Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Advertisements

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Серебряный век русской поэзии. Словосочетание «серебряный век»- устойчивая историко-культурная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов,
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
Стихотворение Бальмонта Учитель: Юдина Елена Алексеевна.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Работа Ученицы 9 класса «А» Евлаховой Елены Март 2012г. АКМЕИЗМ.
Акмеизм Предпосылки «Преодоление» символизма Преемственная связь с символизмом «Бунт» на «Башне» В. Иванова.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
«Серебряный век» русской литературы Составила: Темырова Эльеста Васильевна, Ученица 11 класса МОУ «Большегондырская СОШ»
Символизм в поэзии К. Д. Бальмонта. К.Д. Бальмонт ( ) Талантливейший русский поэт-символист, переводчик. Основные сборники: «Под северным небом»
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Транксрипт:

Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Цель: С помощью сопоставления различных течений и анализа стихотворений, принадлежащим к разным литературным направлениям, выявить сходства и различия в идеях, взглядах и целях их представителей. Актуальность темы: актуальность темы «Серебряный век русской литературы» обусловлена большим интересом к данной теме, а также ее недостаточной разработанностью. Проблема: Восприятие художественных открытий XIX столетия деятелями искусства последующих эпох. Русская поэзия серебряного века

Важным духовным явлением "серебряного века" стал русский модернизм. Модернизм (от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью, отвлечённостью стиля. В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО (от франц. decadence- упадок)- течение в литературе и искусстве конца, характерными чертами которого обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, отрыв от реальности, поэтика искусства для искусства, падение ценности содержания, преобладание формы. Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Это явление рубежа 80-х 90-х годов XIX века, а конец может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.

Поэтические течения ( конец XIX-началоXX века ) СимволизмАкмеизмФутуризм Имажинизм ЭгофутуризмКубофутуризм

Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: отечественная поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского. французский символизм поэзия Поля Верлена, Шарля Бодлера. Признаки символизма: -Символ как главное средство передать тайный смысл -Многозначность символов -Особая музыкальность стиха -Эгоцентризм поэтического «Я» («Я»-в центре всего) -«Двоемирие» -Поэзия символизма- выражение движений души поэта

Два основных этапа символизма - Петербургские символисты: Д.С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. - Московские символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт. - А. Блок, А. Белый, в. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Высшая задача искусства – создание вселенского духовного организма, изображения предмета и явления в свете будущего мира. Старшие символистыМладшие символисты «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. Поэт прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы (1904 – 1909). Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов. Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион». В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. В. Брюсов А. Белый «Весы»

Бальмонт- один из самых знаменитых поэтов России начала XX века Творчество К. Бальмонта Особенности поэзии Бальмонта 1. Культ мгновения 2. Важность чувств в определенный момент 3. Тема вечного движения к истине 4. Тема света, победа света над тьмой 5. Космический мотив: поэт-избранник бога 6. Философский смысл: каждый человек стремится возвыситься над реальностью 7. Контраст- стержень композиции 8. Звуковые, лексические, морфологические повторы 10. Использование символов 9. Обилие глаголов

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Земля (Реальный мир) Тьма, тени Ночь-забвение, смерть «внизу уснувшая земля» Небо (ирреальный мир) Мечта, звуки вдали Свет, сиянье Поэт-избранник бога Лирический герой покидает привычный земной мир, ищет новые ощущения. К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»

Футуризм общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., зародившихся в Италии и России. Период расцвета а России : Поэты-футуристы : Сергей Бобров, Василий Каменский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский. Сергей Третьяков, Идея футуристов : «Ежегодно плевать на алтарь искусства.», т.е они выступали за построение нового искусства. Основные признаки футуризма : - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы ; - отрицание культурных традиций ; - бунт против привычных норм стихотворной речи, ритмики, рифмы ; - эксперименты по созданию «заумного языка» ; - пафос эпатажа.

Поэтические объединения «Мезонин поэзии»«Центрифуга»«ЛЕФ» Год создания : 1914 ; Представители : С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич ; Деятельность группы началась с создания издательства «Лирика», в котором вышли первые книги центрифуги ; Теории участников «Центрифуги» : при построении лирического стихотворения центром внимания являлось не слово, а интонационные и синтаксические структуры. Год создания : 1913 ; Представители : В. Шершеневич, Р.Ивнев, С. Третьяков; Самостоятельной теоретической базы не имели, публиковались в петербургских изданиях.; Свое отношение к родоначальникам футуризма выражали через критические выступления. Год создания : 1918 ; Представители: Б. Арватов, Ою. Брик, В. Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак; Деятельность группы началась с создания в 1918 году газеты «Искусство коммуны», а в начале 1923 года группа преобразовывается в объединение ЛЕФ; Теория участников : искусство как «жизнестроение», а также теорию «революции формы».

1. «Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта.» С.Авдеев. 2. Эгофутуризм- это разновидность русского футуризма, выросшая не из творческого содружеством единомышленников, а индивидуального изобретения Игоря Северянина. 3. История эгофутуризма была слишком коротка(с 1911 до начала 1914 года) год- в Петербурге основывается кружок «Ego», в переводе с латыни означающее «Я- будущее». 5. Лозунги эгофутуризма: a)Душа- единственная истина; b)Самоутверждение личности; c)Поиск нового без отвергания старого; d)Осмысленные неологизмы; e)Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы; f) Борьба со «стереотипами».

Основоположником эгофутуризма является Игорь Северянин. «Всероссийская пресса подняла вой и, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!» Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Особенность поэзии Северянина: Особый стиль; Переплетение мищюрного блеска светской жизни с экзотическими атрибутами; Ложная красивость, манерная вычурность стихотворений; Смелые образы; Сочетание книжного и разговорного стилей; Напевность, звучность. Легкость стиха; Свежесть, смелость и гармоничность рифм.

«Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова вот мое отношение к слову». Одним из основоположников кубофутуризма является Велимир Хлебников. Особенности поэзии Хлебникова: использует образы и темы из различных сфер жизни; отказывается от сюжета; экспериментирует в создании нового языка(звук несет определенный смысл); Создал «грядущий мировой язык»; Отказ от знаков препинания.

Увертюра Ананасы в шампанском ! Ананасы в шампанском ! Удивительно вкусно, искристо и остро ! Весь я в чем - то норвежском ! Весь я в чем - то испанском ! Вдохновляюсь порывно ! И берусь за перо ! Стрекот аэропланов ! Беги автомобилей ! Ветропросвист экспрессов ! Крылолет буеров ! Кто - то здесь зацелован ! Там кого - то побили ! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров ! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском ! Ананасы в шампанском ! Из Москвы - в Нагасаки ! Из Нью - Йорка - на Марс ! И. Северянин (1915)Содержание Реальный мир «Стрекот аэропланов ! Беги автомобилей ! Там кого-то побили ! Я трагедию жизни…» Лирический герой «Я трагедию жизни претворю в грезофарс ! Вдохновляюсь порывно ! И берусь за перо ! » Мир мечты «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…. Ананасы в шампанском ! Удивительно вкусно, искристо и остро ! » Форма Лексика Авторские неологизмы. Стрекот, беги, ветропросвист… Синтаксис Восклицательные предложения. Назывные предложения. «Весь я в чем-то норвежском ! Кто-то здесь зацелован ! Там кого-то побили ! » «Стрекот аэропланов ! Ананасы в шампанском ! »

Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! «Заклятье смехом» Смехачи, усмеяльно, смехами Авторские неологизмы:смехачи, иссмейся… «Смейево, Смейево! Интонационная техника стиха. Создание от одного словесного корня «смех» множества однокоренных неологизмов.

«Пощечина общественному вкусу.» 1. Кубофутуризм- направление в искусстве, стремившееся соединить принципы кубизма и футуризма; 2. Основано в 1908 году; 3. Первый совместный сборник- «Гилея»; 4. Манифест: отказ от искусства; прошлого. 5. Особое значение придавали слову. В статье «Слово как таковое» были приведены строки: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз «В этом пятистишии более русского, чем во всей поэзии Пушкина»,- утверждал А. Крученых. 6. Результатом деятельности кубофутуристов было создание теории «заумного языка».

Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев НиколайГумилев Николай, Городецкий СергейГородецкий Сергей Зенкевич МихаилЗенкевич Михаил Иванов ГеоргийИванов Георгий Кривич ВалентинКривич Валентин Лозинский МихаилЛозинский Михаил Мандельштам ОсипМандельштам Осип Нарбут ВладимирНарбут Владимир Шилейко Владимир

«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей». Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий.

Африканская тема у Гумилева Судьба поэта и писателя Николая Гумилева оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставили неизгладимый след в его мироощущении. Первая книга «Путь конквистадоров» (африканских стихов нет совсем) Вторая книга «Романтические цветы» Третья книга «Жемчуга» (ощущение Африки) нейтральная зона Африка, африканские религии- часть вселенского равновесия. Вновь срастутся былые части И опять изведают счастье. («Дамара») Различные стороны Африки Гумилёва Завтра мы встретимся и узнаем, Кому быть властителем этих мест; Им помогает чёрный камень, Нам золотой нательный крест.

Африка-райАфрика-ад «Земной рай» Серость, банальность («Вероятно, в жизни предыдущей...») Африка-Бог О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы. («Вступление») Райский сад, райские создания, рай Садовод всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая… («Судан») Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор. («Жираф») гибельная Сахара это земные небеса пожар на земле...эта вечная слава песка Только горнего отсвет пожара, С небесами, где лёгкие спят облака, Бродят радуги, схожа Сахара. Адские явления, Дьявол Этот день оглушительный праздник, Что приветливый Дьявол устроил («Судан») Словно там, под сводом ада, Дьявол щёлкает бичом, Чтобы грешников громада Вышла бешеным смерчом. («Лесной пожар») Слава нашему хозяину-европейцу! Он храбр, но он недогадлив. Его сладко будет пронзить ножом. («Абиссинские песни») Адские животные...не знает и не спросит, Чем душа моя горда, Только душу эту бросит, Сам не ведая куда. («Леопард») Её стенанья яростны и грубы, Её глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы. («Гиена»)

Африка и герои рая Африканские подвиги у Николая Гумилёва совершаются обычно по религиозным соображениям. Воин-зулус («Замбези») ищет слона С ним борьба для меня бесполезна, Сердце знает, что буду убит, И Динган, мой отец, закричит: Да, ты не был трусливой собакой, Львом ты был между яростных львов. (Герой идёт на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершённые подвиги) Две смерти у героев Гумилёва Первая смерть во время подвига «Носорог», «Замбези» Вторая смерть-от старости и болезней «У камина», «Я и Вы» В целом, гумилевская Африка огромное поле войны между раем и адом во всех их проявлениях, войны, которой не суждено завершиться, войны вселенских масштабов, в которой участвуют боги и нечеловеческие силы разных масштабов, в том числе и звери, герои и рядовые воины.

1. Имажинизм- литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма января 1919 года была опубликована первая декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. 3. Цель: «преодоление футуризма». 4. Идея: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства.» Имажинисты проповедовали идею «точного языка», т.е назначение поэта- имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка. 5. Основные признаки имажинизма: главенство «образа как такового»; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; поэтическое творчество есть эволюция образа и эпитета; стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. 6. Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Б. Эрдман, Е. Якулов.

1. Первым журналом имажинистов считается сборник под названием «Лошадь как лошадь». 2. Период существования: гг; 3. Книга получила отрицательные отзывы: «Может быть, здесь многое вам не понравится, но это потому, что я ищу в поэзии прежде всего подлинной поэтичности.» В. Шершеневич; 4.Стихотворения, входившие в этот сборник носили наукобразные названия, с целью обнажить конструктивный принцип построения стиха. 5.Важное место уделялось категории «формы» и «содержания», а также таким выразительным средствам как сравнение и метафора; 6. Организатор: В. Шершеневич.

«Рассказ про глаз Люси Кусиковой» Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой. На белом Эльбрусе глетчерная круть. На небосклон белков зрачок луною, Стосвечной лампочкой ввернуть. Огромный снегом занесенный площадь, И пешеход зрачка весь набекрень и ниц В лохани глаз белье полощет. Паркеты щек подместь бы щеткою ресниц. Маяк зрачка на бельмах волн качайся! Мол носа расшибет прибой высоких щек! Два глаза - пара темных вальса. Синдетиконом томности склеен зрачек. Раскрылся портсигар сквозь ширь ресницы, Где две упругих незажженных папирос. Глаза - стаканы молока. В них распуститься Зрачку как сахару под ураган волос. Глаза страницей белой, где две кляксы Иль паровоз в поля белков орет. Зрачки блестят, начищенные ваксой Зрачки - вокзал в веселое перед. 1. Для поэзии Шершеневича характерно метафорическое сравнение, что и показано в данном стихотворении. 3. Человеческий глаз последовательно сравнивается с : Аквариумом Луной Лампочкой Площадью Щеткой Портсигаром Стаканом молока Белой страницей Паровозом 2. Тема- это только предлог, чтобы показать свое мастерство в сопоставлении несопоставимых объектов. 5. Образ в названии, на самом деле, только абстракция(чистая форма). 6. Контраст части и целого(тема незначительна, а образы серьезны и изысканны).

1. Вторым журналом имажинистов стал журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном.» 2. Редактором журнала был Н. Савин, но материалы для редакции принадлежали А. Мариенгофу. 3. Время существования журнала: Цель: доносить до читателей последние изыскания имажинистов в области философии искусства. 5. В журнале представлялись проблемные статьи о роли поэзии и искусства в современном литературном и общественном процессе. 6.Первый выпуск назывался «Не передовица», а второй- «Почти Декларация».

Поэзия Мариенгофа: -особое внимание уделяет сфере содержания; -сочетает прекрасное и безобразное; -умение и любовь к экспериментам; -агрессия в сторону традиций; -кощунство и цинизм в творчестве; -борьба с основанной на христианстве традиционной системой ценностей; -фрагментарность; Прими меня, почившего в бозе, Дай- мир Твой хваленый! Я- как капусты качан, Оставивший вдруг огород, На котором взрос. Я- как пугливый зверь, Покинувший сень дубравы, Я- как овечий хвост. Но все же… Требую я награды: Дай мне хваленый мир Твой! 3. Стихотворения построено на сравнениях. Но не они производят впечатление, а тематический ракурс стихотворения. 2. Сравнения помогают раскрыть характер лирического героя. 1. Эстетическим центром стихотворения является дерзкое обращение к богу(почти лишенное метафорической образности).

Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, выдвинувший творцов-художников мирового масштаба. Слово-символ Со множеством значений Слово-название предмета Слово-звук Слово-метафора с определенным значением СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМАКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМИМАЖИНИЗМ Модернизм Серебряный век