Проректор по НР проф. Н.Е. Ерофеева. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в Оренбургском государственном университете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Васильев Н.А. Начальник отдела организации и.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства тема: Заполнение.
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
Доклад к заседанию Ученого Совета О формировании инновационной системы «наукаобразованиепроизводство» Выступление проректора по научной работе д.э.н, профессора.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Проректор по НР проф. Н.Е. Ерофеева

2

Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в Оренбургском государственном университете на период до 2015 года (Решение Ученого совета университета г., протокол 60); Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» «Перспектива» ( г.); О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г «О целевых показателях эффективности работы бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» (приказ Минобрнауки РФ от 2 сентября 2011 г. 2257). 3

Концепция направлена на обеспечение лидерства Оренбургского государственного университета (ОГУ) в отраслях гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук в Оренбургской области и прилегающих регионах и повышение вклада ОГУ в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие научно- исследовательской и инновационной деятельности. Главной целью научно-исследовательской и инновационной деятельности в Оренбургском государственном университете является повышение качества образования, подготовка кадров высшей квалификации, разработка новых технологий и использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала университета для технологической модернизации экономики региона и страны. 4

Научная, научно-техническая и инновационная политика в университете осуществляется исходя из следующих основных принципов: единство научного и образовательного процессов; развитие фундаментальной науки; поддержка ведущих ученых и научно-педагогических коллективов, обеспечивающих высокий уровень научных исследований и образования; развитие научно-технического творчества молодежи; интеграция в международное сообщество. Направления научных исследований и инновационной деятельности согласованы с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования. 5

Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укрепления международных связей во благо региона и России. Университет готовит интеллектуальную элиту, высококвалифицированных специалистов с творческим мышлением, способных к эффективной деятельности в экономической, политической, социальной и духовной сферах. 6

Для выполнения своей миссии Оренбургский государственный университет решает следующие задачи в области научной деятельности: проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, повышающие общий потенциал университета и обеспечивающие высокое качество подготовки специалистов; ведет разработки в сфере высоких технологий с целью производства на их основе конкурентоспособных товаров и услуг; развивает интеграционные процессы с научными, научно- исследовательскими и образовательными институтами и учреждениями РАН и РАО; осуществляет подготовку и переподготовку кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства; активно участвует в федеральных целевых, научных, научно- технических программах и конкурсах грантов, проводимых министерствами, ведомствами и научными фондами; совершенствует систему планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, организует и поддерживает инновационные и молодежные научные предприятия. 7

В соответствии с миссией ОГУ и приоритетами регионального развития главной целью является достижение следующих основных стратегических позиций: университет – инновационный образовательный центр, разрабатывает и использует новейшие образовательные технологии подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда; университет – научно-исследовательский центр, создает новые знания, разрабатывает и внедряет наукоемкие технологии; университет – инновационный центр, осуществляет трансферт технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и передачи на стадию испытаний. 8

ОГУ – крупный приграничный университет России формируется как кадровый и технологический лидер в большом географическом районе мира, что позволяет обозначить не только уникальную региональную специфику вуза, но и определить ключевые направления деятельности университета и основные элементы стратегии: соответствие стратегии развития университета задачам стратегического развития Российской Федерации и Оренбургской области; формирование единого научно-образовательного и культурного пространства на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию; укрепление позиций вуза в международном научно-образовательном сообществе путем совместного решения геополитических проблем регионов, подготовки национальных кадров, сохранения межнациональной и межконфессиональной толерантности; комплексное изучение проблем Южного Урала, Казахстана и Средней Азии, обеспечение информационного обмена и выработка рекомендаций для региональной политики России; создание условий для повышения эффективности взаимодействия различных регионов России со странами Центральной Азии, в том числе, в сфере образования, науки и культуры, и позиционирование России как лидера центрально-азиатского сектора мирового сообщества. 9

построение научно-исследовательской деятельности Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее ОГТИ) в соответствии с требованиями ОГУ в области фундаментальной и прикладной НИР; участие в программе модернизации образовательного пространства Оренбургской области через сотрудничество ОГТИ с образовательными учреждениями г. Орска и восточного Оренбуржья; развитие межвузовского взаимодействия в области фундаментальной и прикладной НИР ОГТИ с вузами Приволжского федерального округа; участие в формировании единого научно-образовательного и культурного пространства в условиях восточного Оренбуржья на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию через реализацию договоров о сотрудничестве и проведение совместных исследований ученых ОГТИ и вузов Казахстана; развитие международных контактов в области НИР. 10

11

Приказ Минобрнауки РФ «Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов ( , АК-11/05вн): образовательная деятельность; внутренняя научно-исследовательская деятельность; интеграция международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; взаимодействие с регионом. Государственная программа «Развитие образования (2013 – 2020 годы)», принята г. на заседании Правительства Российской Федерации. 12

«… в документе есть ряд позиций, которые, на мой взгляд, вызывают вопросы, а местами и тревогу. Настораживает, например, то, что подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. Отсюда вопрос: аспирантура в регионах будет ликвидирована? Тогда как будут развиваться вузы? Они же представляют собой базу для формирования фундаментальной и прикладной науки, основу для социально-экономического и инновационного развития регионов! Практически во всех вузах созданы условия для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. И эта система продолжительное время успешно работает». 13

п/пКритерииОГТИ на г. 1.Образовательная деятельность 1.10.Численность аспирантов вуза в расчете на 100 студентов (приведенного контингента) 0, Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР 51,25 % 1.12.Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР 10,93 % 2.14.Удельный вес численности молодых ученых (30 – 40 лет) 17,2 % 2.15.Численность аспирантов, докторантов и сотрудников, защитивших диссертации в течение 3 лет Кадры

развитие аспирантуры через привлечение выпускников вуза, молодых ученых, работников образования в качестве аспирантов и соискателей, в том числе в рамках договора с Актюбинским государственным педагогическим институтом; подготовка собственных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру других вузов, в том числе ОГУ, по техническим и экономическим и другим научным специальностям; развитие и поддержка научно-педагогических школ; поддержка докторантов, аспирантов, соискателей; развитие НИРС через деятельность совета молодых ученых ОГТИ. 15

Научная (научно-исследовательская) деятельность (НИД) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и включает: фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. 16

17 п/п КритерииОГТИ на Научно-исследовательская деятельность 2.1.Количество цитирований в Web of Science в расчете на 100 НПР Количество цитирований в Scopus в расчете на 100 НПР Количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 НПР0,6 2.4.Количество публикаций в Web of Science в расчете на 100 НПР Количество публикаций в Scopus в расчете на 100 НПР1,6 2.6.Количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 НПР21,9

развитие публикационной активности ППС в целом; увеличение количества статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в российских рецензируемых научных журналах с высоким импакт-фактором и увеличение показателя «индекс цитируемости» института и отдельных ученых; публикация монографий по актуальным научным проблемам, учебных пособий с целью внедрения результатов НИР в образовательный процесс вуза; внедрение информационных технологий в НИД; модернизация материально-технической базы ОГТИ; обновление полиграфической базы издательства института; развитие сотрудничества ОГТИ с центральными издательствами страны. 18

Научно-исследовательская работа (НИР) – комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция). 19

Инновация – конечный результат творческого труда, реализуемый в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, услуги либо нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно- технологической сферах. ИЛИ Инновация – новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера. 20

21 Развивается: в области фундаментальных исследований в области образования в области прикладных исследований образовательные учреждения предприятиябизнесрегион востребованность

разработка модульных учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; работа с одаренными детьми восточного Оренбуржья по программе Министерства образования Оренбургской области; инновационные научно-методических проекты в гимназиях, школах, профессиональных колледжах Орска, Новотроицка, Гая; развитие Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ»; работа научно-проблемной лаборатории психолого- педагогических исследований по мониторингу БРС, АСР, тьюторского сопровождения и внедрению инновационных образовательных технологий и др. 22

23 полевые исследования проводятся на основании специальных разрешений – Открытых листов; по грантам, договорам; по заказу Администрации г. Орска; историко-краеведческого музея; участие в проекте «Комплексное исследование Урало-Мугоджарского горно-металлургического центра эпохи поздней бронзы»; исследования в рамках договоров о научном сотрудничестве с Институтом степи УрО РАН, Челябинским научным центром УрО РАН; участие в российско-казахстанском гранте «Рудные районы и археометаллургия Мугалжар: междисциплинарное исследование освоения меднорудных ресурсов региона в эпоху палеометалла» ( , г. Астана).

научно-технические исследования по заказу ОАО «Ормето-ЮУМЗ», ОАО «Механический завод»; проекты Администрации г. Орска; экологические проекты; эколого-экономические исследования; экономические исследования региона; научно-технические изыскания в области энергетики для действующих ГРЭС и др. 24

Объекты интеллектуальной собственности – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, произведения науки, литературы и искусства, другие объекты, охраняемые лицензионными, авторскими и (или) иными договорами на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, заключенными в порядке, установленном законодательством. 25

26

2009 – 4 гранта2010 – 5 грантов2011 – 2 гранта 27 п/пКритерииОГТИ на Общий объем НИОКР (доходы)3037 тыс.руб. 2.8.Объем НИОКР на одного НПР10477 руб. 2.9.Доля доходов от НИОКР в общих доходах вуза 6,2 % 2.5.Число выигранных грантов за последние 3 года в расчете на 100 НПР 4,6 ед.

28 Всего за 5 лет 16, руб. На 1 ед. ППС = руб. в год

повышение доли договорных НИР и средств, полученных по грантам, в общем объеме доходов института; привлечение студентов и молодых ученых к выполнению договорных и инициативных НИР, участию в конкурсах на получение грантов; постоянное увеличение объемов НИР НИАЦ; развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности; развитие инновационной деятельности выпускающих кафедр, лаборатории ППИ и НИАЦ через сотрудничество с образовательными учреждениями и предприятиями города и восточного Оренбуржья; с целью коммерциализации результатов НИД провести оценку результатов НИР; оформление результатов НИР через патенты, свидетельства Информрегистра, карты ЦИТИС. 29

1.Информацию принять к сведению. 2.Утвердить основные задачи НИД института на период до 2015 года. 3.Деканам и заведующим кафедрами разработать программу развития НИД кафедр с учетом повышения качества НИД на период до 2015 года в срок до 20 января 2013 г. – Отв. зав. кафедрами, деканы. 4.Директору НИАЦ разработать программу развития НИАЦ на период до 2015 года в срок до 20 января 2013 г. – Отв. директор НИАЦ. 5.На заседаниях НТС ежегодно заслушивать вопрос выполнения кафедрами и НИАЦ программы НИД. – Отв. проректор по НР. 6.Провести оценку интеллектуальной собственности института в срок до 01 марта 2013 г. – Отв. начальник УБУФК, проректор по НР. 30