Урок русского языка в 9 классе Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. (М В Ломоносов)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Advertisements

Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
С2.1 Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ГИА 9 класс Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Карпенко И. В.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Сочинение на лингвистическую тему (задание С2) ГИА 2013.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
I. Тезис: содержит ответ на вопрос: «Как я понимаю высказывание Степанова?» II. Доказательство: нужно построить на анализе одного лексического и одного.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. (М В Ломоносов)

Цели урока: закрепить умения и навыки работы с текстом; Повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; Формировать умение создавать текст рассуждение на определенную лингвистическую тему; Повторить понятия «лексика» и «грамматика» и языковые явления, которые изучаются в этих разделах; Бережно относиться к слову и к языку вообще, стремиться обнаружить в слове скрытые ценности. Тема: «Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему».

Знать : композиционные части рассуждения, языковые средства связи частей текста. Уметь: выдвинуть тезис, создавать отдельные композиционные части сочинения по прослушанному тексту. Учебная задача: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

« Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» Г.В. Степанов. Георгий Владимирович Степанов – лингвист ( )

1. Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2. Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный вопрос. 3. Вывод ( подтверждение тезиса). План

Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, то есть в его словарном составе. Он очень разнообразен, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

Морфология – раздел грамматики, изучающий части речи. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетание и предложение, а также их роль в течи. Грамматика : морфология и синтаксис

Языковые явления Уменьшительно-ласкательные суффиксы Фразеологизмы, Однозначные и многозначные словаИсторизмы, архаизмы, неологизмы… Синонимы, антонимы, омонимыПрофессионализмы, диалектизмы Разговорные словаЭпитеты, метафоры, сравнение Книжная лексикаГипербола, литота Нейтральная лексикаТермины, антитеза, олицетворение оценочная лексиказвукопись Лексика

Морфология Синтаксис Самостоятельные части речиСловосочетание Служебные части речиПростое предложение Междометия и звукоподражательные словаСложное предложение БСП, ССП, СПП Обращение, вводные слова, сравнительные обороты, уточняющие члены предложения Причастные и деепричастные обороты Однородные члены предложения, Односоставные предложения, Прямая речь, диалог, цитирование, парцелляция, многосоюзие, инверсия… Грамматика

Лексика: Эпитеты – «нескрываемое недоверие» (предложение 12), «вызывающая агрессия» (предложение 24); Метафора – «вынули из души» (предложение 53) Лингвистические примеры из текста

Нет диалога с вопросами и ответами в классическом понимании, только 2 вопросительных предложения, много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении - 26, 31, 32. Грамматические конструкции

Тезиса и доказательствДоказательств и примеров друг с другом Докажем, найдем, приведемТаким образом, …. Следовательно,…Итак,….. Подтвердим, определимНапример, …. Во-первых,...во- вторых,.. Союзы и союзные словаСинтаксические конструкции Так как, так что, потому что,Это позволяет предположить,… Это обусловлено тем, что…. Поэтому, в результате чего,Из этого следует…. Для того чтобыВ заключение сделаем вывод… Языковые средства связи частей текста

Г.В.Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Или: Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г.В.Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Образец сочинения

Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся. Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передает лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение 12), «вызывающая агрессия» (предложение 24), метафора «вынули из души» (предложение 53). Доказательства ( 1-й аргумент)

Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Разговор подростков и пожилой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (20, 24), но зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении - 26, 31, 32. Из- за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чем-то даже угрожающая. 2-й аргумент

Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал. Вывод

Используя рабочие материалы, написать сочинение Домашнее задание

Желаю успеха! Урок подготовила учитель русского языка Покровской МОКУ Чиженко Н.Ф. Спасибо за работу