Учебный план образовательного учреждения Определяет Состав образовательных областей Структуру образовательных областей (состав предметов) Максимальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Advertisements

Учебные предметы Количество часов в неделю VVIVIIVIIIIX Русский язык66432 Литература22223 Иностранный язык33333 Математика55555 Информатика и ИКТ---12.
Курсы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по теме: «Управление развитием образовательного учреждения в условиях ФГОС » 8.07.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Особенности формирования учебного плана пятых классов на 2013/2014 учебный год Латунова Н.Е.- консультант Самарского управления министерства образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС ООО - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Нормативно - правовая база I – е классы В учебном году содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов : Для I- ых классов,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего.
К педсовету «ФГОС ООО» Зам по УВР :Шарипова А.А..
Учебный план ГБОУ СОШ 1284 с углубленным изучением английского языка ГБОУ СОШ 1284 с углубленным изучением английского языка.
Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность (всего по классам) - 10 часов в неделю.
О введении ФГОС основного общего образования. ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ООП ООО – основная.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
Учебный план общеобразовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ и учебных.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная.
О внедрении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в условиях массовой школы.
Транксрипт:

Учебный план образовательного учреждения Определяет Состав образовательных областей Структуру образовательных областей (состав предметов) Максимальный объем аудиторной нагрузки Общий объем нагрузки учащихся «Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов» (ФГОС) «Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов» (ФГОС) Учебный план образовательного учреждения НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ объем финансирования

Состав педагогического коллектива Учебная нагрузка на ученика Учебное расписание Учебные программы Учебный план Учебная нагрузка на учителя Не нужно стремиться во что бы то ни стало выразить специфику ОУ в учебном плане!

Обязательные учебные области и учебные предметы Филология Русский язык Литература Иностранный язык Второй иностранный язык Общественно-научные предметы История России Всеобщая история Обществознание География Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России Естественно-научные предметы Физика Биология Химия Искусство ИЗО Музыка Физическая культура и ОБЖ Физическая культура ОБЖ

«Учебный план ДОЛЖЕН предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся» (ФГОС). Учебный план выстраивается в расчете на «среднего» ученика, который обязан освоить базовый уровень («Выпускник научится»). Горизонтальное расширение учебного плана Вертикальное расширение учебного плана Разнообразие интересов учащихся базового уровня «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, МОГУТ разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы» (ФГОС). «Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (ФГОС).

«Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением» (ФГОС). «При разработке аккредитованными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учитываются соответствующие примерные основные образовательные программы» (Проект ФЗ). «Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организации, осуществляющей образовательную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (Проект ФЗ).

«Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению запросов такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчёты по участникам, победителям и призёрам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное». «Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению запросов такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчёты по участникам, победителям и призёрам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное». Письмо МО РФ «О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями» от 12 сентября 2012 года «Важно подчеркнуть, что учебный план утверждается ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения. Никаких сведений о согласовании с какой-либо организацией быть не должно» («Инструктивно-методическое письмо ДОгМ от /12)

Части учебного плана Обязательная Формируемая участниками образовательного процесса Обязательные образовательные области и учебные предметы в их составе Учебное время, отводимое на изучение предметов (по классам) Увеличение учебных часов на изучение обязательных предметов Введение спец. курсов Внеурочная деятельность

В Примерной ООП дано 4 варианта «Примерного учебного плана основного общего образования» 1 вариант для ОУ с родным русским языком и одним иностранным 2 вариант для ОУ с родным русским языком и двумя иностранными 3 и 4 варианты для ОУ с родным не русским языком Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определённую примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку. Однако сегодня в Гигиенических требованиях к условиям реализации ООП ООО даны два ряда показателей предельно допустимой нагрузки: для 5-ти дневной и для 6-ти дневной недель отдельно.

Первый вариант примерного учебного плана Предметные областиУчебные предметы Классы Количество часов в неделю VVIVIIVIIIIXВсего Обязательная часть ФилологияРусский язык Литература Иностранный язык Математика и информатикаМатематика 5510 Алгебра 3339 Геометрия 2226 Информатика 1113 Общественно-научные предметыИстория Обществознание География Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/00,5 Естественно-научные предметы Физика2226 Химия 224 Биология ИскусствоМузыка 1113 Изобразительное искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель-ности ОБЖ 1113 Физическая культура Итого28, ,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса3, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деят. и др.) *

Предметные областиУчебные предметы Классы Количество часов в неделю VVIVIIVIIIIXВсего Обязательная часть ФилологияРусский язык Литература Иностранный язык Второй иностранный язык Математика и информатикаМатематика 5510 Алгебра 3339 Геометрия 2226 Информатика 1113 Общественно-научные предметы История Обществознание География Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/00,5 Естественно-научные предметыФизика 2226 Химия 224 Биология ИскусствоМузыка 1113 Изобразительное искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ 1113 Физическая культура Итого 30, ,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деят. и др.) * Второй вариант примерного учебного плана

Наиболее часто неправомерно меняемые фрагменты обязательной части Предметные областиУчебные предметы Классы Количество часов в неделю VVIVIIVIIIIXВсего Обязательная часть ФилологияРусский язык Литература Иностранный язык Математика и информатикаМатематика 5510 Алгебра 3339 Геометрия 2226 Информатика 1113 Общественно-научные предметы История Обществознание География Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/00,5 Естественно-научные предметы Физика 2226 Химия 224 Биология ИскусствоМузыка 1113 Изобразительное искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель- ности ОБЖ 1113 Физическая культура Итого 28, ,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деят. и др.) *

Процентное соотношение обязательной части учебного плана и части, формируемой ОУ 1 вариант учебного плана5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс Обязательная часть28,52931 Часть ОУ3,54455 ПДН Соотношение частей (%)89/1188/1289/1186/14 В среднем87,6% / 12,4 % 2 вариант учебного плана5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс Обязательная часть30,53133 Часть ОУ1,52233 ПДН Соотношение частей (%)95/594/6 92/8 В среднем93,4% / 6,6% Заявленное соотношение 70% / 30 % относится не к Учебному плану, а к Рабочим программам по предметам.

Рабочие программы по предметам (учебным курсам) создаются учителями под то количество часов, которое записано в Учебном плане. Например Например, в 5 –м классе литература должна преподаваться минимум 3 часа. Примерная программа по литературе создана в расчете на 3 часа в неделю. Учебное заведение решило увеличить недельное преподавание литературы на 1 час (3+1=4 часа). Учитель должен составить Рабочую программу по литературе, рассчитывая на 4 часа в 5-м классе. Учебный план тесно связан с учебными программами Отсутствие примерных учебных программ по какому-либо предмету или на какое-то определенное количество часов не может служить основанием для отказа в составлении Рабочей программы!

Неправильное распределение часов между обязательным компонентом и компонентом ОУ (5-е классы) Учебные предметыЧасы Русский язык333 Литература222 Иностранный язык333 Математика555 Информатика и ИКТ История222 Природоведение222 Музыка111 ИЗО111 Технология222 Физическая культура333 Итого:24 Региональный компонент и компонент ОУ (6-дневная неделя)888 Основы религиозных культур и светской этики0,5 Русский язык333 Немецкий язык22 Математика111 Факультатив. ОБЖ0,5 Факультатив. Информатика1 Индивидуальные занятия. Русский язык0,5 1 Индивидуальные занятия. Математика0,5 1 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка32

Несоответствие часов основных предметов стандарту Учебные предметыКоличество часов в неделюЗа 5 лет обучения VVIVIIVIIIIX I. Базовые учебные предметы Русский язык6 (5)5 (6)43220 Литература2 (3) (13) Иностранный язык Математика5510 Алгебра3339 Геометрия2226 Информатика и ИКТ112 (1)3 История22222 (3)10 (11) Обществознание География12227 Природоведение2 (1) Физика2226 Химия224 Биология (8) Музыка1113 Изобразительное искусство11113 Искусство1 (0) 2 (0) Технология222 (1)17 (6) Основы безопасности жизнедеятельности1111 (3) Физическая культура Итого II. Компонент образовательного учреждения Твоя профессиональная карьера11 Информатика и ИКТ Экономика Черчение Курсы по выбору (см. Приложение 1,2) Итого: Предельно допустимая аудиторная нагрузка29 (32)30 (33)32 (35)33 (36)35 (36)159 (172) Красным отмечено расхождение с федеральным компонентом

Несоответствие часов основных предметов стандарту Предметные областиУчебные предметыКоличество часов в неделю 5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс ФилологияРусский язык655 (4)32 (3) Литература2 (3) 223 Иностранный язык33333 Математика и информатика Математика55--- Информатика--- (1)12 (1) Алгебра--333 Геометрия--222 Общ-е и естест-еИстория22222 (3) Обществознание- (1)1111 География-1222 Природоведение2 (1)---- Биология- (1)1222 Химия---22 Физика--222 ИскусствоМузыка1110,5 (0) ИЗО1110,5 (1)0,5 (0) ОБЖ (1)1 Физическая культура Технология 222 (1)1- Итого:27 (28,5)27 (29)30 (31)3130 (31)

Неправильно определена предельно допустимая нагрузка Региональный компонент и компонент образовательного учреждения 2322 История Владимирского края -инт ОБЖ111 1 Этика1---- География Владимирской области ---инт География-1--- Биология-1--- Технология 1 Физика 0,5 Химия 0,5 Элективные курсыРусский язык: «Жанр сочинения –эссе» 0,25 Физика: «Занимательная физика» 0,25 Математика: «Технология работы с контрольно- измерительными материалами» 0,5 Черчение: «Занимательное черчение» 1 Предельно допустимая учебная нагрузка (5- ти дневная учебная неделя) 29 (28)30 (29)32 (31)33 (32)

Учебный план, предложенный ОУ Санкт-Петербурга на учебный год Учебные предметыКоличество часов в неделю VVIVIIVIIIIX Федеральный компонент Русский язык6 (5)6432 Литература2 (3) 223 Иностранный язык33333 Математика55555 Информатика и ИКТ112 (1) История22222 (3) Обществознание (включая экономику и право)(1)1111 География1222 Природоведение2 (1) Физика222 Химия22 Биология(1)1222 Искусство (Музыка и ИЗО)22211 (0) Технология Предпрофильная подготовка: элективные курсы 222 (1)1 2 (0) ОБЖ(1)1 Физическая культура33333 Итого:27 (28,5)28 (29)30 (31)3132 (31) Региональный компонент и компонент ОУ при 6-дневной учебной неделе* Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе Региональный компонент и компонент ОУ при 5-дневной учебной неделе* Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

Учебные предметыКлассы/ количество часов в неделю 5а5б6а7а7б8а8б9а Инвариантная частьРусский язык6 (5) (3) Литература2 (3) Ин яз Математика Информатика и ИКТ 112 История Обществознание 1 (0)11111 География Природоведение2 (1) Биология(1) Физика Химия 222 Искусство (Музыка и ИЗО) (0) Физическая культура ОБЖ 11 Технология (Труд)2222 (1) 11 Итого Вариативная часть«Литературное наследие Сибири» 0,5 «Лексическое богатство русского языка» 0,5 «Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля» 0,5 «Азбука потребителя» 0,5 Основы религиозных культур и светской этики0,5 ОБЖ0,5 11 История Сибири11 Экология Томской области 111 Основы социализации личности 110,5 География Томской области 110,5 Итого Максимальный объем учебной нагрузки Хорошо сбалансированный учебный план ? ?

Очень часто в учебном плане встречаются «вольности» с предельно допустимой нагрузкой КлассыПо Примерной ООППо Гигиеническим требованиям При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе В реальных учебных планах ОУ данные цифры часто располагаются между крайними, независимо от продолжительности учебной недели

Учебный план, в котором использован Московский БУП прошлых лет Образовательные области Предметы 5а6а6б7а8а8б9а Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранный язык Математика 555 Алгебра Теор. вер. и стат. 3/4 4/3 Геометрия 2222 Информатика и ИКТ 1/02/1 2 ЕстествознаниеПриродоведениеОБЖ2 БиологияОБЖ География ФизикаОБЖ 2222 ХимияОБЖ 222 Социальные наукиИстория Обществознание География 2 Физическая культура ОБЖ ИскусствоИзобразительное искусство Музыка 1111 МХК 1 ТехнологияМатериальные технологииОБЖ2222 Черчение 11 Предмет предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» 1 ОБЖ 11 Всего: /31 ПДН 5-дневная неделя На все эти курсы сегодня необходимы отдельные Рабочие программы

Продолжение предыдущего учебного плана Компонент образовательного учреждения (остаток): 38/39 Индивидуально-групповые занятия:(18/20) -русский язык математика /2 -информатика 1 -биология 11 -иностранный язык 1 -история 0/1 -обществознание 11 Проектная деятельность:(7) Курсы по выбору(предпрофильная подготовка): (3/4) Деление на подгруппы:(10/8) -иностранный язык 33 -информатика и ИКТ 2/1 ИТОГО к финансированию:248 Дополнительное финансирование:(26/25) -материальные технологии иностранный язык информатика и ИКТ 1/0 2 Всего к финансированию:274/273 В данном учебном плане не ясно обозначена ПДН на каждого ученика. Компонент ОУ подсчитан вообще на ступень, что часто приводит к перегрузке.

Внеурочная деятельность Может осуществляться через: часть учебного плана (образовательные модули, спецкурсы, ШНО, проекты и исследования, практикумы и пр.); «Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена в расписание основной ступени общего образования» дополнительные образовательные программы ОУ (система дополнительного образования); программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (на договорной основе); организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы соревнования и пр.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, соц. педагога, вожатого и пр.);

Часы на внеурочную деятельность в Учебном плане 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Часы обязательной части 1 вариант УП28, вариант УП30,53133 ПДН по Примерной ООП ПДН по Гигиеническим требованиям 5-ти дневка ти дневка Остаток на внеурочную деятельность По примерной ООП (1/2 вар)3,5/1,54/2 5/3 По Гигиеническим требованиям (5-ти дневка) 0,5/1,51/-1 2/0 По Гигиеническим требованиям (6-ти дневка) 3,5/1,54/24/24/24/25/35/35/35/3 Данные часы могут быть использованы на увеличение часов обязательных курсов, элективы и факультативы, внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность в рамках дополнительное образования может осуществляться при наличии Дополнительной общеразвивающей программы, либо Дополнительной предпрофессиональной программы. Примерных программ данного типа сегодня нет, однако при введении нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ОУ такие программы потребуются. Сегодня существуют Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, созданные в отраслевых министерствах и ведомствах. Это программы музыкальных, художественных, хореографических, спортивных и пр. школ, которые не могут использоваться целиком в системе общего образования и требуют обязательной адаптации.

План внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности – это основные направления развития личности: духовно-нравственное общеинтеллектуальное социальное общекультурное спортивно-оздоровительное Объем часов внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Таблица форм по классам Организация совместной деятельности с социальными партнерами Краткое определение сути направления Можно в таблице

Формы организации внеурочной деятельности Экскурсии Поисковые (полевые) исследования Научные (учебные) исследования Кружки Творческие лаборатории Творческие мастерские Дискуссионные клубы Спортивные секции Круглые столы Конференции Отдельные диспуты по актуальным темам Конкурсы Олимпиады Соревнования Общественно полезные практики Школьные научные общества Клубы (исторические, литературные) Гостиные (литературные, музыкальные) Посещения театров, музеев, выставочных залов Встречи с интересными людьми Практикумы по предметам

План внеурочной деятельности ____________________________________ (образовательное учреждение) Направление внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Количество часов (по классам) Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Всего (по классам): Итого: Табличная форма плана внеурочной деятельности

Индивидуальная карта занятости обучающегося ___ класса ____________________________________ (Фамилия Имя Отчество) во внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Кол-во часов Общий объем (в часах) Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Итого: В том числе: За счет внебюджетных средств За счет бюджетного финансирования Документация классного руководителя по внеурочной деятельности

Общая карта занятости обучающихся ___ класса во внеурочной деятельности ФИО обучающегося Направления внеурочной деятельности Общий объем (в часах) В том числе: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтел-лектуальное Общекультурное За счетвнебюджетныхсредствЗа счетбюджетногофинансирования Документация классного руководителя по внеурочной деятельности