ФГОС : к вопросу о качестве образования… Алексеев С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Advertisements

Психологические особенности подросткового возраста.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. В основе ФГОС лежат принципы: 1.Единство преемственности и инновации. 2.Преемственно развивает многие идеи,
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в русле ФГОС второго поколения В.М.Дрофа, доцент.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Транксрипт:

ФГОС : к вопросу о качестве образования… Алексеев С.В.

Мы –за качество образования!!!

Уильям Шекспир Чтобы оценить чье-либо качество, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе… Преподаватель (методист) ---Преподаватель (методист) нового типа, «нового качества» Учитель ---Учитель нового типа, «нового качества» Родитель ---Родитель нового типа, «нового качества»

Наиболее популярная профессия Значимая социальная миссия Высокий уровень подготовки Невысокая учительская нагрузка Профессиональная автономия Директора – бывшие учителя Доверие родителей Number of teaching hours per year УЧИТЕЛЬ В ФИНЛЯНДИИ …

Приглашаем к дискуссии…

Вопросы… Концепция ФГОС….Мы уже это все делаем…А что здесь нового? Вспоминаются три стадии нового открытия, высказанные А.Эйнштейном : 1.Этого не может быть… 2.В этом что-то есть… 3.Кто-же этого не знает… Пока не подготовим педагога нового типа (уровня)- реализацию ФГОС нельзя признать эффективной… ФГОС – новое технологическое поле….технологии проектов, технологии развития познавательной деятельности, исследовательской деятельности…, технологии самостоятельной работы…и др.

Вопросы… ФГОС ----ЕГЭ :линии сопряжения….есть ли они вообще ? Менеджмент качества при проектировании и реализации образовательной программы школы (на основе ФГОС) Модели обучающихся организаций

Глобальные тенденции… глобализация как процесс становления и гармонизации многомерного мира во всех формах проявления; глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, либерализации мировой экономики, взаимозависимости экономики и безопасности всех стран; открытость, проявляющаяся в становлении открытого общества через процессы массовой социальной и межкультурной коммуникации, открытости новому знанию и новым технологиям, новым взглядам и культурам, новым условиям жизни и деятельности, новым способам общения и средствам реализации творческого потенциала; неопределенность как современное состояние жизни человека, стимулирующее к принятию самостоятельных решений, выбору учебной стратегии и стратегии поведения, образа жизни, пониманию ценности и смысла всего происходящего в мире, пониманию своих возможностей и способов реализации в этом мире (Н.В.Бордовская и др., 2010г.). смена типа культурного наследования, от постфигуративности к префигуративности ( по М.Мид ), изменяющего характер и структуру взаимоотношений между взрослым поколением и молодежью. «шок новизны», проявляющийся в неготовности человека к быстрым и частым переменам, изменениям в окружающем мире, социальной сфере, образовании…

С.Пейперт, американский педагог Нам недостает ясного, согласованного, вдохновляющего и вместе с тем реалистичного видения того, какой мы будем видеть школу через лет…

Современность… Характерная черта нашей жизни – нарастание темпов перемен, изменений… Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились…. Чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше – 13 лет, телевидению втрое меньше -13 лет, а Интернету еще в три раза меньше времени –всего 4 года…

Вхождение в Мир…

Аборигены и пришельцы цифрового мира

Типология культур (по М.Мид) Постфигуративная (дети учатся прежде всего, у своих предшественников) Конфигуративная ( дети и взрослые учатся у своих сверстников) Префигуративная ( взрослые также учатся у своих детей)

Время перемен… Ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования… Реализация новых ФГОС, которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства; Повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально- экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха.

Шок настоящего… В середине первого десятилетия ХХ1 века в год производилось больше уникальной информации, чем за предыдущие пять тысячелетий. При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года; Десяти самых востребованных профессий 2010года в 2004 году даже не существовало; Министерство труда США прогнозирует, что те, кто сегодня учится, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы …(А.Г.Асмолов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров, 2010)

Шок настоящего –шок новизны «Догоняющая модернизация» опасна и малоэффективна из-за такого социально- психологического синдрома как (повторение всех ходов и осиндрома «гипноз спины» шибок, не видение других трендов…). УУД – это необходимое, но недостаточное условие для личности, переживающей «шок настоящего». «Наш ребенок и знал бы, и умел, но беда заключается в том, что он прежде всего не хочет….», Л.С.Выготский Мотивация к обучению, к поиску, к творчеству- главная цель современного образования. Хороший учитель – это мастер рождения мотивации к познанию у своих учеников… Мотивация к инновациям – важнейшее средство для навигации в изменяющемся мире…

Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ Сущностные характеристики ФГОС

Шок новизны… В нашей жизни много неожиданного, мы живем в эпоху неопределенности, тем не менее мы должны быть подготовлены к этой жизни в эпоху неопределенности. Когда –то высказывание Конфуция «Чтоб ты жил в эпоху перемен» фактически приравнивалось к проклятью…Времена изменились…Сегодня стоит задача перед системой образования- формирования личности, которая воспринимает перемены как норму и не переживает «шока настоящего».

В.Спиваковский –нестандартный взгляд…

В.Спиваковский… Серия бестселлеров: -Если хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу… --Если ты достоен большего, нарушай правила… -- Образовательный взрыв…

Гекльберри Финн: Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование

23

Что человеку нужно … Умения критического мышления Умения управлять на своем месте Умения выстраивать свою карьеру Умения принимать решения в области проблем окружающей (и не только природной!) среды Умения вступать в диалог и сотрудничать Умения инициировать различные проекты, программы, действия… Умения работать в команде Формирование толерантности и др.

Спасибо за внимание!!!

Качество образования… Качество целеполагания… Качество отбора содержания… Качество выбора образовательных технологий (методик)… Качество выбора способов оценки образовательных результатов…

Переход на новые ФГОС ООО С первого сентября 2012г. Может быть осуществлен переход на ФГОС ООО «по мере готовности» образовательных учреждений (Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010г.) Преемственность и развитие : ФГОС НОО ----ФГОС ООО От минимума содержания образования – к индивидуальному максимуму результата ….Требования к предметным, матапредметным ( «измеряемым» показателям ) и личностным результатам.

Портреты выпускников (НОО) любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портреты выпускников (ООО) любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный,уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанновыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Метапредметные результаты

освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; способность их использования в практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории.

Международные сравнительные исследования качества общего образования Служба тестирования в образовании (США) - IAEP (1991) Международные сравнительные исследования качества общего образования Служба тестирования в образовании (США) - IAEP (1991) Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011) ICCS (1999, 2000, 2008) TEDS (2008) ICILS (2012) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) TALIS (2008) PIAAC (2011- AHELO (2012- )

Краткая информация об исследованиях Исследование TIMSS и PIRLS Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007? 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Оценка отношений и учебных стратегий Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах

Изменение результатов российских учащихся по читательской грамотности за период с 2000 по 2009 годы… (по Г.С.Ковалевой) Результаты ухудшились Результаты не изменились Результаты лучше, но…

Результаты международного исследования ПИЗА Номинация 2000г. 2003г. 2006г. 2009г. 1.ЕНГ (32) (40) (57) 39 (65 ) 2.Матем.грам Грам.чтения Комп.РП Первая тройка 2000,2003,2006 гг. : Финляндия, Гонконг, Канада 2009 год : первая тройка – Шанхай (Китай); Корея; Финляндия (В основу реформы в Китае ученые выдвигают «приемы радостного, интерактивного и игрового обучения»).

Исследования TIMSS, PISA, PIRLS По данным анкетного опроса, проведенного в рамках исследования TIMSS и PISA, доля самостоятельного эксперимента на уроках естественнонаучных дисциплин в российских школах в среднем составляет 6 % урока ( среднее международное значение - 14 % урока ), в Японии - 24 %, в Финляндии - 22 %. Интересны результаты по начальной школе (PIRLS) …Изучение качества чтения и понимания текста в 2001г. Россия занимала 12 место (из 35 стран), 2006г. – 1 место (из 40 стран). Прирост : умения находить информацию в тексте; формулировать выводы; умения интерпретировать информацию; умения обобщать и анализировать информацию; умения оценивать содержание текста; Дети стали смелее высказывать свою точку зрения !

Участники мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы с 2007 года (по Н.В.Нурминской, 2012) 1. г. Москва8. Новосибирская область 2. Калининградская область9. Чувашская Республика 3. Красноярский край10. Республика Саха 4. Тамбовская область11. Республика Татарстан 5. Тверская область12. Ростовская область 6. Смоленская область13. Иркутская область 7. Чукотский АО14. Мурманская область В реализации проекта в годы принимали участие специалисты разного профиля (В.Ю. Баранова, А.Л. Венгер, д.псих.н., Н.В. Гапонова, Е.И. Давыдова, О.В. Даниленко, к.псих.н., И.В. Ермакова, к.псих.н., Е.С. Зозуля, Г.С. Ковалева, к.п.н.(руководитель), К.А. Краснянская, к.п.н., М.И. Кузнецова, к.п.н., В.В. Морголина, Н.В. Нурминская, М.В. Серков, О.А. Рыдзе, к.п.н., А.О. Татур, к.физ.-мат.н.), представители 14 регионов страны, педагоги и родители. 38

Результаты проекта: Портрет первоклассника (1) Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет. Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. (по данным Н.В.Нурминской)

Портрет первоклассника (2) По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (от 1% до 2% по отдельным регионам) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу. В целом, по результатам опроса учителей, более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15 до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.

Портрет первоклассника (3) По результатам опроса родителей, 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 10-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь.

Портрет первоклассника (4) В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие- либо заболевания. 8% детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья составило 0,4%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.

Портрет первоклассника (5) Около 60% детей имеют в медицинских картах диагнозы заболеваний, поставленных различными врачами, 7,5% - диагнозы невропатолога. Более пятой части первоклассников необходима помощь логопедов: у 23% детей имеются нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук. Большинство (85%) обследуемых первоклассников имеют основную физкультурную группу, более 10% – вспомогательную и около 1% освобождены от физкультуры.

Портрет первоклассника (6) Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (88% первоклассников имеет «уголок школьника» - свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: около 40% семей имеют детскую библиотеку, включающую более 30 детских книг, чуть более 40% - небольшую библиотеку (от 10 до 30 детских книг). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника.

Портрет московского первоклассника (по материалам РИА-Новости) 45

Благодарю за внимание !!!

Успехов!!!