьев Владимир Васильевич Ректор ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», профессор, председатель Совета ректоров вузов Чувашской Республики Агаков Всеволод Георгиевич

Контингент обучающихся в системе послевузовского профессионального образования (по состоянию на начало 2013 г.) Всего аспирантов – 287 человек, в том числе 133 человека (46,3%) - обучающихся за счет средств федерального бюджета; 154 человека (53,7%) - обучающихся на договорной основе. 121 человек (42,2%) - очной формы обучения; 166 человек (57,8%) - заочной формы обучения.

Контингент обучающихся в системе послевузовского профессионального образования (по состоянию на начало 2013 г.) В докторантуре ЧувГУ обучается 15 человек: 1 год обучения – 5 человек, 2 год обучения – 4 человек, 3 год обучения - 6 человек Соискатели: 112 человек кандидатской степени – 95 человека, докторской степени – 7 человек

Диссертационные советы, созданные при Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова: Д – Экономическая теория по экономическим наукам – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Д – электротехнология – силовая электроника – электрические станции и электроэнергетические системы Д – Литература народов Российской Федерации (чувашская, марийская, удмуртская, коми) – Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание Д – Онтология и теория познания – Социальная философия ДМ – Отечественная история – Этнография, этнология и антропология Д – электромеханика и электрические аппараты – электротехнические комплексы и системы

Согласно приказу Минобрнауки России 2202 от по ряду научных специальностей срок обучения в аспирантуре может составлять 4 года по очной форме и 5 лет по заочной форме. В ЧГУ к таковым специальностям относятся следующие: – Механика деформируемого твердого тела – Механика жидкости, газа и плазмы – Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества – Теоретическая физика – Физика атомного ядра и элементарных частиц – Оптика – Органическая химия – Физическая химия – Высокомолекулярные соединения – Клеточная биология, цитология, гистология – Электромеханика и электрические аппараты – Электротехнические комплексы и системы – Силовая электроника – Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления – Электрические станции и электроэнергетические системы – Акушерство и гинекология – Внутренние болезни – Педиатрия – Хирургия – Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

В перечень специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по которым учреждаются стипендии Президента РФ и Правительства РФ ( определен в соответствии с письмом Минобрнауки России ИБ – 1290/12 от г.) – Электромеханика и электрические аппараты – Электротехнические комплексы и системы – Электротехнология – Силовая электроника – Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ – Электрические станции и электроэнергетические системы

Права аспирантов: Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно- педагогическими и научными работниками университета. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере; иногородним предоставляется общежитие. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца (июль- август).

Научный руководитель К научному руководству аспирантами привлечены 65 докторов наук, профессоров и 28 кандидатов наук, доцентов Научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором университета каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру. В отдельных случаях по решению Ученого совета университета к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук. Оплата труда научных руководителей аспирантов производится из расчета 50 часов на одного аспиранта в год.

Обязанности аспирантов: полностью выполнять в установленные сроки все виды занятий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки аспиранта; сдать кандидатские экзамены по философии и истории науки, иностранному языку и специальной дисциплине; сдать экзамены и зачеты по основной образовательной программе аспиранта по выбранной специальности; пройти в установленные сроки педагогическую практику и представить отчет о педагогической практике аспиранта; принимать участие в научных конференциях и публиковать результаты научно-исследовательской работы; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру для обсуждения и получения соответствующего заключения. В случае успешного выполнения всех требований аспиранту выдается Удостоверение государственного образца о послевузовском профессиональном образовании.

Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (утверждены приказом Минобрнауки РФ от «16» марта 2011 г. 1365) Образовательная составляющая Педагогическая практика Исследовательская составляющая Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата

ФГТ 1365 от г. учебный план + график учебного процесса + рабочие программы дисциплин индивидуальный план работы аспиранта

Учебный план аспиранта включает в себя: 1 – обязательные дисциплины История и философия науки: Философия науки История отрасли наук ( например, механики) Иностранный язык Специальная дисциплина (название совпадает с названием специальности научных работников) 2 – обязательные дисциплину по выбору аспирантов В соответствии с учебным планом 3 – факультативные дисциплины В соответствии с учебным планом 4 – педагогическая практика 5 – научно-исследовательская работа 6 – подготовка к защите диссертации

Расписание занятий Занятия с аспирантами 1 года обучения начнутся 11 февраля 2013 г. Расписание занятий размещено на сайте университета – раздел «Наука и инновации», подраздел «Послевузовское образование» По всем вопросам, связанным с графиком учебного процесса, расписанием обращаться в Отдел подготовки и повышений квалификации научно- педагогических кадров каб. А-106 или по тел Киселева Надежда Борисовна

Утверждение темы диссертации Тема диссертационной работы аспиранта определяется аспирантом совместно с научным руководителем Тема диссертационной работы аспиранта должна быть обсуждена на заседании кафедры и заседании Ученого совета факультета, а затем утверждается Ученым советом университета в течении трех месяцев после зачисления в аспирантуру. Изменение или уточнение темы диссертационной работы аспиранта в ходе работы допускается по объективным причинам на основании личного заявления аспиранта, подписи научного руководителя. В срок до 20 февраля 2013 г. – всем аспирантам 1 года обучения определиться с темой диссертационной работы, пройти обсуждение на кафедре и Ученом совете факультета, и предоставить для рассмотрения на Ученом совете университета выписку из протокола заседания кафедры в отдел ПиПКНПК.

Индивидуальный план аспиранта Разрабатывается на базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом; Должен содержать в себе весь перечень дисциплин согласно учебному плану; Сроки сдачи кандидатских экзаменов должны строго соответствовать учебному плану; Индивидуальный план работы аспиранта включает в себя общий план работы на весь срок обучения и план работы по годам. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролируется научным руководителем и ответственной кафедрой. Индивидуальный план аспиранта утверждается ректором университета в течении 3 месяцев после зачисления в аспирантуру.

Доработать индивидуальный план работы аспиранта в срок до 20 февраля 2013 г. : Скачать с сайта университета – раздел наука и инновации, подраздел послевузовское образование – форму индивидуального плана и приложение к индивидуальному плану по своей специальности научных работников (в 2-х экз.); Ознакомиться, заполнить, подписать у научного руководителя и заведующего кафедрой; Привести в соответствие индивидуальный план работы аспиранта в с данным приложением; 1 экземпляр индивидуального плана аспиранта хранится на кафедре, 2-й экземпляр доработанного индивидуального плана – предоставить в отдел подготовки и повышения квалификации научно- педагогических кадров

Одновременно аспирант с помощью научного руководителя разрабатывает «Обоснование темы диссертационной работы» и «Развернутый план диссертационной работы», в котором детализируется структура диссертации, определяются сроки проведения исследовательских работ.

Кандидатские экзамены Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Кандидатские экзамены устанавливаются по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине. Кандидатские экзамены по истории и философии науки и иностранному языку сдаются по типовым образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым федеральным (центральным) органом управления образования (размещены на сайте ВАК и на сайте университета) Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы - минимум по специальности и дополнительной программы, разрабатываемой соответствующей кафедрой университета (должна включать новые разделы данной отрасли науки и разделы, связанные с направлением научных исследований соискателя, а также учитывать последние достижения в данной отрасли науки и новейшую литературу.

Согласно графику учебного процесса и учебным планам подготовки аспирантов, кандидатские экзамены принимаются один раз в год в виде сессии продолжительностью в один месяц (июнь 2013 г.).

История и философия науки Допуск к кандидатскому экзамену оформляется приказом ректора до 01 мая 2013 г. Для допуска к кандидатскому экзамену по истории и философии соответствующей отрасли науки необходимо: Написать заявление на сдачу экзамена (бланк можно скачать на сайте университета или получить в отделе ПиПКНПК) Выбрать тему реферата на кафедре философии и методологии науки; в течении марта-апреля 2013 г. подготовить реферат, получить рецензию специалиста по истории отрасли науки, представить заявление, реферат с рецензией на кафедру философии и методологии науки;

Иностранный язык Допуск к кандидатскому экзамену оформляется приказом ректора до 01 мая 2013 г. Для допуска к кандидатскому экзамену по иностранному языку необходимо: Написать заявление на сдачу экзамена ( бланк можно скачать на сайте университета или получить в отделе ПиПКНПК ) Оформить в виде реферата перевода текста по специальности объемом не менее знаков; представить заявление, реферат на кафедру иностранных языков 1 (зав. кафедрой Прокошенкова Л.П.) Обязательными разделами кандидатского экзамена являются: Восприятие на слух текста по специальности и составление его конспекта на иностранном языке. Чтение и перевод статьи по специальности и составление тезисов по ней на иностранном языке. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта (соискателя).

Кандидатский экзамен по специальности Экзамен по специальной дисциплине должен выявить: - уровень теоретической и профессиональной подготовки аспиранта; - знание общих концепций и методологических вопросов данной науки, историю ее формирования и развития; - знание фактического материала, основных теоретических и практических проблем данной отрасли науки.

Кандидатские экзамены Отдел подготовки и повышения квалификации научно- педагогических кадров составляет расписание экзаменов, согласует его с ректором университета и уведомляет экзаменующихся о времени и месте проведения экзаменов на доске объявлений и на официальном сайте университета. О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение, а по месту сдачи последнего экзамена – удостоверение о сдаче предыдущих кандидатских экзаменов заменяется на единое удостоверение. Удостоверение готовится в отделе подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, подписывается проректором по научно-инновационной работе на основании протокола заседания экзаменационной комиссии.

Педагогическая практика предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов за весь период обучения, в том числе: Посещение и анализ занятий ведущих преподавателей кафедры, посещение научно-методических консультаций, учебно-методических объединений кафедры Пробные лекции Семинары, лабораторные и практические работы Другие виды занятий По результатам педагогической практики оформляется отчет о педагогической практике аспиранта, формой отчетности является зачет с оценкой.

Аттестация Аттестацию аспиранты проходят один раз в год за месяц до окончания текущего года обучения (сентябрь 2013 г.). Аттестация проводится на заседании ответственной кафедры, к которой прикреплен аспирант. Аттестация аспирантов проводится в конце каждого года обучения. До начала аттестации научный руководитель детально проверяет выполнение аспирантом учебного плана за истекший период и лично заполняет раздел индивидуального плана «Аттестация аспиранта научным руководителем», дав подробную характеристику выполненной аспирантом работы за год. Если план выполнен, то одновременно готовится рабочий план на следующий год. На заседании кафедры научный руководитель и аспирант отчитываются о выполнении работы и предоставляют план на следующий год.

Аттестация Материалы, представляемые при аттестации в отдел ПиПКНПК: заверенный заведующим кафедрой список опубликованных или представленных к опубликованию научных статей (не менее двух в периодических изданиях) и тезисов выступлений на конференциях или семинарах; выписка из протокола заседания кафедры с рекомендацией перевода на второй год обучения; подписанный отчет о выполнении индивидуального плана с отзывом научного руководителя. Факт невыполнения аспирантом индивидуального плана фиксируется в решении аттестационной комиссии, что служит основанием для приказа ректора об отчислении аспиранта.

Календарь аспиранта (1 год обучения) 1 октября – зачисление на 1 курс Октябрь-Ноябрь – знакомство с графиком учебного процесса, порядком подготовки аспирантов, кафедрами, лабораториями Декабрь – подготовка обоснования темы диссертации, утверждение обоснования темы диссертации, заполнение и утверждение индивидуального плана аспиранта Февраль – май – учебные занятия по обязательным дисциплинам учебного плана. Март - выбор темы реферата по истории и философии науки и реферата по иностранному языку Март – апрель – подготовка реферата по истории и философии науки, подготовка перевода текста ввиде реферата по иностранному языку, сдать на кафедры, до 01 мая получить допуск на экзамены Июнь – сессия (зачеты по дисциплинам и кандидатские экзамены) Июль – август – каникулы Сентябрь – годовая аттестация на кафедре 1 октября – перевод на 2 курс.

Сайт Чувашского госуниверситета раздел «Наука и инновации» Послевузовское образование АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ОБЪЯВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ, КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ АСПИРАНТУРА ДОКТОРАНТУРА СОИСКАТЕЛЬСТВО ИНТЕРНАТУРА, КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА

Отдел подготовки и повышения квалификации научно- педагогических кадров Начальник отдела ПиПКНПК: Харитонова Светлана Брониславовна (корп. «А» каб. 101 Тел.: ) Инспектор отдела ПиПКНПК Панкратова Алевтина Германовна Делопроизводитель отдела ПиПКНПК Киселева Надежда Борисовна Зав. интернатурой и ординатурой Гаврилова Оксана Геннадьевна Делопроизводитель отдела ПиПКНПК Никифорова Оксана Николаевна Как нас найти Адрес: г. Чебоксары, Московский пр., д.15, корп. «А» (каб. 106) Тел.: (8352) График работы отдела: 8.00 – Пн-Птн – обед

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!