ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Категории двигательных актов 1. Рефлекторные движения 2. Запрограммированные (автоматические) движения 3) Принятие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. * Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций до тонких движений пальцев.
Advertisements

Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Лимбическая система головного мозга ВЫПОЛНИЛИ: АНДРОНОВА АНАСТАСИЯ БРЕСЛАВЦЕВА АНАСТАСИЯ ЗЫКОВА ЕЛИЗАВЕТА.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Эмоциональный мир личности План урока: 1) Понятие эмоции 2) Функции эмоций 3) Виды и назначения эмоциональных процессов в жизни человека 4) Значение.
ЭМОЦИИ Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Лимбическая система имеет вид кольца и расположена на границе новой коры и ствола мозга. В функциональном отношении под лимбической системой понимают объединение.
Нервная система. Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
ТЕМА 7. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Слово «эмоция» имеет латинское происхождение и обозначает «потрясаю, возбуждаю, волную». ЭМОЦИИ – это особый.
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Транксрипт:

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Категории двигательных актов 1. Рефлекторные движения 2. Запрограммированные (автоматические) движения 3) Принятие и поддержание позы 4) Целенаправленные движения 4) Произвольные и непроизвольные

ПОВЕДЕНИЕ: 1) адаптивная, приспособительная реакция организма 2) то, что животное или человек делает 3) координированная мышечная деятельность Поведение- сложный комплекс двигательных актов, направленный на достижение определенного полезного приспособительного результата

Категории двигательных актов 1. Рефлекторные движения 2. Запрограммированные (автоматические) движения 3) Принятие и поддержание позы 4) Произвольные и непроизвольные 5) Целенаправленные движения

Виды целенаправленного действия 1. Контактное: влияние уже началось, цель действия – продлить или ослабить его действие 2. Дистантное: - направленное на овладение полезным объектом - направленное на избегание опасности - устранение факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба)

Виды поведения 1) по характеру : - оборонительное, защитное, половое, - пищедобывательное 2) по направленности: тропизмы, таксисы 3) по этапам: подготовительное, завершающее.

Типы поведения

Пищево е Питьево е Оборонительн ое (активн ое - ястреб и пассивн ое - кролик) Регулирования цикла «сон-бодрствование» Экономии энергии (сил ) Типы поведения: ВИТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - направленно на сохранение индивидуума

Полов ое - выбор партнера Родительск ое - разделение ролей отца и матери Территориальн ое - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов Типы поведения: ролевое поведение - направлено на сохранение вида

Исследовательский Новизны Свободы Игровой Имитационный (подража ние) Типы поведения: инстинкты саморазвития - направлены на получение новой полезной информации

Элементы целенаправленного поведения 1. ЦП – (целенаправленное поведение) - поведение, направленное на удовлетворение мотивации 2) ЦД – (целенаправленное действие)- совокупность способов для достижения цели, этап и элемент ЦП 3) ЦА – (целенаправленный акт) - минимальный квант поведения, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели

По Судакову: ЖИЗНЬ = ЦП = ЦД = ЦА

Участие мозговых структур в организации ЦП Гипоталамус – пейсмекер мотивации Лимбические структуры мозга – осуществляют активный перебор информации для прогноза достижения цели Кора больших полушарий: - лобные доли - организуют целенаправленное поведение и контролируют ход выполнения программы действия - височные, теменные зоны – обеспечивают мобилизацию ранее накопленного опыта для формирования программы действия

Общий план организации двигательной системы

Зоны оборонительного поведения у кошки Штриховкой обозначены зоны, раздражение которых вызывает шипение и ярость

Структура функциональной системы поведения по П.К.Анохину МОТИ ВАЦИЯ АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЭФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК ДЕЛАТЬ? ЭФФЕКТОРНЫЙ ИНТЕГРАЛ АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕ ЙСТВИЯ Им -1 Им -2 Им -3 Им -4 РЕЗУЛЬТАТ Р Е Ц Е П Т О Р Ы ПАМЯТЬ ОБСТАНОВКА ПУСКОВОЙ СИГНАЛ МОТИВАЦИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

ЭМОЦИИ: Субъективные реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Отражают в виде переживаний значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей и мотиваций. БСЭ, 1978

ЭМОЦИИ: Физиологические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения П.К. Анохин

Несколько определений эмоций из работ разных авторов: - чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики - процесс переживания человеком действительности, интегральное выражение тонуса нервно-психической деятельности - физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствований и переживаний - то субъективное переживание, которым наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Стоит на страже организма, т.к. сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство

Проявления эмоций 1. Психические – субъективные приятные (положительные) или неприятные (отрицательные) переживания 2. Соматические – мимические и моторные, изменение голоса речи, мигательные движения 3. Вегетативные - изменение ритма сердца, АД, дыхания, функций ЖКТ, эндокринных функций и уровня обмена веществ

Методы исследования эмоций 1. Раздражение и самораздражение эмоциогенных структур мозга (методика Скинера) 2. Наблюдение за поведением 3. Регистрация вегетативных патернов эмоций (ЭКГ, КГР и т.п.) 4. Анализ самоотчетов испытуемых 5. Комплекс психологических методик

Несколько определений эмоций из работ разных авторов: - чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики - процесс переживания человеком действительности, интегральное выражение тонуса нервно-психической деятельности - физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствований и переживаний - та субъективное переживание, которым наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Стоит а страже организма, т.к. сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ 1. Создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей 2. Обусловливают творческий и поисковый характер умственной деятельности («фермент творчества» 3. Помогают в усвоении информации (система эмоциональной памяти) 4.Способствуют воспитанию волевых качеств 5. Надежное средство общения людей (коммуникативная функция) 6. Защитное значение - средство быстрой оценки повреждающих факторов 7. Положительные эмоции повышают жизненный тонус, настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни 8. Способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям среды. 9. Аппарат интеграции «хорошо» - «плохо»

Методы исследования эмоций 1. Раздражение и самораздражение эмоциогенных структур мозга (методика Скинера) 2. Наблюдение за поведением 3. Регистрация вегетативных патернов эмоций (ЭКГ, КГР и т.п.) 4. Анализ самоотчетов испытуемых 5. Комплекс психологических методик

Методика Скинера

Центральный нервный аппарат эмоций Представлен совокупностью мозговых образованиях, которые называются «висцеральным мозгом», к которому относят гипоталамус, передние ядра таламуса, перегородку, свод мозга, мамиллярные тела, миндалевидное ядро, венечную борозду, гиппокамп, грушевидную долю. Все эти образования входят в состав т.н. лимбической системы мозга

Лимбическая система мозга

Психологические теории эмоций 1. Теории аффекта (компоненты А : заряд, разрядка и чувство). При этом заряд аффекта связан с количественной мерой эмоции, а процесс разрядки определяет качественный тон эмоции 2. Мотивационные теории. Холт – Э. возникают при рассогласовании желаемого и действительного Дал – Э. –это фундаментальные мотивы человеческих отношений

Психологические теории эмоций 3. Адаптивная теория Плучека Эмоция – комплексный ответ, обусловленный одним из основных адаптивных биологических процессов, общих для всех организмов. Виды адаптивных процессов - Объединение - Неприятие - Разрушение - Защита - Воспроизведение - Лишение -Ориентировка - Исследование Первичные эмоции - Приятие -Отвращение -Гнев -Страх -Радость -Горе -Испуг -любопытство Вторичные эмоции производны из первичных: ГОРДОСТЬ = гнев + радость, ЛЮБОВЬ = радость + приятие, ВИНА = страх + удовольствие и т.д..

4. Теория дифференциальных эмоций Томкинса Основные положения: 1) 10 фундаментальных эмоций (ФЭ) образуют основную мотивационную систему человека (интерес, удовольствие, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) 2) Каждая ФЭ обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами 3) Различные ФЭ ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний 4) ФЭ взаимодействуют между собой и могут активировать, усиливать или ослаблять друг друга 5) эмоциональны процессы взаимодействуют с гомеостатическими, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Нейробиологические теории эмоций – рассматривают эмоции как результат развития определенных физиологических процессов. 1. Активационная теория Линдси (1951): Фактором, запускающим эмоции является условный или безусловный стимул. Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга и далее гипоталамус и кору. Гипотетический активирующий механизм трансформирует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. 2) Теория фрагментарной организации эмоционального поведения Дельгадо (1964) и Вальдмана (1969). Каждая эмоция имеет свои центральные структуры управления. Раздражая нервные структуры, расположенные на различных уровнях мозга, возможно воспроизводить те или иные эмоциональные реакции посредством активации отдельных звеньев регуляции эмоционального поведения.

Эмоция - результат развития определенных физиологических процессов. 1. Фактором, запускающим эмоции является условный или безусловный стимул. Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга и далее гипоталамус и кору, формируя поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. 2. Каждая эмоция имеет свои центральные структуры управления. Раздражая нервные структуры, расположенные на различных уровнях мозга, возможно воспроизводить те или иные эмоциональные реакции посредством активации отдельных звеньев регуляции эмоционального поведения.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина Генез возникновения эмоций связан с рассогласованием акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Эмоция есть механизм наказания стратегически вредных (отрицательная эмоция) или награды стратегически полезных (положительная эмоция) путей поведения.

Потребностно-информационная теория эмоций Симонова (1970) Эмоции есть отражение мозгом человека и высших животных качества и величины актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного или ранее приобретенного индивидуального опыта

Алгоритм возникновения эмоции по Симонову: Э = - П(Н – С), Где Э – эмоция, П – потребность, Н – информация, необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности. С – информация, которая есть(существует реально) и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Следствия из формулы Симонова: Э = - П(Н – С) 1. Эмоция не возникает при отсутствии потребности и исчезает после ее удовлетворения: Э = 0 при П = Эмоция не возникает у вполне информированной системы даже при большом значении потребности: Э = 0 при Н = С. 3. При наличии потребности живая система тем эмоциональнее, чем менее она информирована: Э = max, если С = Знак эмоции зависит от потребности и дефицита информации об условиях ее удовлетворения: При С > Н -П х -Н = +Э При С < Н -П х +Н = -Э

Роль эмоций по Симонову: Эмоции – компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для удовлетворения потребности. Так: - ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы; - страх возникает при недостатке информации, требуемой для защиты; - горе возникает в ситуации полного отсутствия информации о какой бы то ни было возможности восполнения потери.

Эмоциональные состояния Положительные - удовольствие -наслаждение -комфорт -восторг -радость -оптимизм -торжество -Воодушевление Характер вегетативных сдвигов одинаков Отрицательные -Стенические: гнев, ярость, негодование Происходит мобилизация энергии и сил -Астенические: испуг страх ужас тоска Все функции подавлены

Теория эмоциональных состояний Г.И. Косицкого Эмоции – проявление некоторой степени развития состояния нервного и вегетативного напряжения в условиях дефицита средств достижения цели: СН = Ц (ИнЭнВн – ИсЭсВс) Где СН – состояние напряжения, Ц – цель поведения, ИнЭнВн – информация, энергия и время, необходимые для достижения цели, ИсЭсВс – эти же средства, существующие в распоряжении субъекта

Степени состояния напряжения по Косицкому 1 степень – В.М.А. (внимание, мобилизация, активность)- активная ориентировочная реакция, адекватная мобилизация сил, подъем творческой активности. 2 степень – С.О.Э. (стенические отрицательные эмоции) – мобилизация сил – «вегетативная буря»). 3 степень – А.С.О.Э. (астенические отрицательные эмоции) – снижение энергии и сил – «вегетативный хаос» (пример – 2 зайца и лиса). 4 степень – невроз (при частом повторении астенических отрицательных эмоций. Оставляет печать на всю жизнь («больная мозоль»)

Гипотеза Боварда (1962) В мозгу высших животных и человека есть две функционально противоположные системы: 1) холинергическая – составляет физиологическую основу положительных эмоций; раздражение этих структур вызывает чувство удовольствия. 2) адренэргическая – включается при отрицательных эмоциях; стимуляция сопровождается беспокойством, тревогой и ужасом. Между этими системами существуют реципрокные отношения, которые регулируются миндалевидным ядром.

Некоторые эмоции возникают вне зависимости от вероятности достижения цели, и являются как бы безусловными. Так, эмоция страха при виде змеи у приматов всегда проявляется при первом контакте с «пугающим» объектом (генетическая память о возможности гибели от ядовитого укуса?)

Благодарю за внимание!