23.02.20131 Изучение стилистики в учебном курсе «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Advertisements

Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
ИздательствоИздательство «Русское слово» Сохраняя традиции…
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
LOGO Лексика с точки зрения её употребления. Нейтральная лексика Книжная лексика Лексика устной речи Жаргонизмы Арготизмы Диалектизмы Профессионализмы.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Русский язык и разговорная речь. Культура речи. Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ИздательствоИздательство «Русское слово» Сохраняя традиции…
Стиль разговорный книжный - научный - официально-деловой - публицистический - художественный.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
9. Функциональные стили современного русского литературного языка Разделяй и властвуй.
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
МБОУ СОШ 1 Н.В.Моисеева, директор, учитель русского языка высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России»
Урок по русскому языку. Тема: «Написание сочинения на лингвистическую тему в жанре sms- сообщения.» Автор: Пащенко Лариса Ивановна, учитель русского языка.
Транксрипт:

Изучение стилистики в учебном курсе «Русский язык классы» (авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин)

Цель: Формировать лингвистическую и коммуникативную компетентность; Совершенствовать навыки связной речи; Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Круг рассматриваемых вопросов: понятия «стилистика»; «стиль»; функциональный стиль; официально- деловой, научный, публицистический стили; стиль художественной литературы.

Логика изучения материалов по стилистике. I. Специальный раздел в курсе 11 класса. II. Повторение лингвистических сведений в других разделах учебника. З н а т ь: основные признаки функциональных стилей; функционально-стилистические особенности словоупотребления. У м е т ь: аргументированно охарактеризовать основные функциональные стили; создавать тексты разного стиля.

Материалы по стилистике в разделе «Лексика» (§9, 10)

I.Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. ф у н к ц и о н а л ь н о с т ь обозначение понятий научно-техническая терминология средство диалектизмы жаргонизмы термины профессионализмы художественный За пределами литературной нормы речевой характеристики воссоздание описываемой обстановки II. Устаревшая лексика, неологизмы. архаизмы историзмы неологизмы окказионализмы исторические работы воссоздание эпохи; торжественной речи х у д о ж е с т в е н н ы й воссоздание обстановки обозначение новых понятий, явлений стилистическая цель писателя становятся общеупотребительным и 1.Находить в тексте слова, имеющие ограниченную сферу употребления, объяснять их роль. 2.Использовать с учётом контекста. 3.Избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.

Материалы по стилистике в разделе «Морфология. Имя существительное.» (§ 33, 34)

Лексико-грамматические разряды существительных. Колебание одушевлённости / неодушевлённости уничтожать личинок уничтожать личинки научный общеупотребительный 2. Род существительных. Существительные общего рода разговорный стиль Реже! Нейтральный стиль Экспрессивная оценка неодобрительности плакса (разг.) рохля (разг., неодобр.) забулдыга (простор.) калека, сирота (нейтр.) 3. Падежные окончания. Вариантность книжные разговорные нейтральные УМЕНИЯ: объяснять выбор окончания; образовывать нужные формы в соответствии со сферой употребления; выбирать нужный вариант окончаний в речи. н а б а л е -е //-у (ю) н а б а л у -у (-ю) (м.р., II скл., Р.П., ед. ч.) (ч а ю) -а (-я) (чая) п р о ф е с с о р а ре к т о р ы -ы (-и) //-а (-я) М.р., II скл., И.п., мн.ч. (на –тор; -сор) -ьми // -ами (-ями) ж.р., III скл., Т.п., мн.ч. к о с т ь м и к о с т я м и

Материалы по стилистике в разделе «Морфология. Имя прилагательное.» (§ 37, 38)

Сравнительная и превосходная степени прилагательных. Синтетическая форма СС Аналитическая форма СС - книжн. с -ее - нейтр.; с -ей - разгов. (более добрый) (добрее) (добрей) Синтетическая форма ПС - книжн. Аналитическая форма ПС (добрейший) ССПС нейтр. (самый добрый) книжн. (наиболее добрый) разгов. (всех добрее) 2. Полные и краткие прилагательные. определение (нейтр.) добрый конь Сказуемое (устаревш.) на добра коня 3. Притяжательные прилагательные. - ов; - ев - от фамилий – устаревш. - (Гегелева логика) 4. Правописание окончаний прилагательных. Безударное -ой, что отражает на письме произношение устар. (Белеет парус одинокой.) правильно образовывать различные формы прилагательных; употреблять в речи нужную форму в зависимости от стилистической цели.

Материалы по стилистике в разделе «Морфология. Местоимение. Предлог. (§46, 57)

Лексико-грамматические разряды. Устаревшие: сей, оный (указ); оне (лич) Просторечные: этакий (указ) Научный стиль: мы = я Разговорный стиль: мы = ты (вы) (Ну-с, как мы поживаем?) 2. Употребление предлогов. Устаревшие: промеж глаз, посередь двора Простореч.: по грибы Устар.: об эту пору Книжн.: благодаря эксперименту, вследствие несоблюдения. Правильно употреблять местоимения и предлоги в речи.

Материалы по стилистике в разделе «Морфемика и словообразование»

Состав слова. §15 Аффиксальные морфемы. Синонимичные морфемы стилистическое отличие. нейтр.: закричать книжн.: вскричать Омонимичные морфемы стилистическое отличие. простор.: докторша (женщина-доктор) устар.: докторша (жена доктора) 2. Словообразование. §16 Морфологический способ. Усечение основы разговорная стилистическая окраска. баки (разгов.) бакенбарды (нейтр.) Использовать слова с синонимичными и омонимичными морфемами в зависимости от стилистической цели.

Материалы по стилистике в разделе «Синтаксис и пунктуация. Простое осложнённое предложение.»

Обращения. §91 Звательная функция; эмоциональное обращение; Риторическое обращение. Способ создания олицетворения. Правило русского речевого этикета. Вводные слова. §92 Разг.: короче; по правде; бывало, видишь ли; говорят. Научн.: во-первых, итак, допустим. Книжн.: вероятно, очевидно. УМЕНИЯ: Употреблять обращения в речи в соответствии с коммуникативной задачей. УМЕНИЯ: Употреблять вводные слова в соответствии со стилистической целью.

Сохраняя традиции… Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5 тел./факс: +7 (495) (многоканальный) ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО»