СЖАТИЕ ТЕКСТА Подготовка к написанию сжатого изложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Известны три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение. В этой статье я расскажу о первом способе сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИИ. При.
Advertisements

Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению; 2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Сжатое изложение алгоритм написания, приемы сжатия.
Способы сжатия текста Презентацию подготовила: Хребтищева Е.Ю.
Способы сжатия текста. Спецкурс, 8 класс. Введение Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Сжатое изложение. Формулировка задания С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах) С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Транксрипт:

СЖАТИЕ ТЕКСТА Подготовка к написанию сжатого изложения

Задание 1. Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым ? 1. Этот обычай родился много столетий назад. 2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным. 3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. 4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают. 5. Каждый встречный мог оказаться врагом. 6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. 7. Открытая ладонь правой руки означала : «__________________________________». 8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Правильный вариант Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала : « Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся ». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.

Виды изложений Подробное изложение - максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей. Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

СЖАТИЕ ТЕКСТА это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

3 ПРИЁМА КОМПРЕССИИ (СЖАТИЯ) ТЕКСТА Исключение подробностей, деталей вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

ПРИ ИСКЛЮЧЕНИИ НЕОБХОДИМО выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Примеры : 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Примеры : 2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части. до сжатия Он знал разные языки : немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. после сжатия Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо : вычленить единичные факты ; подобрать языковые средства их обобщённой передачи ; составить новый текст.

Примеры : до сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по - разному. Кто - то перечитывает любимые с детства жюль - верновские романы ; кто - то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по - разному, в зависимости от вкусов и привычек.

УПРОЩЕНИЕ необходимо : заменить сложное предложение простым ; заменить предложение или его часть указательным местоимением ; объединить два или три предложения в одно ; разбить сложное предложение на сокращённые простые ; перевести прямую речь в косвенную.

ПРИМЕРЫ : 1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением. до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Примеры : 2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом. до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. после сжатия Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Примеры : 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

ЧТО НЕЛЬЗЯ УДАЛЯТЬ ИЗ ТЕКСТА? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

комплексное применение приёмов сжатия : замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом ; замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

Примеры : до сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по - настоящему. после сжатия Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по - настоящему.

1 ряд : Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения : О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова ? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики ? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа : О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.

2 ряд : Произведите сжатие фрагмента, используя прием упрощения : М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа : Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд : Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения : За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные : самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля ; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа : За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

План 1. Без доброты невозможна душевная красота. 2. Детство – школа воспитания добрых чувств. 3. Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. 4. Подлинная любовь – это забота о судьбе другого человека.

Домашнее задание Сочинение - рассуждение ( объём работы 70 слов ) на тему : « Доброта …………. качество современного молодого человека.» Приведите 2 примера - аргумента.

ПАМЯТКА «КАК РАБОТАТЬ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ» При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

ПАМЯТКА «КАК РАБОТАТЬ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ» (ПРОДОЛЖЕНИЕ) После второго чтения Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

ВНИМАНИЕ! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.