Оценка напряженного состояния защитной оболочки АЭС при воздействии высоких температур, вызванных горением топлива упавшего самолета Медведев В.Н., Ульянов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система моделирования и прогнозирования состояния объектов Москва, 2014.
Advertisements

Оценка напряженно-деформированного состояния трубопроводов на оползневых склонах с использованием программного комплекса ANSYS ЗАО «ДИГАЗ»
"Сбор и анализ исходных данных для определения уязвимости от внутренних затоплений энергоблока с реактором ВВЭР-1000/320" Назаренко Константин ОАО «Киевский.
Методы расчёта диафрагм жёсткости по нелинейной деформационной модели с использованием ПК SCAD В.В. Ходыкин, к.т.н. И.А. Лапшинов ООО МСК «Мост К»
Некоторые аспекты применения Еврокода 2 в разработках РУП «Институт БелНИИС.
Анализ безопасности АЭС при падении самолета Гинтаутас Дундулис и Еугениюс Ушпурас Литовский энергетический институт Международная конференция Научно-техническая.
1 ПРИМЕРЫ УЧЕТА НЕЛИНЕЙНЫХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ В РАСЧЕТАХ КОНСТРУКЦИЙ А.Н.Бамбура, А.Б.Гурковский – НИИСК, г.Киев.
Особенности формирования расчетных моделей монолитных железобетонных высотных зданий КАБАНЦЕВ О.В., НПО «СКАД Софт», Главный научный сотрудник, к.т.н.
Монтаж арматурных выпусков. > 2 Каневский С.А Соединение конструктивных элементов при помощи арматурных выпусков – повсеместная ежедневная.
В.Г. Федоровский С.О. Шулятьев НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСТКИЙ И КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОСНОВАНИЙ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ.
НТС ФГУП ОКБ "Гидропресс"1 Докладчик: Cемишкин В.П., Богачев А.В. Проведение расчетов напряженного состояния оборудования РУ МКЭ в рамках создания системы.
ОКБ «ГИДРОПРЕСС» Международная научно-техническая конференция «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР» 29 мая 2007 г. г. Подольск «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЧНОСТИ.
1 Статистические оценки нейтронно-физических и теплофизических параметров топливных сборок реакторов ВВЭР А. А. Рыжов, Д. А. Олексюк, А. А. Пинегин НИЦ.
Институт программных систем Российской академии наук 1 Решаемые задачи 1. Расчет и оптимизация современных ограждающих конструкций 2. Расчет систем отопления.
Методики чисельного аналізу несучих систем будинків у сейсмічних районах Національна академія природоохоронного і курортного будівництва Лабораторія САПР.
УТКИН Денис Михайлович ЗОЛЬНИКОВ Владимир Константинович УТКИН Денис Михайлович МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ.
ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ Тел. +38 (0645) , , Тел./факс
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ И СТРОЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ВНИИПО 12,
Разработка методики прогнозирования изменения температурных полей и тепловой осадки нефтепровода на участках с многолетнемерзлыми грунтами Маленов А.А.
Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций Проектирование зданий как искусственной среды жизнедеятельности должно обеспечивать.
Транксрипт:

Оценка напряженного состояния защитной оболочки АЭС при воздействии высоких температур, вызванных горением топлива упавшего самолета Медведев В.Н., Ульянов А.Н. Александр С. Киселев, Алексей С. Киселев, А.С. Залесов, В.Ф. Стрижов 29 мая – 1 июня 2007 года, г. Подольск, ФГУП ОКБ "ГИДРОПРЕСС" Российская академия наук Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Москва 5-я научно-техническая конференция «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР»

Введение До настоящего времени такое техногенное событие, как падение самолета на здания гермооболочки АЭС рассматривалось только в виде динамической нагрузки. Однако практика показала, что последствия пожара, могут привести к более разрушительным последствиям, чем непосредственно удар самолета. Например, при столкновении аэробуса Boeing-737 со зданиями Всемирного торгового центра (WTC1 и WTC2) их обрушение произошло спустя 56 мин и 1 ч 43 мин, соответственно, от воздействия температурной нагрузки (пожара). Продолжительность пожара и температура горения во многом зависит от типа самолета и количества топлива на борту. Необходимо оценить последствия горения топлива упавшего самолета на здания гермооболочки и определить, может ли это привести, например, к разгерметизации защитной оболочки, нарушению целостности конструкции или ее части, выходу из строя отдельных арматурных канатов системы преднапряжения. В работе представлены некоторые результаты компьютерного моделирования процессов разрушения защитной оболочки АЭС с ВВЭР при локальном разогреве фрагмента ее наружной поверхности на цилиндре и в купольной части, который может иметь место при возникновении пожара вблизи стенки оболочки вследствие, например, падения самолета или терракта.

Работа включает следующие основные этапы: 1.Определение параметров температурной нагрузки 2. Построение расчетной модели защитной оболочки 3. Расчетные исследования распределения температур по сечению стенки защитной оболочки во времени при воздействии данной нагрузки. 4. Определение НДС защитной оболочки в различные моменты времени воздействия высоких температур при эксплуатационном и аварийном сочетании нагрузок. 5. Анализ НДС защитной оболочки при воздействии высоких температур вызванных горением топлива упавшего самолета

1. Параметры температурной нагрузки Нагрузка на конструкции и оборудование, возникающая от горения топлива упавшего самолета, должна определяться в зависимости от: - количества топлива на борту самолета (при полной загрузке топливные баки аэробуса Boeing-767 вмещают 90 т керосина); - объема помещений (высота, площадь), количества и размещения проемов, их площадь и высота; - теплового потока в источнике. В данном расчетном анализе температурная нагрузка принималась консервативно в соответствии с рекомендациями [1]. При возникновении стандартного пожара в зданиях общего назначения температура воздуха в зависимости от времени определяется по формуле: где - температура воздуха, определяемая в С; - время от начала аварии, час.

Изменение температуры воздуха в зависимости от времени при возникновении стандартного пожара в зданиях общего назначения

Трехмерная конечноэлементная модель защитной оболочки АЭС с ВВЭР. Расчетная модель включает объемных восьмиузловых конечных элементов и узлов. Основные конструктивные особенности: - наличие отверстий диаметром 3 и 4 метра; - утолщения стенки оболочки в зоне этих отверстий; - закладные детали; - внутреннюю герметизирующую облицовку; - наличие внутренних и наружных слоев арматуры; - реальная трассировка арматурных канатов системы преднапряжения; - реальные значения усилий в арматурных канатах.

Зоны локального разогрева Сгущение конечноэлементной сетки вблизи зоны локального разогрева

Определение температурных полей в бетоне конструкции Различные величины коэффициента теплоотдачи наружной и внутренней поверхности стенки оболочки, которые зависят от температуры наружной поверхности и воздуха; Различные величины коэффициента теплопроводности бетона, которые зависят от средней температуры бетона в сечении элемента. Зависимость температуры среды и коэффициента теплоотдачи от времени, которые задаются в качестве параметров конвективного теплообмена на фрагменте поверхности цилиндрической части или купола.

Изменение физико-механических характеристик бетона. При воздействии повышенных и высоких температур, расчетные сопротивления бетона сжатию и растяжению уменьшаются. Коэффициенты условий работы бетона при сжатии bt и растяжении tt принимаются в зависимости от температуры бетона и длительности ее действия. Модуль упругости бетона, Е b, принимается с учетом коэффициента b,. Коэф. Коэффициенты условий работы бетона при сжатии bt и растяжении tt, коэффициент b при температуре бетона, о С bt 1,000,850,900,800,65 tt 1,000,70 0,600,40 b 1,000,900,800,600,40

Распределение температуры в зоне локального разогрева купольной части на моменты времени 0.27 часа (а) и 8.6 часа (b).

Распределение температуры в зоне локального разогрева цилиндрической части на моменты времени 0.35 часа (а) и 7.4 часа (b).

Распределение температуры по толщине в цилиндрической части (номера шагов соответствуют моментам времени в часах: , , 3 – 1.82, 4 – 2.72, 5 – 3.65, 6 – 5.55, 7 – 7.40).

Трещины в бетоне через 3.05 часа: 11 –от окружных напряжений растяжения; 12 –от меридиональных напряжений растяжения; 13 –от окружных и меридиональных напряжений растяжения; 14 –от окружных напряжений сжатия; 15 –от меридиональных напряжений сжатия; 16 –от окружных и меридиональных напряжений сжатия; 17 –от окружных напряжений растяжения и меридиональных напряжений сжатия; 18 – в бетоне от меридиональных напряжений растяжения и окружных напряжений сжатия.

Трещины в бетоне через 7.4 часа: 11 –от окружных напряжений растяжения; 12 –от меридиональных напряжений растяжения; 13 –от окружных и меридиональных напряжений растяжения; 14 –от окружных напряжений сжатия; 15 –от меридиональных напряжений сжатия; 16 –от окружных и меридиональных напряжений сжатия; 17 –от окружных напряжений растяжения и меридиональных напряжений сжатия; 18 – в бетоне от меридиональных напряжений растяжения и окружных напряжений сжатия.

Результаты расчетов Результаты исследований показывают, что для разработки рекомендаций по назначению мероприятий, снижающих уровень опасных последствий от воздействия повышенных и высоких температур, необходимо выполнить детальный анализ НДС защитной оболочки, а нормативный документ НП «Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций» не в полной мере отражает современные требования в части внешних воздействий и требует пересмотра. В тоже время нормы МАГАТЕ по безопасности NS-G-3.1 «Внешние события техногенного происхождения в оценке площадки для атомных электростанций» указывают на необходимость учета воздействий, вызванных горением топлива самолета Аналогичные требования указаны и в нормах МАГАТЭ NS-G-1.10 «Design of Reactor Containment Systems for Nuclear Power Plants» и NS-G- 1.5 «External Events Excluding Earthquakes in the Design of Nuclear Power Plants».

Выводы 1. Разработанные методики и программное обеспечение позволяют проводить анализ прочности защитной оболочки с учетом нелинейного поведения бетона при образовании трещин вследствие воздействия локальных полей температуры. 2. Результаты расчета показали, что при воздействии высоких температур от горения топлива упавшего самолета защитная оболочка может потерять несущую способность. 3. В нормах МАГАТЕ по безопасности указывается на необходимость учета воздействий, вызванных горением топлива самолета. 4. Для учета влияния температурной нагрузки, вызванной горением топлива упавшего самолета на защитную оболочку АЭС, в Российские нормативные документы по безопасности необходимо внести соответствующие изменения.