Качество образования в современной школе: его показатели, запросы, оценка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
Advertisements

Готовность учителя начальных классов к реализации стандартов нового поколения кафедра МНО ПГПУ, 2011 год.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ Зарегистрирован Минюстом России г., рег октября 2009 г. 373 Об утверждении.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
«Портрет выпускника основной школы» в ФГОСе второго поколения»
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Лаборатория инновационного опыта СО РИПКРО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 средняя общеобразовательная школа 3 Проектирование образовательного.
Кокарева З.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Психологические особенности подросткового возраста.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Качество образования в современной школе: его показатели, запросы, оценка

Цель образования сегодня Новая цель образования Новая цель образования Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса. Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан

Качество образования в современной школе и его показатели

Проблемы современного образования МОСКВА, 5 декабря 2000г - Удручающую тенденцию к падению качества школьного образования в России подтвердило исследование, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) По навыкам работы с письменным текстом - умению его понять, проанализировать, выделить главные мысли и использовать полученную информацию в дальнейшей работе - 15-летние россияне оказались на одном из последних мест среди сверстников из 32 стран. Схожие показатели - у латвийцев и бразильцев. Возглавили же итоговый перечень финны, новозеландцы, канадцы и австралийцы. У американцев - средние показатели, передает ИТАР-ТАСС.ИТАР-ТАСС

ЮНЕСКО: четыре основания международного образования Учиться узнавать – учащиеся конструируют свое собственное знание из внешних (информации) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов; Учиться делать – что означает практическое применение изученного; Учиться жить вместе – что характеризует стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, когда у каждого есть равная с другими возможность собственного развития, развития своей семьи и местного сообщества; Учиться быть – что выделяет умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей

Задачи современного школьного образования 1. Научить учащихся учиться (сформировать у них ценностные мотивы учения, развить способности определять конкретные цели познавательной деятельности, выбирать и использовать необходимые источники информации, применять эффективные приемы познавательной деятельности, оценивать ее результаты)

Задачи современного школьного образования 2. Научить учащихся объяснять явления действительности – природной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, оценивать их значимость

Задачи современного школьного образования 3. Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей (подготовить их к самостоятельному решению оценочно-мировоззренческих проблем, т.е. научить их сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, научить учащихся определять собственную позицию и развить у них способность отстаивать эту позицию )

Задачи современного школьного образования 4. Научить учащихся решать проблемы, связанные с выполнением человека определенной социальной роли (сформировать навыки самоорганизации деятельности, навыки взаимодействия с социальной, природной, культурной, технической средами) 5. Сформировать у учащихся ключевые комптентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки анализа и обработки информации, навыки сотрудничества, навыки принятия решения, навыки решения проблемы)

Задачи современного школьного образования 6. Подготовить учащихся к профессиональному выбору, т.е. научить их ориентироваться в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, сформировать у учащихся знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение

организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образовательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований

15 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

Требования к результатам Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

17 Состояние разработки и утверждения ФГОС 1. ФГОС начального общего образования разработан, прошёл необходимые согласования и антикоррупционную экспертизу, утвержден в Минобрнауки России и направлен в Минюст России на юридическую экспертизу (утвержден – декабрь 2009 года) 2. ФГОС основного и среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (срок внесения в Совет Минобрнауки России по ФГОС – январь 2010 года)

18 Уровень образовательного учреждения: - разработка примерной основной образовательной программы, включающей : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательно программы - учебный план(ы) - программу формирования универсальных учебных действий - рабочие программы учебных предметов, курсов - программу духовно-нравственного развития, воспитания - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программу коррекционной работы - систему оценки достижения планируемых результатов - разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом образовательного учреждения - модернизация системы методической работы

Сравнительный анализ подходов к стандарту о бщего образования Определение стандарта Субъект заказа Цели и смысл образования Форма отражения целевых установок Понимание результата образования Сфера регулирования Предмет регулирования «Ответственный Исполнитель» Способы контроля исполнения стандарта

Основное требование к системе российского образования: Школа должна перейти из традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества (ответственность, самостоятельность, система ключевых компетентностей, умение сделать личный выбор и др.)

Идеал работника - исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности СО Технологические процессы его освоения Как учить: новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемымеж предметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций

Мнения учителей о целях школьного образования МоскваАмстердам Знания 72%9% Способности 18%54% Опыт общения 10%37%

И зменение парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Г. А. Цукерман: «Дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся по мере того, как ребенок осваивает образец – вот три кита традиционной педагогики.» « … не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности, созданной Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и их сотрудниками…»

В. В. Давыдов: «Сейчас приобретают значения особые деятельности: проектирование, конструирование, исследование, программирование, планирование. Характерной их особенностью является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть».

27 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУД ) Предметные деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД) в построении УВП ( урок в логике формирования УД) Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании

Новая технология – сущностная часть содержания образования - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; -внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; -репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач

29 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » ) Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

30 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

31 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии ЦОР как новое дидактическое средство обучение Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,

32 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

33 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Выпускник основной школы Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый. Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов. Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства). Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли. Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером. Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.

Выпускник основной школы Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений. Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни. Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов. Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения. Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении. Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.

37 Профессиональный стандарт педагогической деятельности

38 Компетенции в понимании ученика Компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции целеполагания: предметного, личностного Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции в принятии решений Компетенции оценивания Компетенции организации информационной основы деятельности Компетенции организации учебной деятельности Компетенции в предмете преподавани я и в методах Компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности

39 Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентность в целеполагании учебной деятельности компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач компетентность в разработке программ деятельности и поведения компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности) компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Российский Учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе. Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности. Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде. Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ.

Современный учитель Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Современный учитель Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность

Современный учитель ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Цель образования Формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжениеие традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемтсвенности поколений

Новое качество образования будет достигнуто, если: 1) смысл, цели, структура содержания образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося, включенного в процесс проектирования своего образования

Новое качество образования будет достигнуто, если: 2) образование должно иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников

Новое качество образования будет достигнуто, если: 3) образовательный процесс должен быть основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой потенциал по отношению к каждому из изучаемых учебных предметов

Новое качество образования будет достигнуто, если: 4) образование должно быть открытым как непрерывно изменяющася среда, включающая информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие изменения

Новое качество образования будет достигнуто, если: 5) обучение будет строиться таким образом, чтобы одновременно создавались условия и для индивидуальной образовательной траектории учащегося в сопряжении с культурно- историческими достижениями, традициями и современным технологическим развитием

Новое качество образования подразумевает: Личностную ориентацию образования, предполагающую развитие индивидуальных способностей учеников, учет их интересов и склоноостей, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, сохранение и развитие здоровья – физического, психического, нравственного

Новое качество образования подразумевает: Фундаментальность образования, обеспечивающая разгрузку содержания образования за счет необязательного изучения второстепенного материала, не имеющего отношения к основам изучаемых наук, искусств и социальных практик

Новое качество образования подразумевает: Культуросообразность образования, предполагающую его ценностную основу в отношении российской и общечеловеческой культуры в ее историческом и современном аспекте, а также усилением экономической и языковой подготовки

Новое качество образования подразумевает: Вариативность образования, базирующуюся на обновленной структуре его построения, включающей федеральный, региональный, школьный компоненты; на применении здоровьесберегающих методик и технологий обучения; на профильной и предпрофильной организации обучения

Новое качество образования подразумевает: Продуктивность и деятельностный характер образования Подготовку и переподготовку кадров

Критерии качества образования 1)Степень личностной ориентации обучения объем участия учеников в планировании своего учебного процесса, в отборе личностного содержания образования, выборе форм, темпа и типа обучения, - наличие индивидуальных учебных программ, диагностических карт, методик их применения в обучении; - анализ содержания применяемых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, а также средств обучения с точки зрения их личностной ориентации, учета индивидуальных особенностей учеников; - анализ взаимосвязи учебной нагрузки, объема изучаемого материала и применяемых технологий обучения с точки зрения утомляемости школьников; - степень соответствия проверяемых и оцениваемых результатов обучения ученическим целям, ожиданиям их родителей; соотношение между оценкой и самооценкой результатов обучения;

Критерии качества образования 2)качество базовых знаний по учебному предмету Должна быть проведена диагностика степени соответствия изучаемого материала: - фундаментальным основам наук; - образовательному минимуму по учебному предмету; - индивидуальным потребностям "продвинутых" учащихся;

Критерии качества образования 3) культуросообразный потенциал изучаемых предметов их воспитывающее влияние на процесс обучения; информационную составляющую учебного процесса, наличие и эффективность использования телекоммуникационных средств и технологий для достижения общеобразовательных целей;

Критерии качества образования 4) условия для осуществления вариативного учебного процесса и индивидуальных траекторий образования школьников 5) уровень сформированности у детей универсальных образовательных умений и ключевых компетенций: соотношение продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности; - соответствие системы контроля общеобразовательным целям; - оценка общеобразовательной значимости творческих, проектных и иных форм организации обучения.