Инновационное развитие вуза в условиях перехода на уровневое образование Громова Лариса Алексеевна – доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой социального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Advertisements

Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Формирование модели системы УП (УЧР). Подходы. Сложности. Решения.
Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда зам. декана по магистратуре ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, д.э.н., профессор Апенько С.Н.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
Разработка ИТ- стратегии Вспомогательные материалы А.В. Евтюшкин.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Магистерская программа «Корпоративное управление и ответственность бизнеса»
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Транксрипт:

Инновационное развитие вуза в условиях перехода на уровневое образование Громова Лариса Алексеевна – доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой социального менеджмента, декан факультета управления РГПУ им.А.И.Герцена, Менеджер системы менеджмента качества Тел/факс: (812)

Внешняя среда университета Наличие вузов-конкурентов Есть ли спрос на существующие ООП? Какой конкурс на бюджетные места? Сколько внебюджетных студентов? % Есть ли спрос на выпускников на рынке труда? Есть ли партнеры для прохождения практик ? Достаточно ли бюджетного финансирования? Есть ли внебюджетные источники?

Внутренняя среда университета Кадры: достаточно ли специалистов по требуемым программам? Разнообразие образовательных программ? Потенциал науки? Потенциал для разработки новых инновационных программ? Действует политика материального и морального стимулирования ? Сопротивление изменениям? Какие еще проблемы?

Чем хотим стать? Видение

Перевод миссии университета в желаемые результаты

Актуальные проблемы развития высшего профессионального образования Новый статус вузов и финансовой политики: казенные, бюджетные, автономные (новые компетенции) Конкуренция за субсидии (диверсификация ОП) Оптимизация штатного расписания (опыт) Усиление контроля внешних органов (дисциплина, ответственность) Рейтинги вузов (бенчмаркинг) Внедрение болонской системы: уровневое образование, компетентностный подход, модульный принцип, мобильность, европейское приложение к диплому Проблема: Востребованность рынком образовательных услуг новых компетенций не обеспечена профессионализмом преподавателей, сотрудников, руководителей

Доклад международной комиссии по образованию для XXI века: « Образование: сокрытое сокровище » Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться жить Жак Делор (Париж, 1996 г.)

Уверенность в себе. Способность к рефлексии. Способность к критике и самокритике (критическое мышление; способность формулировать критические суждения). Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность). Самостоятельная работа (самостоятельность). Способность брать на себя ответственность. Способность работать концентрированно и дисциплинированно. Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде. Менеджмент времени. Инициативность. Общая образованность Компетенции самоорганизации и самоуправления

Общие характеристики инноваций Ориентация на удовлетворение потребителей Носят вероятностный характер Отличаются сложностью Требуют много времени Склонны к внезапным резким ускорениям, задержкам, сопротивлению, возникновению препятствий Во многом полагаются на интуицию и неявно выраженное знание Начинаются фанатиками идеи или ее активными сторонниками

Специфические характеристики инноваций Требуют управления не функциями, а процессами (три основных процесса) Носят нелинейный характер Требуют перестройки организационных структур и сетевого внешнего взаимодействия Проекты –провокаторы и эффективные инструменты изменений Пример: эксперимент по внедрению Болонской системы Проблемы: кадры, инновационный менеджмент, готовность организации к изменениям

Определение понятий Инновации и нововведения НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЕ ПРАКТИКИ ИЗМЕНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫЕ ИДЕИ

стратегия организации в целом (управление по целям и по ценностям) стратегия развития персонала (обучение всех) стратегия отдельного подразделения (междисциплинарное и проектное взаимодействие, будущее кафедр, факультетов, НОЦ, РЦ) бизнес-стратегия ( деловая среда университета, эндаумент) функциональная стратегия (переход к управлению процессами) Примеры: Инновационные программы РГПУ, СВФУ Выбор стратегий

Результаты инновационной деятельности: Становление инновационного университета (устойчивое развитие) Реструктуризация управления университетом :от линейного к проектному Новое качество образования Новое качество социального партнерства: сетевое и проектное взаимодействие Новый тип преподавателя Новое качество жизни: научить учиться всю жизнь, научить комфортно жить!

преподаватель Сопроводитель при формировании определенных компетенций Педагог- менеджер, а не транслятор учебной информации Руководитель и куратор работы студента Определитель цели, Устанавливаемой для ООП Организатор различных видов деятельности студентов Консультант и мотиватор студентов Изменение роли преподавателя

Сопротивление изменениям Сопротивление стратегии изменений (стратегия принуждения, убеждения и обучения, стратегия разделения власти) Сопротивление агенту (агентам) изменений

Рекомендации по преодолению сопротивления изменениям Приверженность работников и лидерство руководства на основе видения (прояснение ценностей) Адаптивность ( устойчивость ) изменений, быстрое реагирование на проблемы Управление рисками ( анализ внешней и внутренней среды, страхование рисков ) Система вознаграждения лидеров перемен стимулирует и форсирует успех

Инновационный менеджмент Это система управляемых изменений, приводящая к новым практическим результатам Три стадии изменений и опасности: Подготовка (размораживание)-(deadline) Проведение изменений – (западня активности) Закрепление изменений-(эффект инновационной усталости или забывчивости)

Векторы развития СВФУ Модернизация образовательного процесса Модернизация научно-исследовательского процесса Модернизация МТБ и НИР Развитие кадрового потенциала с учетом перспектив развития (опережающее обучение) Модернизация структуры управления университета и системы оплаты труда

Модернизация образовательного процесса: Образовательная программа как инструмент инноваций Характеристики: Уникальность (конкурентоспособность)- невоспроизводимость компетенций команды Востребованность рынком труда (может опережать)- НИР Эффективное лидерство Привлечение стейкхолдеров (диверсификация источников финансирования) Менеджмент программы на основе СМК Пример: «Управление фармацевтическими и биотехнологическими предприятиями», «Менеджмент в спорте», МВА «Менеджмент в образовании»

Управление основными образовательными программами Обновление содержания образования и учебных планов Совершенствование методик преподавания (требования новых стандартов) Учебно-методическое сопровождение Организация самостоятельной работы, практики и актуализация тем выпускных квалификационных работ Совершенствование методов контроля качества образования (КИМ) Управленческий консалтинг (держатели процессов: зам.декана, руководители ОП, модулей) Изучение и анализ требований работодателей к выпускникам Дополнительные краткосрочные курсы, семинары, круглые столы, дистанционное обучение

Образовательная программа как система проектов ( опыт) Разработка концепции Управление образовательным процессом(три основных процесса) Создание учебных модулей Управление расписанием Управление персоналом Управление качеством Управление изменениями Управление маркетингом программы Мониторинг, улучшение

Что можно ожидать от СМК? Участие в реализации вариантов моделей улучшения деятельности университета «Разовые улучшения» : Описание некоторых локальных процессов (например, в рамках 1-2 структурных подразделений) в виде цепочек последовательно выполняемых операций с целью провести анализ и предложить мероприятия по улучшению; «Лоскутное документирование »: Описание некоторых ключевых процессов и процедур организации с целью сделать порядок их выполнения стандартным; « Тотальное моделирование»: Описание большей части "сквозных" процессов организации с целью анализа, оптимизации, регламентации и последующей автоматизации; «Комплексное упорядочение деятельности »: Описание и регламентация основных процессов структурных подразделений, налаживание взаимодействия между подразделениями по принципу делового партнерства

Показатели результативности и эффективности управления вузом и ОП Трудоустройство и карьера выпускников ( ассоциации выпускников, Центр карьер, сети ) Связь с выпускниками (аспирантура, ДПО) Эндаумент Конкурсы, праздники (День карьеры) Рейтинг вуза Финансовая и кадровая стабильность

Проект как инструмент изменений Проект-деятельность, направленная на создание нового в условиях ограниченного времени и ресурсов Уникальность Временность Концепция постоянного изменения Высокие риски Результат: формирует лидеров перемен, инновационные точки роста (сети) Пример: дисциплина УП, магистерская программа. День карьеры менеджера

Управление проектами Международные стандарты УП :PMBOK GUIDE, IPMA Процессный подход к УП Результативность и эффективность Управление временем и ресурсами Управление качеством Критерии успеха: связь с миссией, ресурсами организации, ее жизненным циклом, культурой и системой ценностей

Управление инициированием проекта Поиск и формулирование идеи, направленной на решение проблемы Название проекта (принцип KISS) Миссия, видение (SWOT) Цели (SMART) Пример: ИОП

Управление процессами планирования Обоснование проекта RACE-технологии Исследование Задачи План Этапы Связи, люди, команда Показатели результативности, эффективности, индикаторы Пример: разработка ИОП

5 процессов управления проектами Процессы инициирования Процессы планирования Процессы исполнения Процессы контроля Процессы завершения

Управление процессами исполнения Оценка стоимости (затрат) проекта Определение потребности в ресурсах Бюджетирование проекта (оценка своих вложений, роль нематериальных активов) Контроль стоимости, постоянная оценка фактических затрат и их сравнение с запланированными

Управление процессами контроля Контроль за исполнением плана Точная оценка времени, ресурсов и затрат Периодическая переоценка времени и затрат Многократное, периодическое сравнение фактического выполнения изатрат с графиком и бюджетом Управление рискамипроекта

Управление процессами контроля Контроль за исполнением плана Точная оценка времени, ресурсов и затрат Периодическая переоценка времени и затрат Многократное, периодическое сравнение фактического выполнения изатрат с графиком и бюджетом Управление рискамипроекта

32 Инновационная среда общества и образование Развитие экономики знаний - новые компетенции рынка труда Национальная программа «Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 г.»- капитализация знаний Новое качество образования – способность к обучению в течение всей жизни

Задание Оцените по 5-ти балльной системе управление процессом перехода на уровневое образование в Вашем университете. Сформулируйте Ваши предложения по совершенствованию управления образовательным процессом в университете. Какие формы сотрудничества с Герценовским университетом Вы считаете перспективными для студентов, для преподавателей, для университета в целом? СПАСИБО!

Инновационная деятельность – не просто работа -это образ жизни! СПАСИБО!