Dr. Lisa Bydanova, International Center for Pedagogical Studies in Sevres (CIEP) March 26 – 30, Ust-Kamenogorsk, KZ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Восточно-казахстанский государственный университет (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 5 – 15 ноября 2012 г. Е.Н. Быданова, PhD, Международный центр.
Advertisements

Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Восточно-казахстанский государственный университет (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 5 – 15 ноября 2012 г. Е.Н. Быданова, PhD, Международный центр.
Красноярский Государственный университет Социально-правовой факультет Специальность «Социальная работа»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
г. Андреев Илья Александрович, преподаватель-методист Роль и значение технологических инноваций фирмы «1С» для развития научных школ.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Подготовка учителей в Эстонии Kaтри Рaйк, PhD Вилья Салувеер Ригa, Ministry of Education and Research.
Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда зам. декана по магистратуре ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, д.э.н., профессор Апенько С.Н.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего,
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального образования Кадры науки : анализ текущего.
Транксрипт:

Dr. Lisa Bydanova, International Center for Pedagogical Studies in Sevres (CIEP) March 26 – 30, Ust-Kamenogorsk, KZ

Часть 1: Экономика и социология образования. Экономика образования : а) Зарождение как самостоятельной науки во второй половине XX века. Основные теории и положения; б) Микро- и макро- экономическая рентабельность образования Часть 2: Анализ эффективности и равноправия в образовании. а) Понятия «effectiveness» и «efficiency»; б) Проблемы равноправия в образовании Часть 3: Высшее образование и трудоустройство выпускников Какие компетенции востребованы в Европе Часть 4: Сравнительное образование Сравнение систем образования Франции, Англии, США и Щведции по 3 аспектам: структура, форма организации и система регулирования

Внутренняя эффективность (internal outputs) – навыки и знания учащихся Внешняя эффективность (external outputs) – то, каким образом образование влияет на жизнь человека после окончания школы (профессиональную, социальную и семейную) «Индивидуальный» аспект (влияние на жизнь одного человека) и «социальный» аспект (на общество в целом) Измеряется национальными и международными тестами знаний учащихся школы: Международные тесты: PISA, TIMMS и PIRLS Национальные тесты: во Франции тесты в начале и по окончанию начальной школы (в 7 и 10 лет)

Первое исследование в области уровня знаний учащихся в различных странах было проведено в 1964 г. независимой ассоциацией научных лабораторий: IEA (International Education Achievement/ Международная ассоциация по образовательным достижениям). Исследование касалось измерения знаний учащихся по математике. С этого времени также начали проводиться другие международные тесты по математике и точным наукам (TIMSS) и по чтению (PIRLS). В конце 90ых, ОСЭР объединил в консорциум несколько научных лабораторий из университетов (под руководством австралийской лаборатории ACER), для проведения крупного исследовательского проекта (PISA : Programme for International Student Assessment – программа международной оценки уровня знаний учащихся), которая предполагает оценку знаний учащихся по трем предметам (чтение, математика и точные науки), каждые три года, начиная с 2000 г. Эти тесты позволяют измерить и оценить не только компетенции учащихся 15-ти лет, но и также собрать данные по разного рода личностным характеристикам учащихся и контекстным характеристикам образовательных систем.

Вспомним результаты тестов по различным странам Скандинавские страны, особенно Финляндия («страна-чемпион») Франция разочаровалась, узнав результаты оценок своих учащихся. Ранее в других тестах результаты были более успешными (н-р, в Reading Literacy по чтению, в TIMSS по математике). Неплохие результаты у Англии и США «Шок» в Германии после результатов PISA 2000 г.

Важно обращать внимание на : Стандартное отклонение от среднего значения, % слабых учащихся – «индекс школьной слабости»; % сильных учащихся – «индекс школьного excellence/ превосходства» При анализе результатов важно понять, какое влияние оказывают «контекстные» факторы (которые не зависят от самих учащихся): социальные (влияние семейной среды, уровня образования родителей), институциональные (влияние качества школы : общий контингент учащихся) и т.д. может составлять до 20 % (UK : 19 %, SE : 12 %, FR : 16 %)

Соотношение эффективности системы к её расходам Как измеряются расходы: % ВВП или на душу обучающегося населения Гос.расходы на образование во Франции в 2008 г.: 5,6% (Норвегия, Дания, Исландия – от 7 до 9 %, Япония – 3,4%) Во сколько обходится образование ? Общие расходы: 135 млрд. евро, из которых них 60% - Министерство, 24% - региональные и местные власти, евро в среднем на каждого гражданина Франции. Сколько получает каждый учащийся? – школьник начальных классов, – средних классов, – высшее образование – среднее профессиональное, – высшие школы, университет 5

Расходы на одного учащегося в разных странах ОСЭР

Источник: Jean-Jaques Paul (2007), « Economie de léducation », Armand Colin, Paris, p. 26 ED – общие расходы на образование; NE – количество учеников и студентов; NJ – возростная группа; POP – общее население страны; PIB - ВВП

Рейтинг Франции в международных тестах практически не изменяется – стабильная средняя позиция или небольшое ухудшения за счет «новых» стран Показатель неравенства (стат. отклонение от среднего значения) в среднем стабилен Совокупные расходы на образование : тенденция к увеличению (за последние 10 лет возросли на 10%, а за последние 30 лет были удвоены)

Эффективность образования и методы её измерения Внешняя и внутренняя эффективность Понятие «efficiency» Проблемы равноправия в образовании. Анализ показателей на примере одного из французских регионов. Проблемы равноправия в образовании. Анализ показателей на примере одного из французских регионов.

Почему такое важное внимание уделяется этому вопросу во Франции? Франция и ее социальные контрасты Проблемы иммиграции и демократические основы Французской республики

Зарождается во Франции в 60ые годы XX века: Пьер Бурдьё и Раймон Будон, знаменитые французские социологи послевоенного периода Пьер Бурдьё: школа – это механизм воспроизводства социальной иерархии. Социальный лифт больше на работает! Понятие «социального капитала» Мари Дюру-Белла, французский социолог : Заканчивают школу по общему профилю : 85% детей, чьи родители занимают управляющие позиции или являются работниками интеллектуальной сферы, и только 37% детей рабочих. Получают диплом о высшем образовании: 72% детей, чьи родители занимают управляющие позиции или являются работниками интеллектуальной сферы, и только 22% детей рабочих Получают диплом о начальном профессиональном образовании: 6% детей, чьи родители занимают управляющие позиции или являются работниками интеллектуальной сферы, и 32 % детей рабочих.

Традиционно, французские университеты не занимались вопросами трудоустройства своих выпускников. Основная функция: просветительская, а не профессионально- ориентированная В период экономического подъема страны, это не вызывало проблем, но ситуация ухудшается в 90ые годы и в рамках введения Болонского процесса и автономии вузов министерство обязывает университеты отчитываться по трудоустройству выпускников На национальном уровне мониторинг трудоустройства выпускников проводится Национальным центром по проблемам рынка труда, г. Марсель, каждые три года Ряд крупных исследований на европейском уровне

« Dès le Moyen Age, lUniversité se trouve confrontée à deux exigences: diffuser le savoir et produire le savoir. Elle est une corporation, un « corps », une union des professeurs et des étudiants voués à létude. Elle fournit également des cadres à toute lEurope, et à toutes les sociétés. Fière de son autonomie face aux pouvoirs politiques, religieux ou financiers, lUniversité sinterroge: faut-il dabord priviligier la recherche ou faut-il former à des métiers et à la vie pratique. Sans cesse relancé, le débat nest toujours pas clos. Science pure ou débouchés? » (M.-L. Le Foulon et J.-M. de Montrémy, « Leurope des universités », Gallimard, 2008, p. 108)

С принятием закона о свободе и автономии вузов 2006 г. введение «Платформ по трудоустройству»: усиление работы по проф.ориентации во время учебы в вузе помощь в поиске стажировок, летней работы и первого места работы Взаимодействие с работодателями: участие работодателей в составлении учебных планов программ участие представителей бизнеса в Административном Совете университетов региональный налог на поддержку вузов для предприятий С 2006 г. возможность создания фондов с частными предприятиями (н-р, в 2007 г. Университет Лион 1 с грантом компании Microsoft на евро) По инициативе Министерства образования сближение с университетов с региональными центрами науки и технического развития: создание региональных научно-технических кластеров

Спец. контракты с предприятиями для докторских программ с получением заработной платы – CIFR Введение новых программ : программ «ученичества»; программ «профессионального бакалавра». Переработка учебных планов с учетом компетенций, выдача Приложения к диплому. Но проблемы с оценкой уровня компетенций Неравное положение университетов и высших школ 83 университета, 224 инженерных школ (часть из них в составе университетов), 220 бизнес школ, 20 архитектурных школ, около других мелких специализированных вузов Объединение университетов и высших школ в региональные кластеры, по инициативе министерства

% заканчивающих среднюю школу : В 1950 г. 5%, в 1970 г. 21 %, 1985 г. 36%, 1995 г. 66%, сегодня - около 88% (получение аттестата о среднем общем полном образовании, с прохождением единого государственного экзамена). % заканчивающих двухгодичные программы высшего образования : 15% в гг., 40 % в 2007 г. Источник: Marie Duru-Bellat (2006), «Linflation scolaire. Les desillusions de la méritocratie/ Инфляция школы. Расстворение иллюзий меритократии», Editions du Seuil et la République des idées, pp

Франция Австрия Бельгия Италия Норвегия Финляндия США Источник: Global Education Digest Comparing education statistics across the world, UNESCO Institute for Statistics, pp

С 1995 по 2006 гг. группа европейских ученых в области экономики и социологии образования проводила серию научных исследований для того, чтобы выяснить тенденции современного молодежного рынка труда и особенности карьерного продвижения выпускников в большинстве стран Европы и ряде других стран Были проведены 2 крупных исследовательских проекта : CHEERS (Careers after Higher Education: a European Research Study) REFLEX (Flexible Professional in a Knowledgeable Society). Оба проекта финансировались Европейской Комиссией в рамках 5ой и 6ой рамочных программ по развитию науки. По результатам этих исследований было опрошено выпускников, окончивших учебу 4 – 5 лет назад.

1. Первое исследование, проведенное в 1998 г. при финансировании Европейской комиссией, позволило провести почтовый опрос около выпускников из 12 стран (11 европейских стран (Austria, Finland, France, Germany, Italy, the Netherlands, Spain, Sweden, United Kingdom, Norway, the Czech Republic) и Японии). Опрос проводился среди молодых людей, закончивших учебу 4 года до момента проведения анкетирования. 4-хлетний интервал был специально выдержан для того, чтобы увидеть, каким образом развивалась карьера выпускников в первые 4 года их выхода на рынок труда.

2. Второе исследование: в гг. о требованиях, предъявляемых выпускникам вузов, на современном рынке труда в контексте общества, основанного на знаниях. Проект получил крупную финансовую поддержку от Европейской Комиссии в рамках 6ой программы Евросоюза по сотрудничеству в области науки и развития. Название: «Гибкий специалист в обществе знаний» Flexible Professional in the Knowledge Society – REFLEX выпускников в 16 странах Европы были опрошены (Австрия, Бельгия – Фландрия, Чехия, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Голландия, Норвегия, Португалия, Испания, Щведция, Щвейцария и Великобритания). Методология исследования основывалась на опросе выпускников, закончивших вуз за 5 лет до момента проведения опроса, т.е. в гг. Опрошены были выпускники уровня ISCED 5A по международной классификации. Анализ трудоустройства проводился по 2м группам выпускников: выпускники программ с научной направленностью (для поступления на докторские программы), и все другие.

Dr. Rolf van der Velden (coordinator) Research Centre for Education and the Labour Market, University of Maastricht, The Netherlands Prof. Ulrich Teichler Centre for Research on Higher Education and Work, University of Kassel, Germany Prof. Jean-Jacques Paul Institut de Recherche sur l'Economie de l'Education, Université de Bourgogne, France Prof. John Brennan Centre for Higher Education Research and Information, Open University, The United Kingdom Dr. Liv Støren Norwegian Institute for Studies in Research and Higher Education, Norway Prof. Roberto Moscati IARD Istituto di Ricerca, Milano, Italy Prof. Osmo Kivinen Research Unit for the Sociology of Education, University of Turku, Finland Prof. José-Gines Mora Ruiz Departmento de Economia Aplicada, Universidad de Valencia, Spain Prof. Paul Kellermann Institut für Soziologie, Universität Klagenfurt, Austria Drs. Egbert de Weert Center for Higher Education Policy Studies, University of Twente, The Netherlands

Ослабевает связь между полученной в вузе специальностью и рабочим местом Первое рабочее местно все меньше определяет последущее карьерное развитие Повышается роль новых информационных технологий Сближение точных и гуманитарных наук: появление «гибридных» рабочих мест Горизональные компетенции выходят на первый план: решение проблем, умение обучаться, умение общаться Расширение принципа «life-long learning» Разница между рентабельностью образования мужчин и женщин

4 основных компетентностных кластера: Professional expertise/ Профессиональная экспертиза; Functional flexibility/ Функциональная гибкость; Innovation and knowledge management/Инновации и управление знаниями; Mobilisation of human resources/ Мобилизация человеческих ресурсов. Общество основанное на знаниях и инновационная экономика

знания по специальности знания в других областях, аналитическое мышление, способность быстро преобретать новые знания, умение эффективно вести переговоры, способность работать в стрессовых ситуациях, умение видеть новые возможности, способность руководить работой других, умение эффективно использовать свое время, умение продуктивно работать с другими людьми, способность мобилизовать умения и навыки других людей для эффективной совместной работы, умение ясно выражать свои мысли, умение проявлять свой авторитет, умение использовать компьютерные технологии и интернет, способность находить и предлагать новые идеи и решения, способность подвергать сомнению свои собственные идеи или идеи других людей, способность представлять широкой публике товары, идеи и документы умение составлять отчеты и другие документы умение писать и говорить на иностранном языке.

All European graduatesFranceGermanyRussia знания по специальности 5,45,35,84,8 знания в других областях 4,23,44,34,6 аналитическое мышление 5,15,35,25,5 быстро преобретать новые знания 5,45,25,65,7 эффективно вести переговоры 4,74,14,75,1 работать в стрессовых ситуациях 5,65,36,05,5 видеть новые возможности 4,83,85,14,4 руководить работой других 5,45,15,64,7 эффективно использовать свое время5,65,75,86,06,0 работать с другими людьми 5,55,35,65,3 мобилизовывать навыки и знания других людей4,94,84,94,8 ясно выражать свои мысли 5,55,65,25,6 проявлять свой авторитет 4,74,8 5,6 использовать компьютерные технологии и интернет5,44,95,55,7 находить и предлагать новые идеи и решения5,24,95,34,9 подвергать сомнению идеи 4,94,74,94,6 представлять широкой публике товары и идеи4,74,654,1 составлять документы 5,14,85,35,8 писать и говорить на иностранном языке3,83,23,72,5 N=1429N=1651N=300

2 модели : Путем имитации Путем развития предпринимательских способностей и инновации/ инновационных процессов

Не для каждой страны построение инновационной экономики может стать наиболее экономически выгодным. Иногда более коротким путем к увеличению благосостояния является так называемая «имитационная экономика» Первые работы Нельсона и Фельпса, 1966 г. : необходимо повышать общий уровень технических навыков в стране и создавать базу для принятия эффективных управленческих решений на уровне предприятия или государственном уровне. Но не для того, чтобы делать акцент на инновационную деятельность как таковую Две функции образования: «техническая функция» и «функция перераспределения» (Вельш, 1970 г.). Найти оптимальную форму перераспределения ресурсов – главная задача для переходных экономик Агион и Коен, 2004 г., вводят понятия «имитационной экономики» и «инновационной экономики». Азариадис и Дразен, 1990 г., те страны, которые не инвестируют в образование, могут оказаться в «ловушке бедности» Экономика США в XIX – XX века: «имитационная модель»

Одна из основных задач, которую необходимо решать на уровне экономики всей страны,- это содействие развитию предпринимательства или предпринимательского духа граждан Необходимо проводить государственную политику в следующих направлениях: 1) должны быть четко определены нормы предпринимательского права; 2) налоговое обложение должно быть щадящим и транспарентным/ прозрачным; 3) создание специализированных обучающих структур или структур, которые бы оказывали юридическую или любую другую поддержку молодым предприятиям

Глава 1. Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений Глава 2. Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования Глава 3. Европейские стандарты для агентств гарантии качества

1 национальное агентство «Французское агентство по оценке высшего образования и науки» - AERES, которое оценивает учебные программы, вузы и научные институты 2 специализированных агентства: для инженерных программ и для бизнес-программ AERES не аккредитует, а предоставляет независимую оценку Министерство подписывает контракт с вузом каждые 4 года AERES не проводит международную аккредитацию, т.к. занимается только оценкой на национальном уровне