Проректор по НР проф. Н.Е. Ерофеева
2
Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в Оренбургском государственном университете на период до 2015 года (Решение Ученого совета университета г., протокол 60); Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» «Перспектива» ( г.); О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г «О целевых показателях эффективности работы бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» (приказ Минобрнауки РФ от 2 сентября 2011 г. 2257). 3
Концепция направлена на обеспечение лидерства Оренбургского государственного университета (ОГУ) в отраслях гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук в Оренбургской области и прилегающих регионах и повышение вклада ОГУ в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие научно- исследовательской и инновационной деятельности. Главной целью научно-исследовательской и инновационной деятельности в Оренбургском государственном университете является повышение качества образования, подготовка кадров высшей квалификации, разработка новых технологий и использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала университета для технологической модернизации экономики региона и страны. 4
Научная, научно-техническая и инновационная политика в университете осуществляется исходя из следующих основных принципов: единство научного и образовательного процессов; развитие фундаментальной науки; поддержка ведущих ученых и научно-педагогических коллективов, обеспечивающих высокий уровень научных исследований и образования; развитие научно-технического творчества молодежи; интеграция в международное сообщество. Направления научных исследований и инновационной деятельности согласованы с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования. 5
Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укрепления международных связей во благо региона и России. Университет готовит интеллектуальную элиту, высококвалифицированных специалистов с творческим мышлением, способных к эффективной деятельности в экономической, политической, социальной и духовной сферах. 6
Для выполнения своей миссии Оренбургский государственный университет решает следующие задачи в области научной деятельности: проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, повышающие общий потенциал университета и обеспечивающие высокое качество подготовки специалистов; ведет разработки в сфере высоких технологий с целью производства на их основе конкурентоспособных товаров и услуг; развивает интеграционные процессы с научными, научно- исследовательскими и образовательными институтами и учреждениями РАН и РАО; осуществляет подготовку и переподготовку кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства; активно участвует в федеральных целевых, научных, научно- технических программах и конкурсах грантов, проводимых министерствами, ведомствами и научными фондами; совершенствует систему планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, организует и поддерживает инновационные и молодежные научные предприятия. 7
В соответствии с миссией ОГУ и приоритетами регионального развития главной целью является достижение следующих основных стратегических позиций: университет – инновационный образовательный центр, разрабатывает и использует новейшие образовательные технологии подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда; университет – научно-исследовательский центр, создает новые знания, разрабатывает и внедряет наукоемкие технологии; университет – инновационный центр, осуществляет трансферт технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и передачи на стадию испытаний. 8
ОГУ – крупный приграничный университет России формируется как кадровый и технологический лидер в большом географическом районе мира, что позволяет обозначить не только уникальную региональную специфику вуза, но и определить ключевые направления деятельности университета и основные элементы стратегии: соответствие стратегии развития университета задачам стратегического развития Российской Федерации и Оренбургской области; формирование единого научно-образовательного и культурного пространства на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию; укрепление позиций вуза в международном научно-образовательном сообществе путем совместного решения геополитических проблем регионов, подготовки национальных кадров, сохранения межнациональной и межконфессиональной толерантности; комплексное изучение проблем Южного Урала, Казахстана и Средней Азии, обеспечение информационного обмена и выработка рекомендаций для региональной политики России; создание условий для повышения эффективности взаимодействия различных регионов России со странами Центральной Азии, в том числе, в сфере образования, науки и культуры, и позиционирование России как лидера центрально-азиатского сектора мирового сообщества. 9
построение научно-исследовательской деятельности Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее ОГТИ) в соответствии с требованиями ОГУ в области фундаментальной и прикладной НИР; участие в программе модернизации образовательного пространства Оренбургской области через сотрудничество ОГТИ с образовательными учреждениями г. Орска и восточного Оренбуржья; развитие межвузовского взаимодействия в области фундаментальной и прикладной НИР ОГТИ с вузами Приволжского федерального округа; участие в формировании единого научно-образовательного и культурного пространства в условиях восточного Оренбуржья на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию через реализацию договоров о сотрудничестве и проведение совместных исследований ученых ОГТИ и вузов Казахстана; развитие международных контактов в области НИР. 10
11
Приказ Минобрнауки РФ «Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов ( , АК-11/05вн): образовательная деятельность; внутренняя научно-исследовательская деятельность; интеграция международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; взаимодействие с регионом. Государственная программа «Развитие образования (2013 – 2020 годы)», принята г. на заседании Правительства Российской Федерации. 12
«… в документе есть ряд позиций, которые, на мой взгляд, вызывают вопросы, а местами и тревогу. Настораживает, например, то, что подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. Отсюда вопрос: аспирантура в регионах будет ликвидирована? Тогда как будут развиваться вузы? Они же представляют собой базу для формирования фундаментальной и прикладной науки, основу для социально-экономического и инновационного развития регионов! Практически во всех вузах созданы условия для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. И эта система продолжительное время успешно работает». 13
п/пКритерииОГТИ на г. 1.Образовательная деятельность 1.10.Численность аспирантов вуза в расчете на 100 студентов (приведенного контингента) 0, Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР 51,25 % 1.12.Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР 10,93 % 2.14.Удельный вес численности молодых ученых (30 – 40 лет) 17,2 % 2.15.Численность аспирантов, докторантов и сотрудников, защитивших диссертации в течение 3 лет Кадры
развитие аспирантуры через привлечение выпускников вуза, молодых ученых, работников образования в качестве аспирантов и соискателей, в том числе в рамках договора с Актюбинским государственным педагогическим институтом; подготовка собственных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру других вузов, в том числе ОГУ, по техническим и экономическим и другим научным специальностям; развитие и поддержка научно-педагогических школ; поддержка докторантов, аспирантов, соискателей; развитие НИРС через деятельность совета молодых ученых ОГТИ. 15
Научная (научно-исследовательская) деятельность (НИД) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и включает: фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. 16
17 п/п КритерииОГТИ на Научно-исследовательская деятельность 2.1.Количество цитирований в Web of Science в расчете на 100 НПР Количество цитирований в Scopus в расчете на 100 НПР Количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 НПР0,6 2.4.Количество публикаций в Web of Science в расчете на 100 НПР Количество публикаций в Scopus в расчете на 100 НПР1,6 2.6.Количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 НПР21,9
развитие публикационной активности ППС в целом; увеличение количества статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в российских рецензируемых научных журналах с высоким импакт-фактором и увеличение показателя «индекс цитируемости» института и отдельных ученых; публикация монографий по актуальным научным проблемам, учебных пособий с целью внедрения результатов НИР в образовательный процесс вуза; внедрение информационных технологий в НИД; модернизация материально-технической базы ОГТИ; обновление полиграфической базы издательства института; развитие сотрудничества ОГТИ с центральными издательствами страны. 18
Научно-исследовательская работа (НИР) – комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция). 19
Инновация – конечный результат творческого труда, реализуемый в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, услуги либо нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно- технологической сферах. ИЛИ Инновация – новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера. 20
21 Развивается: в области фундаментальных исследований в области образования в области прикладных исследований образовательные учреждения предприятиябизнесрегион востребованность
разработка модульных учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; работа с одаренными детьми восточного Оренбуржья по программе Министерства образования Оренбургской области; инновационные научно-методических проекты в гимназиях, школах, профессиональных колледжах Орска, Новотроицка, Гая; развитие Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ»; работа научно-проблемной лаборатории психолого- педагогических исследований по мониторингу БРС, АСР, тьюторского сопровождения и внедрению инновационных образовательных технологий и др. 22
23 полевые исследования проводятся на основании специальных разрешений – Открытых листов; по грантам, договорам; по заказу Администрации г. Орска; историко-краеведческого музея; участие в проекте «Комплексное исследование Урало-Мугоджарского горно-металлургического центра эпохи поздней бронзы»; исследования в рамках договоров о научном сотрудничестве с Институтом степи УрО РАН, Челябинским научным центром УрО РАН; участие в российско-казахстанском гранте «Рудные районы и археометаллургия Мугалжар: междисциплинарное исследование освоения меднорудных ресурсов региона в эпоху палеометалла» ( , г. Астана).
научно-технические исследования по заказу ОАО «Ормето-ЮУМЗ», ОАО «Механический завод»; проекты Администрации г. Орска; экологические проекты; эколого-экономические исследования; экономические исследования региона; научно-технические изыскания в области энергетики для действующих ГРЭС и др. 24
Объекты интеллектуальной собственности – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, произведения науки, литературы и искусства, другие объекты, охраняемые лицензионными, авторскими и (или) иными договорами на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, заключенными в порядке, установленном законодательством. 25
26
2009 – 4 гранта2010 – 5 грантов2011 – 2 гранта 27 п/пКритерииОГТИ на Общий объем НИОКР (доходы)3037 тыс.руб. 2.8.Объем НИОКР на одного НПР10477 руб. 2.9.Доля доходов от НИОКР в общих доходах вуза 6,2 % 2.5.Число выигранных грантов за последние 3 года в расчете на 100 НПР 4,6 ед.
28 Всего за 5 лет 16, руб. На 1 ед. ППС = руб. в год
повышение доли договорных НИР и средств, полученных по грантам, в общем объеме доходов института; привлечение студентов и молодых ученых к выполнению договорных и инициативных НИР, участию в конкурсах на получение грантов; постоянное увеличение объемов НИР НИАЦ; развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности; развитие инновационной деятельности выпускающих кафедр, лаборатории ППИ и НИАЦ через сотрудничество с образовательными учреждениями и предприятиями города и восточного Оренбуржья; с целью коммерциализации результатов НИД провести оценку результатов НИР; оформление результатов НИР через патенты, свидетельства Информрегистра, карты ЦИТИС. 29
1.Информацию принять к сведению. 2.Утвердить основные задачи НИД института на период до 2015 года. 3.Деканам и заведующим кафедрами разработать программу развития НИД кафедр с учетом повышения качества НИД на период до 2015 года в срок до 20 января 2013 г. – Отв. зав. кафедрами, деканы. 4.Директору НИАЦ разработать программу развития НИАЦ на период до 2015 года в срок до 20 января 2013 г. – Отв. директор НИАЦ. 5.На заседаниях НТС ежегодно заслушивать вопрос выполнения кафедрами и НИАЦ программы НИД. – Отв. проректор по НР. 6.Провести оценку интеллектуальной собственности института в срок до 01 марта 2013 г. – Отв. начальник УБУФК, проректор по НР. 30