1. Становление предмета «обществоведение» в школе. 2. Обществоведение 20-х годов. 3. Общественные дисциплины 30-50 годов. 4. Обществоведение 60-80-х годах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дореволюционный этап итоги К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально- гуманитарного цикла была невелика.
Advertisements

Актуальность : Цель : Задача : Конститу́ция Росси́йской Федера́ции высший нормативный правовой акт Российской Федерации. высший нормативный правовой.
Задачи и содержание курса обществоведения 1962 г Выполнили : Грачева Анастасия и Ежова Елена.
Гражданское образование в России на современном этапе.
1 Блок «Конституция» Российской империи гг 6 баллов.
Из истории принятия Конституции К уроку обществознания «Конституция России» (9 класс) Автор: Нечаева Л.Г.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
LOGO Положение о Методическом объединении учителей- предметников государственного образовательного учреждения.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Re:I.V.D 13 лет назад (1993) принята Конституция Российской Федерации в ходе всенародного голосования (с 1994 по 2004 год этот день являлся государственным.
Новое учебно-методическое обеспечение в условиях инновационного образования Нефедова Л.В., к.п.н., доцент.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
Презентация магистерской работы Прицева Дмитрия Александровича Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.И. Меньковский.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ.
История Конституции В 1809 году царь Александр I поручил М.М. Сперанскому подготовить проект преобразований. Уже в конце года было создано знаменитое.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Районное методическое объединение учителей географии.
Транксрипт:

1. Становление предмета «обществоведение» в школе. 2. Обществоведение 20-х годов. 3. Общественные дисциплины годов. 4. Обществоведение х годах. 5. Становление нового содержания обществоведческого образования.

Дореволюционный этап К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально- гуманитарного цикла была невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

Первый период е год ы период «борьбы за обществознание»

Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин "Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто, заявляем, что школа вне жизни, вне политики это ложь и лицемерие".

А.В. Луначарский стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»

М.Н. Покровский Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР. Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое» Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.

П. Н. Лепешинский Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР «Московский проект» наиболее радикальный вариант реформы образования: всеобщее, бесплатное светское, равное, непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии) примерные программы отмена классов по возрастам группировкой отмена предметного преподавания вместо учебников рабочие книги школа-коммуна главный фактор образования - труд. политехнический принцип обучения выделял эвристический метод воспитывать должны школа и государство

П.Ф. Каптерев "Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое"

Положение учительства Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: "Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности на преподавателя истории» "Ассоциация научно-педагогических организаций" (1200 ч ел ) Всероссийский съезд по просвещению (26 августа 4 сентября 1918 г.) Более 1000 периодических педагогических изданий

Главные нововведения " Положение о единой трудовой школе", утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 Б ыли разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по «Истории и социологии труда» : а)первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9) б) Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии. в) Всего на предмет отводилось 144 часа

Обществоведение 20-х годов В декабре 1920 г. январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению программы единой семилетней школы 1921 года в этих программах впервые появился термин "обществоведение". Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г. Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме, своего рода компромисс между старой и новой школой.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно- воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д. Также экскурсионная работа и метод проектов

Обществоведение это наука или комплекс знаний ? Автор объяснительной записки программы 1921 г. Н. Тарасов стоял на точке зрения, что это самодовлеющие отрасли общественного знания: экономика, право и история, объединенные в цельную дисциплину обществоведение. Другие авторы считали, что не следует вводить в школу несуществующую науку. Если же понимать под обществоведением социологию, то эта абстрактная наука недоступна для учащихся семилетки.

«На путях к новой школе» К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

Первые учебники Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева. «Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков, С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925) Учебник по истории труда, Н.А. Рожков Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926 )

Общественные дисциплины в х годах ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса. ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники. Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»

После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы. Курс обществоведения был заменен преподавание Конституции СССР.

Приемы изучения Конституции Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ 1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения» 2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран» 3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

«Особо важные статьи Конституции 1936 года» Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому по его труду».

Новые предметы В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным. ОДНАКО: В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

Обществоведческое образование в х годах ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ ОТ ОТТЕПЕЛИ ДО ЗАСТЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г., «О введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовке учебника по этому курсу» XX съезд КПСС – демократические перемены Реформа образования – два новых курса новейшая история обществоведение

ВВЕДЕНИЕ КУРСА 3 года – экспериментальное преподавание курса В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний» Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА I. Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения II. Социализм первая фаза коммунистического общества III. КПСС руководящая и направляющая сила советского общества IV. Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм V. XX век век торжества коммунизма Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

НОВОЕ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем: межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся; изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований; индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи; подготовка учащихся к жизни; активизация общественно-политической деятельности учащихся; тематическое планирование в курсе обществоведения; теоретические конференции; виды заданий на уроках обществоведения; изготовление наглядных пособий

УРОК-СЕМИНАР С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем. Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ В е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение. Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории В 70-х гг. была разработана методическая система лекциясеминарколлоквиумзачет

ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ А. В. Дружкова (работа с документами) С. А. Ежова (уроки-конференции) Г. В. Артемьева (социологические исследования) В. И. Загвязинский (использование личного опыта учеников)

БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ С самого начала в организации учебного процесса по обществоведению обнаружились две тенденции догматическаятворческая Господство «воспроизводящих» методов развитие самостоятельного мышления идеологическая заданность демократический импульс XX съезда

« НОВАЯ» ПРОГРАММА В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах: I. Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения II. Капитализм последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму III. Социализм и коммунизм две фазы единой коммунистической формации IV. Коммунистическая партия Советского Союза руководящая и направляющая сила Советского общества Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.

НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ Обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами: Основы советского государства и права 1.Советское государство. 2.Право и мораль. 3.Государственное (конституционное) право. 4.Отрасли Советского права. 5.Борьба за социалистическую законность. Этика и психология семейной жизни 1.Личность, общество, семья. 2.Особенности межличностных отношений юношества. 3.Брак и семья. 4.Основы семейных отношений. 5.Семья и дети.

Становление нового содержания обществоведческого образования ПЕРЕСТРОЙКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДИСКУССИИ В гг. происходила дискуссия « Каким должен быть учебник обществоведения? » Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.

Программа курса в середине х гг. нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет. Выдвигались новые задачи для учителей: Отход от догматических методик Отказаться от авторитарности Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности Использовании собственного опыта учащихся

АГОНИЯ КУРСА В гг. последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение» Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки» Поддержку учителей получили следующие положения: поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса

РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение» 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА На рубеже х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов Н азвание курс а «Человек и общество». Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.

НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР 1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция по этим проблемам нового курса «Человек и общество» в г. Луцке (УКРАИНА). Было представлено четыре авторских варианта программ нового курса.

Высказывались идеи: выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью необходима нацеленность школы на человека учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д. компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

А НУЖЕН ЛИ КУРС? Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»: 1. обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию 2. в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

ОТМЕНА КУРСА В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы. Попытка в гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей. На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

НОВЫЙ КУРС Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования. В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8- 9-е кл., «Человек и общество», е кл.; тесты и задания по обществоведению. Подготовлены методические пособия для учителей школы. Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»

К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.

Литература и источники: История и обществознание в школе, Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». Конституция СССР 1936 г. Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, – 304 с. Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, – 304 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, – 32 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, – 16 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, – 32 с. Обществоведение. Тематическое планирование курса для средней общеобразовательной школы, средних специальных и средних профессионально-технических учебных заведений на 1989/90 учебный год. – М.: Политиздат, – 32 с.