Энергосбережение в РФ : скрытый потенциал для повышения конкурентоспособности регионов Председатель Правления Промышленной Группы «Приводная Техника» Краснов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭНЕРГОСЕРВИС ПРОГРАММА ЭНЕРГОСЕРВИСА Промышленная Группа «Приводная Техника»
Advertisements

М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» июнь 2008 Семинар «Состояние и перспектива развития малой гидроэнергетики в.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Транксрипт:

Энергосбережение в РФ : скрытый потенциал для повышения конкурентоспособности регионов Председатель Правления Промышленной Группы «Приводная Техника» Краснов Д.В.

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» В целях снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) в годах: принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт; обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; б) до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии; в) до 1 октября 2009 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии; г) при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий; д) учитывать в качестве критерия выделения бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных видов субсидий из федерального бюджета применение на территории субъекта Российской Федерации энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий; е) рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации Д. Медведев Законодательство

Пять приоритетов модернизации экономики РФ Приоритеты Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил ряд приоритетов модернизации экономики РФ "Я сформулировал пять основных приоритетов в области модернизации нашей страны, на которые мы должны обязательно обратить внимание, силы и средства. Это энергоэффективность, потому что мы очень много тратим энергии, тратим впустую, по сути, обогреваем воздух. Это информационные продукты – как наземные, так и космические. Это атомная энергетика, которая всегда была нашим козырем и которая действительно способна изменить жизнь к лучшему в самых разных частях нашей страны. Это лекарства ", – сказал Медведев во время беседы с директором информационных программ Первого канала Кириллом Клейменовым, передает РИА НовостиРИА Новости.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законодательство

Федеральный закон от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законодательство Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учетаТребования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениямТребования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям Обязательные энергообследованияОбязательные энергообследования Энергосервисные договоры (контракты)Энергосервисные договоры (контракты) Переход к долгосрочному тарифному регулированиюПереход к долгосрочному тарифному регулированию

6 Свод российского законодательства в области повышения энергоэффективности и энергосбережения насчитывает более 112 приказов, постановлений и федеральных законов. Законодательный омут

7 Программы энергосбережения крупнейших корпораций

Перспектива модернизации Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р) 24. Внедрение частотно-регулируемого привода, единиц Всего Водоснабжение Водоотведение Приложение 6 График реализации технических мероприятий государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" по основным секторам потребления энергии»: (…)

Практика 2011 г: 0 проектов по Энергосбережению 2011 г: 2 проекта по Энергосбережению 2011 г: 3 проекта по Энергосбережению г- 36 проектов по энергосбережению на общую сумму 80 млн.рублей Выручка 2011 г млрд. рублей ( 0,01 % от выручки )

Почему ? 1)Неактуальность энергосбережения в РФ ? 2)Модный политический тренд ?

Потенциал энергосбережения в РФ Россия может сэкономить 45% своего полного потребления первичной энергии В настоящее время объем неэффективного использования энергии в России равен годовому потреблению первичной энергии во Франции. Для реализации потенциала повышения энергоэффективности необходимы инвестиции частных и государственных организаций, а также домохозяйств в размере 320 млрд. долл. США. Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд. долл. США и могут окупиться всего за четыре года. Эффект для экономики в целом значительно больше: млрд. долл. США в год экономии на энергетических издержках и дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за 2-3 года. Реализовав потенциал повышения энергоэффективности, Россия сможет сэкономить: 1240 млрд. куб. м природного газа, 1340 млрд. кВтч электроэнергии, 189 млн. т угля, 143 млн. т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов Источник: Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Отчет Группы Всемирного банка и IFC Источник: Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Отчет Группы Всемирного банка и IFC

Потенциал энергосбережения в РФ Россия может сэкономить 45% своего полного потребления первичной энергии

Потенциал энергосбережения в РФ

«К 2014 году планируется переход к определению цен на газ для промышленных потребителей в РФ на основе формулы цены, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. (…) Ну и конечно всем понятно, что для России, для нас является очень важным, актуальным вопрос энергозатрат. Мы очень энергозатратная экономика и, конечно же, у нас очень высокая газоемкость нашего промышленного производства. Только экономические рычаги, только рыночные цены позволят нам здесь достигнуть результата. При этом эти результаты скажутся и на инновационных процессах, поскольку это подтолкнет и наших российских производителей внедрять новые технологии. И без сомнения это очень серьезный стимул для инноваций» Алексей Миллер, Председатель правления и заместитель председателя совета директоров ОАО «Газпром» Перспективы ресурсной экономики РФ

Прогноз роста стоимости ресурсов Стоимость энергетических ресурсов и транспортных перевозок в РФ неуклонно растет: По данным Прогноза роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в годах в среднем по Российской Федерации (Федеральная служба по тарифам)

Рост энергоэффективности промышленности Германии Потребление энергоресурсов на единицу произведенного продукта в ценах 2005 г Источник : Доклад Федерального Министерства Экономики и Технологий Германии, 2010 г.

Пассажирские и грузовые перевозки и энергопотребление – индекс 100 Источник : Доклад Федерального Министерства Экономики и Технологий Германии, 2010 г.

Стоимость энергоресурсов в промышленности Германии In Mrd. Euro und % Источник : Доклад Федерального Министерства Экономики и Технологий Германии, 2010 г.

Климатические условия Среднегодовые температуры : Италия: 17,5 º С Германия: 9,8 º С Москва: 4,4 º С Сибирь: < 0 º С

Вступление в ВТО: чего ожидать? Россия – ВТО

Инструменты реализации: Энергосервисные контракты Платежи за энергию и энергоресурсы Оплата услуг по Программе энергосервиса Платежи за энергию и энергоресурсы RUR Время До начала контракта В процессе исполнения контракта После окончания контракта

Участники ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ ИНВЕСТОР ЗАКАЗЧИК ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ?

Проблемы реализации энергосервисных контрактов (ЭСКО) 1)Отсутствие «хозяйственного собственника», заинтересованного в получении прибыли от экономии 2)Отсутствие свободных финансовых ресурсов 3)Отсутствие свободных временных ресурсов 4)Отсутствие профессиональных кадров 5)Отсутствие понимания и интереса местных Банков к финансированию ЭСКО- контрактов

Проблемы реализации энергосервисных контрактов (ЭСКО) Дополнительно для бюджетных организаций : 1) Сложные и неотработанные конкурсные процедуры (94 ФЗ) выбора ЭСКО-компании и реализации ЭСКО- контрактов. 2) Несовершенство законодательства РФ в области энергетического аудита и формирования программ энергоэффективности 3) Несовершенное тарифное законодательство и тарифное регулирование 4) Практически полное отсутствие инструментов поддержки и гарантий со стороны Муниципальных образований; 5) Нежелание Муниципалитетов разделять риски по ЭСК; 6) Практически полное отсутствие инструментов страхование рисков по ЭСК; 7) Слабая осведомленность или некорректное понимание структуры ЭСК и условий реализации; 8) Отсутствие понимания у представителей Администраций, что ЭСК – это финансовый инструмент; 9) Слабая осведомленность или некорректное понимание структуры ЭСК и условий реализации; 10) Практически отсутствует тарифное регулирование, способствующее привлечению инвестиций в отрасли (RAB – тарифы и регулирование);

Энергосбережение в действии Лучшее средство энергосбережения – бабушкин свитер Снижение температуры в помещении с 24 С до 16 С - Экономия 30 % Энергосбережение + Энерговооруженность

Условия российского производства Сбережение тепла в рабочей зоне локальными методами

Современное европейское производство Температурный режим управляется автоматикой

Результат 1)Снижение расходов на энергоресурсы на 30-40% 2)Снижение себестоимости продукции и как следствие повышение ее конкурентноспособности 3) Повышение качества условий труда для сотрудников 4) Автоматизация технологических процессов 5)Возможность сокращения непроизводительного персонала 6) Повышение инвестиционной привлекательности предприятия

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Оптимизация режимов производственного водоснабжения ОАО «КАМАЗ». Расчет и оптимизация гидравлических режимов системы производственного водоснабжения ОАО «КАМАЗ», станции очистки воды ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ», с экспертизой технологических решений, проектированием и внедрением энергосберегающих технологий и систем управления технологическими процессами на базе ВЧРП (высоковольтный частотно – регулируемый привод) производственного водоснабжения. Экономия электроэнергии до 25%.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Подготовка технико-юридической базы для Инвестиционной программы МУП «Новгородский водоканал» и энергосервиса Энергетический аудит МУП «Новгородский водоканал»; Разработка Программы повышения энергетической эффективности МУП «Новгородский водоканал» до 2020 г.; Экспертиза технологический решений и энергоэффективных мероприятий; Формирование и утверждение источника финансирования; Подготовка нормативно – правовой базы для заключения Энергосервисного контракта Разработка и утверждение финансовой модели Инвестиционной программы Согласование и утверждение условий с РЭК; Инвестиционная программа МУП «Новгородский водоканал» на утверждении.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Подготовка технико-юридической базы для заключения энергосервисного контракта КГ МУП «Водоканал» г.Кунгур. Энергетический аудит КГ МУП «Водоканал»; Разработка Программы повышения энергетической эффективности КГ МУП «Водоканал» до 2020 г.; Экспертиза технологический решений и энергоэффективных мероприятий; Формирование и утверждение источника финансирования; Подготовка нормативно – правовой базы для заключения Энергосервисного контракта Разработка и утверждение финансовой модели Энергосервисного контракта; КГ МУП «Водоканал» годов к заключению Энергосервисного контракта.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Оптимизация режимов водоснабжения МУП «Городской водоканал г.Волгоград» Комплексное технологическое обследование объектов водоснабжения Города–героя Волгограда; Экспертиза технологических решений оптимизации режимов потребления ТЭР и энергосбережения; Внедрение систем автоматического управления на базе ЧРП и оптимизация режимов работы насосных станций; Экономия электроэнергии до 35%.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения г.Невельск (о.Сахалин) Проект реализован совместно с компанией ООО «Рос Шельф». Оптимизация режимов водоснабжения и водоотведения; Переоснащение всех насосных станций новыми насосными агрегатами; Внедрение систем автоматического управления насосными агрегатами на базе частотно – регулируемых приводов; Объединение в систему диспетчеризации объектов водоснабжения, водоотведения, водоочистки; Объединение станций 1-го подъема в единый комплекс, оптимизирующий водозабор по всем скважинам; Замена всех трубопроводов на современные пластиковые. Эффект – вывод предприятия на новый качественный технологический уровень производства и предоставления услуг ВиВ.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Комплексная реконструкция объектов водоснабжения г.Холмск (о.Сахалин) Проект реализован совместно с компанией ООО «Рос Шельф». Оптимизация режимов водоснабжения; Переоснащение всех насосных станций новыми насосными агрегатами; Внедрение систем автоматического управления насосными агрегатами на базе частотно – регулируемых приводов; Объединение в систему диспетчеризации объектов водоснабжения, водоотведения, водоочистки; Замена всех трубопроводов на современные пластиковые. Эффект – вывод предприятия на новый качественный технологический уровень производства и предоставления услуг ВиВ; Экономический эффект – до 35% экономии энергоресурсов.

Некоторые примеры решений ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Экспертиза технического состояния производственного оборудования предприятия и технологий производства. Разработка и автоматизация системы управления режимами работы котельных агрегатов. Экономия электроэнергии от 20 до 25%. Разработка и внедрение систем управления и автоматизации технологических процессов на базе высоковольтного частотно – регулируемого привода. Экономия электроэнергии от 20 до 25%. ЗАО «Одинцовская теплосеть» Экспертиза и оценка технологических процессов производства тепловой энергии. Разработка и внедрение энергосберегающей системы управления режимом производства и энергопотребления теплового пункта. Экономия электроэнергии до 30%.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ развитие инфраструктуры внутреннего сетевого энергохозяйства ЗАО «Уральский турбинный завод» г. Екатеринбург с учетом возможностей территории Базовый план развития проекта

Цели реализации Программы развития - - сокращение издержек предприятия ЗАО «УТЗ» на организацию качественного и бесперебойного снабжения ТЭР производственных объектов ЗАО «УТЗ», административных и вспомогательных объектов; - реализация и внедрение экономически целесообразных организационных и технических мероприятий для обеспечения качественного и бесперебойного снабжения ТЭР производственных объектов ЗАО «УТЗ», административных и вспомогательных объектов (теплоснабжение (отопление) объектов ЗАО «УТЗ» и ГВС, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, водоочистка); - сокращение издержек и прямых затрат ЗАО «УТЗ» на поддержание работоспособности и уменьшение аварийности систем генерации и энергоснабжения территории, эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения, электроснабжения; - организация и внедрение комплексного контроля и учета, регулирования и диспетчеризации за расходованием и потреблением ТЭР (АСКУРДЭ) производственными объектами ЗАО «УТЗ», административными и вспомогательными объектами, субабонентами (арендаторы/ субарендаторы); - реализация мероприятий по снижению стоимости (тарифа) ТЭР для ЗАО «УТЗ»; - подготовка и внедрение стандартов энергетического менеджмента и сертификация предприятия ЗАО «УТЗ» по ISO 50001:2011 Системы энергоменеджмента; - выработка и реализация экономически целесообразного сценария развития территории с учетом развития возможностей территории (технопарк, бизнес - инкубатор) и в соответствии с целями и критериями ГК «Ренова» в сфере управления энергетическими активами; - разработка и внедрение экологических стандартов при производстве, транспортировке и потреблении ТЭР.

Базовая структура

График реализации Программы повышения энергетической эффективности

График реализации Программы повышения энергетической эффективности

Экспертная оценка прогнозируемой эффективности от реализации Программы повышения энергетической эффективности и оптимизации режимов энерго – и ресурсопотребления определена исходя из объемов годового потребления ТЭР предприятием ЗАО «УТЗ» с учетом роста стоимости (тарифа) ТЭР, согласно принятой Тарифной политики на период 2012 – 2014 г., и данных РЭК Свердловской области. Экспертная оценка годовой экономии ТЭР после модернизации (после реализации Программы развития) – определена в диапазоне от 20 – 40% годового потребления ТЭР. Сумма расходов ЗАО «УТЗ» на поставку ТЭР по итогам 2011 г. ориентировочно составляет ,00 руб. Экспертная оценка экономии эксплуатационных расходов и затрат на производство, транспортировку ТЭР определена в диапазоне от 15 – 35% от суммы затрат базового года (2011 г.). Экономический эффект от реализации Программы повышения энергетической эффективности и оптимизации режимов энерго – и ресурсопотребления

45 ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.РФ