Образовательная система «Школа 2100» Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа 2100»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Родителям будущих первоклассников. Нормативно- правовая база, регламентирующая введение ФГОС КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 43 Российская Федерация.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Изменения в воспитательной работе с внедрением стандартов второго поколения Выполнила: Зиновьева Валентина Николаевна, педагог-организатор 2013 год.
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

Образовательная система «Школа 2100» Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа 2100»

ПЛАН РАБОТЫ 1.Личностные результаты ФГОС и проблема воспитания 2.Обеспечение личностных результатов через предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир» 3.Психологическая диагностика личностных результатов.

Личностные результаты ФГОС и проблемы современного воспитания

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Личностные способность к саморазвитию, мотивация к обучению ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Подробнее – в ООП, где также есть программа «Духовно-нравственного развития и воспитания».

ФГОС – личностные результаты: 1) Основы российской гражданской идентичности, гордости, национальной принадлежности к многонациональной России, гуманизма и демократии; 2) Целостный взгляд на единый и разнообразный мир; 3) Уважение к иному мнению, культуре; 4) Навыки адаптации в изменяющемся мире; 5) Личностный смысл учения; 6) Самостоятельность и ответственность на основе нравственности, справедливости, свободы; 7) Эстетические потребности и чувства; 8) Доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим; 9) Сотрудничество, умение не создавать конфликты, выходить из спорных ситуаций; 10) Установка на безопасный, здоровый образ жизни, творческий труд, работу на результат. ООП – Программа воспитания: Воспитательный идеал, высшая цель - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Как сделать процесс воспитания деятельностным и развивающим? В чем главное отличие целей ОБРАЗОВАНИЯ по ФГОС? Учитель не сообщает инф. в готовом виде, а … обучает ее поиску, оценке, преобразованию и использованию Ученику требуется не столько слушать, воспроизводить и действовать по образцу, сколько … быть активным самостоятельным деятелем Этот подход, не формирующий, а… ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ФГОС В воспитании после паузы массово копируются не лучшие позднесоветские образцы: -Поучительные наставления -Тексты четко указывающие, что хорошо, а что плохо, кто прав, а кто виноват -Мероприятия с заранее известными бесспорными речами, действиями и выводами -Галочки напротив мероприятий как главный способ контроля Этот подход деятельностный и развивающий? НЕТ, ФОРМИРУЮЩИЙ!

Вспомним то, что пригодится для проблемы: Как сделать процесс воспитания деятельностным и развивающим? В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Воспитание – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. (Новая философ.энциклопедия.2003) В УЗКОМ СМЫСЛЕ. Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и принятие им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М ). ЦЕННОСТИ (важные идеи и правила поведения) принятия важных правил, определяющих поведение

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей: авторов, методистов, педагогов; система повышения квалификации; журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция - «Педагогика здравого смысла»: развитие личности через культуру в деятельности. УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив © ?! Принципы воспитания «Школы 2100»: -Не «правильными словами», а включением в «дела» -Через право на свободный выбор поступка («нравственное творчество») -Идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребенка -Взаимоуважение личности и группы -Раскрытие самоценности личности каждого -…

В кругу важен голос каждого! Раскрытие самоценности личности каждого В строю – «единица вздор, единица ноль»!

Взаимоуважение, отказ от наставничества, признание взаимных священных прав Да вы вообще – «сфера услуг»!

Воспитание не правильными словами, а реальными делами. Сделать ТАК – очень сложно! Пройти мимо ЭТОГО – легко!

Я сам решаю, куда бежать, кому пасовать! Право ученика на свободный выбор поступка (нравственное творчество) По моему свистку – вперед, кто быстрее!

1. Цель: что мы воспитываем? Или… От чего хотим избавить наших детей В идеале могут стать лучше нас! Взаимное не соблюдение законов власти и граждан - презумпция виновности; барство и раболепие… Нетерпимость к «инакости» Склонность к агрессии Терпимость к нарушению наших прав и свобод Сложность самостоятельного выбора Толерантный (уважающий других, не похожих на него), умеющий договариваться и преодолевать конфликты Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Любящий свой край, свою страну (готовый поступиться своими интересами ради «своих» – друзей, сограждан)

Целевые ориентиры (новообразования) разных ступеней образования Постепенное согласование своих оценок, внутренних позиций = целостное личное мировоззрение (самоопределение). «Сформированность российской идентичности» Личностные результаты Расстается со «сказочным» мифологическим мышлением (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди; есть неоднозначные поступки). «Основы российской идентичности» Основы личного мировоззрения (принципы поведения), но разные оценки могут не согласовываться друг с другом. «Воспитание российской идентичности»

Личностные результаты ОбъяснятьСамоопределяться +с позиции российских гражданских и общечел. ценностей Отделять поступки от человека. Отмечать неоднозначные поступки (нельзя оценить как «хорошие» или «плохие») В моделях ситуаций делать выбор поступка, как представитель своего народа, гражданин России Отдельные поступки и явления в т.ч. неоднозначные С разных точек зрения нравственных, гражданских… Сравнивать с оценками других и объяснять отличия Оценивать однозначные поступки, как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей Оценивать

Пример. Направление: «Добрые чувства и поступки» Задача помочь ребенку принять такие ценности как: Жизнь человека. Добро. Правила морали и Свобода. Честь и достоинство. Справедливость и милосердие и т.д. «Слова» «Дела» Учёба Внеурочн ая и внешколь ная деятель- ность Сочинение «Идея милосердия в русской литературе». «Жесткие меры Петра I позволили России сделать рывок в развитии» В классе все дежурят по очереди «Это нечестно, когда капитана выбирает не команда, а назначает учитель!» «У меня ответы в контрольной, как у Миши, почему мне поставили меньше?!» «Дурак! Надо было умнее списывать!» «Отличный фильмец! Видел, как он им всем надавал! Полгорода разнёс!» Совместные действия, создающие ситуации неоднозначного нравственного выбора между справедливым наказанием и милосердным прощением (например, дать ли сдачи, если тебя ударили случайно). Выполнение оценочных заданий по предметам: Например: «Справедливы ли и милосердны Суок, Тибул? // Петр Великий?» Следование нравственным правилам в учебных взаимодействиях. Напр.: «Докажи по правилам самооценивания, что я несправедливо тебя оценила». «Мишу нечестно оценивать как всех – он проболел 2 месяца!». - Классные часы (напр.: «Когда ко мне несправедливы, я …»; - Обсуждение фильма: «Как бы я поступил на месте… (оскорбленного героя, …)?»..

Вклад технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания, и ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания. технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какое было задание? -Справился? Правильно? Сам? -Какую ставлю себе отметку? 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме, и определяют пути решения, поиска нового ЛИЧН. РЕЗУЛЬТАТЫ: Гражданственность. Патриотизм. Уважение к иному. Гуманизм. Демократия. Смысл учения. Самостоятельность. Ответственность. Справедливость. Свобода. Отзывчивость. Сотрудничество. Преодоление конфликтов. Безопасность и здоровье. Творческий труд. Результативность.

Обеспечение личностных результатов через предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир»

Роль литературных текстов в личностных результатах Историк М.В.Нечкина: «отрицательные герои еще больше воспитывают, чем положительные» Ориентир в нравственном содержании прочитанного. Осознание сущности поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами. АНАЛИЗ ТЕКСТА Несколько точек зрения Подтекст Неоднозначные тексты

Тексты – как предмет искусства Иван Бунин РОЗЫ Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня. Две розы под окном раскрылись – Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зеленый знойный сад, И сена душного истома Струила тонкий аромат. …….. И день сиял, и млели розы, Головки томные клоня, И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой Восприятие художественной литературы как вида искусства Осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста и высказывание собственного суждения

Эмпатия и сопереживание И.Дик «Красные яблоки» В.Драгунский «Кот в сапогах» ….А когда мы шли домой, Мишка сказал: - Конечно, гномов много, а ты один! –Да, сказал я, - но все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку. Возьми у меня одну. Мишка сказал: - Не надо, что ты! Я спросил: - Ты какую хочешь? – «Дядю Степу». И я дал ему «Дядю Степу». ….. Готовность помочь Взаимопомощь и взаимовыручка Сочувствие и понимание

Окружающий мир. Обществознание. Патриотизм. Уважение к иному Справедливость. Свобода Гражданственность. Свобода

Окружающий мир. Естествознание. Уважение к иному. Самостоятельность и ответственность. Доброжелательность Гуманизм. Безопасность. Здоровый образ жизни. Уважение к иному Здоровый образ жизни. Преодоление конфликтов. Сопереживание

???? РЕЗУЛЬТАТЫ Как увидеть результат воспитания? Ценности правила идеи Слова осмысление ценности ПРОЯВЛЕНИЕ Дела, направляемые ценностью осознание, оценка заявление действия, поступки Диагностические задания письменных работ Педагогическое наблюдение КАК ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ, НЕ ПРОВОЦИРУЯ ЛИЦЕМЕРИЕ? -Не подписывать работы -Оценивать аргументацию, а не позицию -Оценивается не личность, а конкретные поступки -Самооценка и саморефлексия первичны, а внешняя оценка вторична

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам Пример письменной диагностики 1. Убегу из класса и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я. 2. Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло. 3. Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте. 4. Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я. 5. Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем-то с улицы. 6. Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло. 7. Попрошу маму перевести меня в другую школу. 8. Буду неделю прогуливать занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли. Задание 4.Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. A. Допустимый поступок.В. Недопустимый поступок.

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ отделять оценку поступка от оценки самого человека Пример письменной диагностики Задание 5. Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!» Что ты подумал об этой ситуации? Выбери ОДНУ, наиболее точную формулировку. А. Этот человек плохой. B. Этот человек плохо поступил. C. Этот человек хороший, просто он очень торопился. D. Этот человек злой.

Результаты диагностики НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНЫХ умений (часть личностных результатов) Данные эксперимента РАО и «Школы 2100» по преемственности: 11 регионов, более 80 школ, ок.3000 учеников оценочные умения Определять ПРАВИЛА пов. ОБЪЯСНЯТЬ оценк.однозн.п Оценив.однозн. пост ок норма хор. отл. слабо Выбирать ПОВЕДЕНИЕ пр. 96 Отд.оц.пост./чел. 53 Оценив.неоднозн. 65

Пример наблюдения - самооценки ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК (ДНЕВНИК) ПЕРВОКЛАССНИКА

Психологическая диагностика личностных результатов

ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА учебного года Педагог-психолог: Орленок Ирина Николаевна г. Ангарск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа 4»

Цели исследования: 2. Создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся с целью оптимальной поддержки детей в ходе обучения в начальной школе. 1. Изучить готовность первоклассников к обучению в школе. 3. На основе проведенных обследований разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Инструментарий подготовлен: Авторским коллективом РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛОМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ под руководством кандидата психологических наук Ковалевой Галиной Сергеевной

Инструментарий по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Диагностические методики (проводятся фронтально и индивидуально) Карта первоклассника Анкета для учителя начальной школы (на электронном носителе) Анкета для родителей Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронном носителе)

Показатели изучени я готовности первоклассников к обучению в школе Познавательная сфера Индивидуально-личностные особенности ребенка Семья как ресурс адаптации первоклассника Цена адаптации ребенка к школе Индивидуальные особенности здоровья Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя

Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка Познавательная сфера Индивидуально-личностные особенности ребенка Семья как ресурс адаптации школьника 1. Тест Рисунок 7. Мотивация 13. Подготовка к школе в семье 2. Тест Графический диктант 8. Усвоение норм поведения в школе 14. Установки родителей 3. Тест Образец и правило 9. Успешность в роли ученика 15. Условия ребенка в семье для обучения 4. Тест Первая буква 10. Взаимодействие со сверстниками 16. Помощь ребенку в обучении 5. Успешность в 4 тестах 11. Эмоциональная стабильность 17. Цена адаптации ребенка к школе 6. Навыки чтения, письма, счета 12. Эмоциональное благополучие 18. Индивидуальные особенности здоровья 19. Адаптивный потенциал ребенка Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Индивидуально-личностные особенности ребенка: Уровень мотивации Усвоение норм поведения в школе Успешность в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Эмоциональная стабильность Эмоциональное благополучие

Информация об участниках исследования по изучению готовности первоклассников к школе КлассКол-во учителей Кол-во учащихся Кол-во родителей 11 «А» «Б» «В» «Г» «Д»125 Всего

Методики исследования личностных УУД: 1.М.Р.Гинзбург «Методика изучения мотивации перед началом занятий в школе» 2.Ж. Пиаже «Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи» 3.Ж. Пиаже «Задание на выявление уровня моральной децентрации» 4.Ж. Пиаже «Моральная дилемма»

Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошёл в школу? Портрет первоклассника

В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: Портрет первоклассника

Уровень развития школьной мотивации Портрет первоклассника

Социальный мотив «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь.» Учебный мотив «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился.»

Уровень развития школьной мотивации Портрет первоклассника

Вывод: Большинство первоклассников задаются вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» - и умеют на него отвечать. У них преобладают социальные мотивы, связанные с косвенным продуктом учения. Первоклассники стремятся выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезными обществу. Портрет первоклассника

Уровень нравственно- этической ориентации учащихся Портрет первоклассника Децентрация преодоление центрации (эгоцентризма), т. е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. К.Н.Поливанова «Психология развития»

У большинства первоклассников выявлен средний уровень развития нравственно-этических качеств. Учащимся не всегда удается преодолеть эгоцентрическую позицию и встать на позицию другого человека, чтобы увидеть ситуацию с его точки зрения. Вывод: Портрет первоклассника

Усвоение норм поведения в школе Портрет первоклассника

«Особенности поведения первоклассников» по мнению родителей Портрет первоклассника

«Особенности поведения первоклассников» по мнению родителей Портрет первоклассника

Успешность функционирования в роли ученика Портрет первоклассника

Эмоциональная стабильность (нетревожность) Портрет первоклассника

Уровень эмоционального благополучия Портрет первоклассника

Личностное развитие у большинства первоклассников в норме. У половины первоклассников высокий уровень психофизиологической и социальной зрелости. Вывод: Портрет первоклассника

Что ученику необходимо развивать в себе? Положительное отношение к школе Мотивационную основу учебной деятельности Ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности Интерес к учебному материалу Как в этом может помочь учитель? Создавать ситуации познавательной активности (проблемные) Предлагать осмысливать разные учебные ситуации. Организовывать учебное сотрудничество Активные формы обучения Отсутствие жесткого контроля Учить адекватной реакции на неуспех, преодолению трудностей

Вопросы мотивации Психологическая комфортность а) нет страха при ответе б) свободная творческая среда (микроклимат в классе) в) использование самооценки (как одного из правил ТОУУ) самооценка- ядро самосознания личности г) партнерские отношения: ученик-учитель Доступность обучения, обеспечение успешности Индивидуальный подход, учитывающий интересы каждого

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!