Проект « По следам древнего человека». Позволяет: оптимизировать процесс обучения; находить более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект « По следам древнего человека» Выполнили: Келан Софья Якунин Сергей, Царев Костя, Гусев Саша учащиеся 5 класса МОУ СОШ с. Красное.
Advertisements

Каменный век в истории человечества Автор – Александр Худобец Киев Украина.
Родина человека. 2. Эволюция человека Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых городов и государств.
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Первобытная эпоха Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ. Ответы к тесту (1 вариант) разгонять мрак, отпугивать диких зверей, (2 вариант) не.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. Здесь в районе Олдувайского ущелья англичанин Эванс обнаружил.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ.. Выберите правильный ответ- Появление новых орудий труда было связано с... Древние люди охотились на... Появление лука.
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ. План урока: 1. Происхождение человека. 2. Древнейшие орудия труда. 3. Охота древних людей. 4. Овладение огнем.
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ План урока. 1.Происхождение человека. 2.Древнейшие орудия труда. 3.Охота древних людей. 4.Овладение огнем.
© Жадаев Д.Н., Сформировать у учащихся представление об историческом значении появления земледелия и скотоводства.
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ. Запиши в таблицу в соответствующие колонки номера тех источников, которые относятся: А- к вещественным, Б- к письменным, В- к устным.
Александр Худобец Киев Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина.
Жизнь первобытных людей. …Питекантроп Более 1 млн. лет назад Синантроп Около 500 тыс. лет назад Неандерталец Около 100 тыс. лет назад Кроманьонец Около.
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК «Школа России» Яндушева Т.Ф. МОБУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
Ученика 5 « В » класса Средней школы 55 Тихомирова Артема Ученика 5 « В » класса Средней школы 55 Тихомирова Артема.
Окружающий мир 4 класс. История изучает, как жили различ- ные народы, какие события происхо- дили.
Урок истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ.. Выберите правильный ответ- Появление новых орудий труда было связано с... Появление лука и стрел было связано с...
Урок истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди».
Транксрипт:

проект « По следам древнего человека»

Позволяет: оптимизировать процесс обучения; находить более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя; формировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную, коммуникативную; увидеть резервы для развития сотворчества ученика и учителя, как на уроке, так и во внеурочной деятельности; развивать практическое сотрудничество учителя и ученика;

Цель работы: научиться тому, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками Выяснить, что помогло выжить древнему человеку в суровых условиях. Понять, как произошло становление человеческого общества.

Задачи, решаемые учащимися во время исполнения проекта: Познавательные (знакомство с особенностями предметов быта и культуры древнего человека, учет особенностей изучаемой эпохи и предметов быта их появления и совершенствования). Общеучебные (отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования).

Ожидаемый результат: Сообщение (оформленное или в виде мультимедийного ресурса); Применение в качестве пособия на уроках истории, обществознания в пятых классах.

Данный проект : окажет практическую помощь учителям истории; Создаст условия для самостоятельной работы учащихся, которые желали бы дополнить его своими исследованиями;

Австралопитек африканский Australopithecus africanus ("африканская южная обезьяна") расселился на Земле приблизительно 3 миллиона лет назад и прекратил свое существование около миллиона лет до наших дней. У человека сохранялись звероподобные черты: сутулость, длинные руки, узкий лоб, выдающийся вперед подбородок.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ и ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АФРИКА ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Человек прямоходящий жил от 1,6 миллиона до 200 тысяч лет назад, а возможно, и в течение более длительного периода. Появившись впервые, вероятно, в Африке, отдельные группы распространились потом в Европу, Восточную Азию (сюда относится пекинский человек) и Юго- Восточную Азию (яванский человек).

Имея несовершенные орудия труда, древние люди не могли жить по одиночке: они бы умерли от голода или погибли в борьбе с хищниками. Поэтому жили группами, совместно добывали еду и оборонялись от животных. Такие группы объединяли несколько десятков людей: большее количество людей не могло обеспечить себя пропитание. Эти коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, напоминая этим стадо животных. Такой коллектив людей называют человеческим стадом.

Древние люди могли жить только в тёплом климате, где можно было обходиться без одежды и жилья. Но их жизнь была очень опасной. Не всегда удавалось найти достаточно еды, постоянно существовала угроза со стороны диких животных. Более половины людей не доживала до 20 лет: кто-то погибал на охоте от когтей и клыков хищников, другие – от болезней и голода.

Они занимались собирательством и охотой. Заострёнными палками и камнями выкапывали коренья, корнеплоды растений, собирали плоды деревьев, искали яйца птиц и черепах. Вооружённые дубинками и заострёнными камнями, охотились на крупных животных.

Животные, на которых охотились древние люди:

Древнейшие орудия труда. Дубина Палка – копалка Отщепы Рубило 2-1,5 млн лет назад предки человека научились ходить на двух ногах без помощи рук делать примитивные каменные орудия труда.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием этого стало употребление вареной или жареной пищи. Это привело к рез кому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок, после овладения огнем, древний человек приобрел сов- ременный облик. Овладели огнем.

Очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряя их и делали копья. Кроме того для загона животных применялись факелы - живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке.

ВЫЖИВАНИЕ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ОЛЕДЕНЕНИЯ. Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание

40 – 35 тысяч лет назад появился человек разумный (Homo sapiens) современного типа.

Охота – занятие первобытных людей: Усовершенствован- ние орудий труда в ледниковый период Лук стрелы

ПРОМЫСЛОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ: Дикий бык. Пещерный медведь. Бурый медведь. Горный альпийский козел. Шерстистый носорог. Северный олень. Волосатый мамонт. Бизон. Лошадь. Окунь. Щука. Песец. Полярный заяц. Черепаха. Аист.

Изменение жилища: Возможный внешний вид хижины; если не хватало дерева для подпорок, его заменяли длинными костями мамонта.

Жилище первобытного человека. Изготовлено из шкур животных, которые прикреплены сухожилиями к веткам деревьев.

Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб. Из них как правило делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды. Древнейшие орудия труда.

Об одежде можно судить главным образом по косвенным данным. Люди, очевидно, пользовались каменными ножами для раскройки меховых шкур, прокалывали дырочки в шкурах каменным или костяным шилом, а затем сшивали эти шкуры сухожилиями. Снимая шкуры с лис, зайцев, волков, они, очевидно, иногда сохраняли лапки для связывания этих шкур. В результате, вероятно, получались грубые штаны, рубашки, плащи, колпаки и обмотки для ног.

Одежда первобытных людей. Из шкур животных. Примитив - ной ткани. Кожи. Нитками служили сухожилия животных, первые иглы были из камня и кости, потом появились иглы из железа. появление ремесла ткачества.

Появление земледелия: Появилось 10 тысяч лет назад. Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Изменения в жизни древних людей с появлением земледелия: Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Изменения в жизни людей с появлением скотоводства: Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

ПОЯВЛЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ. Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников ведущих совместное хозяйство. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «Кровная месть». Главными считались женщины, как продолжательницы рода.

Основные занятия в родовой общине: Земледелие Рыболовство Ремесло Скотоводство охота Земледелие и скотоводство появилось 10 тыс. лет назад до нашей эры.

Главные отрасли хозяйства: Присваивающая форма хозяйства Воспроизводящая форма хозяйства Изготовление орудий труда Охота собирательство Из камня, кости, дерева, рога. Скотоводство, земледелие Переход от присвоения к воспроизведению.

тыс. лет назад меняется внешний облик человека: –лоб становится выше, –исчезают валики над глазами, - появляется подбородок, - меняется рука развивается большой палец ладони.

В процессе труда изменялся не только внешний вид человека, а развивались также и мыслительные способности. Общение людей между собой при помощи нечленораздельных звуков постепенно превращалось в язык, которым из поколения в поколение передавался накопленный опыт.

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ. В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Позднее были открыты и др.пещеры с рисунка- ми древних художников.

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Перед охотой:

Рассказ первобытного «историка»:

Рисунок - магический ритуал: Рисунок– религиозный обряд перед охотой

Искусство первобытных людей:

Религия древних людей. Религиозный обряд.

Захоронения, ритуалы, искусство Неандертальцы явились первыми людьми, которые систематически хоронили своих мертвых. К началу второй половины XX века ученые раскопали 68 захоронений, главным образом в Европе, и почти все в пещерах, где было найдено более 150 тел.

Религия первобытных людей. Идол. Жертво - приношения. Язычество.

Итог: Выделение человека из животного мира произошло благодаря: объединению в общественные группы, появлению речи, развитию мышления. Древний человек выжил в суровых условиях так как: овладел огнем, создал орудия труда, превратил охоту в главное занятие, изготавливал одежду и жилища, стал жить в прочных коллективах.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему позволил не зависеть от природы.(скотоводство, земледелие, ремесло). Благодаря попыткам объяснить мир зарождаются у древних людей искусство и религиозные верования, что поднимает древнего человека на ступень выше в его развитии.

Над проектом работали учащиеся 5 б класа: Островский В., Христинина А., Синицын И., Шовикова Е., Марченко Р., Емельянова А., Бицер Д., Ильина В., Жданов Е., Пешкова Е., Горяева М., Симурзина Н., Адольф Н., Ложкина Р., Дружинина Д., Козубский О.