СЕНСОР Философия новых технологий АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единая региональная телекоммуникационн ая инфраструктура Администрация области Региональная система поддержки принятия управленческих решений Образование.
Advertisements

Директор ГКУ ЯО « ССО ЯО » Голованов Сергей Николаевич.
Основные положения по созданию системы приёма и обработки вызовов оперативных экстренных служб по телефонному номеру 112 Начальник управления ФГУ ВНИИ.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (КСЭОН) В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
«Развитие систем мониторинга потенциально опасных объектов ТЭК в РСЧС» Конференция «Управление технологическими рисками в ТЭК» 13 октября 2010 г. Старший.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ.
Совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» от 25 июля 2006 г.
ТЕМА 5.4 Управление гражданской обороной. Учебные вопросы: 1. Совершенствование системы оповещения Республики Беларусь 2. Технические средства автоматизации.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Областная целевая программа « Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно – диспетчерских.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Анализ реализации в Республике Башкортостан Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года 1522 «О создании комплексной системы экстренного.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
ГО и ЧС в ОУ. Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в области ГОЧС 1. ФЗ от « О гражданской.
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) ДОЦЕНТ И.А. ЖМАКИН ЛЕКЦИЯ.
Типовое программно-техническое решение «Информационная система поддержки оказания органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Транксрипт:

СЕНСОР Философия новых технологий АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ (с изменениями от года) Основания для создания системы ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в редакции от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (с изм. от г, от г., г. от г. и ФЗ) Распоряжения правительства РФ от года 1544 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в редакции Постановления Правительства РФ с изменениями от года, от года 600) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 1 марта 1993 г. N 177 Постановления Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. N 178

Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года 632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. «Концепция региональной информатизации до 2010 года» Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2007 года 871-р «Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта РФ» «Положение о системах оповещения населения», утвержденное совместным приказом МЧС России, Минсвязи и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. 422/90/376 «Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», утвержденное совместным приказом МЧС России, Минсвязи и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. 877/138 /597 ГОСТ Р «Единая дежурно-диспетчерская служба». Основные положения» Методические рекомендации «О порядке разработки и экспертизы проектных решений единых дежурно-диспетчерских служб» от 4 октября 2004 года Распоряжение Правительства РA от 20 октября 2010 года 1815-р. Государственная программа «Информационное общество» (2010 – 2020 годы) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 года, Пр-212 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г р. Концепция развития радио и телевещания в Российской Федерации на годы Методическое обеспечение

Состояние существующей системы оповещения РСЧС Сегодня сложилась довольно непростая ситуация, при которой существующие системы оповещения и информирования населения безнадежно устарели. Принципы организации оповещения и рекомендации по реконструкции систем оповещения не отвечают современным требованиям нормативных документов и программ принятых Правительством РФ, противоречат эталонной модели взаимодействия открытых систем, в соответствии с которой создается и развивается вся современная телекоммуникационная среда РФ и формируется новая отрасль экономики «информационная индустрия». Объединение сетей телефонной связи общего пользования, радиовещания и телевидения для централизованного оповещения руководящего состава РСЧС и информирования населения в существующих системах оповещения обеспечивается комплексами технических средств П-160, П-164 и П-166 КТС, принцип работы которых основан на отборе линий медного кабеля и каналов тональной частоты аналоговых систем передачи. Передача информации оповещения, данных о чрезвычайных ситуациях и подтверждений в таких системах обеспечивается по занятым и выделенным 2-х и 4-х проводным каналам ТЧ, абонентским и соединительным линиям государственной и ведомственных сетей связи путем отбора каналов на время передачи. В качестве основы для оповещения и информирования населения используются электросирены С-40, сети аналогового проводного вещания и радиовещания и телевидения.

Состояние существующей системы оповещения РСЧС Последние пять лет операторы связи интенсивно переходят на мультисервисные сети связи нового поколения. Телефонный и международный трафик, радиовещание и телевидение уходит в IP сети. В ближайшей перспективе сети NGN, основанные на маршрутизации и коммутации пакетов, полностью заменят существующие аналоговые сети связи, радиовещания и телевидения. Распространение телевизионных и радиовещательных программ в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день затратным с точки зрения потребления электроэнергии, материалов и трудозатрат. В совокупности с ограниченностью свободного частотного ресурса модернизация аналоговых сетей связи и вещания по принципу воспроизводства, тем более для организации новых каналов вещания, становится бесперспективной и экономически неоправданной. Реализация утвержденной Правительством РФ ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на гг.» приведет к выводу из эксплуатации аналоговых сетей радиовещания и телевидения, что в свою очередь ведет к разрушению существующих систем оповещения и информирования населения, базирующихся на сетях аналогового вещания. Сегодня для оповещения и информирования населения используются три системы оповещения (ОКСИОН, П-166 и П- 160/П-164) не имеющих сопряжения и не обеспечивающих даже 30% охвата населения в существующих сетях радиовещания и телевидения.

Структура существующей системы оповещения РСЧС Объектовый уровень (ЛСО) Муниципальный уровень Региональный уровень Межрегиональный уровень Федеральный уровень ОКСИОН П-160П-166 КТС Федеральный информационный центр ЦО НЦУКС П-166 КТС Межрегиональный информационный центр Межрегиональный информационный центр ЦО ЦУКС РЦ П-166 КТС ЦО ЦУКС РЦ П-166 КТС Региональный информационный центр Региональный информационный центр Муниципальный информационный центр Муниципальный информационный центр Национальный ЦУКС Межрегиональный ЦУКС ЦУКС СРФ Ethernet ЦО ЕДДС ПИОН ПУОН ПИОТПИОН ПУОН ПИОТ Ethernet ЦО ЦУКС СРФ П-160 ЦО ЦУКС СРФ П-166 КТС ЦО ЦУКС СРФ П-166 КТС Город, район СРФ П-160, П-164 Город, район СРФ П-160, П-164 С-40 УКВ-ЧМ Ethernet Каналы ТЧ РТПС ГРТУ С-40 УКВ-ЧМ РТПС ГРТУ 2-х или 4-х проводные линии связи С-40РТУСГС ЛСО С-40РТУСГС ЛСО Каналы ТЧ

Первый этап реконструкции существующей системы оповещения РСЧС Объектовый уровень (ЛСО) Муниципальный уровень Региональный уровень Межрегиональный уровень Федеральный уровень ОКСИОН Федеральный информационный центр Национальный ЦУКС Межрегиональный ЦУКС ЦУКС СРФ Ethernet ЦО ЕДДС ПИОНПИОТПИОНПИОТ SMS Тлф SMS Тлф SMSТлф SMS Тлф SMS ТлфSMSТлф Межрегиональный информационный центр ПСО Межрегиональный информационный центр ПСО Региональный информационный центр ПСО Региональный информационный центр ПСО С-40РТУСГС ЛСО С-40РТУСГС ЛСО ПУОН Муниципальный информационный центр ПУОН Муниципальный информационный центр

Завершающий этап реконструкции существующей системы оповещения РСЧС Объектовый уровень (ЛСО) Муниципальный уровень Региональный уровень Межрегиональный уровень Федеральный уровень ОКСИОН Национальный ЦУКС Межрегиональный ЦУКС ЦУКС СРФ ЦО ЕДДС SMSТлф ДВ, СВ, КВ Эфирное вещание DVB-T Спутниковое вещание DVB-T Эфирное вещание SMSТлфSMSТлф Федеральный информационный центр Ethernet SMSТлфSMSТлф Ethernet SMSТлф Ethernet ПИОН ЦИС УКВ-ЧМ C-40 ПУОН ПИОТ РТПС ГРТУ SMSТлф ПИОН ЦИС УКВ-ЧМ C-40 ПУОН ПИОТ РТПС ГРТУ С-40РТУСГС SMSТлф С-40РТУСГС SMSТлф ПСО Межрегиональный информационный центр Муниципальный информационный центр Межрегиональный информационный центр Муниципальный информационный центр ПСО ЛСО ПСО ЛСО Региональный информационный центр DVB-T Региональный информационный центр

Основные направления создания системы информирования РСЧС В создавшейся ситуации единственный правильный путь – использование сервисов по передаче голоса, данных и видео широкополосных мультисервисных сетей связи нового поколения, которые создаются в Субъектах Федерации совместно с операторами связи в рамках реализации федеральных программ «Развитие информационного общества в РФ» и «Развитие телерадиовещания в РФ на гг» для реконструкции систем оповещения в регионах РФ. Создание единой IP-инфраструктуры на базе открытых стандартов делает возможным использование сервисов (услуг) по передаче голоса, видео и данных по единому каналу доступа для оповещения и информирования населения. Главное преимущество, достигаемое при использовании технологий, стандартов и протоколов, лежащих в основе сетей связи нового поколения – возможность использования широкого спектра услуг по единому каналу доступа на базе технологии Ethernet, наращивать функциональность сети, т.е. добавлять новые услуги не меняя сетевую инфраструктуру, обеспечивая тем самым защиту инвестиций в течение лет. А это коренным образом меняет основные принципы организации связи, радиовещания и телевидения.

Основные направления создания системы информирования РСЧС В этом случае, мультсервисная сеть связи нового поколения, обладающая интеллектом, заменяет аппаратуру П-160, П- 164 и П-166 КТС, а центр оповещения представляет собой специализированную комплексную студию вещания, где устройства управления представляют собой специализированные сетевые мультимедийные устройства, предназначенные для организации проводного, радио и телевизионного вещания по IP сетям. Устройствами вывода информации в этом случае являются сирены С-40, абонентские и уличные громкоговорители сетей проводного вещания, радиоприемники FM вещания, телевизоры эфирного и кабельного вещания, плазменные панели, светодиодные табло и др. электронные средства массовой информации и рекламы, что обеспечивает комплексное информирование и оповещение населения об угрозе, возникновении и ликвидации последствий ЧС. В СВЯЗИ С ЭТИМ, ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ Региональных автоматизированных систем централизованного оповещения ГО на базе комплекса технических средств П-166 КТС и КТСО-Р при практически параллельном создании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, базирующейся на широкополосных мультисервисных сетях связи. Необходимо учитывать, что функциональность П-166 КТС не отличается от функциональности аппаратуры П-164, а применение ее на мультисервисных сетях экономически нецелесообразно.

Структура автоматизированной системы оповещения в ЧС Федеральныйуровень Межрегиональный уровень Региональный уровень Муниципальные системы оповещения Локальные системы оповещения Критически важные объекты экономики

Назначение и основные возможности КПТС АСО До населения с использованием существующих сетей проводного, радиовещания телевизионного вещания До должностных лиц РСЧС по телефонам (в том числе и сотовым) До органов управления РСЧС КПТС АСО обеспечивает доведение сигналов и информации оповещения В качестве устройств вывода информации используются аппараты телефонных сетей общего пользования, телефоны мобильных сетей связи, абонентские радиоточки городских узлов проводного вещания Также - мощные уличные громкоговорители, радиоприемники, телевизоры, светодиодные табло и другие электронные средства массовой информации Комплекс программно-технических средств автоматизированной системы оповещения в ЧС предназначен для создания республиканских, региональных, местных, локальных и объектовых автоматизированных систем оповещения в ЧС. Автоматизированная система оповещения в ЧС в зависимости от уровня управления создается, как оперативно техническое объединение функциональных подсистем на областном, местном и объектовых уровнях управления РСЧС.

Структура автоматизированной системы оповещения РК в ЧС АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ в ЧС состоит из интеллектуальных равноценных автоматизированных подсистем (сегментов) оповещения категорированных городов, городов сельских районов и локальных систем оповещения потенциально-опасных объектов экономики, объединенных в единую сеть широкополосными мультисервисными каналами связи. В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ категорированных городов, городов и сельских районов, являющихся подсистемами АСО в ЧС используются электросирены С-40 и С-28, УКБ и уличные громкоговорители П-166 ВАУ, телефонные сети общего пользования и ведомственных АТС, РТУ сетей проводного вещания, передатчики радиовещательных и телевизионных станций. НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕШЕНИЕМ в области создания автоматизированных систем оповещения в чрезвычайных ситуациях является использование существующих и создаваемых сетевых в ходе республиканских и региональных программ информатизации. В этом случае, на ресурсах сетевой инфраструктуры обеспечивающей функционирование регионального электронного правительства, разворачиваются функциональные подсистемы автоматизированной системы оповещения в ЧС. В ходе создания или реконструкции автоматизированной системы оповещения в ЧС создаются предпосылки для развертывания и остальных функциональных подсистем объединенной системы оперативно-диспетчерского управления. Такой порядок развертывания автоматизированной системы оповещения в ЧС обеспечивает резкое снижение потребных инвестиций и экономию средств на владение системой оповещения в целом в 8-10 раз.

Функциональные обеспечивающие подсистемы АСО в ЧС Система обеспечения эксплуатации (СОЭ), предназначенная для решения задач администрирования, управления, тестирования и обеспечения надёжной эксплуатации региональной Автоматизированная система оповещения руководящего состава органов управления РСЧС Автоматизированная система оповещения и информирования населения о угрозе и возникновения ЧС, правилах поведения на территории подвергшихся ее воздействию и простейших способах защиты от поражающих факторов Мультисервисная сеть связи и передачи данных (МССПД), представляющая собой единую информационно-коммуникационную сеть связи органов власти и местного самоуправления региона Функциональные подсистемы: Обеспечивающие подсистемы:

Автоматизированная система оповещения межрегионального уровня АСО ПОО АСО СРФ VPN IP/MPLS Сети доступа LAN/MAN Административного центра LAN/MAN АСО ФО ЦО ПУ РЦ ЦО ПУ ЗКП РЦ АСО КВО и ПОО экономики Сети доступа

Автоматизированная система оповещения субъекта СРФ АСО ПОО АСО городов VPN IP/MPLS Сети доступа LAN/MAN Административного центра LAN/MAN ЦО ЦУКС СРФ ЦО ЗЗПУ СРФ АСО сельских районов Сети доступа

Размещение ПТС на пункте управления ПУ ЦУКС На рабочем месте оперативного дежурного ЦУКС всех уровней управления РСЧС устанавливается АРМ ОД в составе управляющей персональной ЭВМ с установленными общесистемным и специальным программным обеспечением и микрофоном.

Размещение ПТС на пункте управления ЦУКС СРФ На узле доступа (связи) ПУ ЦУКС СРФ в телекоммуникационном шкафу устанавливается: технологическая ПЭВМ коммутатор маршрутизатор доступа другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование устройство УУЗС (предназначенное для сопряжения с существующими муниципальными системами оповещения выполненными на базе аппаратуры П-160, П-164 и П-166 КТС) С центром оповещения ПУ ДЧС центры оповещения ЕДДС городов и сельских районов объединяются широкополосными каналами связи на базе технологии IP/MPLS/Ethernet, обеспечивающими удаленный запуск, автоматическое тестирование и диагностику технических средств АСО муниципальных систем оповещения. Активное и пассивное оборудование Маршрутизатор Коммутатор Технологическая ПЭВМ УУЗС1-1Т0Р-П

Автоматизированная система оповещения муниципального района АСО ПОО АСО городских районов VPN IP/MPLS Сети доступа LAN/MAN Административного центра LAN/MAN ЦО ЕДДС ЦО ГЗПУ ЛСО ПОО экономики Сети доступа

На городских радиотрансляционных станциях и радиотрансляционных узлах (РТУ) производственно-технического назначения объектов экономики устанавливаются блоки УЗС-3 для обеспечения дистанционного включения усилителей проводного вещания и их переключения с основного режима работы на передачу информации оповещения через квартирные и уличные громкоговорители. Организация информирования населения На радио- и телевизионных передающих центрах и в студиях кабельного телевидения устанавливаются блоки переключения УЗС-3 для переключения речевых трактов телевизионных передатчиков и передатчиков радиовещания с основного режима работы на передачу информации оповещения на телевизоры и радиоприемники Для обеспечения речевого и электросиренного озвучивания на территории города размещаются электросирены С-40 с блоками УЗС-1 и технические средства П-166 ВАУ Для обеспечения информирования населения могут использоваться светодиодные табло и табло бегущая строка. Управление ими обеспечивается с помощью устройств УЗС-3

Схема организации оповещения в ЧС категорированного города

Организация оповещения в ЧС категорированного города На рабочем месте оперативного дежурного категорированного города для управления АСО устанавливается АРМ оперативного дежурного в составе ПЭВМ с установленными системным и специальным программным обеспечение и микрофоном. На узле доступа (связи) ГЗПУ в центре оповещения для приема команд и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного вышестоящих органов управления ГО, а также управления ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, коммутатор, маршрутизатор доступа и другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения устройство УУЗС предназначенное для сопряжения с существующими системами оповещения выполненными на базе аппаратуры П-160, П-164.

Организация оповещения в ЧС категорированного города Для обеспечения речевого и электросиренного озвучивания на территории города размещаются электросирены С-40 с блоками УЗС-1 и технические средства П-166 ВАУ. С центром оповещения пункта управления категорированного города оконечные устройства, технические средства и пункты уличного оповещения, сопрягаются с использованием широкополосных каналов связи на безе технологии Ethernet обеспечивающие оповещение руководящего состава и информирование населения об угрозе, возникновении, развитии ЧС и защиты от их поражающих факторов. Сеть связи создается на базе технологии многопротокольной коммутации меток. Такая сеть создается по иерархической двухуровневой архитектуре, включающей опорный слой (ядро) MPLS обеспечивающий коммутацию IP-трафика и граничный слой, который несет основную нагрузку по обслуживанию абонентов и обеспечивает основной «интеллект» этой сети. Управление автоматизированными системами категорированных городов осуществляется с АРМ оперативного дежурного в соответствии с выбранным сценарием оповещения.

Схема организации оповещения в ЧС города или района

Организация оповещения в ЧС города или района На рабочем месте оперативного дежурного ЕДДС города для управления АСО устанавливается АРМ оперативного дежурного в составе персональной ЭВМ с установленными системным и специальным программным обеспечение и микрофоном. На узле доступа (связи) ЕДДС в центре оповещения для приема команд и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного вышестоящих органов управления ГО, а также управления ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, коммутатор, маршрутизатор доступа и другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения устройство УУЗС предназначенное для сопряжения с существующими системами оповещения выполненными на базе аппаратуры П-160, П-164 и П-166 ПК-8

Схема организации оповещения радиационно-опасного объекта

Организация оповещения в ЧС радиационно-опасного объекта В помещении диспетчера или начальника смены химически-опасного объекта устанавливается АРМ на базе ПЭВМ для передачи команд и информации передаваемых в ЛСО. На узле доступа (связи) объекта для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного старших ОУ ГО, а также управления оконечными устройствами ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS оповещения руководящего состава объекта, объектов, организаций и учреждений в зоне действия ЛСО по телефонам устройство УУЗС для сопряжения с П-160, П-164 и П-166 КТС устройства УЗС-3 для управления переключения программ вещания объектового РТУ Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания с целью доведения в зоне действия ЛСО размещаются пункты уличного оповещения: электоросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1 Технические средства П-166 ВАУ с устройствами управления УЗС-2

Схема организации оповещения химически-опасного объекта

Организация оповещения в ЧС химически-опасного объекта В помещении диспетчера или начальника смены химически-опасного объекта устанавливается АРМ на базе ПЭВМ для передачи команд и информации передаваемых в ЛСО. На узле доступа (связи) объекта для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного старших ОУ ГО, а также управления оконечными устройствами ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS оповещения руководящего состава объекта, объектов, организаций и учреждений в зоне действия ЛСО по телефонам устройство УУЗС для сопряжения с П-160, П-164 и П-166 КТС устройства УЗС-3 для управления переключения программ вещания объектового РТУ Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания с целью доведения в зоне действия ЛСО размещаются пункты уличного оповещения: электоросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1 Технические средства П-166 ВАУ с устройствами управления УЗС-2

Схема организации оповещения гидротехнического сооружения

Организация оповещения в ЧС гидротехнического сооружения В помещении диспетчера или начальника смены ГЭС устанавливается АРМ на базе ПЭВМ для передачи команд и информации передаваемых в ЛСО. На узле доступа (связи) объекта для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного старших ОУ ГО, а также управления оконечными устройствами ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS оповещения руководящего состава объекта, объектов, организаций и учреждений в зоне действия ЛСО по телефонам устройство УУЗС для сопряжения с П-160, П-164 и П-166 КТС устройства УЗС-3 для управления переключения программ вещания объектового РТУ Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания с целью доведения в зоне действия ЛСО размещаются пункты уличного оповещения: электоросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1 Технические средства П-166 ВАУ с устройствами управления УЗС-2

Схема организации оповещения гидроэлектростанции

Организация оповещения в ЧС гидроэлектростанции В помещении диспетчера или начальника смены ГЭС устанавливается АРМ на базе ПЭВМ для передачи команд и информации передаваемых в ЛСО. На узле доступа (связи) объекта для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от оперативного дежурного старших ОУ ГО, а также управления оконечными устройствами ЛСО в телекоммуникационном шкафу устанавливаются: технологическая ПЭВМ, активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS оповещения руководящего состава объекта, объектов, организаций и учреждений в зоне действия ЛСО по телефонам устройство УУЗС для сопряжения с П-160, П-164 и П-166 КТС устройства УЗС-3 для управления переключения программ вещания объектового РТУ Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания с целью доведения в зоне действия ЛСО размещаются пункты уличного оповещения: электоросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1 Технические средства П-166 ВАУ с устройствами управления УЗС-2

Считаем, что создание и дальнейшее развитие автоматизированных систем оповещения и оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях необходимо осуществлять на основе государственной политики в области реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., Пр-212, Государственной программой «Информационное общество гг.», ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на гг.» При планировании реконструкции региональных систем оповещения необходимо учитывать, что Международным союзом электросвязи установлен срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание год. В целях организации и оценки эффективности реконструкции систем оповещения целесообразно использовать следующие целевые индикаторы: численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа; количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием;

доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием; доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества; доля населения Российской Федерации, охваченного теле- и радиооповещением о чрезвычайных ситуациях. Дальнейшее развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения является наиболее перспективным и экономически целесообразным решением реализации задач информирования и оповещения и руководящего состава. В этом случае появляется реальная возможность использовать основные сервисы голос, данные и видео мультисервисных сетей связи для информирования и оповещения населения с использованием средств электронной массовой информации на базе единой технологической платформы Ethernet. ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЗВОЛИТ СОКРАТИТЬ СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ТАКОЙ СИСТЕМОЙ В 8-10 РАЗ.

Существующая РАСЦО Ярославской области Межрегиональная система оповещения ЦУКС СОД МЧС России по Ярославской области (Красная площадь, 8) ГЗПУ (Нахимсона, 1А) Помощник ОД ПУ МЧС России по Ярославской области Междугородная телефонная станция (МТС) (Победы, 36) ЛСО Потенциально- опасных объектов Ярославль АТС РУС Большесельский МР РУС Борисоглебский МР РУС Брейтовский МР Ручное управление по телефону Стойка электросиренная Электросирены С-40 Должно быть 380 сирен, в наличии 180 сирен РУС Ярославский МР Стойка электросиренная Электросирены С-40 ОРТПЦ Перехват эфирного вещания каналов «ОРТ», «Россия 1», радио «Россия», «Маяк» РТПС «Дубки», «Волга» РТС «Любим», «Пречистое» Всего в Ярославской области около 50 передатчиков Примечание: 1.Местных систем оповещения в Муниципальных районах в действующей системе нет 2.Система оповещения базируется на аналоговых каналах связи Ярославского филиала ОАО «Яртелеком»

План реконструкции РАСЦО Ярославской области РЕКОНСТРУКЦИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ В 5 ЭТАПОВ. 1ЭТАП, 2012 ГОД – создание действующего макета модернизированной системы с демонстрацией новых возможностей на базе уже проведенных фрагментов реконструкции в Переславле, Рыбинске, Большом Селе и Гаврилов-Яме и фрагмента нового центра оповещения в ГКУ на базе МИТС органов власти с резервными каналами Ростелекома, перехватом FM- передатчиков в Переславле прямо из кабинета Губернатора и трансляцией команд по выносным громкоговорящим установкам в Переславле и Рыбинске 2 ЭТАП, 1 КВАРТАЛ 2013 ГОДА – установка новых центров оповещения во всех ЕДДС Муниципальных районов, Правительстве области и ЦУКСе МЧС с интерфейсами со старой системой оповещения на базе УУЗС и МИТС органов власти.

План реконструкции РАСЦО Ярославской области 3 ЭТАП, 4 КВАРТАЛ 2013 ГОДА – установка перехвата всех FM-передатчиков Ярославской области (около 50 штук), всех каналов аналогового и кабельного телевидения, отработка технологии перехвата цифрового телевидения (весь 1 мультиплекс) в Дубках. Установка дополнительных цифровых сирен и выносных громкоговорящих установок по всем Муниципальным районам по графику в соответствии с проектом и объемом финансирования на основе УЗС1 и УЗС2 с подключением к МИТС (по основному и резервному каналам, проводная и беспроводная последняя миля), оборудование ЗКП, установка оконечных устройств в ряде сельских администраций через МИТС апробирование надежности беспроводных каналов, сопряжение всех ЛСО с Муниципальными системами оповещения, подключение действующих систем информирования населения в местах массового скопления людей к МСО МО через сеть МИТС. 4 ЭТАП 2014 ГОД – завершение всех начатых работ и фрагментов по новой технологии. Проведение испытаний.

План реконструкции РАСЦО Ярославской области 5 ЭТАП, 2015 ГОД – замена старых аналоговых устройств на цифровые и объединение двух фрагментов РАСЦО (аналогового и цифрового) в единую цифровую РАСЦО с подключенными МСО МО и ЛСО, сопряжение с системой мониторинга на опасных объектах, системами экстренного оповещения в автоматическом режиме, мобильным центром оповещения Губернатора (передвижная мобильная студия вещания), создание Ситуационного центра Губернатора с системой поддержки принятия решений в ЧС. Сопряжение СЦ с ЦУКС МЧС. НЕОБХОДИМО: Разработать эскизный проект на всю область с обязательными принципиальными новыми техническими решениями, обязательным расчетом (с учетом зон покрытия) количества и мест размещения дополнительных оконечных устройств (сирен, ВАУ) по населенным пунктам области (с учетом новой застройки и рисков ЧС). Определить затраты по этапам.

Состояние РАСЦО Ярославской области 1.РАСЦО Ярославской области физически и морально устарело 2.НЕ ВЫПОЛНЕНО распоряжение Правительства 1544 о завершении реконструкции системы оповещения к 2010 году. 3.Из 380 сирен предусмотренным проектом физически сохранилось 186 из них 40% не срабатывает при проверках. 4.Все оборудование и каналы- АНАЛОГОВЫЕ ( к 2015 году аналоговые каналы будут выведены РОСТЕЛЕКОМОМ из эксплуатации) 5.Перехват предусмотрен только двух каналов телевидения и двух радиоканалов(только аналоговых) Всего передатчиков Существующая РАСЦО не предусматривает муниципальные системы оповещения(МР не могут запускать системы самостоятельно и не имеют возможности поддерживать системы в постоянной готовности (не имеют возможности исполнять ФЗ 28) 7.Отсутствует интерфейс между федеральным и региональным фрагментом системы (невозможно запустить систему в автоматизированном режиме из федерального центра)

Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2003 г р 1. МЧС России в годах провести реконструкцию федеральной и региональных (в границах федеральных округов) автоматизированных систем централизованного оповещения населения. НЕ ВЫПОЛНЕНО 2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения НЕ ВЫПОЛНЕНО 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ; предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия; НЕ ВЫПОЛНЕНО 4. МЧС России совместно с Минсвязи России разработать в годах нормативные правовые акты по вопросам создания, совершенствования (реконструкции), поддержания в готовности, организации эксплуатационно-технического обслуживания и использования систем оповещения населения. ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО

Президент России Путин В.В. о системе оповещения населения Необходимо дублировать предупреждение по разным информационным каналам, в том числе по стационарной и мобильной телефонной связи, использовать другие и современные, и, может быть, самые простые и, на первый взгляд, примитивные, но эффективные способы оповещения людей. Это поможет сохранить жизни наших граждан. Уважаемые коллеги! Уверен, что вы хорошо понимаете масштаб поставленных задач и приложите все усилия для их выполнения. 18 июля 2012 года, 14:30, Москва, Кремль Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, нанесён значительный материальный ущерб, ещё раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надёжной, действовать на всей территории России: в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах – и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов.