Роль лексических и грамматических явлений в тексте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль лексических и грамматических явлений в тексте.
Advertisements

Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Возможные трудности Добрые советы С частью сложного предложения можно спутать: · обособленный член предложения, · уточняющий член предложения, · вводную.
СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Транксрипт:

Роль лексических и грамматических явлений в тексте

Фразеологизмы Ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека; его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру; позволяют индивидуализировать речь героев; помогают сделать язык насыщенным, колоритным.

Антонимы Антонимы слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добро-зло. Контекстные (или контекстуальные) антонимы это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, Лёд и пламень не столь различны меж собой... (А. Пушкин) Антонимы, в том числе контекстные, позволяют: –уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; –дать более полную характеристику какого-либо явления; –выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами; –выразить авторскую оценку обозначаемого.

Синонимы помогают избежать однообразия изложения; разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной; позволяют всесторонне охарактеризовать образ, явление, поступок и т.д.; выразить самые тонкие смысловые оттенки; тонко и красочно описать предметы, явления; способствуют точности и ясности высказывания, помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание; дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

Контекстные синонимы Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте. Например: Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. их подбор делает речь яркой, художественной; они позволяют увидеть и охарактеризовать –внутренний мир рассказчика или героя; –их действия, состояния; отражают недостающие смыслы слова; подчеркивают своеобразие авторской речи; помогают увидеть новые лексические оттенки слова.

Архаизмы, историзмы служат для воссоздания исторической обстановки, названиями предметов, явлений и т.п. прошлых лет, для передачи торжественности момента, являются средством речевой характеристики персонажа, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий.

Профессионализмы Помогают определить принадлежность героя (рассказчика) к определённой профессии, служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., создания эффекта достоверности информации, речевой характеристики персонажа.

ДИАЛЕКТИЗМЫ помогают передать местный языковой колорит, особенности речи героев. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА создаёт стилистическую окраску слова, используется для словесной характеристики героя (рассказчика). КНИЖНЫЕ СЛОВА позволяют автору обратить внимание читателя на важные события (общественные, политические), нравственные ценности, помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему, служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.

Многозначные слова В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла.

Неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. (Главный член выражен глаголом изъявительного наклонения в форме 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени). Представляя субъект как неопределенно-личный (определить лицо по данному глагольному сказуемому нельзя), говорящий имеет в виду «кто- то другие, но не я», исключает себя из возможных субъектов действия. Также глагол-сказуемое подчеркивает, что говорящему эти лица либо неизвестны, либо он не хочет их называть. Грамматическая основа простого односоставного предложения

Однородные члены предложения Однородные члены предложения позволяют подробно, в деталях, описать внешность, характеры героев, их быт, окружающий мир; поступки героев; их действия; их душевное состояние; чувства персонажей; их увлечения; динамику действий; последовательность или одновременность действий. 2.Однородные члены могут представлять ряд синонимов, характеризующих одно понятие, явление или признак и использующихся вместе, чтобы полнее обрисовать его. 3.Ряды однородных членов могут служить средством создания контраста.

ОБРАЩЕНИЕ звательная функция: называет того, к кому обращаются с речью; оценочная функция: выражает отношение говорящего к собеседнику

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. 1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.). 2. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) 3. Вводные слова и словосочетания могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения. 4. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого. Вводные слова и словосочетания

Восклицательное предложение Может содержать побуждение к действию; передавать приказ, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола; придавать эмоциональную окраску высказыванию (радость, возмущение, гнев, удивление и т.д.)

Вопросительные предложения Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Они информируют о том, что хочет узнать говорящий. Это могут быть сведения о человеке или предмете (Кто пришёл? Что принёс?); о месте действия (Куда пошел учитель? Где он сейчас?); о характере действия (Как ты смог поднять этот груз?); о цели (Зачем ты купил эту книгу?); о достоверности информации (Ты действительно был дома?) и т.д. Вопросительные предложения используются для обмена информацией в диалоге.

ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают уточнить признак предмета; полнее раскрыть отличительные свойства предмета; избежать нагромождения сложных грамматических конструкций. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают автору многогранно представить предмет или лицо; дополняют характеристику лица или предмета

Обособленные приложения Обособленные приложения могут образно характеризовать лицо или предмет; пояснять или уточнять определяемый предмет. обозначать характерные внутренние и внешние свойства и качества героя; обозначать характерные свойства и качества предмета; точнее обозначать предмет или лицо через переименование.

Обособленные обстоятельства Помогают автору уточнить основное действие (как, почему, зачем, при каком условии оно происходит) создают экспрессивность речи, делают речь краткой, лаконичной, выразительной, позволяют детально описать действие, служат средством создания словесных картин, ведут к разнообразию синтаксических конструкций, помогают избежать повторения, нагромождения сложных предложений, с их помощью передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.

Уточняющие члены предложения Уточняющие члены, относясь к тому или иному члену предложения, сужают понятие, им передаваемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняют время, место, признак предмета, переданные в общем виде. Помогают передать мысль конкретно, выпукло, с уточняющими смысл деталями обстановки, времени и т.п. Позволяют передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения.

Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении Соединяют части сложносочинённого предложения, выражают значение одновременности событий. Обозначают противопоставление противоречащих слов или предложений. Обозначают противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом "между тем"). Обозначают противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего. Обозначают присоединение следствия к предполагаемому условию.

Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях 1. Определительные: Определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное. 2. Изъяснительные: Дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое). 3. Цели: указывают на цель, назначение действия 4. Условия: указывают на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления.

5. Причины: указывают на причину или обоснование действия (события, явления) 6. Уступки: указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие) 7. Сравнения: поясняют содержание главного предложения, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим. Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях

Могут выражать значения одновременности перечисляемых событий; их последовательности; причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом); пояснительные (второе предложение поясняет первое); пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.); сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему); условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором); следствия (содержание второго предложения является следствием того, о чём говорится в первом). Бессоюзные сложные предложения

Удачи на экзаменах! Егораева Г.Т., Москва