ВОЗРОЖДЕНИЕ. Данте Алигьери (1265-1321) Памятник во Флоренции)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Advertisements

Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
1548–1600 Биография Ранние годы Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в.
Джордано Бруно
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
» ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ То, к чему мы стремимся в жизни определяется НЕ целями, НЕ желаниями и даже НЕ молитвами Потому что конечный пункт назначения определяется.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Джордано Бруно Специализация: философ Рождение: 1548, Нола, близ Неаполя Смерть: 17 февраля 1600, Рим Пол: мужской Национальность: итальянец Достижения:
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Счастье в браке – возможно ли оно? Взгляд на брак с православной точки зрения.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Истина – две позиции Истина «собирание сокровищ «собирание сокровищ на земле» на небе» итог итог в области мыслительной - в области мыслительной - достоверные.
Авраам ибн Эзра как философ. Комментарий Авраама ибн Эзры Берешит 1:2 Земля же была поразительна и пуста...слово бара не означает, как думают некоторые,
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Транксрипт:

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Данте Алигьери ( ) Памятник во Флоренции)

«Божественная комедия» (проводники - Вергилий и Беатриче) «Пир» «О монархии». Человек причастен двум природам земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Франческо Петрарка (1304–1374)

Отношение к Лауре: «Притом вскоре, приближаясь к сороковому году, когда еще было во мне и жара и сил довольно, я совершенно отрешился не только от мерзкого этого дела, но и от всякого воспоминания о нем, так, как если бы никогда не глядел на женщину; и считаю это едва ли не величайшим моим счастием и благодарю Господа, который избавил меня, еще во цвете здоровья и сил, от столь презренного и всегда ненавистного мне рабства» Причины отхода от Бога: 1) натурализм (аверроизм), и 2) господство диалектики и логики. Против этого: 1) чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, нужен возврат к собственной душе, 2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. "Он (Аверроэс) знает многое, знает зверей, птиц и рыб, знает, сколько волос в гриве льва и сколько перьев в хвосте ястреба… Приведенные вещи по большей части или фальшивы (невозможно проведение опытов), или неизвестны: они слишком легковерно принимаются и, поскольку недоступны опыту, берутся на веру; но даже будучи истинными, они бесполезны. Я спрашиваю себя, что пользы знать природу зверей, птиц, рыб и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека (кто мы, откуда и куда идем)".

Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, а тому, кто овладел искусством быть свободным. «Инвектива против врачей»: «Глубоко задумывающийся над смертью, преисполненный терпимости к ней, готов к тому, чтобы в презрении к ней и выдержке поступать, как необходимо, и это дает возможность придавать кратким мгновениям жизни внутренний смысл, наполнять их счастьем и славой - вот истинная философия, о которой некоторые говорили, что она не может не быть мыслью о жизни и смерти. Это объясняет, что философия, хотя она и найдена язычниками, все же по сути своей - гуманистична".

«О своем и чужом невежестве» О Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных делах. Не против Аристотеля, а против аристотеликов. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к Платону: «И кто, спросят, дал это первенство Платону? Не я, отвечаю, но правду говорят, что если он не достиг истины, то был близок к ней более, чем другие, и это признают и Цицерон, Вергилий и те, кто, не сознаваясь в том, следовали за ним, и Плиний, и Плотин, и Апулей, и Макробий, и Порфирий, и Иосиф Флавий, и Амвросий, Августин, Иероним, и многие другие, что легко может быть доказано, если бы это не было и без того всем известно. И кто станет отрицать такое первенство, исключая разве что шумную толпу глупых схоластов?". Против «варварской латыни». Человек не может познать Бога и должен изучать только сам себя. «Моя тайна» («О презрении к миру»). Беседа трех лиц Августина, Франциска и Истины. Истина молчит. «Я постараюсь изо всех сил остаться при себе, соберу разбросанные обломки моей души и усиленно сосредоточусь в себе. Правда, теперь, пока мы говорим, меня ждут многие важные, хотя все еще земные дела».

Колюччо Салютати ( ) Учредил первую кафедру греческого языка во Флоренции. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учёности. Первенство активной жизни над созерцательной. "Не верь, о Пилигрим, что, избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, ты тем самым находишь путь к совершенству. То, что придает твоей работе степень совершенства, находится в тебе; в те6е - способность не принимать те внешние вещи, которые не затрагивают тебя, но они не могут не затронуть тебя, если только твой ум и твоя душа сосредоточенно останавливаются и обращаются к этим внешним вещам. Если душа твоя не допустит их в себя, то посреди рынка, в суде, на форуме, в самых оживленных в городе местах ты будешь, как в скиту. … Кто был дороже Господу: затворник и отшельник Павел или деятельный Авраам? Яков с двенадцатью сыновьями, множеством стад своих, двумя женами, огромным богатством - не думал ли ты, что он был дороже Господу, чем два Макария, Теофила и Иллариона? Верь мне, о Пилигрим, что только те, кто печется о вещах мира, только они знают толк в созерцании; таким образом, есть много званых, но мало избранных".

Леонардо Бруни (1370/ ) Перевел Платона (диалоги «Федон», «Горгий», «Федр», «Апологию», «Критон», «Письма» и частично «Пир»), Аристотеля («Никомахову этику», «Политику»), а также Плутарха и Ксенофонта, Демосфена и Эсхина. Спиритуалистическому и задушевному гуманизму Петрарки Бруни противопоставляет граждански и политически более действенный гуманизм. «Высшее благо», о котором говорится в «Никомаховой этике», - это не абстракция, но это благо, конкретная реализация добродетели, которая является счастьем. «Если человек не добродетелен, он не может быть благоразумным, благоразумие (мудрость) действительно является точной оценкой его возможностей; злодею сами вещи не хотят являться в истинном своем свете, проявляясь в качестве искаженных. Преступники и злодеи могут точно постичь математические и физические законы, но их нет для мудрых дел, и они теряют свет истины... Честному человеку, таким образом, прямо и свободно открывается дорога к счастью. Он никогда не обманывается, не ошибается. Хотите быть счастливыми - нет ничего надежнее честности и добрых дел».

Поджо Браччолини ( ) а) активная жизнь против созерцательной, уединенной; б) назначение литературы для формирования человека и гражданина; в) слава и благородство как плоды индивидуальной добродетели; г) фортуна и превратности человеческой жизни людей, одолеваемые добродетелью; д) переоценка богатства, понимаемого как основа государства

Леон Баттиста Альберти ( ) Людям не дана способность обнаруживать высшие причины вещей, потому что они могут знать только то, что подвластно опыту. Его интересует homo faber, т.е. человек деятельный. Самый тяжкий порок - безделие. Созерцание без действия не имеет смысла. Архитектор. Развивал античные мотивы в архитектуре.

В отличие от многих гуманистов XV в., увлеченных классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare. Таковы его трактаты о морали («О семье», «О спокойствии души», «Домострой»), рассчитанные, в первую очередь, на широкие слои образованных горожан. О путях к достижению счастья, о нравственном совершенстве, об отношении к семье и обществу и т. п. Форма диалога. В трактате «О семье» Альберти отвечает на вопрос: «Действительно ли судьба столь могущественна, даровано ли ей это высшее право своим непостоянством разрушать выдающиеся семьи?» «Природа, т. е. бог,пишет Альберти,создала человека частью небесным и божественным, частью же самым прекрасным и благородным среди всех смертных, снабдив его обликом и членами, весьма пригодными ко всякого рода движению, а также к тому, чтобы ощущать и избегать всего вредного; она наделила его способностью к рассуждению, чтобы исследовать и принимать необходимое и полезное; она одарила его движением и чувством, желанием и стремлением, дабы с их помощью он ясно чувствовал и лучше понимал полезное и избегал вредного; она дала ему ум, понятливость, память и разумсвойства божественные и самые подходящие для того, чтобы исследовать, различать и понимать, чего следует избегать и к чему стремиться, дабы лучше сохранить самого себя»

Правит Природа, т.е. естественная закономерность. В «О семье» он пишет: «Природа, т.е. Бог». Закон природы – внутреннее совершенство ее творений. Человек предопределен природой к добру. Совершенство человека – в разуме. Разум должен вскрывать скрытые причины вещей. Познав их, человек должен им свободно следовать. Власть Фортуны простирается лишь на плоды нашего труда (богатство, победа в битве и т.п.), но не на наши добродетели. Здесь мы свободны. «Судьба побеждает лишь того, кто ей покоряется». Независимость от судьбы достигается через разум; здесь мы свободны.

Лоренцо Валла (1407–1457) Детство – при курии папы Мартина V 1429 – преподает риторику в Павии Пишет резкий памфлет на профессоров- юристов «О девизах и геральдических знаках», на его жизнь покушаются – в Неаполе, секретарь короля Альфонса Арагонского Пишет «О подложности Константинова дара», инкизиция. Король заступается вернулся в Рим,папа Николай V дает должность апостолического секретаря и каноника Латеранской базилики Преподает риторику в Римском университете.

Трактаты: «О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» «О красотах латинского языка» (против варварской латыни) «О свободе воли» (человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом) «О монашеском обете» (против монашества) «Сопоставление Нового Завета» «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» «Пересмотр диалектики и философии» (против Аристотеля и схоластики) «О деяниях Фердинанда, короля Арагона» (об отце Альфонса Арагонского).

«О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» «Мы, придерживающиеся законов самой природы, говорим о стремлении к удовольствиям, они [призывают] к бесцельным страданиям; мы к радости, они к мучениям, мы к наслаждениям; наконец, они к смерти, мы к жизни». Бог «нас произвел из ничего способными наслаждаться благами, так что мы должны любить Его больше, чем самих себя». «…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения». «Если мы хотим учитывать природу, то почему нападаем на прелюбодеев? Вообще нет никакой разницы, любит ли женщина мужа или поклонника» «О, вино, создатель веселья! О, учитель радостей, спутник счастливого времени, утеха в несчастье!»

Удовольствия духовные и телесные равноценны Полезность естественный принцип и важнейший критерий действий человека, всей его жизни. Жить добродетельно – значит действовать с пользой для себя. Отношения людей строятся на взаимной пользе.

Отношение к философии: Противоречие систем. «Я не поколеблюсь презреть или осудить философию, поскольку ее осуждает Павел, и Иероним вместе с некоторыми другими называет философов ересиархами. Итак, долой, долой философию, и пусть она уносит ноги, словно из священного храма актриса жалкая блудница, и, словно сладостная сирена, пусть прекращает петь и насвистывать вплоть до рокового конца, и, сама зараженная мерзкими болезнями и [покрытая] многочисленными ранами, пусть оставит она больных другому врачу для лечения и исцеления. Какому врачу? Мне». «Праздноболтающая философия… не любила и не почитала она Бога, хотя познавала его или могла познать, предпочитая предаваться блуду с приверженцами земного. Смотрите же, какую любовь должно питать к Богу, в какой мере подобает любить его. Ведь всё, что любят, любят лишь по двум причинам: или потому, что [это] доставляет удовольствие, как то, что мы видим, слышим, и прочее, или потому, что оно воспринимает удовольствие, как глаз, который так устроен, что радуется, созерцая цвет, и прочие чувства. Эти две вещи как необходимы обе (ибо бесполезен был бы цвет, если бы его не воспринимали глаза и глаза в темноте ничего не различали бы из-за мрака, и не знаю, что из двух было бы важнее), так никогда не могут быть одной вещью. То, что видят, не является тем, что видит, и то, что видит, не есть вещь, которую видят. … Эти две вещи совпадают в Боге, кто и нас произвел из ничего способными наслаждаться благами, так что мы должны любить его больше, чем самих себя».

«О монашеском обете» Против монашества. 1. Оно – против природы. «добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно распоряжаться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять» 2. Оно – лицемерно. «Ну что ж, назовем бедностью то, как вы живете... ведь у вас нет недостатка ни в пище, ни в крове, ни даже в вине, и все это не добыто трудом… Поэтому, брат, еще и еще раз подумай, действительно ли ты так уж много даровал богу»

«О дарственной грамоте» «Нужно ли мне продолжать свою речь о деле, столь очевидном. Я утверждаю не только то, что Константин не даровал стольких владений и римский первосвященник не мог приобрести на них права давности, а утверждаю также, что если бы и то и другое имело место, тем не менее всякое право на владение было бы утрачено в результате преступлений, совершенных владельцами, ибо мы видим, что разорения и бедствия всей Италии и многих провинций проистекали из одного этого источника... Можем ли мы признать законной самую основу папской власти, если мы видим, что папская власть является причиной столь страшных преступлений, столь громадных и столь разнообразных бедствий?» (В 1444 г. Валла осужден инквизицией к сожжению, но заступничество короля Неаполя спасло его).

А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» (глава «Оборотная сторона титанизма»): «всякого рода разгул страстей, своеволия и распущенности достигает в возрожденческой Италии невероятных размеров». «папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок», «имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Иннокентий VIII, и папа Юлий II, и папа Павел III; все они папы- гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук» (Лосев А.Ф.)

Флорентийская платоновская Академия Георгий Гемист Плифон ( ) Предлагает реформы в греческой Церкви. Преподает философию в Мистре (Пелопоннес). Флорентийский униатский собор Остался во Флоренции. Трактаты: «О том, чем отличается Аристотель от Платона», «Законы» (в 3 ч.: богословие, этика и политика) (1355– 1452). Возвращается в Мистру, где и умер. В 1475 прах Плифона был перенесен его почитателями в Римини.

Эллинская теология. Креационизму предпочитает эманационное видение мира. Вселенная не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна Переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов.

Марсилио Фичино (1433–1499) Учился во Флорентийском университете (греческий, латынь, философия). Козимо Медичи решил воссоздать Платоновскую академию. Дарит Фичино виллу и греческие рукописи Платона и др. Перевел на латынь Платона, а также Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха, Дионисия Ареопагита. Кроме того – трактаты Гермеса Триждывеличайшего (Трисмегиста) «Поймандр», «Асклепий» и др. Католический священник.

Трактаты: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», «Толкование на «Пир» Платона». У Гермеса привлекает мысль об особом призвании человека. Магия – это орудие, посредством которого человек может выполнить заповедь Божию «наследовать землю». Высокая, христианская магия и низкая, демоническая. Существует некая всеобщая религия, все религии причастны ей. Мудрость возникает от прикосновения к истине, ее светом были освещены Гермес, Орфей, Пифагор, Платон, Христос. Цель - объединить философию и религию, платонизм и христианство в некоей «ученой религии».

Иерархия мира: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Троица – это три плотиновских ипостаси. «Она (душа) - высшее чудо природы. Другие вещи под Богом - каждая в себе - суть отдельные предметы; она является одновременно всеми вещами. В ней образы вещей божественных, от которых она зависит, она же есть причина и образец для всех вещей низшего порядка, которые она некоторым образом сама же и производит. Будучи посредницей всех вещей, она имеет способности всех вещей. И если это так, она проникает во все. Но поскольку она является истинной связью всего, то, когда она вселяется в одно, она при этом не оставляет другого, но проницает и одно и другое и всегда все поддерживает, поэтому ее справедливо можно назвать центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира».

Джованни Пико делла Мирандола ( ) 14 лет – Болонский университет. 17 лет – Падуанский университет. Увлекается аверроизмом. Изучает языки г. – Париж. Знакомится с номинализмом г. - «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» для диспута в Риме. «Речь о достоинстве человека» - начало диспута. Папа Иннокентий VIII осуждает. Бежит во Францию, но его схватили и заточили в тюрьму. Вызволил Лоренцо Медичи – селится близ Флоренции.

Трактаты: «Гептапл» (толкование на шесть дней творения), «О сущем и едином» (согласовать Платона и Аристотеля), «Рассуждения против астрологии», «Толкование на Канцону о любви Джироламо Бенивьени». Аллегорическое толкование Библии. Иерархия мира. Три уровня: ангельский, небесный и элементарный. Бог творит мир эманатийно. Мир прекрасен, но в Боге нет красоты, ибо красота – это асимметрия. Бог пронизывает иерархию. В любой вещи есть Бог, Он – ее сущность. Человек – вне иерархии. «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Математическая структура мира. Бог, создавая мир, имел перед Собой геометрию, арифметику, алгебру и др. Интерес к Каббале. Влияние на Кеплера. Та самая, настоящая трактовка Закона, которая раскрылась Моисею в Божественном откровении, называется «Каббала» (dicta est Cabala), что у иудеев означает «получение» (receptio). «В общем, существует две науки… Одна из них называется комбинаторика (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках… Другая говорит о силах Высших Вещей… Обе они вместе называются у иудеев «каббалой»». Против астрологии. Природа имеет каузальную (причинно-следственную) структуру. Астрология принижает человека, показывая полное отсутствие у него всяческой свободы.

Николай Кузанский (1401–1464) Учился в школе «братьев общей жизни». Гейдельбергский и Падуанском университеты. Изучает математику, медицину, астрономию, географию, юриспруденцию г. - доктор экономического права Кельнский университет, изучает богословие г. - рукоположен в сан священника 1437 г. - в Византии по поводу объединения Церквей. Там знакомится с Георгием Гемистом Плифоном г. – кардинал Интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), математикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин) г. - папский легат в Германии 1458 г. возвращается в Рим и становится генеральным викарием.

Трактаты: «Об ученом незнании». «О предположениях»; Диалоги Простеца ( «Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами»); «О сокрытом Боге» «Об искании Бога» «О Богосыновстве» «О даре Отца светов». Венк: «Невежественная ученость». «Апология ученого незнания».

«Об ученом незнании» Чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Максимум - это «то, больше чего ничего не может быть». Если максимум может стать меньше максимума, то он уже не будет максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничего не может быть, следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум включает в себя равенство с самим собой, и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы: «Единство», «Равенство» и «Связь». Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Лучшие аналогии – математические.

Бог есть Троица, лучше всего представить себе Бога в виде бесконечного треугольника, стороны которого стремятся к бесконечности, а углы к прямым. Бог есть и бесконечная прямая линия и бесконечная окружность, это окружность, радиус которой стремится к бесконечности и совпадает с прямой. Поскольку окружность бесконечна, то центр ее находится везде, а граница нигде. Следовательно, Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует целиком.

Мир есть развертывание Бога. Бог – бытие- возможность, в Нем противоположности соединены. Мир – действительность, противоположностей нет. Человек включает в себя весь мир – и материальный, и духовный. Но только Иисус Христос. Теория познания. Рассудок и разум. Разум познает бесконечность, рассудок – нет.

Никколо Макиавелли (1469–1527) член Совета Флорентийской республики, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Возрождает стоицизм. Бог – не Личность, а фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Человек должен познать эту закономерность и действовать в соответствии с ней. «…Пока между ними (человеком и судьбой) согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец».

Государства возникают и исчезают по законам фортуны, и человек, если будет познавать эти законы, будет успешен в своей деятельности. «…Фортуна женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело». Общество возникает из стремления людей к самосохранению. Мораль возникает на более поздней стадии и есть то, что полезно для общества. Христианство религия несовершенная. «Цель оправдывает средства».

Эразм Роттердамский (1469–1536) Незаконный сын священника. Учится в школе братьев общей жизни в городе Девентере. Монах. Местный епископ берет к себе на службу. Учится в Сорбонне. Доктор теологии Друг Томаса Мора. Греческое издание Нового Завета. «Textus receptus». «Похвала глупости», «Антиварвары», «Цицеронианец», «Юлий, не допущенный на небеса» (памфлет против римских пап), «Разговоры запросто».

«Энхиридион, или Оружие христианского воина» и «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Все люди созданы Богом равными, и благородство их зависит не от их принадлежности к знатному роду, а от их воспитания, нравственности, образования. Против суеверий и псевдонаучных увлечений алхимии, астрологии и т.п. Против чудес (чудеса творил только Иисус Христос) Против схоластики – против метода, диспутов, титулов и научных степеней. Эта философия не ведет к истине и добродетели. Философия должна быть моральной.

«Оружие христианского воина» Главное для христианина - это книги Священного Писания. Нужно восходить от чувственного, т.е. от буквы, к умопостигаемому, к таинству. Надо учиться у отцов Церкви и читать прежде всего «тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген, Амвросий, Иероним, Августин». Началом мудрости является познание самого себя. Этот тезис высказан Сократом, апостол Павел также следовал методу самопознания. Человек состоит из духа, души и тела. Тело низшая часть человека, оно хуже даже, чем у животных. Дух это свет, который осеняет человека: свет истины, добра, спасения. Душа связывает дух и тело, она может направлять свои усилия или к телу, или в сторону духа. В познании самого себя человеку мешают три зла: слепота незнания, затуманивающая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого естества.

Мартин Лютер (1483–1546) Сын рудокопа августинианский монастырь в Эрфурте прибивает к дверям дворцовой церкви в Вюртенберге 95 тезисов об индульгенциях.

Эразм «снес то яйцо, которое впоследствии высидел Лютер». Лютер: воля человека подобна вьючному животному, от которого не зависит, какой всадник его оседлает. Эразм: «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Лютер: «О рабстве воли». Эразм : «Сверхзащита». Оба апеллируют к Августину. Эразм: «Августин после борьбы с Пелагием оказался менее прав по отношению к свободной воле, чем был прежде».

«Да оставят нас, христиан, скептики и академики, да пребудут с нами те, которые высказывают свои убеждения вдвое упорнее, чем сами стоики». «Благоволи к своим скептикам и академикам, доколе не призовет Христос и тебя, а нам дозволь иметь определенные утверждения, стремиться к ним и любить их. Святой Дух это не скептик, и начертал Он в наших сердцах не сомнения да размышления, а определенные убеждения, которые вернее и крепче самой жизни и всяческого опыта». «Чтобы уразуметь Писание целиком и каждое его место в отдельности, необходим Дух».

«Писание говорит обратное: все живет и погибает по воле и желанию Божьему и, наконец, молчит вся земля перед лицом Его. Речи, подобные твоим, должен был бы говорить тот, кто полагает, что Бог живой, это какой-то легкодумный и глупый пустозвон, выступающий с трибуны, и его слова можно истолковывать как хочешь». «Мы не смеем доискиваться до смысла божественного желания. Надо просто молиться, воздавать Ему славу, ибо один только Он праведен, мудр и справедлив ко всякому».

«Я говорю здесь так: если будет доказано, что наше спасение зависит не от наших усилий и помыслов, а от деяний одного только Бога, что я ниже, в основной части своего рассуждения, надеюсь неопровержимо доказать, то разве не будет из этого ясно, что если Бог не присутствует в нас своим деянием, то все, что мы делаем,зло и мы неизбежно совершаем то, что не имеет никакого отношения к спасению? Потому что если не мы, а один только Бог творит в нас спасение, то волей-неволей без его деяния мы ровным счетом ничего не способны сделать для своего спасения».

«…сила свободной воли состоит в том чтобы делать человека способным воспринимать дух Божий, напитаться Божьей благодатью, потому что человек сотворен как для вечной жизни, так и для вечной смерти... Значит, твердо установлено.., что мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли это ничто, она ничего не может, если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро».

Ответ Эразма «Здесь я слышу: зачем нужен толкователь, если писание совершенно ясно? Если оно так ясно, то почему здесь пребывают в слепоте выдающиеся мужи всех веков?» «Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он понимает? Что мне делать, если многие люди предлагают разные смыслы и каждый из них клянется, что в нем есть дух?!»

Мишель Монтень ( ) Отец – мэр Бордо. И сам Мишель тоже был мэром Бордо два срока. Прекрасно знал латынь, греческий – плохо. «Опыты» пишет на французском. «Содержание моей книги я сам».

Основная проблема проблема человека. Философия должна вернуться к повседневной жизни. Орудие для этого - самопознание. «Другие творят человека, я же только рассказываю о нем». «Прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его, подмечать в нем те или иные из бесконечных его малейших движений – дело весьма нелегкое, гораздо более трудное, чем может показаться с первого взгляда... Вот уже несколько лет, как все мои помыслы устремлены на меня самого, как я изучаю и проверяю только самого себя, а если я и изучаю что-нибудь другое, то лишь для того, чтобы неожиданно в какой-то момент приложить это к себе или, вернее, вложить это в себя» Отказ от любых авторитетов и школ. Подлинная философия – свободна. Она говорит о человеке, о его нуждах, радостях и болях, горе и счастье, и поэтому подлинная философия радостна и счастлива. «Как в философии, так и в науке о человеке образовалось несколько школ и всякий судил и выбирал между ними. Но в настоящее время, когда люди идут одной дорогой... и когда изучение наук ведется по распоряжению властей, и когда все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и обучения, уже не обращают внимания на вес и стоимость монеты, а всякий принимает ее по общепринятой цене, по установленному курсу».

Порок схоластики - власть авторитета, «подавление свободы наших суждений», «установившаяся по отношению к нашим взглядам тирания» : «Аристотель – это бог схоластической науки; оспаривать его закон – такое же кощунство, как нарушать законы Ликурга в Спарте. Его учение является у нас незыблемым законом, а между тем оно, быть может, столь же ошибочно, как и всякое другое». «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого - бесконечные словопрения, в которых она погрязла. Глубоко ошибаются те, кто изображает ее недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающими страх. Кто напялил на нее эту обманчивую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, бодрого, радостного, чуть было не сказал - шаловливого. Философия призывает только к праздности и веселью. Если перед вами нечто печальное и унылое - значит философии тут нет и в помине».

«Апология Раймунда Себундского» Раймунд Себундский пытался в «Естественном богословии» обосновать истины веры не доводами откровения, а идя «естественным» путем. Церковь осудила. Монтень доказывает, что Раймунд и не мог достичь своей цели, ибо рационального обоснования религии нет и быть не может. Защита положений Раймунда оборачивается скорее критикой его противников, защитников обычной религиозной веры. Аргументы Секста Эмпирика. Против экстаза: «Но не дерзость ли со стороны философии утверждать, будто самые великие деяния людей, приближающие их к божеству, совершаются ими тогда, когда они выходят из себя и находятся в состоянии исступления и безумия? Лишившись разума или усыпив его, мы становимся лучше. Исступление и сон являются двумя естественными путями, которые ведут нас в обитель богов и позволяют предвидеть судьбы грядущего. Забавная вещь!» Против религиозного фанатизма: «заживо поджарить человека из-за своих домыслов значит придавать им слишком большую цену».

Необходимо сомнение во всем: «Знание и мудрость являются уделом только Бога, лишь Он один может что-то о Себе мнить, мы же крадем у Него то, что мы себе приписываем, то, за что мы себя хвалим». «Самомнение наша прирожденная и естественная болезнь». «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться». Сомнение – начало познания. Процесс познания бесконечен. Против антропоморфного понимания Бога. В каждой религии есть часть истинной религии: «признаки одинаковы у всех религий: чаяния, вера, чудесные события, обряды, покаяния, мученичества». «Сравните наши нравы с нравами магометанина или язычника вы увидите, что мы окажемся в этом отношении стоящими ниже». «Мы христиане в силу тех же причин, по каким мы являемся перигорцами (Перигор регион на юго-западе Франции) или немцами». Принципы нравственности заложены в самой природе. Душа смертна.

Джордано Бруно ( ) Родился в г. Нола (ок.Неаполя). Имя – Филиппо – учится в монастыре Св. Доминика – монах с именем Джордано – в Женеву. Тюрьма. Во Францию – Париж – Лондон – Париж, Марбург, Виттенберг 1588 – Прага Гельмштадт – Франкфурт – Джованни Мочениго приглашает в Венецию – Рим, площадь Цветов.

«Подсвечник» (Candelaio, 1582) «О тенях идей» (De umbris idearum, 1582) «Пир на пепле» (Сепа de le Ceneri, 1584) «О причине, начале и едином» (De causa, principio el uno, 1584) «О бесконечности, вселенной и мирах» (De l'infinito, universe е mondi, 1584) «Изгнание торжествующего зверя» (Spaccio de la bestia trionfante, 1584) «О героическом энтузиазме» (De gli eroici furori, 1585) «О наименьшем» (De minimo, 1591) «О монаде» (De monade, 1591) «О неизмеримом и неисчислимом» (De immense et innumerabilibus, 1591).

Повлияли Николай Кузанский, Авиценна, Гермес Трисмегист, Николай Коперник. Фр. Йейтс: «Бруно выступал в роли фичиновского мага. …Философия Бруно в сущности герметическая и … он был герметическим магом самого радикального типа, с магико- религиозной миссией, символом которой была система Коперника». Превосходство герметического учения над христианским. Бруно повторяет многие положения Кузанца: «…бесконечная прямая линия становится бесконечной окружностью. Вот, следовательно, каким образом не только максимум и минимум совпадают в одном бытии, как мы это доказали уже в другом месте, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому и безразличному». Бог – это Единое. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же.

Пантеизм. Поскольку Бог бесконечен, то и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимумом, является и минимумом, то Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть мира есть одновременно и Бог. Каждый его атом имеет источник движения сам в себе. В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Не существует первоматерии. Материя и форма существуют вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог. Весь мир одушевлен, он сам несет в себе жизненное начало.

«Таким образом земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело». «…ибо во вселенной нет середины и нет окружности, или, если хочешь, повсюду есть середина и каждую точку можно принимать за часть окружности по отношению к какой-либо другой середине или центру». «…к этому способу познания приблизился, если и не дошел до этого, Николай Кузанский в своем Ученом незнании». Жизнь есть не только на планетах, но и на солнцах тоже, «ибо в таком случае они не были бы мирами, а пустынными и бесплодными массами»

Теория познания: иерархия способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности. Знания имеют и практическую цель: познавая мир, человек может создавать практическую магию. После смерти душа соединяется с Единым. «…невозможно, чтобы дева родила, смеясь и издеваясь над этим верованием людей»; отрицал промысел Божий, возводил хулу на Бога и Иисуса Христа: «Предатель, кто правит этим миром, ибо не умеет им хорошо управлять»; считал почитание икон идолопоклонством, и т.п.