Многовариантность общественного развития Урок 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Advertisements

Дописьменные Простые Письменные Сложные - общество охотников и собирателей ( общины человек, небольшая социальная дифференциация ) Африка - бушмены,
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ ВЗГЛЯДАМИ НА ТИПОЛОГИЮ ОБЩЕСТВ; ЗНАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА.
Обществознание 8 класс Контрольный тест по теме « Социальный прогресс и развитие общества ».
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Типология общества 10 класс elena22 Типология Способ научного познания, основанный на разграничении и классификации явлений по существенным.
Презентация по теме: «Проблемы периодизации всемирной истории» Подготовила ученица 10а класса Хоботкова Анна.
Презентация по теме: «Проблемы периодизации всемирной истории» Подготовила ученица 10а класса Хоботкова Анна.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными - Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820.
По наличию письменности: 1. Дописьменные 2. Письменные По социальному первенству: 1.Простые2.Сложные По способу производства: 1.Охота и собирательство.
Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.
Жизнь и деятельность Карла Маркса. Работу выполнила ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ 36 Ивашкина Татьяна. Учитель истории: Салтыкова Н.М. Учитель истории:
это ранняя стадия развития общества, существовавшее до середины XVIII века, для которой характерны низкие темпы экономического роста, развития производительных.
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Общество как социальная система Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.
Транксрипт:

Многовариантность общественного развития Урок 10

План 1. Ф ормы развития общества. 2. П рогресс и регресс. 3. Ц ивилизация и формация. 4. Т ипы общества.

Свойство общества как системы Общество как система обладает Способностью к изменению, к развитию

Формы развития общества По вопросу о формах развития общества можно выделить две основные концепции ЭволюционнаяРеволюционная

Эволюционная концепция Эволюционная концепция основывается на представлении о постепенном качественном изменении общества путём его перехода от одного состояния к другому Перемены происходят в направлении усложнения, роста разнообразия и создания новых социальных структур

Социальная эволюция Социальная эволюция – это возникновение всё более специализированных органов для выполнения всё более специализированных функций

Эволюционные концепции Концепция Герберта Спенсера Теория Д.Белла и Р.Арона

Герберт Спенсер ( ) Британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма

Концепция Г.Спенсера Этапы развития человечества Первый этап Воинственный (охотничий) Второй этап Мирный (промышленный)

Воинственный этап На воинственном этапе преобладала борьба человека с себе подобными и природой

Мирный этап На данном этапе происходит становление цивилизации

Концепция Г.Спенсера Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности. Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.

Современная эволюционная концепция социального развития Теория индустриального и постиндустриального общества Д. Белл Р. Арон

Дэниелл Белл ( ) Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества

Раймон Арон ( ) Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ

Теория индустриального и постиндустриального общества Этапы эволюции общества Охотничье- собирательское Земледельческо- скотоводческое (аграрное) Промышленное (индустриальное) Постиндустриальное (информационное) общество

Охотничье-собирательское общество Основа существования человеческого общества в период палеолита – охота на крупных животных, сопровождающаяся собирательством

Земледельческо-скотоводческое общество Присваивающее охотничье- собирательское хозяйство превратилось в производящее земледельческо- скотоводческое (10-6 тыс.лет тому назад): началось выращивание культурных растений и одомашнивание диких животных

Индустриальное общество Индустриальное общество появилось в конце XVIII – начале XIX в., когда в результате использования силы пара и применения машин произошла промышленная революция

Особенности промышленной революции начала XIX века 1.Промышленность базируется на научной организации труда 2.Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда 3.Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов 4.Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями 5.Множатся кризисы, связанные с перепроизводством 6.Возникает экономическая система, основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью

Научно-техническая революция В середине XX века возникла научно-техническая революция (НТР) Промышленная революция – первая стадия научно- технической революции

Постиндустриальное (информационное) общество Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация. Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое

Революционные концепции Революционные концепции основываются на представлении о ведущей роли резких, скачкообразных качественных изменений систем

Революционное учение К.Маркса Карл Генрих Маркс ( ) – немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости

Учение К.Маркса о развитии общества Главная движущая сила социальных изменений классовая борьба «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». К.Маркс

Первобытный коммунизм Рабовладельческая общественно-экономическая формация Феодальная общественно-экономическая формация Капиталистическая общественно-экономическая формация Коммунистическая общественно- экономическая формация Стадии развития общества по К.Марксу

Рабовладельческая общественно- экономическая формация Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.

Феодальная общественно- экономическая формация Феодальная общественно- экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян. В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.

Капиталистическая общественно- экономическая формация В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат. Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.

Марксистское учение об обществе Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Производительные силы развиваются более динамично Производственные отношения более консервативны Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция

Социалистическая революция Социалистическая революция знаменует переход к коммунистическому обществу, к бесклассовому обществу Социалистическую революцию должно совершить громадное большинство в пользу всех

Понятие общественного прогресса Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений

Идея прогресса Идея прогресса появилась в Новое время Огюст Конт Эмиль Дюркгейм Карл Маркс Герберт Спенсер

Виды прогресса Материальный Улучшение экономического положения Физический Улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни Моральный Распространение доброты и мужества Интеллектуальный Умственное и научное продвижение

Критерии общественного прогресса Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества

Прогресс в современном понимании Целостный прогресс складывается в гармонии всех своих составных частей Социального Морального Экологического Экономического Научно- технического

Ядро целостного человеческого прогресса Рост нравственности

Цивилизация и формация Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений Формационный подход Цивилизационный подход

Ключевое понятие формационного подхода Формация Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода Цивилизация Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Различие между понятием «формация» и «цивилизация» ФормацияЦивилизация Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся Концентрирует внимание на уникальном, локально- региональном, своеобразном

Типы общества Закрытые (кастовые) общества Открытые (некастовые) общества

Типы общества Типы общества по степени экономического развития РазвитыеРазвивающиесяСлаборазвитые Большинство европейских стран, США, Япония и др. Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны

Типы общества Западный тип общества Восточный тип общества

Типы общества Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Традиционное (аграрное) общество Признаки Традиционное общество Способ хозяйствования Натуральное хозяйство Преобладающая сфера экономики Аграрное производство Главный способ труда Ручной труд Главные институты Церковь и армия Ведущие социальные слои Священники и феодалы

Индустриальное общество Признаки Способ хозяйствования Товарное производство Преобладающая сфера экономики Промышленное производство Главный способ труда Механизация и автоматизация производства и управления Главные институты Корпорации Ведущие социальные слои Бизнесмены

Признаки Постиндустриальное общество Способ хозяйствования Развитие сферы услуг Преобладающая сфера экономики Производство информации Главный способ труда Компьютеризация Главные институты образования Университеты Ведущие социальные слои Учёные и менеджеры Постиндустриальное общество