О работе АПКиППРО по обеспечению введения в образовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» президент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание.
Advertisements

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации.
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
О работе АПКиППРО по обеспечению введения в образовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» президент.
«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание 15 марта 2012 года.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
« Основы религиозных культур и светской этики» Концепция и структура комплексного учебного курса.
Внедрение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы, решения и перспективы Е.Ю. Бурцева, методист кафедры гуманитарного.
Нормативное правовое обеспечение преподавания основ религиозных культур и светской этики С. Н. Кучер проректор КГБОУ АКИПКРО по качеству, кандидат педагогических.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)
П РАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской.
Нормативно - правовое обеспечение курса « Основы религиозной культуры и светской этики » 1. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. 84- р «
Министерство образования Пермского края О ВВЕДЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУТРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Кассина Р.А., заместитель министра.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ»; - Приказ Минобрнауки РФ от
Транксрипт:

О работе АПКиППРО по обеспечению введения в образовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» президент АПКиППРО, д.п.н., профессор, Никитин Э.М. 1

Поручение президента: 2 августа 2009 г. Пр Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.

Распоряжение Правительства РФ от г. 84-р Утвердить прилагаемый план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин 3

4 Структура курса ОРКСЭ Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики

Распределение учащихся по модулям ОРКСЭ в г 5 Диаграмма учебный год Диаграмма учебный год Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики» выбрали – 49% и 42%«Основы исламской культуры» – 2% и 9 «Основы православной культуры» – 24% и 30%«Основы буддийской культуры» – 1% «Основы мировых религиозных культур» – 24% и 18%«Основы иудейской культуры» < 1%

Итоги апробации учебного курса В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными организациями Никакого разобщения учеников, их родителей, учителей по религиозным основаниям в ходе апробации не произошло При этом важно подчеркнуть активное участие родителей в проведении различных совместных с детьми мероприятиях, предусмотренных курсом ОРКСЭ Отмечено, что 88 % учащихся обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках ОРКСЭ Такого тесного, заинтересованного сотрудничества детей и родителей в вопросах образования ранее не фиксировалось в общеобразовательной практике 6

Итоги апробации учебного курса Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 территории, участвующей в апробации 7

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование» Дополнить абзацем «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики» Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» 8 О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. 9

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 10 Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. 11

Оценивание результатов обучения (воспитания) В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. 12

Из «Федерального перечня учебников для общеобразовательных учреждений на 2012/2013 уч. год» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Основы духовно-нравственной культуры народов России всего 26 учебников Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4Ассоциация ХХI век Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5Ассоциация ХХI век Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5ВЕНТАНА-ГРАФ Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4ВЕНТАНА-ГРАФ 13

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4Астрель Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 4Русское слово Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4Русское слово Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 5Русское слово Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5Русское слово 14

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 5Баласс Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4Баласс Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4Мнемозина Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5Мнемозина Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 Издательский дом «Федоров» 15

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Дрофа Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4-5Дрофа Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Дрофа Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Дрофа 16

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Просвещение Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Просвещение Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5Просвещение Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Просвещение Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Просвещение 17

Учебно-методические материалы издательства «Просвещение», прошедшие апробацию в 2010 – 2011 году в 21 субъекте РФ. 18 Комплексная учебная программа; 6 учебных пособий для учащихся; 6 электронных приложений к учебным пособиям; Методическое пособие «Книга для учителя»; Книга для родителей. Комплект разрабатывался Федеральным агентством по образованию совместно с издательством «Просвещение».

– Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ – К 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ – В 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами 19 Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

Сопровождение процесса внедрения курса ОРКСЭ: информационное, методическое, консультационное ведется через портал АПК и ППРО http//orксe.ru 20

По поручению МОН РФ Академия в течение 2012 и 2013 гг. будет осуществлять координацию деятельности по теме: «Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий». 21

мониторинг введения ОРКСЭ; разработку учебно-методического комплекта для проведения курсов повышения квалификации; организацию и проведение курсов повышения квалификации (500 человек в 2012 году и 1000 человек в 2013 году); осуществление на базе созданного Интернет-ресурса консультационной и методической поддержки; разработку учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ; проведение научно-практических конференций в Федеральных округах; проведение не менее 3-х инернет-конференций в год. 22 В течение двух лет реализации проекта пред- стоит выполнить объем работы, включающий:

Выбор учебного модуля обучающихся 4-х классов 23 В целом по Российской Федерации преобладает выбор модуля «Основы светской этики» (42,7% от числа всех выборов по РФ) и модуля «Основы православной культуры» (31,7%), что в совокупности составляет 74,4% из числа всех выборов модулей по стране. В большинстве регионов выбор представлен тремя и более модулями. В Чеченской Республике 99,9% и в Республике Ингушетия 100% обучающихся будут изучать модуль «Основы исламской культуры». В трех регионах: в Белгородской области, Республике Татарстан и Чукотском автономном округе обучающимися или их родителями (законными представителями) выбраны только два модуля – Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским и не предполагает освоение религиозных учений. Наша школа в гг. работает по курсу ОРКСЭ. Родители выбрали модуль «Основы православной культуры, изучаемый по учебнику Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». Учителя 4а и 4б Половинкина Людмила Борисовна и Коршунова Валентина Петровна прошли курс подготовки по данному модулю. 24