1 О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде утверждена Минобрнауки РФ 06.10.2005 г., Федеральной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты.
Advertisements

Краткий обзор юридических аспектов ВИЧ/СПИД Акимова Антонина Александровна зав. отделом профилактики и эпидемиологии Белгородский центр по профилактике.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
Юнисеф объединимся ради детей! Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду» Название организации, проводящей.
Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., в статьях.
Цели и задачи приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения. Дополнительная иммунизация населения. Механизм реализации, контроль исполнения.
Основные представления о социально значимых заболеваниях.
Российская Федерация Право на конфиденциальность при оказании медицинской помощи Медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербург Профессор.
Правовое регулирование в сфере охраны здоровья детей.
Психиатрическая помощь Принципы защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, и улучшения психиатрической помощи, которые были приняты Генеральной.
Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями г. Барнаул 2008 г.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
О взаимодействии представителей Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях с органами и учреждениями системы.
Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
ЗАКОН РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗДРАВООХРАНЕНИИ» ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ УО «БГМК» МИЛЬКО-ЧЕРНОМОРЕЦ.
Предварительные и периодические медицинские осмотры – приказ Минздравсоцразвития России 302н от
Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
Социальные и правовые аспекты ВИЧ/СПИДа. УРОВНИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Международное законодательство Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом принята.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Актуальные проблемы правового обеспечения наркологии Автор-составитель - Б.П. Целинский 2012 год.
Транксрипт:

1 О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде утверждена Минобрнауки РФ г., Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г.

2 Движущие силы эпидемии ВИЧ-инфекции в России базой для развития эпидемии являются: >рискованное в отношении ВИЧ поведение населения (употребление наркотиков, рискованное сексуальное поведение) и недостаточный уровень знаний в отношении ВИЧ – инфекции; >имеют правильные знания о ВИЧ –инфекции только 19,3% населения (по данным ВЦИОМ,2007 г.); >сопутствующими факторами являются широкое распространение инфекций, передаваемых половым путем(ИППП), вирусных гепатитов, туберкулёза, наркоманий; >многократное использование потребителями инъекционных наркотиков одноразовых шприцев и игл, загрязненных кровью партнеров-наркоманов; >вертикальная передача ВИЧ-инфекции от матери к плоду.

3 Движущие силы эпидемии ВИЧ-инфекции в России >эпидемия ВИЧ – инфекции «перешагнула» за рамки стадии концентрации (накопления) в наиболее уязвимых группах населения (ПИН, КСР, МСМ) и перемещается в гетеросексуальную популяцию (генерализованная стадия эпидемии); >увеличивается количество инфицированных ВИЧ женщин и детей, рожденных от ВИЧ – позитивных матерей; >увеличивается количество людей, живущих с ВИЧ, на поздних стадиях ВИЧ – инфекции, растет количество умерших от сочетанной патологии «ВИЧ +туберкулёз» >резко возрастает количество нуждающихся в антиретровирусной терапии и проведении профилактики вертикальной передачи.

4 Социально-биологические последствия распространения ВИЧ-инфекции >Болезнь и гибель части населения >Психологический стресс >Уменьшение числа рождений >Депопуляция >В соответствии с прогнозом Правительства РФ к 2050г численность населения может сократиться на 30% (до 101,3 млн.чел) >При неблагоприятном развитии событий население России может сократиться до 77,2 млн.чел. >Этот прогноз сделан без учета вероятных последствий СПИДа

5 Социально-экономические последствия распространения ВИЧ-инфекции >Увеличение расходов на лечение, профилактику, научные исследования >Перестройка структуры здравоохранения >Переподготовка кадров >Переориентация медицинской промышленности >Болезнь и гибель наиболее работоспособной части населения >Снижение производства и деградация его отдельных видов >Увеличение расходов на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи (больные, сироты, иждивенцы)

6 Зачем нужно обучение в области ВИЧ? >По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения. >Превентивное обучение в области ВИЧ-инфекции и СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование ЗОЖ и ответственное поведение.

7 Существуют разрозненные инициативные программы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД Необходима координация профилактических программ >Согласованная позиция министерств и ведомств >Государственное регулирование и экспертиза

8 Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Инициатор создания Концепции - Московское бюро ЮНЕСКО Разработчики: Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Кафедра ЮНЕСКО МГСМУ Государственные учреждения и организации Общественные и международные организации

9 Правовая основа Концепции Правовая основа Концепции базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных и правовых актах, а также общепринятых принципах и нормах международного права, в том числе: Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г.; Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.;

10 Правовая основа Концепции >ФЗ от 30 марта 1995 г. 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)»; >ФЗ от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; >ФЗ от 10 июля 1992 г «Об образовании»; >ФЗ 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; >ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Закон об общественных объединениях»; >Приказ Минздравмедпрома РФ от 16 августа 1994 г. N 170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»;

11 Правовая основа Концепции >Приказ Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. N 776 «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИД»; >Приказ Минздрава СССР от 5 сентября 1988 г. N 690 «О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИД»; >Приказ Минздрава РФ от 7 августа 2000 г. N 312 «О совершенствовании организационной структуры и деятельности учреждений по профилактике и борьбе со СПИД»; >Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 14 января 2004 г. 2 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ- инфекции в Российской Федерации».

12 Цель Концепции Выработать согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств, организаций и учреждений, работающих в сфере профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа, по развитию системы превентивного обучения, направленного на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации среди детей и молодежи.

13 Задачи Концепции 1.Формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде; 2.Формирование единой концептуально-методологической базы превентивного обучения и базисных принципов обучающих профилактических программ. 3.Выработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в рамках межведомственного взаимодействия Минобрнауки России, Минздравсоцрацвития России, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями. 4.Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации. 5.Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации и в её отдельных субъектах.

14 Основные положения Концепции 1.реализация программ превентивного обучения как планируемые, комплексные мероприятия; 2.создание стандартов профилактики, 3.проведение экспертизы профилактических программ; 4.создание программ, адаптированных для регионов и тех целевых групп, которым они предназначаются, с учетом этнических, социально-экономических, возрастных и гендерных особенностей; 5.разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности жизненного опыта представителей целевых групп, специфику социальной среды, эмоционально- личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы; 6.использование уже реализуемых моделей и программ профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа; 7.целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением.

15 Основные положения Концепции (продолжение) Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде включают: - просвещение и информирование населения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа, инфекций, передающихся половым путем, репродуктивного здоровья; - развитие личностных ресурсов, обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи; - формирование социальной и персональной компетентности; - развитие адаптивной стратегии поведения; - формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации, создание условий для отсрочки полового дебюта; - формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению.

16 Базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде >Принцип системности >Принцип стратегической целостности > Принцип многоаспектности образовательный аспект социальный аспект психологический аспект >Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) >Принцип ситуационной адекватности >Принцип индивидуальной адекватности >Принцип легитимности (от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой). >Принцип соблюдения прав человека и прав ребенка >Принцип комплексности

17 Механизмы реализации Концепции 1.Разработка специализированных образовательных программ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа; 2.Внедрение этих программ в практику образовательных учреждений или интеграция вопросов превентивного обучения в программы общего и дополнительного образования, в систему воспитательной и социальной работы; 3.Подготовка кадров; 4.Экспертиза программ превентивного обучения; 5.Мониторинг профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа 6.Создание поддерживающего окружения путем реализации программ родительского всеобуча в области репродуктивного здоровья и ВИЧ-инфекции и СПИДа, программ по принципу «равный равному»; 7.Усиление межведомственного взаимодействия.

18 Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" >Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

19 Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: >регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; >эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ- инфекции на территории РФ; >производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; >доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием;

20 Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: >бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ- инфицированным - гражданам РФ, бесплатное получение ими медикаментов при лечении …, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации; >включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; >социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; >подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

21 Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных >1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Конституцией Российской Федерации >2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

22 Статья 7. Медицинское освидетельствование >1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения… на основании лицензии… >2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. >3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

23 Статья 7. Медицинское освидетельствование >4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. >5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. >6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. >7. В учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.

24 Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в пункте пятом статьи 7, - по просьбе или с согласия его законного представителя.пункте пятом статьи 7 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

25 Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование >1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. >…

26 Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства >1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции…Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

27 Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции >1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ- инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование >Лицо, прошедшее освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

28 Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования >1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. >2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в пункте первом настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц. >3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

29 Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи >ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 16. Обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным >Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

30 Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных >Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ - инфицированных на основании наличия у них ВИЧ- инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

31 Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних >1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на: >совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию; >бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно; >сохранения непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж; >внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный - несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает совместно с ними. >2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

32 Статья 19. Социальная защита ВИЧ- инфицированных - несовершеннолетних >ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ- инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками >Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

33 Статья 21. Государственные единовременные пособия >1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий. >В случае смерти работников указанных категорий от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции, право на получение государственных единовременных пособий имеют члены их семей. >… Статья 22. Льготы в области труда >Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. …