НОМИНАЦИЯ Лучший проект (программа) духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания, развития толерантности и межэтнического/межкультурного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сетевой инновационный проект МКОУ «Варгашинская средняя школа 1» Педагогический клуб «Горящие сердца» Варгаши, 2013.
Advertisements

МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Руководитель: учитель истории и обществознания Попова Татьяна Васильевна.
МОУ СОШ с.п.п.Звездный Проект Разработка Шумиловой М.В. 2010г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Банниковская средняя общеобразовательная школа ПОЛОЖЕНИЕ о Краеведческой комнате.
ПРОГРАММА мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. «Памяти павших будем достойны» « Всякая благородная личность глубоко.
Тема семинара: Тема семинара: «Гражданско- патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы.» «Гражданско- патриотическое.
М узей МОУ «Козяково-Челнинская СОШ». Дата основания музея г. – открытие краеведческого музея «Туган як» Руководитель музея: Степанова Любовь.
Музей «Боевой и трудовой славы» МОУ «Скребловская средняя общеобразовательная школа» п.Скреблово Лужский р-н Ленинградская обл.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ЯРМАРКЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа 6» Школьный историко – краеведческий музей «Патриот» Сургутский.
Красноярск Берлин в преддверии победы. Актуальность программы Идея На основе краеведческого материла воссоздать атмосферу ожидания победы земляками-красноярцами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Бологое, Тверской области Сладкова Н.А Иванова Т.В. ПРОГРАММА.
«Формирование гражданско- патриотических качеств личности» Проект разработан: Батраковой Ириной Геннадьевной заведующей школьной библиотекой МБОУ СОШ 5.
Историко – краеведческий музей МОУ СОШ 1 п. Мокроус Саратавской области Фёдоровского района.
Проект «Воспитываем гражданина и патриота». Государственно-общественное управление в образовательном учреждении : организация ученического самоуправления.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Подготовила учитель истории и руководитель музея « ИСТОКИ» МОАУ « СОШ 10» МОАУ « СОШ 10» Алькина Ирина Викторовна Алькина Ирина Викторовна «Организация.
«Открытый Фестиваль «Письма с фронта», посвященный 70-летию Победы» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Авторы проекта: Набатова Елизавета - 6 а класс Угрюмова Полина – 6 а класс Демкив Софья – 6 а класс Руководитель проекта: Поренюк Надежда Ивановна- педагог.
ЛОБАНОВА ГАЛИНА РАФАЭЛЕВНА Образование: высшее (Елабужский Государственный педагогический институт, педагогический факультет) Образование: высшее (Елабужский.
Транксрипт:

НОМИНАЦИЯ Лучший проект (программа) духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания, развития толерантности и межэтнического/межкультурного общения.

Программа музея «История школы» МОУ «Солонешенская СОШ Солонешенского района» Разработчики программы: Захарьева Л.Н., директор школы Двинина А.Г., директор музея Дударева С.П., завуч по ВР Катанаева Л.Л., завуч по УВР Анохина О.И., учитель истории Совет музея ОУ Срок реализации 2008 – 2012 годы

Содержание 1. Введение 2. Актуальность и новизна 3. Цель и задачи Программы 4. Принципы 5. Сроки реализации Программы 6. Этапы реализации Программы 7. Механизм управления и реализации Программы 8. Формы и методы работы 9. Оценка эффективности реализации Программы 10. Ожидаемые результаты 11. Содержание Программы 12. План мероприятий по реализации программы 13. Текущий анализ реализации программы 14. Выводы

Введение Программа музея «История школы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», краевой межведомственной программой «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае на годы», Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом «О музейном фонде РФ и музеях РФ», Программой Развития ОУ, воспитательной программы школы «Мы – будущее России». Программа направлена на совершенствование и систематизацию работы музея по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В связи с этим возрастает роль школьных музеев, которые являясь частью открытого образовательного пространства, одной из эффективных форм образовательной и воспитательной работы, призваны быть координаторами гражданско-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями, общественными организациями. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско- патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в деятельностном компоненте гражданско- патриотического воспитания. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в этом направлении. В работе музея много возможностей применения деятельностного подхода, так как ученик выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Актуальность и новизна

Цель: воспитание гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через деятельность школьного музея, содействие повышению эффективности учебно- воспитательной работы. Ее достижение возможно через решение следующих задач: - утверждение в сознании и чувствах воспитанников социально-значимых ценностей; - формирование навыков и опыта патриотического поведения, гражданского отношения к окружающей жизни; - формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за настоящее и будущее страны; - формирование культуры работы с историческими источниками, литературой, с музейными экспонатами; - развитие коммуникативных умений и навыков учащихся; - развитие навыков выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий; - развитие исследовательских, поисковых способностей, интеллектуальной и творческой активности учащихся. Цели и задачи

- историзма; - единства с образовательно-воспитательной средой; - единства познавательного и эмоционального начал в содержании деятельности музея; - связи с общественностью; - творческой и социальной активности; - добровольное участие детей и взрослых в деятельности музея. Этапы реализации: I этап: проектный (сентябрь-декабрь 2008 г.) Изучение нормативной базы. Анализ материально-технических, педагогических условий. Разработка, обсуждение и утверждение Программы. II этап: практический ( гг.) Реализация Программы. Анализ ситуации и внесение необходимых корректив. III этап: аналитический (ноябрь-декабрь 2012 гг.) Обобщение результатов работы. Анализ итогов реализации программы. Извлечение уроков. Принципы

Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор школы. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет директор музея. Текущую работу ведет Совет музея. Совет музея ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета. Механизм управления и реализации Программы Классные руководители организуют работу в классах по выполнению Программы. Школьное самоуправление в лице Совета лидеров, Совета старшеклассников организуют учащихся на выполнение Программы, заслушивают отчеты активов классов по выполнению плана работы, вносят предложения по улучшению работы музея.

Реализация целей и задач определяется слаженным функционированием всех субъектов образовательного процесса и требует эффективного сотрудничества с социально-педагогическим пространством ОУ. Программа учитывает традиционные муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными, памятными датами страны, региона, района и села.

- экскурсии, лекции, беседы; - встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, локальных войн, ветеранами труда, интересными людьми; - уроки Мужества; - уроки Истории; - музейные уроки; - шефство над ветеранами войны и труда; - диспуты, круглые столы; - оформление тематических выставок, экспозиций; - поисковая, исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - работа в библиотеках, архиве; - конкурсы. Формы и методы работы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: - сформированность гражданско-патриотических навыков. - сформированность осознанного отношения к базовым ценностям общества. Количественные параметры: - положительная динамика в сторону увеличения доли учащихся, включенных в работу школьного музея; - положительная динамика в сторону уменьшения детей с девиантным поведением; - положительная динамика в сторону увеличения количества и качества социально-значимых мероприятий, проводимых школьных музеем; - положительная динамика в сторону повышения результативности участия школьных экскурсоводов в различных конкурсах; - положительные отзывы о работе музея. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается: - совершенствование системы работы музея по гражданско-патриотическому воспитанию; - обогащение содержания, форм, приемов работы музея; - вовлечение в работу музея представителей всех субъектов образовательной деятельности; - утверждение в сознании и чувствах воспитанников общественных ценностей; - формирование навыков и опыта патриотического поведения, гражданского отношения к окружающей жизни учащихся; - формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за настоящее и будущее страны; - развитие исследовательских, поисковых способностей, интеллектуальной и творческой активности учащихся. - развитие коммуникативных умений и навыков учащихся. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Ожидаемые результаты

Содержание Программы Работа с музейным фондом Поисковая, научно - исследовательская работа Экскурсионно - просветительская работа Оформительская работаРабота с корреспонденцией Выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов. Поиск адресов, сведений, фотографий о выпускниках школы. Систематизация полученной информации. Подбор материала для бесед, лекций, экскурсий и проведение их. Оформление полученного материала о выпускниках в альбомы, папки, тетради, экспозиции, подбор текстового материала к фотографиям, экспонатам музея. Оформление и отправка писем по адресам, работа с письмами выпускников, оформление записей в журналах исходящих и входящих писем, бандеролей и посылок. Подбор материала о школе, ее выпускниках из СМИ.

Текущий анализ реализации Программы Краткая характеристика музея и его деятельности. Музей начал свою работу в 2000 году, имеет паспорт, деятельность регламентируется Уставом, создан Совет музея, в него входят ученики, учителя и представители общественности. Работа музея направлена на поиск информации о каждом выпускнике школы: о тех, кто прошел суровые годы Великой Отечественной войны, кто живет и трудится на нашей Солонешенской земле, в Алтайском крае, других регионах России и за рубежом; на укрепление связи учащихся с ветеранами ВОВ, труда, участниками локальных войн, выпускниками школы. Для хранения, показа собранных материалов и выставления экспозиций имеется комната и значительная часть площади коридоров школы. Музейный фонд составляет 1019 экспонатов (из них 930 подлинных), создано более 40 экспозиций. В 2005 году музей «История школы» занял III место в краевом смотре-конкурсе музеев ОУ.

Текущий анализ реализации Программы свидетельствует о том, что цели и задачи ее решаются успешно. Большая часть мероприятий, дел имеют выраженный деятельностный характер и социально-значимую направленность. В результате поисковой работы накоплен большой материал, который оформлен в альбомы, стенды, экспозиции, разделы. Силами ребят и педагогов созданы разделы «Листая славные страницы», «Годы, опаленные войной», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени», «Выпускники школы – спонсоры музея», «На свете тысячи дорог – одна из них твоя», «Выпускники школы», «История малой родины», «Гордость школы – медалисты» и т.д.

Результатом кропотливой поисковой работы музея явилось издание в 2009 году книги «История Солонешенской школы» в 2-х частях. В данной книге содержится материал об истории появления и развития школы, ее учителях и выпускниках. Материал охватывает время с 1905 года и до нашего времени.

Богатый музейный материал позволяет широко использовать его в учебно-воспитательном процессе. Музей стал традиционным местом проведения встреч, бесед, классных часов, экскурсий гражданско-патриотической тематики. Количество экскурсий: в 2008 году – 54, в 2009 – 63, в , в 2011 (январь, февраль) – 24. Количество лекций: в 2008 – 35, в 2009 – 37, в 2010 – 40, в 2011(январь, февраль) -5.

Большой воспитательный эффект несут встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда, участниками локальных войн. По материалам встречи г. был создан фильм «Годы, опаленные войной», который в конкурсе видеосюжетов с воспоминаниями ветеранов ВОВ в рамках краевой благотворительной акции «Миллион добрых сердец» награжден Благодарственным письмом. В феврале 2010 года состоялась встреча трех поколений (ветераны ВОВ, воины-афганцы и учащиеся школы) на классном часе «Время выбрало Вас». На встрече присутствовал председатель Алтайского КЗС, Лоор И.И. Он особо отметил воспитательную значимость таких мероприятий.

В марте - апреле 2010 года ребята занимались исследованием домашних архивов и сбором материалов по теме «Мои родственники в годы войны». Обобщенный материал Красюковой Марии (ученицы 8в класса) о прабабушке, участнице блокады Ленинграда, был опубликован в районной газете. Работа Крутько Светланы «Длинный, но короткий путь солдата» была отправлена на краевой молодежный конкурс творческих работ «Молодежь Алтая – 65-летию Великой Победы» в номинации «Журналистика». Работа удостоена Почетной Грамоты Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. В апреле 2010 г. учащиеся и учителя школы приняли участие в краевой патриотической экспедиции «Молодежь Алтая – 65-летию Великой Победы». Основной целью этой экспедиции являлось создание живой летописи Великой Отечественной войны по воспоминаниям участников, очевидцев, ветеранов, тружеников тыла, блокадников. В ходе экспедиции были заполнены анкеты на каждого ветерана. Материал, полученный в ходе экспедиции, пополнил музейный фонд и отправлен организаторам экспедиции в край.

Выпускники разных лет с теплотой и благодарностью отзываются о работе музея. В течение последних лет музей посетили гости из краевой столицы: в 2008 году Гусев Б.П., председатель краевого Совета ветеранов; Черепанов Н.П., зам. главы администрации Алтайского края; Денисов Ю.Н., начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи; Карлин А.Б., губернатор Алтайского края; в 2009 году Слажнев А.Н., зам. начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи; Толстенев С.В., депутат краевого совета народных депутатов; в 2010 году Лоор И.И., председатель Алтайского КЗС; представители краевой законодательной власти; заведующие РОНО Восточного образовательного округа; участники выездного краевого учебно- практического семинара «Организация системы профориентации в учреждениях общего образования». Музей самое притягательное и посещаемое место для гостей школы

Растет опыт школьных экскурсоводов, они проводят экскурсии не только для учеников, но и для гостей школы. Школьные экскурсоводы успешно выступают на краевых конкурсах. В 2009 Двинина Анна Гавриловна, директор музея, подготовила Лубеницкую Александру, члена актива музея, ученицу 8а класcа, к участию во II краевом конкурсе экскурсоводов. Александра заняла в данном конкурсе II место. В 2010 году на III краевом конкурсе «Гулкое эхо войны» наши экскурсоводы Анисимова Мария и Лубеницкая А. заняли I-е места в двух возрастных группах.

Большая заслуга в организации работы музея принадлежит директору музея Двининой Анне Гавриловне. 22 апреля на открытии Всероссийских чтений «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова» Александр Богданович Карлин вручил премии имени С.П. Титова десяти лауреатам 2010 года. Лауреатом премии за просветительскую работу в области литературы, искусства, истории и культуры Алтайского края, краеведческую деятельность и работу в школьных музеях стала Анна Гавриловна. В этом же году она награждена Памятной медалью «Патриот России» за большой вклад в дело воспитания молодого поколения.

Текущий анализ выполнения Программы свидетельствует об успешной реализации основного этапа Программы. В 2009 году по итогам конкурса «Новая школа Алтая» наше ОУ названо в числе 15 лучших школ Алтайского края и включено в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Положительные отзывы представителей власти, общественности, учащихся и педагогов школы свидетельствуют о действенности и эффективности программы музея «История школы». Наряду с достигнутыми успехами в ходе реализации Программы школа столкнулась со следующими трудностями: - недостаток денежных средств для издания книг по материалам, собранным учащимися школы по различным темам и выезда учащихся на краевые конкурсы; - небольшая площадь комнаты для хранения, показа музейных экспонатов, представляющих большую ценность. Перспективы развития музея: - активизировать работу по привлечению спонсоров для оказания помощи музею и организации выездов учащихся на краевые конкурсы; - привлечь Совет музея к участию в конкурсах социальных проектов на соискание денежных грантов; - организовать сотрудничество и обмен опытом с музеями края. Выводы